Папки-передвижки

Проект «В детский сад хожу без слез»

Наталья Фелькер
Проект «В детский сад хожу без слез»
▼ Скачать + Заказать документы

1.4 Проект «В детский сад хожу без слез»

Процесс перехода ребенка из семьи в детское дошкольное учреждение сложен и для самого малыша, и для родителей. Ребенку предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. А это совсем не просто. Ранее сформированные динамические стереотипы, иммунная система, физиологические процессы подвергаются некоторым преобразованием. Возникает необходимость преодоления психологических преград. Все это может вызвать у новичка защитную реакцию в виде отказа от еды, сна, общения с окружающими. Именно поэтому целью данного проекта является : помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Этим определяются основные задачи проекта :

Публикация «Проект „В детский сад хожу без слез“» размещена в разделах

• Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;

• Помощь воспитателям в организации и проведении групповых и индивидуальных занятий в адаптационный период.

Параллельно с решением основных задач решаются задачи развития детей :

• Снятие эмоционального и мышечного напряжения;

• Снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;

• Развитие навыков взаимодействия друг с другом;

• Развитие внимания, восприятия, речи, воображения;

• Развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;

• Развитие игровых навыков, произвольного поведения.

МЕРЫ, ОБЛЕГЧАЮЩИЕ АДАПТАЦИЮ (ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ) :

1. Необходимо заранее готовить ребенка к поступлению в детское дошкольное учреждение.

2. Когда Вы приходите в детский сад, попросите познакомить Вас с группой, куда будет ходить ребенок, с сотрудниками, работающими там.

3. В адаптационный период нежелательно разрушать любые привычки, в том числе и вредные (например, если ребенок сосет палец, не засыпает без соски или пения, любит находиться на руках взрослого и т. п., так как это осложнит приспособление к новым условиям.

4. Если к моменту поступления малыша в детский сад Вам не удалось отучить его от вредных привычек, предупредите об этом воспитателей.

5. Для детского сада потребуются определенные вещи. Пусть ребенок пойдет их покупать вместе с Вами.

6. Позаботьтесь о том, чтобы все вещи были максимально простыми и удобными, без лишних застежек и пуговиц. Обувь должна быть на липучках или на молнии. Научиться завязывать шнурки ребенку трудно, поэтому пусть лучше учится завязывать их дома без спешки.

7. Накануне первого посещения детского сада необходимо напомнить малышу, что завтра он идет в группу.

8. Рекомендуется укороченный день.

МЕРЫ, ОБЛЕГЧАЮЩИЕ АДАПТАЦИЮ (ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ) :

1. Воспитатели знакомятся с родителями и другими членами семьи, самим ребенком, узнают следующую информацию : какие привычки сложились дома в процессе еды, засыпания, пользования туалетом и т. п. ; как называют ребенка дома; чем больше всего любит заниматься ребенок; какие особенности в поведении радуют, а какие настораживают родителей.

2. Когда наступает волнующий момент и ребенок приходит в детский сад, знакомый воспитатель радостно встречает его, берет на руки и говорит : «Наконец-то ты пришел! Мы так давно тебя ждем!»

3. Принимать в группу нужно по два ребенка в неделю и заполнить группу в течении 2-3 месяцев.

4. Необходимо обеспечить стабильность состава воспитателей на период приема и на весь период пребывания детей в детском саду. В период адаптации и после него категорически запрещаются переводы детей из группы в группу.

5. Важным условием для успешной адаптации является питание : разнообразное меню, прекрасные вкусовые качества блюд и их красивое оформление.

6. На период адаптации необходим щадящий режим : детям позволяют подольше поспать, пораньше лечь, воспитатели стараются быстрее одеть ребенка на прогулку и раздеть после нее.

7. Необходимо помнить, что ребенок должен получать удовольствие от общения со взрослыми и сверстниками.

8. Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду – важнейшее условие, облегчающее ему адаптацию к перемене в образе жизни.

Особое значение в период привыкания ребенка к условиям общественного воспитания имеют и такие факторы, как привычка к режиму, уровень культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и т. д. На это следует обращать постоянное внимание в семье. К концу первого года жизни у ребенка необходимо сформировать умение садиться на стул, самостоятельно пить из чашки. С 1 года 2 месяцев необходимо учить ребенка пользоваться ложкой, есть суп с хлебом, разнообразные блюда, хорошо пережевывать пищу, после еды задвигать свой стул. Ребенок должен активно участвовать в раздевании, умывании. С 1 года 6 месяцев ребенка надо приучать самостоятельно мыть руки, есть, соблюдая во время еды чистоту, пользоваться салфеткой, снимать расстегнутую и развязанную взрослым одежду, называть предметы одежды. К 2 годам он должен знать свое место за столом, место для полотенца и одежды, спокойно сидеть за столом, тихо вести себя за столом и в спальне. Очень трудно дается детям перенос сформированных навыков в новую обстановку. В связи с этим при поступлении в детское учреждение наблюдается временная их утрата. Поэтому необходимо не только упражнять детей в применении сформированных навыков, но и контролировать выполнение бытовых правил в разных ситуациях, пояснять их значение. Дети, у которых в соответствии с возрастом сформированы и навыки общения, и культурно-гигиенические навыки, быстро и безболезненно привыкают к условиям общественного дошкольного воспитания, успешно развиваются умственно и нравственно, растут крепкими и здоровыми.

Определенные психологические проблемы, возникающие у ребенка в период адаптации к детскому учреждению – явление вполне нормальное и естественное. Более того, в определенное степени возникновение этих проблем свидетельствует и о высоком интеллектуальном и психическом уровне развития ребенка, о его способности испытывать сильные эмоции. Проблем адаптации в детских учреждениях, как правило, полностью избегают только умственно не полноценные дети. И все же следует различать нормальные эмоциональные переживания и невроз, который может развиться у ребенка, психика которого травмирована стрессовой ситуацией. Нормальной может считаться адаптация, не выходящая за рамки временных ограничений. Чем старше ребенок, тем он дольше адаптируется к новым условиям. В яслях этот период не должен превышать семи-десяти дней. Для периода адаптации могут быть характерны различные психофизиологические реакции – беспокойство, страх, заторможенность или, напротив, повышенная возбудимость (в зависимости от темперамента ребенка, капризность, раздражительность, упрямство.

Гораздо сложнее и дольше адаптируются в детском саду дети, которые :

• являются единственными в семье;

• чрезмерно опекаемые родителями или бабушками;

• привыкшие к тому, что их капризам потакают;

• пользующиеся исключительным внимание взрослых;

• не имеющие элементарных навыков самообслуживания;

• неуверенные в себе;

• эмоционально неустойчивые;

• дети, родители которых слишком сильно переживают за ребенка в связи с необходимостью отдавать его в детский сад.

Таким родителям следует помнить и неукоснительно соблюдать несколько правил, изложенных ниже. Это поможет избежать серьезных проблем и психологических нарушений у ребенка.

Правило 1. Учитывайте возраст и эмоциональную привязанность.

Как правило, мальчики проявляют интерес к общению со сверстниками в три года, девочки – несколько позже. Это – наиболее благоприятный возрастной период для того, чтобы отдать ребенка в дошкольное учреждение. Однако следует учитывать также и индивидуальные особенности.

Правило 2. Ребенок должен идти в детский сад с желанием.

Детский сад – это не тюрьма и не клетка, в которую помещают ребенка от безвыходности ситуации. Это – радость общения, радость творчества, радость познания окружающего мира. Только с этой позиции родители должны рассматривать детский сад, и только на радость должны настраивать ребенка.

Правило 3. Ваши собственные детские воспоминания могут пробудить у ребенка желание посещать детский сад.

Прежде чем отдать ребенка в детский сад, поговорите с ним об этом. Для того, чтобы сформировать у малыша положительный настрой, расскажите ему о том, как вы сами в детстве посещали детский сад. Постарайтесь сделать рассказ интересным – в этом случае ребенок не будет бояться, что его ждет что-то плохое, а будет с радостью ожидать первого дня своей новой жизни.

Правило 4. Подготовительный период должен начаться задолго до дня первого посещения группы детского сада.

К примеру, за несколько недель до первого посещения начните гулять с ребенком возле детского сада или, если есть такая возможность, непосредственно на детской площадке детского сада. На знакомой территории он будет чувствовать себя более уверенно.

Правило 5. Избавьте ребенка от трудностей адаптации к новому режиму.

Дети, не посещающие детский сад, живут по своему собственному расписанию : кто-то просыпается рано, кто-то – поздно; в разное время разные дети ложатся спать, садятся за стол и т. д. В детском коллективе – свое расписание, свой режим, соблюдать который обязан каждый ребенок. Поэтому лучше приучить малыша заранее именно к такому режиму дня, который он будет соблюдать в детском саду.

Правило 6. Приучайте ребенка к самостоятельности.

В детском саду его не будут кормить с ложки, уговаривая «скушать ложечку за маму, за папу». Совсем маленьким детям помогают одеться воспитатели; в более старшем возрасте ребенок должен уже кое-что и сам. Безусловно, навыки самостоятельности прививаются не сразу. Однако в привычной домашней обстановке ребенку будет гораздо проще научиться надевать колготки, застегивать пуговицы и т. д. Самостоятельному ребенку будет проще, чем не приспособленному к самообслуживанию.

Правило 7. Любя, не воспитывайте эгоиста.

Проявляя свою любовь к ребенку, восторгаясь им, старайтесь не спровоцировать возникновения в его сознании мысли о собственной исключительности. Ребенок должен знать, что родители и близкие люди с радостью выполняют его желания, а иногда и капризы, восхищаются им совсем не потому, что они обязаны это делать, а только потому, что любят его. Уступая ребенку, иногда просите и его пойти на уступки. Эгоистично настроенным детям в коллективе сверстников приходиться порой туго. Не стоит забывать об этом.

Правило 8. Предоставьте ребенку возможность эмоциональной разрядки.

В первые несколько дней ребенок чувствует себя в детском саду скованно. Постоянное сдерживание эмоций может привести к нервному срыву, поэтому в период адаптации ребенку просто необходимо «выпустить» эмоции в привычной домашней обстановке, не вызывающей скованности. Не ругайте его за то, что он слишком громко кричит или быстро бегает – это ему необходимо.

В том случае, если адаптационный период проходит слишком остро и значительно превышает допустимые сроки, имеет смысл посоветоваться с психологом.

Публикации по теме:

Консультация для родителей. «Организация жизни детей в адаптационный период». Организация жизни детей в адаптационный период. Поступление ребёнка в дошкольное учреждение-процесс сложный и для самого малыша и для родителей.

Рекомендации, позволяющие снизить риски дезадаптации Рекомендации, позволяющие снизить риски дезадаптации Для многих родителей и педагогов проблема адаптации детей к дошкольному учреждению.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «В детский сад хожу без слез»
Опубликовано: 6 апреля 2014 в 20:29
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «В детский сад хожу без слез»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Фелькер (УИ 198413) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД