Фаима Мустафина
Проект «Удивительная пуговица»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : долгосрочный, творческий
Продолжительность проекта : долгосрочный; с 01 сентября 2013года по 31 мая 2014 года.
Актуальность: Творческий потенциал (концепция А. М. Матюшкина) – творческие возможности заложенные в ребенке с рождения и раскрывающиеся по мере взросления в разных областях и сферах деятельности, в процессе постановки и нахождения оригинальных решений разного рода вопросов и проблем: интеллектуальных, личностных и прочих. Основа неординарных дарований ребенка – творческий потенциал, который характеризуется стойкой познавательной активностью, опережением в развитии мышления и речи, большим стремлением к творчеству в игре и других видах деятельности.
Публикация «Проект „Удивительная пуговица“» размещена в разделах
Одна из задач программы развития и воспитания «Детство» В. Логиновой звучит так: «пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность». Для этого необходимо создать условия для разнообразных видов деятельности, воспитывать устойчивый интерес к ним, поощрять активность, инициативу, оригинальность подходов к решению той или иной познавательной задачи.
Атмосфера современного детского сада должна быть насыщена разнообразными ситуациями, побуждающими детей к творческой самостоятельности, к проявлению фантазии, чтобы каждый ребенок в соответствии со своими склонностями и интересами приобрел опыт успешной творческой деятельности.
Актуальность данной темы очевидна, так как современный этап развития общества, сложные экономические условия, выдвигают на первый план одну из важнейших задач – всестороннее развитие способностей, воспитание активной, смелой, творческой личности. Очевидным является то, что толчок к наиболее полному развитию и использованию творческого потенциала каждого человека необходимо дать еще в дошкольном детстве. Развивать в детях способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, открывать что-то новое, способность к гибкому, глубокому осознанию своего опыта, главная задача педагогов. Тем самым, решая актуальные проблемы будущего развития человека с сильным, организованным мышлением, мировоззрением создателя и хранителя планеты Земля.
Тема проекта : Удивительная пуговица
Целью нашего проекта явилось : использование пуговиц в процессе развития творческих способностей.
Объект исследования: процесс развития творческих способностей
Предмет исследования: использования пуговицы в развитии творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
Задачи проекта :
• Проанализировать методическую литературу по проблеме исследования;
• Определить направления работы по данной теме с детьми и родителями;
• Оснащение предметной среды для развития творческих способностей детей дошкольного возраста;
• Подбор диагностических методик по выявлению творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза проекта : если использовать в работе объекты предметного мира (на примере пуговицы, то это будет способствовать развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Научная новизна: нестандартное применение объектов предметного мира (на примере пуговицы)
Практическая значимость: данный проект может быть использован педагогами, специалистами, родителями для развития творческих способностей старших дошкольников
Ожидаемые результаты:
Для детей
1. Развитие творческих способностей, мелкой моторики
2. Применение полученных знаний и умений в жизни
3. Развитие представлений о предметном мире – пуговице
4. Обогащение представлений детей о роли пуговицы в жизни человека и о многообразии пуговиц
5. Развитие художественного вкуса
Для педагогов
1. Обогащение предметной среды
2. Внедрение данного опыта в практической деятельности педагогов для решения образовательных задач
Педагогический проект осуществлялся в три этапа. На первом этапе изучался опыт работы дошкольных учреждений, формировался понятийный аппарат проекта. На втором этапе была организована работа в соответствии с планом каждого этапа. На заключительно - обобщающем этапе осуществлена систематизация полученных данных, проанализированы и обобщены результаты исследования.
Участники проекта : старшие дошкольники, родители воспитанников, воспитатель группы.
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный (сентябрь 2013год – октябрь 2013год)
• Выборка функционального представления о проблеме, идее и предмете проекта;
• Обсуждение со старшим воспитателем о целесообразности создания проекта и определение ее тематики;
• Разработка и отбор критериев эффективности проектной деятельности для проведения мониторинга;
• Утверждение плана проекта старшим воспитателем;
• Комплектование фонда справочных пособий и информационных материалов по проблеме проекта, включая электронный носитель;
• Организация работы по созданию методического комплекса проекта (перспективные планы, методические рекомендации, дидактические пособия).
2. Основной (ноябрь2013 год – март 2014год)
• Организация работы в соответствии с планом каждого этапа;
• Обогащение предметной среды;
• Апробация разных форм работы с детьми;
• Проведение мониторинга на каждом этапе работы, анализ полученных данных;
• Необходимая корректировка работы на основе результатов мониторинга.
3. Заключительный (апрель 2014 - май 2014)
• Обработка данных, описание результатов, соотнесение их с целями и задачами;
• Составление письменного отчета по реализации проекта;
• Распространение опыта работы
Список литературы
1. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. : Изд. 3-е, переработанное. - Детство-Пресс, 2000.
2. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. - Спб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012
3. Педагогическое проектировние. Сборник по результатам Областного конкурса «Педагогический проект»,- Томск, 2011
4. Урмина И. А., Данилина Т. А. «Инновационная деятельность в ДОУ», Линка-пресс, - Москва, 2009
5. Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма: пособие для школьных психологов. - М. :Интор, 1995
6. Рутецкая Н. А., Пантелеева Л. В. ТРИЗ. Программно-методическая разработка для дошкольных учреждений. - М. : 1994
7. Субботина А. Ю. Развитие воображения у детей. - Ярославль, 1996
8. Симановский А. Э. «Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1996
9. Марцинковская Т. Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. – М. : Линка- пресс,1997