Оксана Бочкова
Новые методы и формы в начальной школе на уроках русского языка и литературного чтения
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на педсовете школы
«Новые методы и формы в начальной школе
на уроках русского языка и литературного чтения (Мнемотехники и ТРИЗ-технологии)»
1. Введение
Публикация «Новые методы и формы в начальной школе на уроках русского языка и литературного чтения» размещена в разделах
- Литературное чтение
- Магазин. Профессия продавец
- Начальная школа. 1-4 классы
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Важнейшей задачей современного образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьников к саморазвитию и самосовершенствованию. Отсюда главная задача каждого педагога. Не только дать обучающимся определенную систему знаний, но и развить у них интерес к учению. Без хорошо организованных методов обучения тяжело организовать хороший урок.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования ставит главной целью развитие личности обучающегося, раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, создание благоприятных условий для его обучения и широкое применение активных методов обучения.
Мечта любого учителя, чтобы в процессе уроков было эффективное управление классом, максимально полное вовлечение учеников в образовательный процесс, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока, гарантированное достижение целей урока. Именно такую организацию предполагает технология, основанная на использовании активных методов обучения. Благодаря таким методам активизируется учебно-познавательная деятельность обучающихся, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только учитель, но активны и обучающиеся.
Особенности активных методов обучения:
-развивают умения и навыки
-обеспечивают воспитательную задачу, поскольку приучают работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей
-снимают нервную нагрузку школьников
-дают возможность менять формы их деятельности
-групповая форма работы участников учебного процесса.
-использование деятельностного подхода к обучению
-практическая направленность деятельности участников учебного процесса
-игровой и творческий характер обучения
-интерактивность учебного процесса
-использование знаний и опыта обучающихся
-рефлексия процесса обучения его участниками
2. Основная часть.
Одной из эффективных технологий является метод визуализации учебного процесса «Облако слов». Отличный дидактический инструмент, форма визуализации данных, набор ключевых слов и словосочетаний, написанными разными размерами шрифта и цвета. Работа с облаком слов нравится ученикам, вызывает интерес, концентрирует внимание, побуждает к поиску.
Обучающиеся учатся наблюдать, соотносить, выделять основное, анализировать. мотивирует Слабые ученики мотивируются к учебной деятельности.
В современном мире от человека требуется не только владеть знаниями, но и умение добывать эти знания самому и оперировать ими.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Основной секрет мнемотехники: когда человек в своем воображении соединяет зрительные образы, то мозг фиксирует эту взаимосвязь.
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит налету»
К. Д. Ушинский.
Для младших школьников эти техники очень помогают отдохнуть от скучного материала, от долгого сидения без движения.
Память многих учеников не приспособлена к простому запоминанию, зато эта память яркая и образная у детей начального звена.
Мнемотехника придумывает свои правила, делается это для того, чтобы работала эмоционально-образная память ребенка.
Запоминалочки: «Так запомним род мужской гонит мягкий знак метлой, женский род наоборот мягкий знак в друзья берет».
С давних времен использовалась мнемотехника в славянской азбуке. Все символы имели свое значение А (аз, Б (буки, В (веди) – я буквы знаю.
Люди давно поняли, что мнемотехника улучшает запоминание информации.
Использование приемов мнемотехники на уроках русского языка позволяет обеспечить высокий уровень запоминания орфограмм в словах, которые не проверяются правилами. Изучаемая орфограмма превращается в образ с лексическим значением слова.
Прием фонетической ассоциации. Дети составляют предложения со словарными словами со, словами созвучными с другими словами в предложении.
«Костя пишет в костюме», «Пенал моют пеной».
Мнемотехника подразумевает подмену абстрактных объектов на визуальные.
Прием графической ассоциации:
-Метод графических ассоциаций (рисунок). Выписать словарное слово на лист, а непроверяемую орфограмму обозначить графически с помощью рисунка, который ассоциируется с этим объектом. Например, в слове морковь вместо буквы о рисуем яркую морковку.
-Прием мнемотехники «кроссворд» подразумевает, что ученик записывает словарное слово по горизонтали и делит его на буквы как в кроссворде. Далее необходимо придумать ассоциацию для непроверяемой орфограммы и вписать новое слово по вертикали. Можно добавить рядом рисунком по теме.
-Рисунок из слов. Мнемотехника предлагает вместо традиционной работы над ошибками в словарных словах и низкоэффективным неоднократным списыванием слов, создать рисунок. Слово «стакан». С помощью этого слова нарисовать контур стакана, а внутри много раз вписать слово «молоко», якобы налить молоко.
-Прием поиска слова в слове. «Блокнот» – входит слово «блок», то есть несколько листов бумаги. «Пирог»- с пирогом можно устроить «пир».
Дать ребенку несколько слов. В каждом слове спряталось насекомое, животное или птица. Найди эти слова. (Утка, мышь, лев и т. д)
-Прием «Ударь по ударению». Запоминание небольших стихов, указывающих на правильное ударение. Например, «Я сегодня так устал! Пробежал один квартал! «У Феклы свекла!»
-Прием «Чепушина». Суть приема в том, что словарное слово с которым познакомились на уроке записывают столбиком. На каждую букву этого слова записываем ранее изученные слова. Если не знают слово на букву, то пропускают. Затем из этих слов составляют текст или предложение. Используя этот прием - повторяем изученные слова и знакомимся с новыми, развиваем кругозор и словарный запас, идет развитие творческих способностей.
_-Похожий прием «Создание рассказа». Учитель заранее подбирает слова на изученную орфограмму не более семи слов, а то такой объем будет сложно запомнить. Перед обучающимися ставится вопрос «Что общего между этими словами?». Что общего в написании. (Погода, дорога, корова, мороз, коньки, сорока, собака). Обучающимся предлагается составить небольшой рассказ в котором присутствовали бы все эти слова. Рассказ может быть забавным и фантастическим.
Мнемотехники. Пиктограммы для запоминания стихов или какого-то текста. Ребенок вначале разбирается со стихотворением, затем символично рисует картинки. Дальше он пытается воспроизводить стихотворение по рисунку. В чем плюс этого непростого метода? Когда этим дети занимаются год или полтора, то им это рисовать не надо, у них эти картинки «выскакивают» перед глазами и им легче запомнить. Дело в том, что у нас есть визуальная память, аудиальная память, кинестетическая память, механическая память. Когда мы берем только читаем стихотворение про себя - это наш глаз видит информацию. Когда мы проговариваем вслух- это информация переходит в механическую и акустическую, аудиальную, которая входит в ухо. Когда мы рисуем у нас получается картинка которая связана с правым полушарием головного мозга. Если до этого работало левое полушарие, то теперь заработало правое благодаря рисункам. Ребенок когда рисует осмысливает свою картинку. Пока он рисовал, он запомнил. Время, потраченное на создание пиктограммы, окупается. Один раз может делать учитель. Другой раз может дать домашнее задание - нарисовать картинки к стихотворению.
-Кодирование. Техника (Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан). Можно запоминать падежи. Можно чтобы дети сами сочинили. Что придумано самим ребенком, то запомнится лучше.
-Ассоциации (помогает запоминать списки, слова, фразы). Берем образ первого слова, придумываем образ второго слова и связываем несуразным способом. «Стул», «лошадь», «дневник». «На стул залезла лошадь, в зубах держала дневник». Самое важное, чтобы слова были последовательно связаны друг с другом. У текста есть абзац. Каждый абзац – это мысль. Каждому абзацу даем смысл и связываем.
-Синергия помогает закреплять информацию на нескольких уровнях, что помогает воспроизведению. Это могут быть слова, явления. Какой вес, объем? Какой лист на дереве? «Понюхаем листья.» «Потрогаем веточку», т. е позволяет включить несколько чувственных эмоциональных включателей.
-Цифровые ассоциации. Этот способ поможет запомнить даты. Надо к каждой цифре придумать образ. Придумать один раз, уделить этому время. Можно придумать фантастический образ и связать историей.
Технология ТРИЗ (теории решения изобретательных задач) – найти одно единственное решение.
-Письмо с дырками. Из текста убрали слова. Детям нужно заполнить и вставить недостающие слова, буквы, фразы. Или письмо порвали.
-Лови ошибку. Дети любят исправлять ошибки взрослых. Можно ребятам сказать сколько ошибок в тексте, а можно в конце спросить сколько нашли.
-Синектика (сравнение, нахождение сходства в предметах и явлениях) Сказали слово и изучаем на что оно похоже, что напоминает. Сравниваем, например, млекопитающие от других.
-Метод Робинзона. (нахождение применения, казалось бы ненужному предмету). Метод предполагает, что человек после кораблекрушения попал на необитаемый остров. У него нет нужной вещи. Что ему нужно для жизни?
-Метод паспорт (для литературного чтения)
В паспорте в соответствующих графах вставляем нужные названия, качества, характеристики. Таким образом можно описать литературного героя.
(Имя, автор, где прописан, где живет, кем служит. особые приметы и т. д, можно нарисовать образ главного героя)
-Найти максимальное количество достойных вариантов.
(Однокоренные слова, части речи, однородные члены предложения, описательные слова.)
Можно усилить задание. Найти максимальное количество однокоренных слов. Найди гласные. Дети когда много раз смотрят,то приучаются к быстрому чтению и пониманию.
- Придумать что-то оригинальное. Составить новое слово, найти новую метафору, придумать небылицу, написать рекламу. Включается ассоциативное мышление, креативное мышление.
- Создать сложную систему. Составить сложные слова к данному корню, сложносочиненные предложения из нескольких фраз, упорядочить слова в связанное предложение. Написать книгу, песню.
- Отыскать лучший результат с минимальной затратой усилий. Создать новое слово меняя, добавляя или убавляя только одну букву в слове, убрать лишние слова в тексте, одним словом или фразой описать длинную мысль.
3. Заключение.
Методы мнемотехники и ТРИЗ технологии разнообразны. Они базируются в первую очередь на принципах наглядности, доступности и систематичности. Позволяют перейти от детских ощущений к представлениям и понятиям.
Данные методы на первый взгляд покажутся несерьезными, но имеют популярность среди педагогов и педагогов-новаторов. Результатами данного метода являются
-творческая активность
-раскрепощение личности каждого ребенка
-создание ситуации успеха
-обогащение словарного запаса
-логического мышления
-улучшение памяти учащихся
-приобретение работы в группах, парах, самостоятельно
-усиление мотивации в обучении.
Мнемотехники помогают запоминать и воспроизводить информацию.
ТРИЗ технологии помогают практиковать, чтобы знания переросли в устойчивый навык. Делать командную работу, которая помогает большей социализации ребенка и вносит элемент интереса.