МААМ-картинки

Проект «Зимующие птицы» в средней группе. Часть 1

Людмила Полякова
Проект «Зимующие птицы» в средней группе. Часть 1

Департамент образования администрации

города Нижнего Новгорода

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 14»

Итоговая работа:

Проект в средней группе на тему :

«Зимующие птицы».

Выполнила: Полякова Людмила Михайловна

воспитатель первой квалификационной

категории МБДОУ «Детский сад № 14»

Нижний Новгород

2019 г.

Публикация «Проект „Зимующие птицы“ в средней группе, Часть 1» размещена в разделах

Содержание:

1. Проблема.

2. Программное содержание из программы ДОО.

3. Актуальность проекта.

4. Объект проекта.

5. Предмет проекта.

6. Цель проекта.

7. Задачи проекта.

8. Время выполнения проекта.

9. Участники проекта.

10. Развивающая предметно – пространственная среда.

11. Предполагаемый продукт проекта.

12. Содержание самого проекта : этапы проекта.

13. Список литературы, обеспечивающей успех проекта.

14. Методическое обеспечение проекта.

Так и живут бок о бок птицы и люди, часто не обращая внимания друг на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу, как члены одной большой семьи. Кто из них кому больше нужен – человек птицам или птицы человеку? Но выживет ли человек, если на Земле не останется птиц

Э. Н. Голованова

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Зимнее время – это не только весёлые праздники, оживлённое катание с горок, отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. В холодное время года зимующим птицам жизненно важно прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.

Помочь птицам выжить могут только люди. Регулярная ежедневная зимняя подкормка птиц может спасти довольно много птичьих жизней, это один из самых важных способов их привлечения.

1. Проблема:

Недостаточные представления детей о зимующих птицах.

2. Программное содержание из программы ДОО:

Расширить знания детей о жизни птиц зимой : об их внешнем виде.

Формировать умение распознавать птиц (воробей, ворона, голубь, сорока, синица, снегирь) по способам передвижения, внешнему виду, издаваемым звукам.

Воспитывать заботливое отношение и интерес к птицам.

Расширять словарный запас по теме.

3. Актуальность проекта :

В нашей области обитает приблизительно 250 видов птиц, многие из них с наступлением холодов улетают в тёплые края, однако около 50 видов остаются зимовать на родине. По нашим наблюдениям в нижегородской области зимой более часто встречаются такие птицы как сизый голубь, воробей, сорока, синица, снегирь, ворона и во второй половине зимы – свиристель.

Холод этим птицам не страшен, потому что у птиц очень горячая кровь. Им страшен голод. Поэтому птиц надо подкармливать. Подкормившаяся на кормушке птица начинает усиленно разыскивать корм на деревьях и кустарниках в районе расположения кормушки. В поисках пищи многие птицы жмутся к человеческому жилью. Все они нуждаются зимой в нашей помощи, в нашей заботе.

Многие дети среднего дошкольного возраста не знают не только как помочь птицам, но и не знают названий птиц, обитающих на территории своего города.

Наша задача – познакомить детей с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.

Проведя диагностическую беседу, предложив детям демонстрационный материал (карточки с изображением зимующих птиц, удалось установить, что из 22 опрошенных воспитанников меньше половины (10 детей) узнали и назвали правильно 6 птиц (воробья, голубя, синицу, ворону, дятла, сову) почти всех предъявленных птиц, каждый третий (7 детей) смог узнать и назвать 4 птицы (воробья, голубя, ворону, сову, а 5 человек назвали только 3 птиц. Из этого следует, что дети имеют слабый опыт наблюдения за птицами в природе. У большинства опрошенных детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.

Введение Федерального государственного стандарта требует реализации в образовательном процессе ДОУ принципа интеграции, как условия повышения качества дошкольного образования.

Одним из актуальных и эффективных методов, реализующих данный принцип является метод проектов. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Сегодня я вам расскажу о реализации одного из своих проектов – «Зимующие птицы».

Объект проекта : Зимующие птицы, которые обитают в городе Нижнем Новгороде. Объектом исследования были выбраны зимующие птицы, которые прилетают на территорию детского сада и прилегающего парка. (голуби, воробьи, синицы, вороны, снегири).

Предмет проекта : поведение и питание птиц на кормушках, расположенных на деревьях территории детского сада.

Цель проекта : Формировать у детей представления об особенностях жизни и поведения птиц в холодное время года.

Задачи проекта :

Образовательные:

Расширять и систематизировать знания детей о зимующих птицах и роли человека в жизни зимующих птиц.

Учить устанавливать связь между средой обитания и образом жизни птиц.

Учить детей коммуникативному общению с детьми и взрослыми.

Развивающие:

Пополнить предметно – развивающую среду по теме проекта.

Развивать познавательные способности детей, любознательность, самостоятельность.

Формировать умения и навыки наблюдения за птицами.

Способствовать развитию у детей умений составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения.

Развивать творческие и интеллектуальные способности.

Воспитательные:

Воспитывать у детей заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях. Воспитывать уважительное и доброжелательное отношение к окружающему миру, к птицам, окружающим нас.

Вид проекта : информационный, познавательный.

Время выполнения проекта : среднесрочный (декабрь месяц)

Участники проекта : воспитатели группы, дети средней группы, родители воспитанников.

Развивающая предметно – пространственная среда :

Дидактические игры: «Прилетели птицы», «Четвертый лишний», «Лабиринт», «Разрезные картинки», «Летает не летает», «Чьи следы», «Раскраски о птицах», «Кто чем питается?»; трафареты с птицами, раскраски с птицами, шапочки маски с птицами, аудиозаписи голосов птиц; художественная литература о птицах (рассказы, сказки, пословицы и поговорки, загадки, стихи, иллюстрации с зимующими птицами.

Предполагаемый продукт проекта :

Расширен кругозор детей о зимующих птицах. Улучшилась предметно – развивающая среда : литература, фотографии, иллюстрации, стихотворения и рассказы о птицах, загадки, презентация о зимующих птицах. У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки. Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях. В период проведения проекта ежедневно угощали птиц разнообразным кормом, который был принесён родителями, наблюдали за их поведением. В результате проведё нной работы дети узнали: какие птицы остаются зимовать в наших краях, а какие прилетают к наху на зиму, как различить птиц по окраске, какие корма предпочитают птицы (например, : голуби и воробьи предпочитают семечки, а синицы – сало). Дети вместе с родителями принимали участие в сборе корма для птиц и изготовили кормушки разного вида, благодаря чему узнали и увидели из чего можно их сделать. Укрепились детско – родительские отношения. Но главный результат проекта – это усвоение детьми того, что наши пернатые друзья не смогут перезимовать, если мы не будем им помогать. Дети стали более добрыми, отзывчивыми.

Содержание самого проекта.

Этапы проекта :

1 этап – организационно – подготовительный.

-определение цели и задач проекта детьми и родителями.

-подбор материала для проведения образовательной деятельности.

-подбор детской художественной литературы для чтения и знакомства детей с зимующими птицами нашего города.

-экскурсии по территории детского сада в зимний период.

-анкетирование родителей «Вместе с детьми кормим зимующих птиц».

2 этап – основной

Рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц

Беседа «Как живут наши пернатые друзья зимой».

Чтение рассказа М. Горького «Воробьишко» + просмотр мультфильма

Дидактические игры «Кормушка», «Угадай-ка»

Развешивание кормушек на территории детского сада

Беседа «Синичка - гостья нашего двора»

Заучивание стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой»

Дидактические игры «Разрезные картинки», лото «Птицы»

Лепка «Воробушки на кормушке»

Беседа «Помощь пернатым в зимнее время года»

Рисование «Снегири»

Театрализация: «Где обедал воробей»

ФЭМП «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?»

Аппликация «Синички»

Творческое рассказывание «Как я спас птичку».

Дидактические игры «Один -много», «Счет птиц», «Четвертый лишний»

В течение месяца

Подвижные игры: «Совушка», «Воробушки и автомобиль», «Воробушки и кот»

В течение месяца

Наблюдение: за синицей;

за вороной; за голубем

В течение месяца

Прослушивание аудиозаписи из серии П. И. Чайковского «Времена года»; голосов птиц (синицы, воробья, вороны, сороки и др.)

В течение месяца

III этап - обобщающий

Подведение итогов в реализации проекта

Выставка книг и иллюстраций о зимующих птицах нашей области

Выставка «Лучшая кормушка для птиц».

Литература

1. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. Часть 2. Санкт-Петербург, 2004.

2. Горький М. А. Воробьишко. – Ленинград: «Детская литература», 1974

3. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Москва, 2004

4. Чарушин Е. И. Воробей. Программная разрботка образовательных областей «Чтение художественной литературы», «Коммуникация» в средней группе детского сада. – Воронеж: ООО «Учитель», 2013

5. www.maam.ru

6. myshared.ru›

7. nsportal.ru›

8. ped-kopilka.ru

Методичевское обеспечение проекта

Приложение №1

Беседы о птицах

«Знакомство с воробьем»

Цель: закрепить знания о птицах, их строении, образе жизни.

Наглядный материал: картинка, модель воробья, игровой персонаж Мишка.

Воспитатель: Послушайте, дети, о ком я вам хочу рассказать: прыгает, летает, крошки собирает. Мишка говорит, что это кошка. Вы согласны с ним?

Дети: нет.

Воспитатель: А кошка умеет прыгать?

Дети: Да.

Воспитатель: А летать?

Дети: Нет.

Воспитатель: Так про кого я рассказала?

Дети: Про воробья.

Воспитатель: Докажите, что это птица, а не кошка. Воробей – это животное такое, воробей - птица?

Воспитатель:

• Почему воробей – птица?

• Что есть у птицы? (показать модель)

• какого цвета грудка?

• Чем покрыто тело?

• Какого цвета перышки?

• Какого цвета шапочка?

• Что это? (показать клюв)

• Какой клюв?

• Зачем он нужен?

• Что воробей клюет?

• Зачем нужен хвост?

• Зачем воробью глазки?

• Кто у него враги?

• Могут ли птицы прожить без еды?

Становится холодно. Улетают птицы, которые едят только мошек, мух и гусениц. А воробей клюет зерна и крошки, летит к домам, где живут люди, чтобы найти там какой-нибудь корм. Так кто же такой воробей?

Дети отвечают.

Беседа «ПОЧЕМУ ПТИЦ СТАЛО МЕНЬШЕ

Цель: Выяснить причину отлета птиц, подвести к установлению причинно-следственной связи - пищи стало меньше, поэтому улетают туда, где ее много.

Наглядный материал: картинки с изображением птиц, насекомых.

Воспитатель:

• Кто это?

• Какие они?

• Они живые?

• Что они едят?

• А как зовут эту птицу? (Показать картинку с изображением синицы).

• Что она ест?

• Много ли сейчас насекомых?

• Зачем надо подкармливать птиц? (Стало холодно, насекомых нет, будем подкармливать птиц крошками).

• Какие птицы улетают?

• Как их называют?

• Почему они улетают? (Ласточки, жаворонки и соловьи улетели туда, где много тепла и насекомых).

• Почему синички, голубь, воробей, вороны остаются зимовать с нами?

• Так какие же птицы бывают?

Дети отвечают.

Беседа «КОРМУШКА. НАШИ ПЕРНАТЫЕ ДРУЗЬЯ»

Цель: подвести к понятию о том, что зимой птицам не хватает корма, их нужно подкармливать.

Наглядный материал: кормушки для птиц.

Воспитатель задает детям вопросы.

• Что это?

• Зачем нужна кормушка?

• Для кого они нужны?

Ребята, давайте помогать птицам, которые остались зимовать. Повесим кормушку, посыплем туда крошек, зерен, положим каши, кусочек сала, зерен и посмотрим, кто прилетит полакомиться.

• Что ест голубь, воробей, синичка?

• Так зачем подкармливать птиц зимой?

Дети отвечают.

Беседа «СИНИЧКА - ГОСТЬЯ НАШЕГО ДВОРА»

Цель: Научить узнавать и называть синицу, расширить знания о птицах.

Наглядный материал: Игровой персонаж мишка, модели, картинки с изображением синицы и жуков.

Воспитатель: Мишка говорит, что видел на дереве много жуков. Они большие и желтые, с черными головками (показать модели). Кто это?

Дети: Синички.

Воспитатель: А Мишка говорит, что это жуки: они желтые и у них есть крылья. Давайте докажем, что это синички.

Дети: У жуков шесть лапок, а у синички – две, у жуков нет клюва, а у птиц есть. Синичка - это птица.

Воспитатель: Что есть у птиц? (Дети отвечают).

Какого цвета у синички перышки на грудке, головке, хвостике? (Дети отвечают).

Чем она питается?

Дети: Когда нет насекомых, любит клевать сало.

Воспитатель. Так почему же синица – птица?

Дети отвечают.

Беседа «ПОМОЩЬ ПЕРНАТЫМ В ЗИМНЕЕ ВРЕМЯ ГОДА»

Цель: уточнить знания о птицах и изменениях в их жизни зимой.

Воспитатель читает детям рассказ Л. Воронковой «Помощь птицам», задает вопросы:

• Куда вышли дети?

• Для кого они несли зерно?

• Куда они насыпали зерно? Зачем?

• Почему прилетели птицы?

• Кому насыпали семечки?

Птицы были рады?

• Так почему же надо подкармливать птиц?

Дети отвечают.

Приложение №2

Н. Сладков

Сказки о птицах

С нами зимуют разные птицы. Есть «зимующие птицы», которые живут с нами летом и остаются жить рядом с нами и зимой. Каких птиц вы видите во дворе и зимой, и летом? (Объяснить, что это птицы зимующие).

А есть птицы — гости, их еще называют «кочующими». Кочующие птицы прилетают к нам зимой с далекого холодного севера. Наши зимние гости – это чечетки, свиристели, клесты, снегири. В их родных краях зимой такой мороз и стужа, что им кажется, что у нас тепло! Да и корм у нас есть! Свиристели и снегири лакомятся рябинкой. Клесты – шишками, а чечетки – семенами. Для них наша область как будто юг. Вот как интересно об этом написано в сказке «Курорт «Сосулька» Николая Сладкова. Оказывается, мы с вами зимой на курорте Сосулька» живем! А мы и не знали!

Курорт «Сосулька»

Н. Сладков

Сидела Сорока на заснеженной елке и плакалась:

— Все перелетные птицы на зимовку улетели, одна я, дура оседлая, морозы и вьюги терплю. Ни поесть сытно, ни попить вкусно, ни поспать сладко. А на зимовке-то, говорят, курорт… Пальмы, бананы, жарища!

И слышит вдруг голос:

- Это смотря на какой зимовке, Сорока! На какой, на какой - на обыкновенной! Обыкновенных зимовок, Сорока, не бывает. Бывают зимовки жаркие — в Индии, в Африке, в Южной Америке, а бывают холодные — как у вас в средней полосе. Вот мы, например, к вам зимовать — курортничать с Севера прилетели. Я — Сова белая, они — Свиристель и Снегирь и они — Пуночка и белая Куропатка.

— Что-то я вас не пойму толком! — удивляется Сорока. — Зачем же вам было в такую даль лететь киселя хлебать? У вас в тундре снег — и у нас снег, у вас мороз — и у вас мороз. Тоже мне курорт — одно горе!

Но Свиристель не согласен:

— Не скажи, Сорока, не скажи! У вас и снега поменьше, и морозы полегче, и вьюги поласковей. Но главное — это рябина! Рябина для нас дороже всяких пальм и бананов.

И белая куропатка не согласна:

— Вот наклююсь ивовых вкусных почек, в снег головой зароюсь — чем не курорт? Сытно, мягко, не дует.

И белая Сова не согласна:

— В тундре сейчас спряталось все, а у вас и мыши, и зайцы. Веселая жизнь!

И все другие зимовщики головами кивают, поддакивают.

— Век живи, век учись! — удивляется Сорока. — Выходит, мне не плакать надо, а веселиться! Я, выходит, сама всю зиму на курорте живу. Ну чудеса, ну чудеса!

— Так-то, Сорока! — кричат все. — А о жарких зимовках ты не жалей, тебе на твоих куцых крыльях все равно в такую даль не долететь. Курортничай лучше с нами!

Снова тихо в лесу. Сорока успокоилась. Холодные курортники едой занялись. Ну а те, что на жарких зимовках, — от них пока ни слуху, ни духу.

Какие птицы прилетели в гости зимой на наш курорт «Сосулька»? О чем беседовала с ними Сорока? Чем понравились гостям наши края? Что понравилось Свиристели (Рябина). А что полюбилось Куропатке (Ивовые почки и рыхлый пушистый снег, в который можно зарыться). Что понравилось Сове? (Мыши и зайцы, которыми она питается). А тебе что нравится у нас зимой?

Почему же мы снегирей, свиристелей называем таким странным словом «кочующие»? Кто такой кочевник? (Человек, который кочует, то есть перемещается с места на место со своей семьей, со всеми соседями из одного села и со своим стадом). Вот и кочующие птицы тоже кочуют с одного места на другое. Ты уже догадался, как эти птицы подбирают себе место для кочевки? Какое место они выбирают? (Подскажите ребенку, что главное для птичек – это еда. Найдут птицы место, где корма много, и задержатся на нем подольше. А как корм закончится – полетят дальше. А вот если еды достаточно, то они могут и не кочевать, и жить на одном месте).

Волшебная полочка

Н. Сладков

Я повелитель птиц! Захочу, и птицы сами прилетят ко мне. Прилетят голуби и воробьи, синицы или снегири. Нет, я не волшебник. Я не шепчу таинственных заклинаний. У меня нет волшебной палочки. Но зато у меня есть волшебная полочка. Так и быть, открою вам секрет. И к вам тоже станут прилетать дикие птицы. На вид полочка совсем проста: простая фанерка с простыми деревянными бортиками. Но в полочке волшебная сила! На простую полочку нужно насыпать простой крупы, простых хлебных крошек. Потом полочку нужно выставить за окно. И полочка сразу станет волшебной! На неё тут же прилетят голуби и воробьи. А если вы укрепите на полочке кусочек сала, то к вам прилетят синицы. Кисти рябины привлекут внимание снегирей. Сделайте волшебную полочку! Каждый день будут прилетать к вам разные птицы. Смотрите на них, любуйтесь, фотографируйте! Вы станете добрым покровителем птиц!

Кто такой Добрый повелитель птиц?

• Как им можно стать?

• Что нужно Волшебнику – волшебная палочка или волшебная полочка?

• Что нужно положить на волшебную полочку, чтобы на нее прилетели птицы?

• Как пригласить на волшебную полочку воробьев? А как пригласить синичек? А как сделать, чтобы на волшебную полочку прилетели снегири и свиристели?

Публикации по теме:

Конспект открытого занятия «Зимующие птицы» в средней группе Реализация предметно образовательной области: «Познавательное развитие» (ФЦКМ). Цель: Расширение представлений у детей среднего дошкольного.

Конспект занятия в средней группе «Зимующие птицы» Программное содержание: • Дать детям представление о видах питания зимующих птиц. • Закрепить понятие «зимующие птицы» • Развивать воображение,.

Педагогический проект «Зимующие птицы» в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Зимующие птицы» группа компенсирующей направленности для детей с ТНР Составила: Зюсько Н. В., учитель-логопед ПАСПОРТ.

Презентация. Отчет по проекту в средней группе «Зимующие птицы»Презентация. Отчет по проекту в средней группе «Зимующие птицы» "Зимующие птицы" средняя группа "Пчёлки" Воспитатель: Майорова Л. В. Актуальность Многие дети среднего дошкольного возраста не знают названий.

Проект «Зимующие птицы Карелии» в старшей группе 1 слайд: Зимующими называют птиц, остающихся в родном краю круглогодично. Тепло в холода лишь сытым пернатым. Значит, зимующая птица должна.

Проект в старшей группе «Зимующие птицы — наши пернатые друзья» Тема проекта: «Зимующие птицы – наши пернатые друзья». Тип проекта: познавательно – исследовательский Участники проекта: воспитатели, дети,.

Проект на тему «Зимующие птицы» для средней группы муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 12» ПРОЕКТ Тема: «Зимующие птицы» Подготовила.

Проект «Зимующие птицы нашего края» в средней группе цв Министерство образования и науки Республики Бурятия МУ «Комитет по образованию г. Улан-Удэ» Муниципальное автономное общеобразовательное.

Экологический проект в группе раннего возраста «Зимующие птицы» , Остались птички зимовать, Не дадим мы им пропасть! Очень холодно в воздухе им. Поможеммы беззащитным таким? Поможем! Их надо кормить,.

Экологический проект «Зимующие птицы» в подготовительной группеЭкологический проект «Зимующие птицы» в подготовительной группе Вид проекта: информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный Участники проекта: воспитатель, дети подготовительной к.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Зимующие птицы» в средней группе. Часть 1
Опубликовано: 26 ноября 2019 в 19:30
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД