Елена Багдасарян
Проект в театр играем — речь развиваем
▼ Скачать + Заказать документы
Проект творческой группы старшего дошкольного возраста
Содержание
Тема, актуальность проекта _ _ _ _ 3
Цель, задачи проекта _ _ _ _ 4
I реализации проекта _ _ _ _ 5
Организации театрально - игровой среды в группе. 5
II формирующий этап _ _ _ _ 6
III заключительный этап _ _ _ _ _ _ 7
Приложения
Перспективный план
Дыхательная и артикуляционная гимнастика
Пальчиковая гимнастика
Публикация «Проект в театр играем — речь развиваем» размещена в разделах
- Игры для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Игры на развитие мимики и жестов
Игры на развитие координации движений и речи
Беседы
Пересказ сказок с использованием мнемотаблиц
Дидактические игры
Загадки о сказках и героях сказок
Пословицы и поговорки о сказках
Подвижные игры с использованием диалога
Работа с родителями по проекту
Консультация для педагогов.
Тема проекта «В театр играем – речь развиваем»
Тип проекта : творческий.
Сроки реализации проекта : 3 месяца (январь, февраль, март).
Участники проекта : воспитатели, музыкальный руководитель, дети старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет, родители.
Актуальность проекта. Уровень речевого развития дошкольников в значительной мере зависит от его достаточной речевой практики. Дети часто испытывают чувство неуверенности, закомплексованности в общении, как со сверстниками, так и с взрослыми. Особенно трудно дается некоторым детям участие в праздниках. Чтение стихотворений, участие в сценках, диалогах – все это вызывает у детей не только определенное психоэмоциональное напряжение, но и речевой дискомфорт. Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывает вовлечение детей в театрализованную деятельность, которую надо проводить каждый день в виде игры. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии — через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные педагогом вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Здесь особенно важно учить детей осмысленно пользоваться речевым материалом в зависимости от ситуации, демонстрировать культуру диалога. Это как нельзя лучше можно реализовать при участии детей в театрализованной деятельности, которая является своеобразным инструментом развития монологической и диалогической речи. Ведь творческий характер деятельности, реализуемый в театрально-игровых ситуациях, поддержание положительного эмоционального настроя в их ходе, необходимость совершенного владения речью, ее выразительными средствами выступают как основные условия успешного речевого развития детей. По своей сути такая творческая деятельность детей открывает для них новое, интересное, помогает овладеть практически всеми компонентами устной речи.
Проблема: активизация речевой функции детей.
Цель проекта : внедрение в работу театрализованных игр, как средство всестороннего развития речи детей.
Задачи проекта :
-создать специальную среду, побуждающую ребенка к активной речи через театральную деятельность;
-формировать навыки устной речи
-пропагандировать полученный опыт среди воспитателей и родителей
-формировать умение изменять высоту тона речи, темпа, ритма речи;
-развивать способность вступать и поддерживать общение, проявлять инициативу в общении;
-развивать способность грамотно и ясно сформулировать свою мысль;
-побуждать детей драматизировать, проигрывать отдельные части сказок, потешек использовать различные виды театра.
Методы реализации поставленных задач:
- Исследовательские методы: изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, наблюдение, беседа, анкетирование, диагностирование.
- Практические методы: упражнения, обыгрывание проблемно-игровых ситуаций.
- Наглядные методы: наблюдение, демонстрация наглядных пособий, пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров, просмотр мультфильмов и сказок, организация выставки поделок, рисунков, изготовление костюмов сказочных героев, атрибутов.
- Игровые методы: дидактическая игра, игровые действия, воображаемая ситуация, загадывание и отгадывание загадок, чтение потешек по ролям, введение элементов соревнования.
- Словесные методы: беседа, рассказ, чтение художественной литературы, заучивание пословиц, потешек, присказок, чистоговорок, стихотворений, исполнение песен.
Этапы проекта :
I этап – подготовительный
Цель: выявление проблемы в речевом развитии дошкольников, определение основных направлений, изучение педагогической литературы.
Задачи.
1. Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.
2. Подборка методической, справочной, художественной литературы, пословиц, присказок, загадок о сказках и сказочных героях.
3. Изучить методическую литературу по теме проекта
4. Определить направления работы по реализации проекта.
5. Определить формы и методы работы с детьми по реализации задач проекта
6. Подбор материала и оборудования для реализации проекта.
- Подготовка конспектов театрализованной деятельности
- Составление рекомендаций для родителей, воспитателей
- Разработка бесед с детьми
- Подборка упражнений для развития мимики, пантомимики, жестов, фонематического слуха, мелкой моторики, координации речи с движениями.
- Составление картотеки театрализованных игр.
- Составление картотеки дидактических игр и заданий для развития лексики у детей.
7. Приобщить родителей к проектной деятельности, беседа с родителями о необходимости участия их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.
Организации театрально - игровой среды в группе.
- Подобрать игрушки, атрибуты, литературные произведения, театральные куклы и костюмы.
- Для музыкального оформления спектакля подобрать аудиозаписи.
- Оформить театральный уголок для самостоятельной деятельности детей, где имеются различные виды театров, дидактические, настольно-печатные и развивающие игры по литературным произведениям.
Подготовить стойку для элементов костюмов, простых декораций, бутафории.
- Ширмы для кукольного и настольного театра.
- Создать условия для всестороннего полноценного развития двигательных способностей детей.
- Предусмотреть консультации психолога и логопеда, педагогов дополнительного образования.
II этап– формирующий
Цель: развитие речи детей через театрализованную деятельность, пропаганда педагогических знаний среди воспитателей и родителей
Работа с детьми.
- Беседа «Жизнь театр, и все мы в ней актеры»
- Дыхательная и артикуляционная гимнастика.
- Разучивание потешек -диалогов
- Разучивание диалогов между героями сказок.
- Этюды на выражение эмоций, жестов и воспроизведение черт характера.
- Упражнения- пантомимы.
- Упражнения на координацию речи с движением.
- Дидактические игры на развитие лексико-грамматического строя языка
- Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.
- Пересказ прочитанных сказок, используя мнемотаблицы.
- Рассматривание иллюстраций к сказкам Васнецова, Е. Рачева, В. Сутеева
- Иллюстрирование прочитанных сказок детьми.
- Загадки о сказках, героях сказок.
- Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ.
Работа с родителями
- Беседа с родителями «Знакомство с проектом».
- Еженедельное информирование о ходе проекта.
- Домашние задания для родителей и детей (изготовление поделок, рисование иллюстраций к сказкам).
- Чтение сказок с детьми.
Рекомендации:
- По развитию интонационной выразительности речи,
- По разучиванию диалогов между героями сказок;
- По развитию мелкой моторики
Семинары-практикумы:
- Знакомство с упражнениями на развитие координации речи и движения;
- Знакомство с речевыми играми.
III этап – заключительный
Цель: анализ полученных данных, показ спектаклей, выставка рисунков, поделок, выпуск стенгазеты «Мы – артисты»
Заключительный этап – итог проекта
- Показ спектаклей «Теремок», «Три медведя», «Заюшкина избушка», «Гуси- лебеди» для детей других групп, родителей;
- Выставка поделок, рисунков;
- Оформление картотеки игр и упражнений по развитию мелкой моторики, грамматического строя речи, координации речи с движением
Ожидаемый результат.
Апробировав проект, мы ждем определенных результатов, в первую очередь:
- Активизация словаря детей;
- Совершенствование звуковой культуры речи, интонационного строя;
- Развитие диалогической и монологической форм речи;
- Совершенствование лексико-грамматических средств языка;
- Речевое раскрепощение детей;
- Совершенствование навыков общения детей в коллективе;
- Повышение общей культуры ребенка;
- Раскрытие личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов.