Светлана Володько
Проект в старшей группе «Этот загадочный космос»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт педагогического проекта
Тип проекта: обучающий, исследовательский, игровой.
Продолжительность: краткосрочный – 2 недели.
Участники проекта: воспитатель, дети, родители группы «Солнышко».
Актуальность:
Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Тем не менее современные дошкольники задают много вопросов о космосе, космическом пространстве, космонавтах, так как всё неведомое, непонятное, недоступное будоражит детскую фантазию. Космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов и фильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.
Публикация «Проект в старшей группе „Этот загадочный космос“» размещена в разделах
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2024
Данный проект направлен на обогащение познавательно-эстетической компетентности старших дошкольников, поможет систематизировать полученные знания и применять их в различных видах деятельности, сформировать конструктивные навыки.
Проблема:
Поверхностные знания детей о космосе, первом человеке, полетевшем в космос, о существовании праздника в России – День космонавтики.
Недостаточное внимание родителей к российскому празднику – День космонавтики.
Предполагаемые результаты:
1. сформированы представления о космосе, летательных аппаратах, космонавтах.
2. реализованы потребности детей в продуктивных видах деятельности.
3. воспитаны патриотические чувства и качества.
4. вовлечены родители к участию в проектной деятельности.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
1. Постановка цели и задач проекта.
2. Создание необходимых условий для реализации проекта.
3. Составление перспективного планирования проекта.
4. Подбор дидактического материала, загадок и стихов по теме проекта.
5. Подбор иллюстраций о космосе, космонавтах, Солнечной системе.
6. Подготовить презентацию «Путешествие в космос»
7. Подготовка познавательных бесед по теме.
8. Разработка конспекта ООД.
9. Составление картотеки дидактических и подвижных игр.
10. Организация мини-музея «Космос».
Цель проекта: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и освоение космоса людьми.
Задачи:
1. Актуализировать знания детей о многообразии космоса, о космонавтах, космических летательных космонавтах, космических исследованиях.
2. Развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать.
3. Воспитывать патриотические качества, гордость за людей данной профессии, к своей Родине;
4. Привлечь родителей к совместной деятельности.
Продукт проекта: Мини-музей Космос
Формы работы и методические приемы:
НОД
Исследовательская деятельность
Продуктивная деятельность
Игровая деятельность
Трудовая деятельность
Самостоятельная деятельность
Беседы
Прогулки
Чтение художественной литературы
Проведение консультаций и бесед с родителями.
Предварительная работа:
1. Беседа с детьми, чтение познавательной литературы.
2. Просматривание видеоматериалов о космосе: «Животные в космосе», «Детям о космосе».
ОСНОВНОЙ ЭТАП
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Задачи: Познакомить детей с названиями планет: Земля, Меркурий, Марс, Венера, Юпитер, Нептун, Плутон;
Обогатить и расширить представления и знания детей о космосе.
Развивать познавательные и интеллектуальные способности детей, творческий потенциал и становление субъективно-оценочного отношения к окружающей действительности по данной теме;
Учить быть внимательными, любознательными.
Беседа «Что такое космос» Цель: дать детям представление о планетах солнечной системы, солнце, звёздах, первом полете в космос, выяснить знания детей по данному вопросу.
Беседа «Наша планета Земля».
Наша планета Земля — это огромный шар, на котором есть горы, реки, пустыни, леса и много разнообразных жителей. Это единственная планета, на которой есть вода и суша. Так вот Земля и все, что ее окружает, называется Космосом, либо Вселенной. Космос огромен. Даже если полететь на ракете, невозможно добраться до его края. В космосе, кроме нашей планеты есть другие, а также – звезды. Посмотрите вечером на небо. Видите сколько на нем звездочек? Они нам кажутся маленькими, а на самом деле это огромные раскаленные шары. Солнце – тоже относится к звездам. Просто оно располагается ближе всего к Земле, поэтому, кажется больше. Мы ощущаем его тепло и видим свет. Есть звезды намного больше солнца, но они расположены дальше от Земли и кажутся маленькими огоньками на ночном небе.
Вокруг Солнца вращаются планеты. Всего их насчитывается 9. А также кометы и астероиды. Все планеты отличаются своими размерами. Самая большая планета – Юпитер. Самая маленькая планета – Плутон. У каждой планеты есть свой путь, который называется орбитой.
Как запомнить планеты солнечной системы? В этом поможет стишок:
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Беседа «Собаки-космонавты»
Чтобы отправить в космос человека, ученым нужно было узнать, с чем он может там столкнуться. Они приняли решение отправить в космос животных. Первой собакой-космонавтом была Лайка. Она на специальной ракете была отправлена в космос 3 ноября 1957 года, но не вернулась. Позже в космос летали и другие собаки, такие, как Белка и Стрелка, которые удачно вернулись на Землю. Так ученые сделали вывод, что в невесомости живые существа тоже могут жить.
Беседа «Космос. Загадки вселенной».
Человечество всегда ломало голову над загадкой происхождения Вселенной. Вселенная - это весь окружающий нас бесконечный мир: планеты, луна, звёзды и галактики. Никто не знает, насколько велика Вселенная. В пределах видимой Вселенной находится свыше 100 млрд. галактик, т. е. обширных скоплений звёзд.
Наша галактика называется Млечный Путь. В её состав входят планеты Солнечной системы. Слово «планета» происходит от греческого слова «странник».
Планета - это небесное тело. «Центром Солнечной системы является Солнце», - такую идею выдвинул польский астроном Николай Коперник. Но астрономы не в состоянии рассмотреть в свои телескопы всю Вселенную, поэтому никто не знает, где находится её истинный «центр».
Солнечная система состоит из Солнца и всех небесных тел, которые вращаются вокруг него, в том числе восьми главных планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, несколько десятков их спутников, наподобие нашей Луны, а так же астероидов и комет.
Каждое тело движется вокруг Солнца по своей орбите.
Орбита - это круговой или эллиптический путь, по которому в космическом пространстве движется небесное тело.
Экспериментирование
Задачи: систематизировать и закреплять знания детей о космосе и планетах солнечной системы; способствовать обогащению и применению знаний в собственной деятельности; развивать функции наглядно-образного и словесно-логического мышления; учить анализировать и делать выводы; формировать элементы произвольного внимания.
«Где находится край Земли?» - рассматривание глобуса.
Маленькое – большое
Далеко – близко
У какой планеты длиннее орбита?
Наблюдения на прогулке.
1. Определить с детьми линию горизонта, где земля «встречается» с небом.
Обратить внимание детей на цвет неба утром, днем и вечером.
Может ли небо быть хмурым, грозным, веселым?
Если бы вам предложили нарисовать небо, какие краски вы бы выбрали?
2. Предложить детям подпрыгнуть, подбросить мяч, запустить самолетик. Куда все возвращаются? (на землю) Действует сила тяжести. Что было бы если бы ее не было?
3. Облака плывут по небу и исчезают из поля зрения. Куда они исчезают?
Дидактические игры
«Куда летят ракеты» «Найди недостающую ракету» «Подбери созвездие»
«Найди лишнее» «Подбери словечко» «Один – много» «Вокруг солнца» «Найди лишнее в каждой строчке» «Продолжи цепочку» «Найди тень»
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
12 апреля — День космонавтики
День космонавтики отмечается в России 12 апреля. Эта дата, установлена в ознаменование первого полёта человека в космос.
12 апреля 1961 года советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин на космическом корабле «Восток-1», стартовав с космодрома «Байконур», впервые в мире совершил орбитальный облёт планеты Земля. Полёт продлился 1 час и 48 минут.
В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звездам смог.
Поет об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.
Кто такой космонавт?
Первым человеком, который был отправлен в космос и облетел вокруг Земли, является Юрий Гагарин. Он – космонавт. Это сложная профессия. Во время старта ракеты и ее приземления тело космонавта испытывает большие перегрузки. Также не просто человеку находится на борту ракеты и в состоянии невесомости, когда ракета (космический корабль) вращается вокруг земли. В этом состоянии все плавает: и предметы, которые находятся на борту, и люди. Кроме того, космонавт должен знать все приборы, ведь они устанавливаются для управления кораблем и научных исследований.
То есть, космонавт — это человек, который испытывает космическую технику и работает на ней в космосе.
«Что такое телескоп и для чего он нужен!»
Цель: познакомить детей с астрономическим прибором – телескопом. Развивать интерес к астрономии.
Материал фотографии телескопа, Вселенной, созвездий.
Ход:
Все мы с вами знаем, что такое космос. (Рассматривание картинки космос)
Астрономы — это ученые, которые наблюдают за звездами и изучают их. В древние времена астрономы изучали звезды, не имея специальных приборов. Они просто наблюдали за небом с земли. В средние века изобрели подзорную трубу и телескоп, а сейчас в космос запускаются искусственные спутники и космические станции, которые исследуют звезды и планеты.
Телескоп – это астрономический прибор, служащий для изучения звёзд, планет, туманностей и других небесных тел. (Рассматривание модели телескопа)
Телескоп состоит из трубы или тубуса, который установлен на подставке – треноге. Трубу можно наклонять и поворачивать для удобства наблюдений. У телескопа есть два увеличительных стекла: большое и маленькое. В то стекло, что мы смотрим, называют окуляром, а то, что направлено на объекты наблюдения – объектив.
В космосе огромное количество звезд. Все они объединены в созвездия, и у каждого созвездия есть своё название. Самые известные из них: Большая медведица, Малая медведица, Орион, Весы, Рак, Пегас, Андромеда и другие. Предлагаю вам, с помощью телескопа, рассмотреть эти созвездия
С каким астрономическим прибором вы познакомились? Для чего он (телескоп) нужен? Какие созвездия вы запомнили? Назовите их.
Беседа «Полеты в космос: сказка или нет?»
С глубокой древности люди мечтали летать как птицы. На чём только ни отправлялись в небеса герои сказок и легенд! В Древнем Китае Цари колесили по небу в золотых колесницах. Дедал и Икар сделали себе крылья для того, чтобы сбежать из плена. Алладин летал на волшебном ковре-самолёте. Баба-Яга неслась над землёй в ступе. Герои одной сказки отправлялись в путь на летучем корабле. Всё это были герои сказок и легенд.
Но прошли века, и люди смогли покорить воздушное пространство Земли. Сначала они поднимались в небо на воздушных шарах и дирижаблях. Позже стали бороздить воздушный океан на самолётах и вертолётах. Но человечество мечтало о полётах не только в воздушном, но и космическом пространстве. Таинственная "звёздная бездна" космоса притягивала людей, звала заглянуть в неё, разгадать её загадки. Наблюдая в телескопы за небом, люди узнали, что кроме Земли есть и другие планеты.
Люди хотели узнать, есть ли жизнь на других планетах? А если есть, то кто там живёт? Похожи ли эти живые существа на людей? Но чтобы об этом узнать, надо до этих планет долететь. Самолёты для этого не годились, потому что до планет было очень далеко.
И придумали учёные ракеты.
Кто же в России придумал первую ракету? Жил в городе Калуге простой учитель Константин Эдуардович Циолковский. Он очень любил наблюдать в телескоп за звёздами, изучал их, и очень ему хотелось до этих далёких планет долететь. И задумал он сконструировать такой летательный аппарат, который мог бы долететь до какой-нибудь планеты. Он проводил расчёты, делал чертежи и придумал такой летательный аппарат. Но к сожалению у него не было возможности такой аппарат сделать. Но его мечту осуществил другой русский учёный Королёв.
Первым космическим кораблём, который вышел на орбиту вокруг Земли, был советский "Спутник-1", запущенный 4 октября 1957года.
На его борту не было ни экипажа, ни животных, а вместо них были устройства, которые посылали информацию на Землю.
Первым человеком в космосе был советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин, совершивший 12 апреля 1961года полный оборот вокруг Земли на борту космического корабля "Восток-1". Проведя в космосе менее 2-х часов, он стал международным героем.
Поэтому 12 апреля в нашей стране считается Днём Космонавтики, праздником, посвящённым людям, которые свою жизнь связали с космосом.
Сюжетно-ролевые игры
«Космонавты тренируются» Цель: расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитать смелость, выдержку, расширить словарный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос».
«Больница для космонавтов» Цель: формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины; воспитывать уважение к труду медицинских работников, закреплять правила поведения в общественных местах.
«Космодром» Цель: Способствовать развитию умения расширять сюжет на основе полученных знаний на занятиях и в повседневной жизни, обогатить опыт детей знаниями и игровыми умениями, которые позволят им в дальнейшем самостоятельно организовывать игру.
Формирование умений комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Задачи: снятие усталости и напряжения, внесение эмоционального заряда,
совершенствование общей моторики, выработка четких движений во взаимосвязи с речью.
Пальчиковая гимнастика
«Луноход»
Посмотрите, луноход
По Луне легко идет.
Он шагает очень важно,
В нем сидит герой отважный.
Дети ставят на стол подушечки пальцев обеих рук, переносят на руки часть веса, а затем как бы шагают по очереди правой и левой рукой. Повторяют четверостишие несколько раз.
«Глобус»
Мы по глобусу шагаем,
Пальцы дружно поднимаем.
Перепрыгнули лесок,
На гору забрались,
Оказались в океане –
Вместе покупались.
Пошагали в Антарктиду,
Холодно, замерзли.
На ракету все мы сели –
В космос улетели.
Подвижные игры
«Ждут нас быстрые ракеты»
По залу раскладываются обручи-ракеты на один меньше, чем играющих.
Дети берутся за руки и идут по кругу со словами:
- Ждут нас быстрые ракеты
Для полёта на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!
После последних слов дети разбегаются и занимают места в «ракетах» (если детей много, то можно усаживаться в одну ракету по два-три человека) и принимают разные космические позы.
Те, кому не досталось места в ракете, выбывают. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один участник – победитель.
Игра повторяется 2 – 3 раза.
«Невесомость»
Дети изображают передвижение в невесомости. По сигналу воспитателя дети замирают в позе «Ласточка». Деи стоят так, пока не услышат команду «Невесомость». Если ребенок встает на вторую ногу до сигнала, выбывает. Игра повторяется 2 – 3 раза.
«Солнце чемпион»
Выбранный ведущий-ребенок проговаривает «космическую» считалку, в ходе которой дети становятся одной из планет:
На Луне жил звездочет.
Он планетам вел учет:
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс,
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
Восьмой – Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Дети надевают шапочки с изображением, выпавшей им по считалке планеты, под музыку начинают движение, по звуковому сигналу выстраиваются в нужной последовательности относительно солнца, которое изображает один из дошкольников.
«Космонавты»
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука «У».
- Запускаем мы ракету «У-У-У!»: Руки над головой в форме конуса,
- Завели моторы «Р- р- р»: движение по кругу друг за другом
- Загудели: «У-у-у!»: Руки расставили в стороны.
- На заправку полетели: присели - руки вперёд,
- Заправились – руки опустили.
Игра повторяется несколько раз по желанию детей.
ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ Чтение с детьми произведений о космосе:
Я. К. Голованов «Дорога на космодром»
В. Кащенко «Созвездие драконов»
О. А. Скоролупова «Покорение космоса»
Н. Носов «Незнайка на луне»
Стихи о космосе, Ю. Гагарине
П. О. Клушанцев «О чем рассказал телескоп»
Гордон Уоллс «Звездочет и обезьянка Микки»
И. Холи «Я тоже к звездам полечу»
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Задачи: Побуждать детей передавать в своих работах картину космического пейзажа, используя впечатления, полученные при рассматривании картинок, чтения литературы и бесед о космосе.
Развивать у детей интерес к изобразительной деятельности, мелкую моторику, творчество, воображение и фантазию детей.
Конструирование
Лепка
Рисование
Аппликация
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
В ходе реализации проекта дети получили представления о планетах Солнечной системы, о Земле как планете: форме, размере, движении вокруг Солнца и своей оси, расширили знания первого космонавта Земли, а также других космонавтов и конструкторов. Данный проект позволил развить творческую активность детей и родителей, воспитать патриотические чувства у дошкольников.
Организация мини-музея Космос