марифат рамазанова
Проект в старшей группе «Загадочный космос»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Загадочный космос»
для детей старшего дошкольного возраста
Тип проекта : информационно-познавательный, творческий.
Продолжительность: краткосрочный (2 недели).
Участники проекта : воспитатели, дети, родители.
Проблема: Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности.
Публикация «Проект в старшей группе „Загадочный космос“» размещена в разделах
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Основания для разработки проекта : Поверхностные знания детей о космосе, о планетах, о работе космонавтах. Способствовать развитию у ребёнка представления об окружающем мире до глубин Вселенной.
Актуальность проекта : С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Возраст почемучек – самый замечательный возраст для детей. Малыши активно познают мир, открывают для себя новые истины. С раннего возраста им интересны загадки Вселенной. Старших дошкольников всегда привлекает тема космоса, так как все неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Вспомните свое детство, как интересно было смотреть в ночное небо. Как поддержать интерес ребенка к неизведанному. Метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности Солнечной системы, о Юрии Гагарине – первом космонавте Земли и поможет систематизировать полученные знания и применить их в различных видах детской деятельности.
Цель проекта : Создание условий для обогащения знаний детей о нашей солнечной системе, о космосе.
Задачи проекта :
1. Сформировать устойчивый интерес к познанию космического пространства.
2. Познакомить детей с историей развития космонавтики, с символикой некоторых созвездий, строением солнечной системы.
3. Прививать любовь к родному краю, планете, героям освоения космоса.
4. Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
5. Развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
6. Поощрять желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы, совместной исследовательской деятельности.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный этап.
1) Выявление первоначальных знаний детей о космосе.
2) Информация родителей о предстоящей деятельности.
3) Подбор литературы о космосе, презентаций, фотографий, плакатов, атрибутов.
Основной этап реализации проекта.
1) Беседы с детьми. ООД.
2) Художественно-продуктивная деятельность: Лепка, рисование («Предметы космоса», «Космос», «Забавные инопланетяне», «Путь к звёздам») конструирование («Ракеты»).
3) Работа с родителями по заданной теме.
4) Организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр, индивидуальной и групповой работы.
Заключительный этап.
1) Организация выставки «Ракеты» (совместная работа детей и родителей)
2) Коллективное изготовление планет солнечной системы
Ожидаемые результаты:
Планируемый результат со стороны детей:
- сформированы понятия и представления о: планетах, звёздах, космических аппаратах, космонавтах и т. д;
- сформирован интерес к новому, неизвестному в окружающем мире
- умеют предложить свой собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке и т. д.
- умеют самостоятельно действовать в различных видах деятельности;
- овладевают средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками
Планируемый результат со стороны педагога:
- активизировалась поисковая деятельность;
- установление доверительных и партнёрских отношений с родителями;
- создадутся условия для благоприятного взаимодействия с родителями.
Планируемый результат со стороны родителей:
- повышение активного участия родителей в жизнедеятельности группы;
- повышение педагогической культуры родителей.
Содержание проекта :
Предварительная работа:
- создание развивающей предметно -пространственной среды;
- подбор информационных ресурсов, художественной литературы;
- атрибутов к сюжетно-ролевой игры
- Выставка совместных работ детей и родителей на тему Подбор иллюстраций о космосе, космонавтах, солнечной системы.
Подготовить презентацию «Земля в ладонях»…Космонавтике посвящается.
Подбор мультфильмов на тему космоса.
Разработка конспектов ООД.
Подбор дидактического материала, загадок и стихов о космосе.
Составление картотеки подвижных игр и сюжетно-ролевых игр на заданную тематику.
Беседы с использованием презентаций.
1) Беседа «Что такое Космос»;
2) Беседа «Первый космонавт»;
3) Беседа «Планеты Солнечной системы».
Беседа:«Загадочный космос». Цель: дать детям представление о планетах солнечной системы, солнце, звёздах, первом полете в космос, выяснить знания детей по данному вопрос.
Беседа «Наша родная планета - Земля».
Цель: объяснить детям, почему на нашей планете есть жизнь,что такое телескоп, космическое пространство, показать, как прекрасна наша Земля из космоса.
Беседа «Первый космонавт»
Цель: продолжать знакомить детей с первым космонавтом Ю. А. Гагарина, его значением для человечества. Обогатить представления детей о космосе, космонавтах, космическом оборудовании, использовании космоса в интересах людей. Развивать познавательный интерес к космосу как объекту окружающего мира. Инициировать активность детей, желание узнавать новое о космосе. Воспитывать чувство гордости за свою страну.
Беседа: «Дагестанский космонавт»
Беседа «Как устроена ракета» Цель: Знакомить детей с космическими кораблями, с устройством ракеты, рассказать о конструкторе С. П. Королеве и основоположнике советской космонавтики К. Э. Циолковский
ООД Познавательное развитие «Космос, звёзды, вселенная. Ю. А. Гагарин – первый космонавт».
ФЭМП «Космическое путешествие»
Художественно эстетическое развитие:
- Рисование: «Загадочный космос», «Космические очки»
-Аппликация/ лепка: «Забавные инопланетяне»
Конструирование
Тема: «Ракеты и космические корабли».
Подвижные игры: «Маленькие планеты», «Соберём космический корабль», «Космостарт», «Возвращение в луноход», «Невесомость», «Космонавты», «Ждут нас быстрые ракеты», «Солнце – чемпион».
Сюжетно-ролевые игры: «Космонавты», «Путешествие на Луну», «Строители» сюжет «Строим космодром»
Дидактические игры: «Разложи планеты на орбитах», «Найди лишнее», «Узнай название слова по первым буквам картинок», «Собери инопланетянина»,ИГРА-ЛОТО «УГАДАЙ СОЗВЕЗДИЕ»,«Планеты Солнечной системы», «Найди тень»
Чтение художественной литературы:
Цель: знакомить детей с литературой о космосе; воспитывать познавательную активность.
- Я. К. Голованов «Дорога на космодром»,
- В. Кащенко «Созвездие драконов»,
- Н. Носов «Незнайка на луне»
- стихотворения о космосе.
- загадки о космосе.
Индивидуальная и групповая работа :
- развитие мелкой моторики (раскрашивание картинок о космосе).
- собирание пазлов (тема «Космические пазлы»)
- выкладывание картинок из счетных палочек
- индивидуальная работа по развитию речи игра “ Скажи наоборот”
Просмотр электронных презентаций:
«Планеты Солнечной системы».
«Животные в космосе».
«Освоение космоса»
Просмотр фильмов:
«Юрий Гагарин».
«Первый полёт».
«Экскурсия по МКС».
Мультфильмы о Земле, о Солнце, космических машина, планетах Солнечной системы.
ООД по познавательному развитию в старшей группе по теме «Космос, звёзды, вселенная. Ю. А. Гагарин – первый космонавт».
Задачи:
1. Закреплять и систематизировать знания о Космосе (звездах, созвездиях, солнечной системе, планетах). Уточнить знания об исследованиях Вселенной, о космонавтах.
2. Развивать внимание, память, наблюдательность, сценические способности. Совершенствовать умения детей передавать в изображении особенности строения космического корабля в аппликации.
3. Воспитывать чувство гордости за свою Родину.
4. Активизировать словарь детей: созвездия, Вселенная, Солнечная система, название планет, название созвездий, космонавт, слова антонимы.
Оборудование: Демонстрационный материал «Космос», макет «Солнечная система», материал для инсценировки (набор инструментов, портреты космонавтов, конструктор «Космические корабли», ножницы, клей, салфетки, формы для вырезания.
«УГАДАЙ СОЗВЕЗДИЕ»
Тема: Конструирование «Ракеты и космические корабли».
Цель: Развитие способности детей к конструированию космических ракет.
Задачи:
1. Актуализировать знания детей о космосе, профессии – космонавт;
2. Создать условия для получения детьми знаний о создании модели космической ракеты;
3. Воспитывать интерес к конструированию;
4. Развивать зрительное и пространственное восприятие, активизировать внимание;
5. Научить конструировать ракету из разных материалов
6. Развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования;
Раздаточный материал: конструктор на каждого ребёнка, макеты планет, блоков Дьюеша, Дары Фребеля, счетные палочки, модули, полидром.
ООД по художественно-эстетическому развитию Лепка «Весёлые инопланетяне»
Цели: Развивать умение лепить задуманный образ по представлению, предвидеть результат и достигать его.
Задачи: Развивать творческое воображение; закреплять умение самостоятельно выбирать способы и приёмы лепки; развивать навыки работы с пластилином, использовать для детализации образа, развивать мелкую моторику руки.
Материал: Пластилин, дощечки, стеки, различный бросовый материал, магнитофон с записью песни о солнце, «космической» музыки, влажные салфетки, рисунки инопланетян,2 шарика.
ООД по познавательной деятельности (ФЭМП)в старшей группе на тему «Космическое путешествие»
Цель: Развивать мышление, стимулировать желание детей к познанию мира живой природы.
Задачи:
Формировать понятие “космос”.Закрепить навыки порядкового счета в пределах 10, знания цифр от 1 до 9, обратного счета в пределах 10. Закрепить знания детей о планетах;
Развивать смекалку, зрительную память, воображение, внимание.
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Оборудование:
Аудиозапись космической музыки; картинки с изображением планет, ракеты, метеоритного дождя, Луны; карточки с числами по порядку и в обратном порядке с пропусками.
Раздаточный материал: Конструктор,белый лист бумаги, цветные карандаши, цифры с рисунками планет.
ООД по рисованию в старшей группе «Космос»
Цель: продолжать знакомить детей с праздником - День Космонавтики.
Задачи:
1. Учить детей изображать космическое пространство, передавая в рисунке характерные особенности космоса, рисовать звездное небо, продумывая композицию и содержание рисунка, используя пространство переднего и заднего плана.
2. Развивать чувство композиции, фантазию, творчество.
3. Воспитывать у детей уважение к людям, работа которых связана с освоением космоса. Прививать любовь и чувство гордости к стране.
Предварительная работа: чтение стихотворений о космосе, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций о космонавтах, планетах.
Средства реализации: листы бумаги формата А4, краски, кисти, баночки с водой, салфетки, иллюстрации о космосе и космонавтах, обручи разных цветов для подвижной игры.
ООД по изобразительной деятельности (аппликация)
Тема: «Пришельцы из космоса»
«Забавные инопланетяне». Цель: продолжать формировать у детей представление о космосе.
Задачи: расширять знания детей о космосе, учить передавать форму ракеты.
Конспект ООД старшая группа по Художественноэстетическому развитию (Рисование)
Тема: «Ракета в космосе»
Цель: учить детей рисовать космический корабль, передавая
пропорции и форму частей.
Задачи: учить детей самостоятельно дополнить композицию
необходимыми деталями, изображая планеты, звёзды, кометы. Развивать
пространственное воображение, чувство композиции. Воспитывать
самостоятельность, аккуратность.
Материал: бумага для акварели А4, цветные восковые мелки, простой
карандаш, акварель, кисти, банки с водой, салфетки, клеенки.
Предварительная работа: Беседы с детьми и рассматривание
иллюстраций о космосе. Просмотр развивающего видео о космосе,
космонавтах, ракетах.
Дидактические игры
«РАЗЛОЖИ ПЛАНЕТЫ НА ОРБИТАХ»
Задачи:
-расширять знания детей о космосе, о строенииСолнечной системы;
ИГРА-ЛОТО «УГАДАЙ СОЗВЕЗДИЕ»
Задачи:
-учить детей соотносить схематическое изображение предмета с художественным;
-познакомить с символикой некоторых созвездий, принятой астрономами с древнейших времен;
ИГРА «НАЙДИ ЛИШНЕЕ»
Задачи:
-развивать умение проводить классификацию, объединять предметы по какому-либо основному, существенному признаку.
Дидактическая игра «Найди тень»
Цель: Учить детей находить заданные силуэты путем наложения.
«Планеты Солнечной системы»
Цель: уточнить названия планет Солнечеой Системы. Упражнять в назывании и запоминании планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Развивать внимание и память.
«Узнай название слова по первым буквам картинок»,
Цель: учить по первым буквам рисунка составлять слово «Ракета».
Подвижные игры: «Маленькие планеты», «Космостар», «Дотронуться до звезды»
Сюжетно-ролевые игры: «Космонавты», «Путешествие на Луну», «Строители» сюжет «Строим космодром»
Загадки, используемые в работе над проектом.
1. Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе светит нам… (Луна)
2. Планета голубая,
Любимая, родная.
Она твоя, она моя,
А называется… (Земля)
3. Бродит одиноко
Огненное око.
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает. (Солнце)
4. Океан бездонный, океан бескрайний,
Безвоздушный, темный и необычайный,
В нем живут вселенные, звезды и кометы,
Есть и обитаемые, может быть, планеты. (Космос)
Пословицы и поговорки, используемые в работе над проектом.
В космосе ничего не пропадает.
Не хватай звёзд с неба, а добывай на земле хлеба.
Если очень захотеть можно в космос полететь.
Чем больше мы летаем, тем дольше мы живём.
Не всё греет, что светит: луна светла, да без тепла.
Кому месяц светит, тому и звёзды улыбаются.
Нет на Меркурии лета и осени, нет ни зимы, ни весны.
Многих радует, когда метеоритом падаешь.
Результаты проекта :
Мониторинг знаний детей по теме «Мы и космос» проводился в начале проекта и после его завершения. Вопросы детям задавались индивидуально в непринужденной обстановке в утреннее и вечернее время, после небольшой предварительной беседы. Детям предлагалось ответить на следующие вопросы:
• Какие планеты есть в нашей Солнечной системе?
• Кто летает в Космос?
• Кто первый полетел в космос?
• Как звали первого космонавта?
• На чем летают в космос?
• Зачем люди летают в Космос?
Практическая значимость проекта состоит в том, что его может использовать в своей работе любой творческий педагог, адаптировав его содержание к условиям своего ДОУ и возможности взаимодействия с социумом.
Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о космосе.
Данный проект направлен на развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, воспитание патриотических чувств (гордость за российских космонавтов – первооткрывателей космоса, нравственных ценностей (добрых, дружественных отношений и т. д.).
Используемая в работе с детьми литература и сайты:
1. Николая Носова «Незнайка на Луне»
2. Дубкова С. И., “Сказки звёздного неба”, “Белый город”, М.
3. Левитан Е. П. «Малышам о звездах и планетах». Москва, Педагогика-Пресс.
4. Левитан Е, П. "Твоя Вселенная".
5. Левитан Е. П. "Звёздные сказки".
6. Парамонов Ж., “Забавная астрономия для малышей”.
7. ПорцевскийК. А. “Моя первая книга о Космосе”.
8. «Расскажите детям о космосе». (Карточки для занятий в детском саду.)
9. Юрлин «Что внутри?». Издательство малыш. Рассказ «Счастливого пути, космонавты».
10. Талимонова Л. "Сказки о созвездиях".
11. https://www.youtube.com/watch?v=rS_Q7BYR5Ts&t=42s