Папки-передвижки

Проект в старшей группе «Традиции русского народного праздника Масленица»

Замира Лукина
Проект в старшей группе «Традиции русского народного праздника Масленица»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 119»

ПРОЕКТ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

«ТРАДИЦИИ РУССКОГО НАРОДНОГО ПРАЗДНИКА МАСЛЕНИЦА»

Выполнила:

Лукина З. М., воспитатель;

Краткая аннотация проекта :

Публикация «Проект в старшей группе „Традиции русского народного праздника Масленица“» размещена в разделах

Название проекта «Традиции русского народного праздника Масленица»

Вид проекта : познавательно-творческий, игровой.

Продолжительность проекта : краткосрочный, 3 недели.

Участники проекта : дети старшей группы общеразвивающей направленности, родители воспитанников, педагоги.

Сроки реализации: февраль 2020 г.

Проблема: недостаточно знаний детей о праздновании русского народного гуляния – Масленицы в наши дни.

Актуальность

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Это один из самых радостных и любимых праздников на Руси, происходящий в конце зимы, всегда отмечался ярко, шумно и весело, с блинами, ярмарками и скоморохами. Масленица навсегда оставляет самые светлые впечатления, прививая интерес к историческому прошлому страны. В результате реализации этого проекта дети приобретают знания о смене сезонов, узнают новые песни, сказки, пляски, игры. У детей формируется познавательный интерес, воспитывается эмоциональное, положительное отношение к традициям.

Данный проект рассчитан на полноценное погружение детей, родителей и сотрудников ДОУ в атмосферу подготовки и проведения празднования Масленичной недели. Соприкосновение с древнерусскими традициями способствует формированию более глубоких и эмоционально насыщенных представлений детей и их родителей о традиционной русской культуре, способствует более занимательному и продуктивному знакомству с историей и традициями русского народа. При разработке проекта были учтены требования ФГОС. Данный проект построен на интеграции всех образовательных областей программы. В ходе реализации проекта используются как традиционные формы процесса воспитания, развития и обучения детей, так и современные ИКТ, здоровьесберегающие технологии, особое внимание уделяется личностно-ориентированному подходу в общении с детьми, тесному сотрудничеству с родителями.

Цель:

- Формирование представлений о народных традициях у детей дошкольного

возраста путем погружения в атмосферу праздника Масленица;

- Повышение интереса к традициям русского народа.

Задачи:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

- Расширять представления детей о русском обрядовом празднике

«Масленица»;

- Познакомить с различными жанрами устного народного творчества.

РАЗВИВАЮЩИЕ :

- Развивать коммуникативные навыки, формировать умение помогать друг

другу, общаться друг с другом;

- Развивать память, мышление, внимание;

- Развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления

с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

- Содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских

отношениях;

- Воспитывать патриотизм, основанный на традициях народа;

- Формировать любовь к Родине, ее традициям.

Формы реализации проекта :

- Беседы по теме;

- Просмотр презентаций и мультфильмов, рассматривание репродукций

картин, иллюстраций, предметов народного быта и декоративно-

прикладного искусства;

- Экскурсия;

- Игры: дидактические, сюжетные, пальчиковые, хороводные, подвижные;

- Слушание и разучивание фольклорных произведений;

- Совместная творческая деятельность;

- Разучивание закличек, частушек, русских народных песен, игр;

- Чтение стихотворений, художественных произведений;

- Консультации.

• Интегрированная НОД.

Предполагаемый результат:

- Дети должны получить первичные представления о празднике Масленица;

- Получение представлений о народных играх, обрядах;

- Получение эмоционального удовлетворения от участия в праздновании

Масленицы;

- Развитие творческих способностей через продуктивные виды деятельности.

Работа с родителями:

- Акция «В старину былинную» (принести из дома предметы русского быта

для оформления ППРС)

- Консультация для родителей: «Масленица широкая».

- Привлечь родителей к приготовлению блинов вместе с детьми;

- Порекомендовать посетить Масленичные гуляния в выходные дни.

- Привлечь родителей к изготовлению куклы – Масленицы.

Этапы реализации проекта.

1. Подготовительный этап

- Разработка паспорта проекта, составление плана работы;

- Подбор информации и материалов (народные игры - забавы, частушки, иллюстрации, художественная литература, аудиозаписи с русскими народными песнями, тематическое занятие) ;

- Изготовление атрибутов для проведения подвижных игр;

- Подготовить наглядный и консультационный материал для родителей;

-Привлечь родителей к участию в проекте.

- Заучивание закличек, частушек;

• Изготовление стенгазеты «С масленицей».

2. Основной этап

Познавательное развитие

Беседы: «Что такое Масленица», «Значение и символика блинов»;

Презентация «История Масленицы» «Русская изба»;

Экскурсия в мини-музей ДОУ «Русская изба»;

Знакомство с историей русского костюма, презентация «Русский национальный костюм»;

Просмотр мультфильма «Смешарики. Масленица»;

Конструирование «Масленичного солнышка».

Речевое развитие

Чтение с детьми художественных произведений по теме «Масленица».

«Госпожа Масленица», рассказ Т. Нуждиной «Блины»; рассказ К. Ушинского «Проказы старухи зимы»

Чтение стихотворения Д. Кузнецова «Блины»;

Заучивание стих. «Радость в каждый дом»;

Поговорки и пословицы про масленицу;

Загадки о весне и зиме.

Социально-коммуникативное

Игровая ситуация: «Приглашаем гостей на блины».

Д/игра «Наряди куклу»

Художественно-эстетическое развитие

Разучивание песни русской народной песни «Блины»; «Едет Масленица», «Веснянка»;

Музыкальный мультфильм «Масленица;

Прослушивание музыкальных композиций: «Как на Масленой недели», «Ой, блины мои блины»;

Разучивание масленичных частушек, закличек;

Хороводная игра «Едет Масленица», «Заинька попляши»

Художественно-творческая деятельность:

- Рисование «Тарелочка для блинов» (хохломская роспись)

- Лепка «Блины с икрой и сметаной»

-Аппликация «Масленичка», «Веселый Петрушка»

Физическое развитие

Подвижные игры: «Карусель», «Веселый бубен». «Масленица», «Горелки»

Игра-забава «Валенок», «Пирог», «Ручеек»

Народная игра – забава «Перетягивание каната», «Петушки», «Малечина- Калечина»

Пальчиковые игры «Солнышко-ведрышко», «Снежки»

3. Заключительный этап

- Обобщение знаний детей о Масленице;

- Организовать для родителей выставку детских работ;

- Организовать фотовыставку «Наша масленичная неделя»;

- Проведение масленичной недели в группе :

Понедельник - «Встреча» «Скоро Масленица»

Вторник – «Заигрыш» «Масленица – это весело

Среда – «Лакомка» «Милости просим!»

Четверг – «Разгуляй!» «Мы красиво нарядились, петь, плясать, играть пустились!»

Пятница – «Тещины вечера» «Мы гостей встречаем, вкусно угощаем!»

Продукт деятельности

1. Выставка детских творческих работ в родительском уголке.

2. Фоторепортаж «Как мы Масленицу провожали»

Приложение 1

ИГРЫ И ЗАБАВЫ НА МАСЛЕНИЦУ

Игры

Заря

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а одному из играющих — «заря» ходит сзади с лентой и говорит:

Заря — зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые -

За водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится «зарей». Игра повторяется. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому на плечо положить ленту.

Почта

Игра начинается с переклички водящего с игроками:

— Динь, динь, динь!

— Кто там?

— Почта!

— Откуда?

— Из города …

— А что в городе делают?

Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают. Все играющие должны делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдает фант. Игра заканчивается, как только водящий наберет 5 фантов. Играющие, чьи фанты у водящего, должны их выкупить. Водящий придумывает для них интересные задания. Дети считают стихи, рассказывают смешные истории, вспоминают загадки, имитируют движения животных. Затем выбирают нового водящего, и игра повторяется.

Подари платочек симпатии

На площадке устанавливаются воротца с наклонной перекладиной, на которой на тонких нитках подвешены цветные носовые платочки, на разной высоте. Участникам соревнований необходимо разбежаться, подпрыгнуть и сорвать один из платочков, а затем назвать имя девочки и подарить ей свой сорванный.

Петушки

На площадке чертят круг. В кругу стоят двое играющих. Каждый из играющих встает на одну ногу, другую сгибает в колене, поддерживает ее за пятку одной рукой. Задача играющих — вытолкнуть противника из круга, не используя при этом руки и стоя на одной ноге. (Толкают друг друга плечами).

Малечена-калечина

Играющие выбирают водящего.

Каждый игрок берет в руки небольшую палочку (длиной 20-30 см). Все произносят такие слова:

Малечена — калечина,

Сколько часов

Осталось до вечера,

До зимнего?

После слов «До зимнего?» ставят палочку на ладонь или любой палец руки. Как только поставят палочки, ведущий считает: «Раз, два, три, … десять». Выигрывает тот, кто дольше продержал предмет. Ведущий может давать разные задания: играющие, удерживая палку, должны ходить, приседать, поворачиваться вправо, влево, вокруг себя.

Снежный тир

В зимнем городке можно установить постоянные мишени для метания снежков. Лучше всего если это будут деревянные щиты размером 1*1 м с начерченными на них концентрическими окружностями диаметром 30,60 и 90 см. Щиты можно установить на врытых в землю столбах, повесить на глухую стену или на забор. Наверное, стоит сделать и особую стенку тира, на которую можно ставить мишени, их ребята будут сбивать снежками.

Снежная горка

Высота горки может быть разной, здесь важно наличие большого пространства. Угол горки должен быть по длине в три-четыре раза больше её высоты. Ширина площадки, где ребята готовятся к спуску, и дорожки на раскате — не менее 1 м, а ширина санной колеи — 1,5 м. Чтобы сделать горку, надо во время оттепели скатать снежные комья и сложить их кучу. Затем снег утрамбовать ногами или лопатой, срезать лишний снег и сделать из него барьер или лесенку. Полить горку холодной водой, иначе могут образоваться проталины. Можно соорудить и более сложную горку с поворотами, промежуточными подъёмами и спусками, декоративными арками. Разница между уровнями старта и финиша должна составлять 3-5 м.

Перетягивание каната

Пусть на Масленицу оно будет не совсем традиционным. Подготовка — как в обычном перетягивании каната, но команды берутся за него, стоя спиной друг к другу.

Забавы

Игра «Вишенка»

Забава для молодых парней и девок на выданье. Главное побольше разбег, повыше да подальше полететь, а там руки товарищей добросят тебя до девки, которую и поцелуешь. После полета по волнам из сцепленных рук на пару десятков метров поцелуй получается особенно чувственным. Главное — вовремя затормозить, а то пролетишь.

Игра в «оплеухи»

Старая добрая забава. Узкая лавка и скрещенные ноги мешают наносить жесткие удары напряженной рукой. Один из участников попытался так сделать, да еще и кулаком, что против правил, но ему же стало хуже — он стал жертвой собственной непогашенной инерции и узкой скамейки и полетел на землю.

Бой мешками

Для боя мешками нужно огородить площадку. Эта разновидность борьбы, где одну руку надо держать плотно прижатой к пояснице, действовать можно только одной рукой. Здесь большее значение приобретает умение двигаться, чувствовать движение противника, использовать его инерцию.

Снежный лабиринт

На ледяной или снеговой площадке предварительно чертят схему лабиринта в форме квадрата или круга с двумя выходами на противоположных сторонах. Сначала снегом выкладывают внутренние секторы лабиринта, затем, двигаясь от центра к краям, — стены. Они не должны быть высокими (до 1 м, чтобы легко было обнаружить того, кто заблудился в ходах лабиринта. Ширина ходов — 80-100 см. Если снега много, можно сделать лабиринт, вынимая снег лопатой и укладывая его по сторонам ходов. Лабиринт можно не строить, а протоптать на площадке запутанные ходы.

Конкурсы

Три ноги

Играющие разбиваются на пары, каждой паре связывают ноги (правую ногу одного с левой ногой другого). Пара на «трёх ногах» добегает до поворотного флажка и возвращается на линию старта.

Тачка

Командная эстафета, где требуется разбивка на пары. Одному из пары придётся стать тачкой — грузовым транспортом с одним колёсиком и двумя ручками. Роль колёсика будут играть руки, а ручек — ноги. По команде игрок — «тачка» ложится на землю, делая упор на руках, а «водитель» берет своего партнера за ноги, чтобы корпус «тачки» был параллелен земле. «Тачка», двигаясь на руках, должна доехать до поворотного флажка и вернуться назад, где уже готова к движению другая «тачка».

Русская метла

Шуточное первенство в метании метлы на дальность. Метлу удобнее взять без древка.

Кто быстрее на метле

На площадке выставлены кегли в цепочку. Нужно пробежать верхом на метле змейкой и не сбить кегли. Побеждает тот, кто меньше всех их собьет.

Приложение 2

Консультация для родителей

«Масленица для детей»

Шумный, веселый, яркий праздник Масленица любим и взрослыми, и детьми. Гуляют его целую неделю с большим размахом. Очень важно, чтобы Масленица для детей стала не просто очередным праздником, а еще и научила их чему-то. Как отпраздновать Масленицу с детьми?

Прежде чем взять ребенка на праздничное гулянье в городской парк, расскажите ему историю Масленицы. Ведь, к сожалению, не только для детей, но и для многих взрослых Масленица — это праздник, когда едят блины, на этом их осведомленность исчерпывается. А ведь Масленица — это еще и проводы зимы и подготовка к Великому посту, центральному посту в православии.

Поэтому кратко и доступно расскажите ребенку, откуда пошел этот праздник и что он означает, какие традиции с ним связаны. А чтобы ваш рассказ вышел не слишком сухим и скучным, разучите с ним традиционные масличные песни и стихотворения, к примеру:

Мы давно блинов не ели,

Мы блиночков захотели,

Ой, блины мои, блины,

Ой, блиночки мои.

Моя старшая сестрица,

Печь блины ты мастерица,

Напекла она поесть

Сотен пять, а может, шесть.

Кстати, о блинах. Почему бы не привлечь ребенка к выпечке этого традиционного лакомства?

Казалось бы, что до того сегодня нам, легким движением руки извлекающим их холодильников заморские деликатесы? Кулинарные темы задают мотив семейного объединения, радостного угощения и вкусных сюрпризов, которые так любят дети. И папы. И дедушки с бабушками.

Вот начинается масленичная неделя. Мама с детьми печет блины. Если детям не по возрасту месить тесто или переворачивать блины на сковородке, то огромным удовольствием для каждого ребенка является большой кусок масла, насаженный на вилку – с помощью этого нехитрого приспособления каждый блин, испеченный мамой, промасливается от души.

Можно договориться, что «мы сейчас напечем блинов для папы… братьев… дедушки» (далее – по списку членов семьи). Можно напечь блинов и пригласить всех к накрытому столу, а можно вывезти блины на подносе на саночках, что очень любят дети. Почему на саночках? Потому что в масленичных песнях звучат мотивы весеннее-зимней атрибутики, встречи двух времен года. И про Масленицу, в частности, в песнях поется:

Она пешею да не ходит,

Все на саночках подъезжает,

Люли-люли подъезжает,

Люли-люли подъезжает.

У ней саночки расписные,

У ней слуги-то молодые,

Люли-люли молодые,

Люли-люли молодые.

Масленичное кулинарное изобилие уравновешивается активным отдыхом. Атрибутикой масленичной недели, которая также может быть принята в современную семью, является обычай забав-поединков. Многие тут вспомнят кулачные бои, «стенка на стенку», взятие снежного городка.

Вот некоторые игры, которые можно предложить детям:

Заря: Дети встают в круг, руки держат за спиной, а одному из играющих - заря ходит сзади с лентой и говорит:

Заря - зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые

За водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому на плечо положить ленту.

Петушки: На площадке чертят круг. В кругу стоят двое играющих. Каждый из играющих встает на одну ногу, другую сгибает в колене, поддерживает ее за пятку одной рукой. Задача играющих - вытолкнуть противника из круга, не используя при этом руки и стоя на одной ноге. (Толкают друг друга плечами)

Малечена-калечина: Играющие выбирают водящего.

Каждый игрок берет в руки небольшую палочку (длиной 20-30 см). Все произносят такие слова:

Малечена - калечина,

Сколько часов

Осталось до вечера,

До зимнего?

После слов "До зимнего?" дети ставят палочку на ладонь или любой палец руки. Как только дети поставят палочки, ведущий считает: "Раз, два, три, … десять". Выигрывает тот, кто дольше продержал предмет. Ведущий может давать разные задания: играющие, удерживая палку, должны ходить, приседать, поворачиваться вправо, влево, вокруг себя.

Какие еще могут быть забавы для всей семьи с малышами? Мы вышли в парк, там снега полно. Можно строить снежную бабу и с закрытыми глазами постараться приставить ей морковку, в нужное место попав. С горок накататься. В снегу наваляться.

А еще – перетягивание каната от домашнего спорткомплекса. И попрыгать через канат можно, кто больше напрыгает – мамы или папы, мальчишки или девчонки, или все вместе? Через канат здорово втроем-вчетвером прыгать, друг под друга подлаживаться. И снежную крепость построить и штурмовать. Одни защищают, другие нападают, чтобы вытащить из крепости, как трофей, масленичное чучелко.

Что еще стоит сделать в это время? Хорошо нагуляться, порадоваться тому, что мы вместе, что всей семьей, вместе с друзьями, и нам хорошо. Набраться здорового бодрого духа.

Масленица для детей наверняка станет незабываемым праздником, если вы приложите немного усилий, чтобы сделать его таким.

Публикации по теме:

Фотоотчет проведения народного праздника «Здравствуй, Масленица!»Фотоотчет проведения народного праздника «Здравствуй, Масленица!» Масленица-один из любимых народных праздников, который передает состояние широкой русской души, традиции и обычаи России. За неделю.

Фотоотчёт народного праздника «Эх, Масленица, да широкая!»Фотоотчёт народного праздника «Эх, Масленица, да широкая!» С целью приобщения детей к истокам русской народной культуры, развития творческих способностей, создания радостного настроения от общения.

История и традиции народного праздника Осенины. Рецепт фаршированных помидоровИстория и традиции народного праздника Осенины. Рецепт фаршированных помидоров Осенины - это древний праздник прощания с летом и встречи осени. На Руси в земледельческом календаре он отмечался как праздник урожая,.

Консультация для педагогов и родителей «История и традиции проведения праздника Масленица» (часть первая) Консультация для педагогов и родителей «История и традиции проведения праздника Масленица» Часть первая Сейчас стало доброй традицией отмечать.

Консультация для педагогов и родителей «История и традиции проведения праздника-Масленица». Часть вторая Консультация для педагогов и родителей «История и традиции проведения праздника - Масленица» Часть вторая Сегодня я продолжаю знакомить.

Неделя русского народного творчества в младшей группе «У солнышка в гостях»Неделя русского народного творчества в младшей группе «У солнышка в гостях» Неделя русского народного творчества в младшей группе "У солнышка в гостях"Знакомство детей раннего и младшего дошкольного возраста с русским.

Фотоотчёт проведения народного праздника «Масленица»Фотоотчёт проведения народного праздника «Масленица» Отчет о проведении народного праздника «Масленица». Русский народный праздники «Масленица» ежегодно проводятся в нашем детском саду и стал.

Проект для средней группы «Традиции и обычаи русского народа» Яркая русская культура складывалась из обрядов, обычаев, традиций, праздников. Народные традиции и праздники – это отражение языческих взглядов.

Сценарий праздника ко Дню народного единства для старшей и подготовительной групп Сценарий государственного праздника для старшей и подг. групп «День народного единства» Вед 1: День нашей Родины сегодня, милей её на свете.

Сценарий праздника в старшей группе «День народного единства»Сценарий праздника в старшей группе «День народного единства» Цель. Воспитание у дошкольников любви к нашей Родине – России. Задачи. 1. Формировать у старших дошкольников гордость за русский народ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект в старшей группе «Традиции русского народного праздника Масленица»
Опубликовано: 24 августа 2020 в 10:01
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД