Татьяна Гераскина
Проект в средней группе «Веселые матрешки»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта: познавательно-игровой.
Вид проекта: творческий.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.
Продолжительность проекта: краткосрочный, 2 недели.
Цель: Формировать представление детей о народных игрушках - матрешках. Воспитывать интерес к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки матрёшки. Дать родителям представление о развивающих играх с народными игрушками в условиях семьи.
Публикация «Проект в средней группе „Веселые матрешки“» размещена в разделах
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшка. Проекты, тематические недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое».
Задачи для детей:
1. познакомить детей с русской народной игрушкой - матрешкой;
2. познакомить детей с историей матрёшки, как народного промысла;
3. дать представление о матрёшке, познакомить детей с основными видами матрешек;
3. познакомить детей с различными играми с матрешками. Учить детей использовать их в разных видах деятельности (подвижные, сюжетные игры, театрализованная деятельность, изобразительное творчество).
4. Развивать у детей мышление, восприятие, связную речь, мелкую моторику, познавательные интересы, ловкость, смекалку, сенсорные навыки;
5. развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности;
6. поддерживать интерес и любознательность детей, содействовать развитию творческих способностей.
7. развивать интерес к предложенной теме, помогать увидеть в обычном необычное;
8. учить получать радость от увиденного, услышанного, сделанного своими руками;
Задачи для родителей:
1. вызвать интерес к русской народной игрушке - матрешке;
2. приобщать к истокам русской народной культуры;
3. побуждать к ознакомлению своих детей с изделиями декоративно-прикладного искусства;
3. учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду.
Задачи для педагога:
1. способствовать творческой активности детей;
2. создать условия для формирования у детей познавательных умений;
3. способствовать вовлечению семей воспитанников в образовательный процесс;
4. развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал.
Ход проекта.
Постановка проблемы: при проведении беседы с детьми был выявлен недостаток знаний о русской народной игрушке - матрёшке.
Совместная формулировка цели: совместно с детьми мы решили выяснить: как и откуда появилась матрешка? Какие бывают матрёшки? Как и в какие игры можно играть с матрешками?
Обсуждение: дети предложили различные варианты получения информации: рассмотреть матрешек, почитать книги о матрешках, послушать песни, посмотреть картинки и фотографии с матрешками и т. д.
Выбор средств и методов достижения цели:
Речевое развитие: непосредственно образовательная деятельность; беседы о матрешках; чтение стихотворений, сказок и рассказов о матрешках; разучивание стихотворения по мнемотаблице; отгадывание загадок; дидактические игры.
Художественно-эстетическое развитие: рассматривание матрешек, альбомов, книг и наглядно демонстрационного материала о матрешках; изготовление поделки «Красавица Матрешка»; прослушивание песенок о матрешках; разучивание танца; дидактические игры.
Социально - коммуникативное развитие: сюжетно- ролевые игры, бытовой труд.
Познавательное развитие: проведение эксперимента, создание мини-музея «Хоровод Матрешек», изготовление поделки «Красавица Матрешка», конструирование, дидактические игры, создания альбома с заданиями о матрешках для детей.
Физическое развитие: проведение пальчиковой и зрительной гимнастики, подвижные игры, физкультминутки.
Практическая реализация проекта:
1 этап. Подготовительный.
Постановка проблемы, совместная формулировка цели.
Воспитатель помогает детям понять проблему, формирует у детей представление о матрешках, об их разнообразии, рассказывает историю появления матрешек и матрешечного дела в России, рассматривает с детьми различные иллюстрации, фотографии и игрушки, заучивает стихотворение по мнемотаблице, знакомит детей с песенками и потешками о матрешках, загадывает различные загадки, готовит демонстрационные материалы и материалы для последующей творческой работы. Дети на данном этапе знакомятся с проблемой, высказывают свои мысли и соображения по теме, предлагают различные варианты решения проблемы, рассматривают фотографии, иллюстрации и игрушки. Родители знакомятся с планом проекта, предлагают свои идеи.
2 этап. Продуктивный.
Организация практической работы над проектом. Воспитатель организует сбор и оформление картотеки сказок, потешек, загадок и игр с матрешками, готовит и оформляет альбом с различными заданиями «Матрешки», вносит изменения в развивающую среду группы, пополняет ее различными атрибутами, проводит практическую работу по изготовлению матрешек.
Для детей организуются различные игры с матрешками, рассматривание фотографий и иллюстраций, составление рассказов и сказок о матрешках. Они разучивают стихи, песни о матрешках, танец с платочками, изготавливают матрешек из бумаги.
Родители вместе с детьми рассматривают дома иллюстрации, фотографии, игрушки, играют с матрешками в игры, рекомендуемые воспитателями. Также они собирают интересные факты о матрешках и помогают воспитателям в создании альбома «Матрешки». Приносят из дома матрешек для мини-музея «Хоровод Матрешек».
3 этап. Обобщающий.
Систематизация информации. Завершается оформление альбома с заданиями «Матрешки», организуется работа по подготовке к презентации проекта, фотографируются детские работы.
4 этап. Заключительный. Подготовка к презентации проекта, организация в уголке народного быта мини-музея «Хоровод Матрешек».
1 этап. Подготовительный.
1. Осуществляется подбор литературы: стихотворений, потешек, загадок, сказок и рассказов о матрешке. Составление картотеки. 2. Подбор различных картинок, фотографий, наглядного материала о матрешках.
3. Подбор дидактических и подвижных игр: «Разложи и собери матрешек вместе», «Что из чего сделано?», «Угадай на ощупь», «Собери матрешку», «Народные промыслы», «Спрячь матрешку», «Найди сестричку для матрешки», «Разложи матрешек по величине», «Матрешки и ложки», «Прячем Матрешку», «Бегите к Матрешке», и т. д.
4. Подбор презентаций о народном декоративно-прикладном искусстве. Были подобраны слайды о Загорской, Семёновской, Полхов-Майданской матрёшках, авторских матрёшках;
5. Воспитатели осуществляют подбор музыкального репертуара.
6. Выбирается и оборудуется место в группе для организации мини-музея «Хоровод Матрешек».
7. Воспитателями изучается литература, посвященная теме русской матрешки.
8. Подготовка материалов для дальнейшей творческой работы: плотные листы бумаги, клей, ножницы, шаблоны личиков для матрёшек.
9. Подборка различных заданий для оформления альбома Матрешки.
2 этап. Продуктивный.
Речевое развитие:
1. Непосредственно образовательная деятельность «Знакомство с русской матрешкой».
2. Беседы об истории появления в России матрешек: «Знакомьтесь, русская матрешка», «Матрешка - любимая игрушка», «В гости к матрешке», «Почему Матрешку называют символом России?», «Из чего сделана
матрёшка?», «О цветовой гамме матрёшек».
3. Чтение и обсуждение художественных произведений, стихотворений, рассказов о матрешке. Л. Некрасова «Веселые матрёшки», И. Черницкая «Матрёшки», С. Маршак «О матрёшках», З. Петрова «Ой, да мы матрёшки», В. Приходько «Матрёшка на окошке», В. Д. Берестов «Матрешкины потешки», В. Моисеев «Матрёшка», расказ Якова Тайца «Сколько?», сказка «Жили – были матрешки…», С. Вокринцева «Матрёшка», матрёшкины частушки, И. Булва-Давыдова «Игрушки» и др.
4. Заучивание стихотворения по мнемотаблице, потешек, песенок о матрешке.
5. Оформление картотеки сказок, потешек, загадок и игр с матрешками.
6. Составление описательных рассказов о матрешках.
7. Отгадывание загадок о матрешках.
8. Дидактические игры по развитию речи «Матрешка», «Матрешка, ты где?», «Русские Матрешки», «Что из чего сделано?».
Художественно-эстетическое развитие:
1. Непосредственно-образовательная деятельность «Красавица Матрешка».
2. Рассматривание фотографий и иллюстраций и наглядного материала с изображением разных матрешек.
3. Разучивание танца с платочками.
4. Слушание «Русские матрёшечки» сл. А. Осьмушкин, муз. В Темнов; «Русская матрёшка» муз. Варламова; «Ой, да мы матрёшки» сл. Петрова, муз. З. Левина; «Русский сувенир» муз. И сл. Чурилова; «Игрушкины частушки», муз. Т. Ореховой, слова П. Синявского. Хороводная песня-танец «Матрешка-матрешка», «Матрешка – подружка».
5. Настольно – печатная игра «Народные промыслы».
Социально - коммуникативное развитие:
1. Сюжетно-ролевые игры: «Новоселье у Матрешки», «Матрешка встречает гостей», «Экскурсия на выставку», «Семья», «Магазин игрушек».
2. Помощь в уборке рабочих мест.
3. театрально-игровая деятельность: показ театра матрёшек по русским народным сказкам «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок», «Репка».
Познавательное развитие:
1. Дидактические игры: «Угадай на ощупь», «Собери матрешку», «Спрячь матрешку», «Найди сестричку для матрешки», «Разложи матрешек по величине», «Матрешки развеселились», «Матрешки выстроились в ряд», «Веселый счет».
2. проблемная ситуация «Завял у матрешки цветочек».
3. Проведение эксперимента «Тонет - не тонет».
4. Конструирование «Домик для Матрешки», «Дорожка для Матрешки».
5. Изготовление поделки из бумаги «Красавица Матрешка».
6. Создание мини-музея «Хоровод Матрешек».
7. Создание альбома с заданиями для детей «Матрешки».
Физическое развитие:
1. Физкультминутка «Матрешки», «Прежде чем рисовать, нужно пальчики размять».
2. Зрительная гимнастика по мотивам стихотворения Э. Медведевой «Матрешка».
3. Пальчиковая гимнастика «Мы Матрешки – вот такие крошки».
4. Подвижные игры «Прячем Матрешку», «Бегите к Матрешке», «Шли Матрешки по дорожке».
3 этап. Обобщающий.
1. Оформление альбома с заданиями для детей «Матрешки».
2. Подготовка и оформление консультаций для родителей «Русская народная игрушка «Матрешка» в жизни ребенка» и «Как играть с матрешкой?».
3. Оформление картотек сказок, стихов, потешек, загадок и игр с матрешками.
4. Оформление папки-передвижки «Русская Матрешка: история и виды».
5. Оформление совместно с родителями мини-музея «Хоровод Матрешек».
4 этап. Заключительный.
1. Подготовка презентации проекта через оформление мини-музея «Хоровод Матрешек».
Результат проекта:
1. У детей сформировались представления о русском народном прикладном творчестве, народной игрушке, об истории возникновения матрёшки на Руси, о разновидностях матрёшек по месту их происхождения.
2. Обогатились знания детей об игрушке матрешке как образе материнства, семьи.
3. Были реализованы творческие способности детей в изготовлении поделок.
4. Обеспечена потребность детей в движении.
5. Дети с интересом принимали участие в проекте, охотно взаимодействовали со сверстниками и взрослыми, получили положительные эмоции.