Наталья Матюшина
Проект на тему «Зимующие птицы» в средней группе
Актуальность: в современных условиях проблема экологического
воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Частью окружающего нас мира являются птицы. Они окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Кроме того, многие дети среднего дошкольного возраста не знают названий птиц, обитающих на территории своего края, особенностей их существования и необходимости им помогать. Поэтому тема проекта «Зимующие птицы» выбрана не случайно.
Публикация «Проект на тему „Зимующие птицы“ в средней группе» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
Цель проекта: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним.
Задачи проекта:
* Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.
* Расширить кругозор детей о зимующих птицах.
* Развивать творческие и интеллектуальные способности воспитанников.
* Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.
Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели группы.
Вид проекта: информационно-творческий.
Образовательные области: Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Срок реализации проекта: краткосрочный (2 недели).
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный
* Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.
* Создание необходимых условий для реализации проекта.
* Перспективное планирование проекта.
* Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
II этап – основной (практический)
* Внедрение в воспитательно–образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.
* Взаимодействие с родителями. Рекомендации на совместные прогулки. Совместно с ребенком сделать кормушку. Подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка.
* Заучивание стихотворений о зимующих птиц.
* Отгадывание загадок про зимующих птиц.
* Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах, принести книги в детский сад.
III этап – заключительный.
* Экологическая акция «Птицы зимой!» (Изготовление кормушек для птиц)»;
* Организация и участие родителей в выставке «Изготовим кормушки для птиц!»;
* Проведение итогового мероприятия – познавательное развлечение в группе «Зимующие птицы!».
Содержание работы в процессе реализации проекта
1. Взаимодействие с родителями:
* Рекомендации на совместные прогулки.
* Совместно с ребенком сделать кормушку.
* Подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка.
* Заучивать стихотворения о зимующих птицах.
* Отгадывать загадки про зимующих птиц.
* Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах, принести книги в детский сад.
2. Просмотр видеофильма «Зимующие птицы».
Цель: познакомить с пернатыми и их характерными особенностями. Учить правильно называть птиц и части их тела. Предложить полюбоваться их красотой, учить отражать свои впечатления в речи.
3. Игровая деятельность
Цель: развивать мелкую моторику рук, расширить у детей знания о птицах, научить их правильно называть, продолжать развивать умение слушать и слышать собеседника, развивать речь, память.
Пальчиковая игра «Ворона»
Я решил ворон считать:
(попеременно ударяют кулак о кулак,
ладонь о ладонь)
Раз, два, три, четыре, пять
(поочередно загибаем пальцы на каждый
счет на обеих руках одновременно)
Шесть ворона – на столбе,
(поочередно разгибаем пальцы на каждый
счет на обеих руках одновременно)
Семь ворона – на трубе,
Восемь – села на плакат,
Девять – кормит воронят…
Ну а десять – это галка.
Вот и кончилась считалка!
(попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь)
«Птицы у кормушки»
Мы повесили кормушки,
В них насыпали зерно.
Для голодных птиц зимою
Очень вкусное оно.
Прилетайте к нам, синицы,
Голубь, клест и воробей!
И, конечно, ждем мы в гости
Красногрудых снегирей.
Дети имитируют движения.
Имитируют движения.
Загибают по очереди пальцы, перечисляя птиц.
4. Дидактические игры.
* «Сложи пазлы»
Цель: закрепить знания об птицах, воспитывать интерес и бережное отношение к ним.
* «Один – много»
Цель: закрепить понятие «один» - «много»; упражнять в образовании названий птиц единственного и множественного числа.
* «Назови одним словом»
Цель: упражнять в узнавании птиц по их внешнему виду, правильно называть; уточнить понятие «зимующие птицы»; развивать внимание, память; воспитывать заботливое отношение к птицам.
* «Назови птицу по описанию»
Цель: упражнять в узнавании птиц по описанию; развивать внимание, логическое мышление.
* «Кто из птиц лишний»
Цель: упражнять в узнавании зимующих птиц по внешнему виду; уточнить понятие «перелётные птицы», вспомнить их названия, уметь различать с зимующими птицами; развивать внимание, память.
* «Кто из птиц улетел»
Цель: формировать умение узнавать зимующих птиц, правильно их называть; развивать зрительное внимание, память.
5. Настольно-печатные игры:
Цель: развивать интерес к птицам, расширять кругозор и обогащать словарный запас детей новыми терминами, развивать связную речь.
Домино «Птицы»,
Лото: «Животный мир», «Зимующие птицы»,
Разрезные картинки «Кто, где живёт?», «Чей обед?».
Дидактическая игра «Найди чья тень?»
6. Сюжетно-ролевые игры:
«Птичий двор», «Ветеринарная клиника», «В гости к птицам».
Цель: развить интерес к птицам и их образу жизни, учить подражать людям разных профессий; воспитывать любовь к птицам; продолжать учить играть всем вместе, партнёрским отношениям со сверстниками.
7. Словесные игры:
«Чей дом?», «Доскажи словечко».
Цель: расширить у детей знания о птицах, научить их правильно называть, продолжать развивать умение слушать и слышать собеседника, развивать речь, память, образное мышление.
8. Подвижные игры:
Цель: координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи, развитие творческого воображения, закрепить знания детей о характерных движениях птиц, научить имитировать их голоса, закрепить знания детей о птицах, о действиях, которые они совершают.
*Подвижная игра с речевым сопровождением «Птички», «Веселый воробей», «Совушка сова».
*игра малой подвижности «Птички в гнездышках», «Воробышки и кот».
9. Познавательная - исследовательская деятельность
Тема: «Перья»
Цель: познакомить детей с разнообразием крыльев птиц, состоящих из перьев. Рассказать, чем отличаются и как помогают держаться птицам в воздухе. Рассмотреть с помощью луп и микроскопа по подгруппам.
10. Формирование целостной картины мира
Тема: «Зимующие птицы»
Цель: рассказать детям о зимующих птицах, объяснить причину их перелетов (перелетные, зимующие); установить связь между формой клюва и питанием птиц; учить отвечать на вопросы полными ответами, способствовать воспитанию заботливого отношения к птицам.
11. Беседы с детьми
«Как живут наши пернатые друзья зимой», "Какие птицы остаются с нами на зиму», «Кто заботится о птицах», «Пользу или вред приносят птицы?», «Меню птиц», «Как дети с родителями заботятся о птицах зимой?», «Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой».
Цель: знакомить детей с понятием «зимующие» птицы, обсудить с ребятами, как мы можем позаботиться о птицах, которые не улетают в тёплые края, (сделать кормушки, подкармливать птиц, не срывать без нужды ягоды и семена, которыми они питаются).
12. Наблюдение за птицами зимой на прогулке
* Наблюдение за синицей, наблюдение за зимующими птицами, наблюдение за вороной, наблюдение за голубями.
Цель: уточнять и расширять представления о разнообразии птиц, формировать знания об общих признаках птиц (клюв, органы передвижения, перьевой покров). Учить видеть особенности в их строении и поведении.
* Вместе с детьми выносить корм на прогулку.
Цель: приучать птиц к месту кормёжки.
* Обратить внимание детей как ведут себя птицы в ожидании корма и во время кормёжки.
Цель: знакомить с повадками птиц.
* Наблюдать за птичьими следами на снегу.
Цель: учит ориентироваться на территории детского сада, находить птичьи следы «читать их», передавая в речи свои рассуждения и выводы.
* Рассматривание оперения птиц.
Цель: учить различать птиц по размеру и цвету и по оперению. Отражать результаты своих наблюдений в речи.
12. Музыкальные игры. Для формирования звукового восприятия дети узнавали «голоса» птиц.
13. Элементарный бытовой труд
* Изготовление кормушек, чистка кормушек, подкормка птиц.
Цель: привлечь детей к помощи птицам в трудных зимних условиях.
14. Коммуникативная деятельность
1. Чтение рассказов:
И. Тургенева «Воробей», М. Горького «Воробьишко»,
2. Заучивание и чтение стихотворений о зимующих птицах; обсуждение пословиц, поговорок, отгадывание загадок; рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц.
Цель: формировать у детей интерес к объектам живой природы, учить сопоставлять образы, созданные поэтами со своими наблюдениями. Воспитывать бережное отношение к птицам.
15. Рисование «Снегирь»
Цель: Формировать умение отражать в рисунке снегиря.
Задачи: Уточнить представление о внешнем виде снегиря (особенности строения, окраска). Вызвать интерес к рисованию птиц на ветке. Воспитывать любознательность, художественный вкус, интерес к занятию рисованием.
16. Лепка «Птичка»
Цель: Формировать умение лепить из пластилина птичку, передавая овальную форму тела, вытягивать и прикреплять мелкие части.
17. Коллективная работа «Птички на нашей кормушке»
Цель: учить детей создавать из геометрических фигур образ птицы, составлять из отдельных деталей готовый предмет. Воспитывать интерес и творческий подход к работе. Воспитывать любовь и бережное отношение к птицам. Учить детей создавать из отдельных работ одну общую композицию.
18. Конструирование из бумаги "Синичка"
Цель: формировать навыки работать с бумагой. Развивать умение создавать образ синички из геометрических фигур. Развивать мелкую моторику.

19. Итоговое развлечение «Праздник зимующих птиц»
Цель: Расширение представлений у детей среднего дошкольного возраста о зимующих птицах и закрепление знаний о птицах, их образе жизни.



Взаимодействие с родителями
* Консультации для родителей «Помогите птицам зимой!», «Мастерим «вкусную» кормушку»
* Рекомендации на совместные прогулки (наблюдение за птицами, обсудить внешний вид, окраску, почему не улетели; рассказать, где живут и чем питаются; вместе покормить птиц)
* Совместно с ребенком сделать кормушку и принести в детский сад.
* Подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка (синичку угостим салом, воробья угостим крошками и т. п.)
* Заучивание стихотворений про зимующих птиц.
* Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах, интернете.
ИТОГ::
1. Расширен кругозор детей о зимующих птицах.
2. Пополнилась предметно – развивающая среда: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах.
3. У детей сформированы: любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.
4. Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.