Лучший педагог года

Проект в старшей группе «Бережливый — это Я»

LENAK
Проект в старшей группе «Бережливый — это Я»

Тема проекта : «Бережливый – это Я».

Вид проекта : исследовательский - информационный, долгосрочный.

Участники проекта : дети старшей группы, родители, воспитатель

Продолжительность проекта : сентябрь-май

Цель: Внедрение «бережливых технологий» в организационную культуру воспитанников, формирование бережливого мышления.

Публикация «Проект в старшей группе „Бережливый — это Я“» размещена в разделах

Задачи:

• формировать у дошкольников представления о бережливости;

• развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, мыслительную активность и творческие способности;

• воспитывать навыки экологически устойчивого и безопасного стиля жизни; бережное отношение к окружающему миру, к себе и окружающим предметам;

• развивать коммуникативные навыки;

• вовлекать дошкольников в полезную деятельность по внедрению бережливых технологий.

Актуальность проекта

Бережное использование, бережливое отношение, рациональное применение, все эти словосочетания давно на слуху. Ресурс нашей планеты не бесконечен, как и ресурс человеческих возможностей. Пора задуматься над тем, как мы можем не в ущерб жизнедеятельности, не теряя производительности и получая высокие показатели на выходе обеспечить человеку возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания и навыки, научить использовать их в повседневной жизни. Конечно, начинать нужно с малого, с корней. И детский сад, как один из первоисточников знаний и умений человека должен принимать в этом процессе непосредственное участие.

При организации работы в группе детей, создание бережливых технологий тесно связано с необходимостью сделать окружающую среду безопасной, понятной, доступной. Основным методом работы, является визуализация: посмотрел, вспомнил, повторил в действии. Для работы применяются различные алгоритмы, правила, подсказки, условные обозначения, маркёры. На красочной картинке, находящейся в зоне видимости ребенка, изображен порядок действия в той или иной ситуации.

Алгоритмы и правила нужны ребенку на раннем возрасте, на момент знакомства с жизнедеятельностью, организационными моментами образовательного учреждения. Так он сможет быстрее адаптироваться, почувствовать себя в группе уверенно. В более старшем возрасте, когда действия ребенка доведены до автоматизма, и внешние подсказки не имеют столь важного практического значения, ребенок, на примере имеющихся правил, учится планировать и организовывать свою дальнейшую жизнь.

Изменения в современном мире, привели к созданию новых ценностей, смене одного поколения другим, что стало необходимым условием создания новой качественной образовательной среды в ДОУ.

Большинство представителей современных дошколят:

- проявляют индивидуальность и уникальность;

- охотно овладевают современными навыками и умениями.

С учетом анализа образовательной ситуации в ДОУ, особенностей микросоциума, потребностей, желаний воспитанников, их родителей, возможностей педагогического коллектива в образовательный и воспитательный процесс, включена игровая и познавательная деятельность по формированию бережливого отношения к труду воспитанников и взрослых ДОУ.

Одним из инструментов бережливого производства является принцип 5S. Эта система организации и рационализации рабочего места, разработанная в Японии, обязательна к внедрению и в детском саду. "Сортировка", подразумевающая четкое разделение вещей на нужные и ненужные и избавление от последних; "соблюдение порядка" – организация хранения необходимых вещей, которая позволяет быстро и просто их найти и использовать; "содержание в чистоте" – содержание рабочего места в чистоте и опрятности; "стандартизация" – поддержание порядка, необходимое условие для выполнения первых трех правил и "совершенствование" – воспитание привычки точного выполнения установленных правил, процедур и технологических операций.

При организации работы в группе детей, создание бережливых технологий тесно связано с необходимостью сделать окружающую среду безопасной, понятной, доступной. Основным методом работы, является картирование процесса – схема (алгоритм, изображающая каждый этап движения материальных и информационных потоков с целью выявления возможностей совершенствования текущего процесса и его приближения к идеальному состоянию. Задачи картирования - визуализация: посмотрел, вспомнил, повторил в действии. Для работы с детьми применяются различные алгоритмы, правила, подсказки, условные обозначения, маркёры. На красочной картинке, находящейся в зоне видимости ребенка, изображен порядок действия в той или иной ситуации

Попробуем выстроить систему воспитания бережливых и экономных детей не с помощью запретов и нравоучений, а увлекая малыша в сказочный и удивительный мир бережливости и экономии. Реализации этой задачи поможет проектная деятельность. Методика работы в рамках проекта разработана на основе интегрированного подхода.

В ходе работы по проекту используются разнообразные активные формы, построенные на игре. Дети играют, не подозревая, что усваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Очень важно приблизить детей к реальной жизни, сформировать у них основы экономического мышления, расширить знания о том, что энергия окружает нас повсюду, воспитать в себе чувство бережного и заботливого отношения к родной природе, ее богатствам, к себе и окружающим.

План реализации проекта :

1. Подготовительный: сентябрь

2. Основной: октябрь - апрель

3. Заключительный: май

Этапы

Срок реализации

Мероприятия

Ответственный

Подготовительный

сентябрь

• Формулирование темы проекта, его актуальности, его целей, задач;

• Подборка материалов, необходимых для создания и проведения проекта;

• Подбор литературы по воспитанию бережливости старших дошкольников;

• Изучение познавательной художественной литературы по данной теме;

• Подготовка информации для родителей по теме «Бережливые технологии в ДОУ».

Веретенова О. В.

Основной

октябрь-апрель

· Консультации для родителей:

«Внедрение бережливых технологий в ДОУ», «Бережливый детский сад», «Ребенок и электричество», «Как воспитать бережливость», «Азбука бережливости», «Безотходная технология на кухне», «Домашняя экономика», «Ребенок и экономика», «Вещи должны нам служить», «Вторичные ресурсы начинают путь из дома», «И светит и греет»;

· Составление дидактических игр:

«Живое-неживое», «Круговорот воды в природе», «Хорошо или плохо», словесная игра «Рифмовки», «Закончи предложение», «Найди подходящие предметы», «Где живет лампочка?», «Сортировка мусора», «Что для чего?»;

· Создание картотеки проблемных

ситуаций: «Как беречь энергию в детском саду детям и взрослым?», «Как сберечь энергию, «Что будет, если исчезнет электричество?», «Из крана исчезла вода», «Что будет, если исчезнет пресная вода?», «Если закончились запасы природного топлива?», «Как сберечь тепло в доме, «Если стал холодным дом?»

· Серия наблюдений:

«Кто из взрослых следит за электроэнергией в детском саду», «Наши помощники», «Волшебная свеча», «Как мы бережем тепло в детском саду», «Как мы используем воду в детском саду», «Кому нужна вода»;

· «Уроки бережливости» - беседа

об аккуратном отношении к игрушкам и книгам;

· Создание творческой

мастерской по изготовлению игрушек, ремонтной мастерской книг;

· Изготовление игрушек из

бросового материала;

· Изготовление книг своими

руками (родители с детьми);

· Оформление визуализации в

центре экологии «Паспорт растений» (условные обозначения);

· Визуализация безопасности.

Определение пунктирными линиями опасные места (двери, лестница, окна и т. д.);

· Визуализация группы и её

местоположение для родителей;

· Чтение художественной

литературы по теме;

· Беседы об электричестве, свете,

воде, доходах родителей, экономии бюджета, своей безопасности и безопасности окружающих, о сортировке мусора, с опорой на жизненный опыт;

· Просмотр мультфильма про

царевну «Осьминог»;

· Просмотр презентаций по теме

проекта : «Планета Земля – наш общий дом», «Природные богатства Выксы-России», «Вода – главное чудо планеты», «Солнце – источник жизни, света и энергии», «Энергия вокруг нас», «Простые истины для потребителей», «Уроки бережливости для трех поросят», «Домик-экономик», «Как сберечь энергию»;

· Инсценировки сказок или

фантазий детей;

· Словесные игры и загадки;

· Разучивание знаков и правил

безопасности;

· Разучивание игры «Наш день»;

· Изготовление карточек-символов,

эмблем, костюмов для «патруля бережливых».

Веретенова О. В.

Заключительный

май

· Выставка семейного творчества

«Будет всем нам хорошо если в доме уютно, тепло и в меру светло»;

· Выставка игрушек из бросового

материала;

· Квест – игра для детей и

родителей «Путешествие в страну Бережливости»;

· Оформление зарисовок

эпизодов сказки, изготовление плакатов, рисунков «Мы за бережливость»;

· Интеллектуальная игра

«Умники и умницы»;

· Акция «Каждой птице свой

дом!»,

· «Мы маленькие Берегоши»;

· Анкеты для родителей

Веретенова О. В.

Предполагаемый результат

В результате освоения программы дети старшего дошкольного возраста должны:

· овладеть представлениями об основных энергетических источниках и правилах бытового пользования ими; представлениями о роли света в жизни человека; об источниках света – солнце, огне, электричестве и др. ;

· овладеть элементарными знаниями о способах экономии воды, тепла и электроэнергии каждого члена семьи; знаниями о доходах и расходах семейного бюджета, об экономии доходов семейного бюджета; о необходимости соизмерения своих потребностей и возможностей семейного бюджета, потребностей других членов семьи.

· уметь вносить личный вклад для восстановления экологического баланса планеты соблюдая нормы бережливости (например, сэкономив электричество, мы тем самым вносим вклад в сбережение чистого воздуха и экономию энергоресурсов в целом).

· развить инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности.

· развить любознательность (экспериментирование, опыты).

· сформировать предпосылки к учебной деятельности.

Тема проекта : «Бережливый – это Я».

Вид проекта : исследовательский - информационный, долгосрочный.

Участники проекта : дети старшей группы, родители, воспитатель

Продолжительность проекта : сентябрь-май

Цель: Внедрение «бережливых технологий» в организационную культуру воспитанников, формирование бережливого мышления.

Задачи:

• формировать у дошкольников представления о бережливости;

• развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, мыслительную активность и творческие способности;

• воспитывать навыки экологически устойчивого и безопасного стиля жизни; бережное отношение к окружающему миру, к себе и окружающим предметам;

• развивать коммуникативные навыки;

• вовлекать дошкольников в полезную деятельность по внедрению бережливых технологий.

Актуальность проекта

Бережное использование, бережливое отношение, рациональное применение, все эти словосочетания давно на слуху. Ресурс нашей планеты не бесконечен, как и ресурс человеческих возможностей. Пора задуматься над тем, как мы можем не в ущерб жизнедеятельности, не теряя производительности и получая высокие показатели на выходе обеспечить человеку возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания и навыки, научить использовать их в повседневной жизни. Конечно, начинать нужно с малого, с корней. И детский сад, как один из первоисточников знаний и умений человека должен принимать в этом процессе непосредственное участие.

При организации работы в группе детей, создание бережливых технологий тесно связано с необходимостью сделать окружающую среду безопасной, понятной, доступной. Основным методом работы, является визуализация: посмотрел, вспомнил, повторил в действии. Для работы применяются различные алгоритмы, правила, подсказки, условные обозначения, маркёры. На красочной картинке, находящейся в зоне видимости ребенка, изображен порядок действия в той или иной ситуации.

Алгоритмы и правила нужны ребенку на раннем возрасте, на момент знакомства с жизнедеятельностью, организационными моментами образовательного учреждения. Так он сможет быстрее адаптироваться, почувствовать себя в группе уверенно. В более старшем возрасте, когда действия ребенка доведены до автоматизма, и внешние подсказки не имеют столь важного практического значения, ребенок, на примере имеющихся правил, учится планировать и организовывать свою дальнейшую жизнь.

Изменения в современном мире, привели к созданию новых ценностей, смене одного поколения другим, что стало необходимым условием создания новой качественной образовательной среды в ДОУ.

Большинство представителей современных дошколят:

- проявляют индивидуальность и уникальность;

- охотно овладевают современными навыками и умениями.

С учетом анализа образовательной ситуации в ДОУ, особенностей микросоциума, потребностей, желаний воспитанников, их родителей, возможностей педагогического коллектива в образовательный и воспитательный процесс, включена игровая и познавательная деятельность по формированию бережливого отношения к труду воспитанников и взрослых ДОУ.

Одним из инструментов бережливого производства является принцип 5S. Эта система организации и рационализации рабочего места, разработанная в Японии, обязательна к внедрению и в детском саду. "Сортировка", подразумевающая четкое разделение вещей на нужные и ненужные и избавление от последних; "соблюдение порядка" – организация хранения необходимых вещей, которая позволяет быстро и просто их найти и использовать; "содержание в чистоте" – содержание рабочего места в чистоте и опрятности; "стандартизация" – поддержание порядка, необходимое условие для выполнения первых трех правил и "совершенствование" – воспитание привычки точного выполнения установленных правил, процедур и технологических операций.

При организации работы в группе детей, создание бережливых технологий тесно связано с необходимостью сделать окружающую среду безопасной, понятной, доступной. Основным методом работы, является картирование процесса – схема (алгоритм, изображающая каждый этап движения материальных и информационных потоков с целью выявления возможностей совершенствования текущего процесса и его приближения к идеальному состоянию. Задачи картирования - визуализация: посмотрел, вспомнил, повторил в действии. Для работы с детьми применяются различные алгоритмы, правила, подсказки, условные обозначения, маркёры. На красочной картинке, находящейся в зоне видимости ребенка, изображен порядок действия в той или иной ситуации

Попробуем выстроить систему воспитания бережливых и экономных детей не с помощью запретов и нравоучений, а увлекая малыша в сказочный и удивительный мир бережливости и экономии. Реализации этой задачи поможет проектная деятельность. Методика работы в рамках проекта разработана на основе интегрированного подхода.

В ходе работы по проекту используются разнообразные активные формы, построенные на игре. Дети играют, не подозревая, что усваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Очень важно приблизить детей к реальной жизни, сформировать у них основы экономического мышления, расширить знания о том, что энергия окружает нас повсюду, воспитать в себе чувство бережного и заботливого отношения к родной природе, ее богатствам, к себе и окружающим.

План реализации проекта :

1. Подготовительный: сентябрь

2. Основной: октябрь - апрель

3. Заключительный: май

Этапы

Срок реализации

Мероприятия

Ответственный

Подготовительный

сентябрь

• Формулирование темы проекта, его актуальности, его целей, задач;

• Подборка материалов, необходимых для создания и проведения проекта;

• Подбор литературы по воспитанию бережливости старших дошкольников;

• Изучение познавательной художественной литературы по данной теме;

• Подготовка информации для родителей по теме «Бережливые технологии в ДОУ».

Веретенова О. В.

Основной

октябрь-апрель

· Консультации для родителей:

«Внедрение бережливых технологий в ДОУ», «Бережливый детский сад», «Ребенок и электричество», «Как воспитать бережливость», «Азбука бережливости», «Безотходная технология на кухне», «Домашняя экономика», «Ребенок и экономика», «Вещи должны нам служить», «Вторичные ресурсы начинают путь из дома», «И светит и греет»;

· Составление дидактических игр:

«Живое-неживое», «Круговорот воды в природе», «Хорошо или плохо», словесная игра «Рифмовки», «Закончи предложение», «Найди подходящие предметы», «Где живет лампочка?», «Сортировка мусора», «Что для чего?»;

· Создание картотеки проблемных

ситуаций: «Как беречь энергию в детском саду детям и взрослым?», «Как сберечь энергию, «Что будет, если исчезнет электричество?», «Из крана исчезла вода», «Что будет, если исчезнет пресная вода?», «Если закончились запасы природного топлива?», «Как сберечь тепло в доме, «Если стал холодным дом?»

· Серия наблюдений:

«Кто из взрослых следит за электроэнергией в детском саду», «Наши помощники», «Волшебная свеча», «Как мы бережем тепло в детском саду», «Как мы используем воду в детском саду», «Кому нужна вода»;

· «Уроки бережливости» - беседа

об аккуратном отношении к игрушкам и книгам;

· Создание творческой

мастерской по изготовлению игрушек, ремонтной мастерской книг;

· Изготовление игрушек из

бросового материала;

· Изготовление книг своими

руками (родители с детьми);

· Оформление визуализации в

центре экологии «Паспорт растений» (условные обозначения);

· Визуализация безопасности.

Определение пунктирными линиями опасные места (двери, лестница, окна и т. д.);

· Визуализация группы и её

местоположение для родителей;

· Чтение художественной

литературы по теме;

· Беседы об электричестве, свете,

воде, доходах родителей, экономии бюджета, своей безопасности и безопасности окружающих, о сортировке мусора, с опорой на жизненный опыт;

· Просмотр мультфильма про

царевну «Осьминог»;

· Просмотр презентаций по теме

проекта : «Планета Земля – наш общий дом», «Природные богатства Выксы-России», «Вода – главное чудо планеты», «Солнце – источник жизни, света и энергии», «Энергия вокруг нас», «Простые истины для потребителей», «Уроки бережливости для трех поросят», «Домик-экономик», «Как сберечь энергию»;

· Инсценировки сказок или

фантазий детей;

· Словесные игры и загадки;

· Разучивание знаков и правил

безопасности;

· Разучивание игры «Наш день»;

· Изготовление карточек-символов,

эмблем, костюмов для «патруля бережливых».

Веретенова О. В.

Заключительный

май

· Выставка семейного творчества

«Будет всем нам хорошо если в доме уютно, тепло и в меру светло»;

· Выставка игрушек из бросового

материала;

· Квест – игра для детей и

родителей «Путешествие в страну Бережливости»;

· Оформление зарисовок

эпизодов сказки, изготовление плакатов, рисунков «Мы за бережливость»;

· Интеллектуальная игра

«Умники и умницы»;

· Акция «Каждой птице свой

дом!»,

· «Мы маленькие Берегоши»;

· Анкеты для родителей

Веретенова О. В.

Предполагаемый результат

В результате освоения программы дети старшего дошкольного возраста должны:

· овладеть представлениями об основных энергетических источниках и правилах бытового пользования ими; представлениями о роли света в жизни человека; об источниках света – солнце, огне, электричестве и др. ;

· овладеть элементарными знаниями о способах экономии воды, тепла и электроэнергии каждого члена семьи; знаниями о доходах и расходах семейного бюджета, об экономии доходов семейного бюджета; о необходимости соизмерения своих потребностей и возможностей семейного бюджета, потребностей других членов семьи.

· уметь вносить личный вклад для восстановления экологического баланса планеты соблюдая нормы бережливости (например, сэкономив электричество, мы тем самым вносим вклад в сбережение чистого воздуха и экономию энергоресурсов в целом).

· развить инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности.

· развить любознательность (экспериментирование, опыты).

· сформировать предпосылки к учебной деятельности.

Публикации по теме:

Проект «Бабочки» в старшей группеПроект «Бабочки» в старшей группе Самые красивые, самые нарядные, самые любимые насекомые-это бабочки. Как только пригреет солнышко и распустятся цветы, бабочки начинают.

Проект «Мир малышей» в старшей группеПроект «Мир малышей» в старшей группе Польза детского сада для ребенка огромна. В саду у ребенка появляются друзья - сверстники, где он учится общаться с другими, находить.

Проект «Моя семья» в старшей группе ДОУПроект «Моя семья» в старшей группе ДОУ Проект: «Моя Семья» старшая группа в ДОУ Тема исследования: «Моя семья». Длительность проекта – краткосрочный (две недели) Объект исследования:.

Проект «Новый год» в старшей группеПроект «Новый год» в старшей группе Тип проекта: информационно-творческий. Сроки проведения: кратко-срочный. Участники: дети старшей группы, воспитатель и родители. Актуальность:.

Проект «Осень» в старшей группеПроект «Осень» в старшей группе Проект «Осень» в старшей группе Подготовили проект: воспитатели высшей категории Новикова В. В., Вишнева О. И. Участники проекта: дети старшей.

Проект в старшей группе «Гжель» Проект в старшей группе «Гжель» Актуальность - Недостаточный уровень знаний детей в области декоративно-прикладного творчества русского.

Проект «Я и мое тело» в старшей группе Актуальность проекта В дошкольном возрасте закладываются основы миро- и самопонимания. Создание целостного «образа Я» невозможно без физического,.

Проект «Магазин» в старшей группе Проект в старшей группе «Сюжетно-ролевая игра «Магазин»» Актуальность : В старшей группе для детей остаётся актуальным развитие речи,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект в старшей группе «Бережливый — это Я»
Опубликовано: 15 октября 2023 в 12:22
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД