Наталья Зотова
Проект творческой студии на тему: «Формирование творческих способностей у детей 3–4 лет посредством кружковой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №6 г. о. Отрадный Самарской области
структурное подразделение «Детский сад №14»,
реализующее общеобразовательные программы дошкольного образования
___
ПРОЕКТ ПО РЕАЛИЗАЦИИ РАБОТЫ
ТВОРЧЕСКОЙ СТУДИИ
на тему : «Формирование творческих способностей
у детей 3-4 лет через кружковую деятельность»
Публикация «Проект творческой студии на тему: „Формирование творческих способностей у детей 3–4 лет посредством кружковой деятельности“» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Младшая группа
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
Выполнила :Зотова Наталья Александровна
воспитатель ГБОУ СОШ №6
г. о. Отрадный СП «Детский сад №14»
2013 г.
Содержание:
1. Анализ ситуации.
2. Проблема.
3. Планируемые результаты.
4. Система работы.
5. Диагностический инструментарий
6. Условия, обеспечивающие достижения новых образовательных результатов.
7. Список используемых источников.
Ум ребенка - на кончиках его пальцев.
В. И. Сухомлинский.
Анализ ситуации.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики в современном образовании. Начинать развитие творческих способностей нужно с самого раннего возраста.
Нина Павловна Саккулина (педагог, специалист в области художественного воспитания дошкольников) говорила, что нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые с одной стороны сохраняют преимущества детского творчества, а с другой помогают ребенку овладеть средствами самовыражения, т. е. надо использовать в образовательной деятельности разные техники рисования: традиционную (карандаши, краски) и нетрадиционную (нитками, свечой, манкой, солью и т. д.) Сегодня психологи выступают против традиционных дидактических методов обучения, используемых с дошкольниками, и часто вынуждающих детей действовать в рамках установленных схем, против навязывания стереотипных представлений, которые не возбуждают фантазию ребенка, а надоедают ему, подавляют его творчество и не стимулируют развитие творческой личности.
Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, чем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления дошкольника. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка :
- мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
- пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
- изобразительных навыков и умений, наблюдательности;
-эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.
Актуальность проблемы
Наряду с общей физической развитостью к детям дошкольного возраста предъявляется одно особенное требование: желательно, чтобы у них была хорошо развита мелкая моторика рук. Ведь школа сразу дает большую нагрузку на глаза ребенка и на его кисть - при обучении письму и математике, на уроках рисования и трудового обучения.
Слабое развитие моторики рук, может отрицательно отразиться на обучении ребенка в школе. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев будет замедлена, то нарушается и точность движений. Ребенку будет трудно учиться писать, писать он будет медленнее других. Может сформироваться негативное отношение и к письму и к учебным действиям вообще.
Наблюдая за детьми 1 младшей группы детского сада, я заметила, что, у многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук: у одних детей возникали трудности при держании ложки и карандаша; у других – при сборе конструктора и мелких игрушек в контейнер, во время игр с мячом; у третьих – застегивать-расстегивать застежки-молнии и липучки на одежде, не говоря о пуговицах и шнурках. Тогда я и начала свою работу по развитию мелкой моторики рук. Наиболее интересным, занимательным и любимым мною способом для развития мелкой моторики рук, считаю изобразительную деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник.
В самом начале в детских работах я наблюдала отсутствие аккуратности, бесцветность, однообразие и бедность цветового решения. Дети очень любят рисовать, но творчество не может существовать под давлением и насилием. Рисование для ребенка - радостный, вдохновенный труд, к которому не стоит принуждать, но нужно стимулировать и поддерживать ребенка, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Я поняла, что нестандартные, новые подходы к организации этой деятельности восхищают и удивляют детей, вызывая стремление заниматься этим интересным делом. Нетрадиционное, нестандартное рисование раскрывает креативные возможности ребенка, позволяет почувствовать палитру красок, формы, мазки, штрихи их характер и настроение.
Поэтому я организовала и по настоящее время веду кружок : «Радуга на кончиках пальцев» (нетрадиционная техника рисования.)
Цель:
• Формирование у детей раннего возраста эстетического восприятия и художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности.
Задачи:
• Воспитывать интерес к собственной изобразительной деятельности : желание рассказать в рисунке о том, что волнует его, радует.
• Развивать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.
• Формировать с помощью нетрадиционных способов рисования у детей интеллект, развивать умение нестандартно мыслить и активизировать творческую активность.
Участники проекта :
Дети от 3 до 4-х лет, родители, воспитатель старшей группы Болдарева Е. А., Воспитатель младшей группы Зотова Н. А.
Срок реализации:
Проект групповой; долгосрочный.
Планируемые результаты.
Результат деятельности детей
Формирование творческого начала в личности ребенка, развитие предпосылок для творческого мышления и восприятия, реализация его интересов и творческого потенциала : чувственность к новому, склонность к поиску новых путей, способность гибко использовать известные подходы и способы решения в новых условиях, самоанализу выбираемых решений, самостоятельность и оригинальность в решении проблем.
Совершенствование умений и навыков детей в освоении нетрадиционных техник в изобразительной деятельности.
Педагогическая поддержка успешности ребенка в творческом самовыражении.
Создание образов детьми, используя различные изобразительные материалы и техники.
Овладение детьми изобразительными навыками и умениями в соответствии с возрастом.
Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.
Система работы.
Использование современных образовательных технологий:
Название технологии Задачи Формы организации
Личностно-ориентированные технологии • Гуманистическая направленность содержания деятельности ДОУ.
• Приоритет личностных отношений.
• Индивидуальный подход к воспитанникам.
• Игры, занятия.
• Упражнения, игры, гимнастики.
• Тренинги, этюды, образно-ролевые игры.
Социоигровые технологии • Развитие взаимодействия «Ребёнок – ребёнок»,
«Ребёнок – родитель»,
«Ребёнок – взрослый» для обеспечения душевного благополучия.
• Коррекция импульсивного, демонстративного, протестного, агрессивного, конформного поведения.
• Формирование умений и навыков дружеского коммуникативного взаимодействия.
• Создание условий для развития личностных качеств и способностей всех субъектов открытого образовательного пространства.
• Коллективные дела, работа в малых группах на занятиях,
• Приёмы социально-направленные на создание ситуации успеха и комфортности.
• Сказкотерапия.
• Метод создания проблемных ситуаций с элементами самооценки.
• Самопрезентация
Технология проектирования • Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия. • Работа в группах, парах.
• Социально-активные приёмы (методы) : метод взаимодействия, метод экспериментирования, метод рефлексивной деятельности, метод наблюдения, сравнения.
• Беседы, дискуссии.
Здоровьеразвивающие технологии • Овладение набором простейших норм и способов поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья всеми субъектами открытого образовательного пространства.
• Увеличение резервов здоровья. • Пальчиковая гимнастика.
• Гимнастика для глаз.
• Дыхательная гимнастика.
• Артикуляционная гимнастика.
• Динамические паузы.
• Релаксация.
• Сказкотерапия.
• Двигательная терапия.
• Музыкотерапия.
Управленческие технологии • Организация образовательной деятельности ДОУ.
• Мониторинг образовательно-воспитательного процесса.
• Диагностическое целеполагание, планирование, проектирование педагогического процесса. Коллективные и индивидуальные формы организационно-методической работы.
• Мониторинг (оценка состояния, методики исследования.
Этапы реализации:
1. Организационный.
• Опрос (анкетирование) родителей на предмет организации дополнительного образования.
• Обработка полученных результатов личных наблюдений и результатов диагностики.
• Постановка проблемы.
• Составление плана.
• Организация кружка «Радуга на кончиках пальцев» (нетрадиционная техника рисования)
2. Основной.
Предполагаемая дата провед. Мероприятия. Место проведения мероприятия Наименование мероприятия Ответственный за выполнение
1.09.-5.09. Групповая комната Анкетирование родителей :
«Дополнительное образование в ДОУ». Воспитатель Зотова Н. А.
1.09.-15.09. Групповая комната Проведение первичного диагностического инструментария и мониторинг психофизиологических возможностей каждого воспитанника, его способностей и желаний Воспитатель Зотова Н. А.
1.10. Мастер-класс для педагогов “Нетрадиционные изобразительные технологии” Воспитатель Зотова Н. А.
5.10. Групповая комната Родительское собрание на тему : «Развитие творческих способностей детей младшего возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками». Воспитатель Зотова Н. А.
8.10. Групповая комната «Осенняя листва на деревьях»
(коллективная работа) Воспитатель Зотова Н. А.
18.10. Групповая комната Консультация для родителей на тему : «Рисование нетрадиционными способами». Воспитатель Зотова Н. А.
6.11. Групповая комната «Дом, в котором мы живём»
(коллективная работа) Воспитатель Зотова Н. А.
30.11. Комната для разде-
вания Выставка-отчёт детских работ
«Чудесные дары осени» Воспитатель Зотова Н. А.
12.12. Комната для разде-
вания Оформить папку – раскладушку на тему :
«Советы родителям по работе с краской». Воспитатель Зотова Н. А.
15.12. Групповая комната «Ёлочка-красавица»
(Коллективная работа) Воспитатель Зотова Н. А.
19.01. Комната для разде-
вания Выставка совместных работ родителей и воспитанников
«Творим без кисточки» Воспитатель Зотова Н. А.
30.01. Групповая комната «Пушистый зайка»
(коллективная работа) Воспитатель Зотова Н. А.
15.02. Комната для разде-
вания Выставка-отчёт детских работ
«Зимушка-зима» Воспитатель Зотова Н. А.
18.03. Групповая комната Индивидуальные консультации для родителей Воспитатель Зотова Н. А.
21.03. Комната для разде-
вания Фотовыставка «Уголок изодеятельности в семье» Воспитатель Зотова Н. А.
11.04. Комната для разде-
вания Буклеты для родителей «Как организовать домашние занятия по рисованию» Воспитатель Зотова Н. А.
17.04. Групповая комната Оформление альбома детских рисунков “Наше творчество”
Воспитатель Зотова Н. А.
20.05. Комната для разде-
вания Выставка-отчёт детских работ
«Весна- красна» Воспитатель Зотова Н. А.
25.05. Групповая комната Итоговая диагностика Воспитатель Зотова Н. А.
30.05. Комната для разде-
вания Анкетирование на тему : «Как вы относитесь к проявлению творческих способностей у детей». Воспитатель Зотова Н. А.
3. Заключительный.
Выставки детского творчества : «Чудесные дары осени», «Зимушка-зима», «Весна- красна»
Участие в детских творческих конкурсах,проводимых в ДОУ.
Диагностический инструментарий
Диагностика уровня овладения изобразительной деятельностью через нетрадиционные приёмы рисования, необходимый продуктивный раздел работы. С этой целью я использую индивидуальные диагностические задания, где определяю уровень овладения изобразительной деятельностью, используя нетрадиционные техники. Это позволяет выявить качественное своеобразие, сильные и слабые звенья моей работы. По результатам диагностики я отмечаю проблемы в работе с детьми, их причины, на что необходимо обратить внимание в перспективе.
Для диагностирования были определены критерии и показатели уровня овладения изобразительной деятельностью нетрадиционными методами.
-умение детей называть и самостоятельно использовать художественную технику;
-умение детей создать композицию изображения;
-умение детей воспринимать цвет и правильное их применение.
№ Тема занятия Нетрадиционная техника Программное содержание Оборудование
1 Диагностическое занятие
Грибочки --- Выявить уровень изобразительного творчества у детей
Листы бумаги А-4, акварельные краски, гуашь, восковые мелки, цветные карандаши, пальчиковые краски, салфетки.
Диагностическая карта
по методике «Диагностика изобразительной деятельности» Г. А. Урунтаевой
№/n
Ф. И.
Реб.
Техническ. навыки
Точность движений Средства выразительности (цвет, форма и др.)
Наличие замысла
Проявление самостоят.
Отношение к рисованию Речь в процессе рисования
Н. К. Н. К. Н. К. Н. К. Н. К. Н. К. Н. К.
1
2
3
4
5
6
7
Н. - начало года К. - конец года
При первичной диагностике анализ детских работ показал такие результаты:
никто из детей не пользовался нетрадиционными техниками. Так как нет достаточного уровня развития изобразительных творческих способностей. Следовательно, на следующем этапе будет проводиться работа по развитию художественных творческих способностей.
Условия, обеспечивающие достижения новых
образовательных результатов.
Для успешной реализации поставленных задач, проект предполагает тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.
Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации по развитию творческих способностей и использованию нетрадиционных техник рисования, проведение мастер-классов, показ открытых занятий по нетрадиционным техникам рисования, изготовление самодельных инструментов для изотворчества.
Работа с родителями предполагает: индивидуальные консультации, беседы, рекомендации, папки-раскладки, папки-передвижки, информационные стенды, семинары-практикумы, мастер-классы по нетрадиционным техникам рисования, выставки детского творчества, выставки совместного творчества (родители, дети) и анкетирование по вопросам художественного развития детей.
В проекте широко используются технические средства обучения: мультимедийный проигрыватель, музыкальный центр, фотоаппарат, видеокамера, DVD и др.
Условия реализации проекта : проект может быть успешно реализован при наличии следующих материалов и оборудования:
уголок изобразительной деятельности в группе;
методический инструментарий:
– разработка перспективного плана и цикла игр-занятий;
– картотека дидактических игр и нетрадиционных способов рисования;
– репродукции картин, открытки, фотоальбомы, эскизы и образцы работ;
– подборка виртуальных экскурсий по музеям и выставочным залам;
исследовательский инструментарий:
– краски разнообразных составов (акварельные, гуашевые, акриловые, тушь;
– кисти и другие изобразительные инструменты (карандаши простые и цветные, печати и штампы, трафареты, мелки восковые, свечки, поролон, заостренные палочки, ватные палочки, трубочки для коктейля, и др.) ;
– бросовый материал (шерстяные нитки ; карандашная стружка, кусочки ткани, пенопласта, открытки, бусины, фольга, ленты, тесьма);
– пластилин;
подборка художественной литературы «Сказки про краски» и оформление библиотечки юного художника
Список используемых источников.
1. .«Ознакомление с окружающим миром» Г. В. Морозова Москва 2010
2. .«Рисуем без кисточки» А. А. Фатеева Академия развития 2006
3. Волынкин В. И. «Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: учебное пособие». Р н/ Д: «Феникс»,2007 г.
4. Казакова Р. Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники». М. : «Творческий центр СФЕРА», 2005г.
5. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду». М. : «Карапуз-Дидактика, творческий центр СФЕРА», 2007г.
6. Лыкова Л. А. Изобразительная деятельность в детском саду : планирование, конспекты занятий. Методические рекомендации. Младшая группа. – М. : КАРАПУЗ_ДИДАКТИКА, 2008.
www.tambov.gov.ru – официальный сайт администрации Тамбовской области;
http//ipk.admin.tstu/ru - сайт Управления образования и науки Тамбовской области;
http//www.mon.gov.ru – официальный сайт министерства образования РФ;
https://festival.1september.ru – Фестиваль педагогических идей;
https://www.detskiysad.ru – сайт Детский сад. ru;
https://doshvozrast.ru - информация для воспитателей дошкольных учреждений.