Наталья Гулевская
Проект «Волшебный ларец народных игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1. Характеристика проекта….….3
2. Актуальность проекта…. 4
3. Цели и задачи проекта…. 5
4. План деятельности по достижению цели…. 5
5. Предполагаемый результат…. 6
6. Содержание проекта…. 6
7. Тематическое планирование…7
8. Совместная деятельность….7
9. Работа с родителями….…. ….9
10. Результат работы над проектом…. 9
11. Выводы и практическая значимость проекта. …10
12. Перспективы на будущее …11
13. Список литературы…. 12
Характеристика проекта
Публикация «Проект „Волшебный ларец народных игр“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Народная культура, фольклор
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Тема проекта : «Волшебный ларец народных игр»
Вид проекта : познавательно-творческий
По характеру содержания: ребенок, педагог, родители
По характеру участия в проекте : участвуют от зарождение идеи до получения результата
По характеру контактов: внутри детского сада
По количеству участников: групповой
Продолжительность проекта : краткосрочный с 15.04. по 29.04.2022
Актуальность
Россия – наша Родина необходимо ощутить духовную жизнь своего народа, принять русский язык, историю и культуру. В настоящее время народные игры актуальны и интересны, являются неотъемлемой частью культуры народа, в них заключены традиции прошлого и настоящего. Содержание некоторых игр может рассказать о труде и быте народа, его вере. Игра концентрирует в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляет ребенку возможность естественного ознакомления с богатой культурой русского народа. Существенным содержанием русской культуры являются народное творчество быт, обряды, игры, традиции,сложившиеся на протяжении многовековой истории. Традиционная народная культура является глубинной основой всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества. Наследие традиционной культуры является источником современной национальной культуры и искусства. Вытеснение народных традиций на периферию культурных процессов грозит разрушением самобытности региональной культуры и, как следствие, размыванием и утратой у подрастающих поколений культурной и национальной идентичности. В русле народной культуры складываются представления человека о мире и его мироощущении, система образов и языка, верования, народные знания и умения, игры, обычаи и нравы, формы хозяйственной деятельности, семейной, обрядово-праздничной жизни, система фольклора. На основе традиционности не только закрепляется весь опыт практической деятельности человеческого общества, но и формируются важнейшие этнические идеалы, моральные принципы и нравственные установки, регулируются нормы социальных отношений. Стоит помнить, что дошкольный возраст – самая важная стадия формирования личности человека, ее фундамент. И именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам играм и обычаям. Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего народа с раннего детства, черпая вдохновение в близком окружении, дети впитывают эту любовь, именно на этой основе закладываются предпосылки гражданственности, патриотизма и любви к Родине!
Цель и задачи проекта
Цель:. Формирование и систематизация знаний детей о культуре и традициях русского народа. Создание условий для формирования основ патриотического сознания и воспитания общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста через знакомство с историей и культурой России, через потенциал русских народных игр, художественных произведений и традиций.
Задачи: Способствовать развитию интереса к русским народным играм,произведениям (расширить представления о народных традициях, обычаях, обрядах).
3. Создать условия для активации творческого мышления детей, (для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми).
4. Обогащать словарный запас детей.
1. План деятельности по достижению цели
• подбор иллюстративного материала по теме;
• подбор литературы по теме;
• подбор русских народных игр ;
• создание картотеки русских народных игр, потешек;
• игры на прогулке;
• беседы;
• чтения художественной литературы;
• сотрудничество с семьёй;
• анкетирование родителей по теме; «Какие мы знаем народные игры»
• консультация «Играем вместе с детьми в народные игры»;
Предполагаемый результат
Исключительно важное значение в жизни ребенка имеет игра. Всякая игра для ребенка серьезна, играя он живет. Разучивая с детьми новую народную игру, мы начинаем с разучивания считалки или жеребьевки. Каждая новая считалка пополняет активный словарь детей, способствует выразительности речи.
Прежде чем проводить игру, необходимо ее изучить, проиграть, стараемся вжиться в нее, для того, чтобы донести до детей смысл и правила игры.
1. В игре дети используют различные атрибуты, спортивный инвентарь,
2. Дети свободно двигаются под музыкальное сопровождение,
3. Использую в играх ряженье, русские народные костюмы. Важным моментом к приобщению детей к национальной культуре через народные игры, стало проведение народных праздников. Такие праздники регулярно проводятся в нашем саду. «Осенины», «Новый год», «Рождество», «Масленица», «Весенние посиделки», «Троица». Одной из главных составляющих этих праздников являются русские народные игры.
2. Содержание проекта :
Подготовительный этап:
• Определение темы проекта.
• Наметила план движения к поставленной цели, который осуществляется с детьми с родителями.
• Подобрать методическую, познавательную и художественную литературу по теме проекта.
Основной этап:
• Решаются поставленные задачи все мероприятия.
Заключительный этап:
• обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний. Готовится и проводится
Тематическое планирование работы с детьми младшего возраста
Дата Виды деятельности Содержание работы
1 неделя Познавательная Разучивание игр, чтение стихов, потешек, песен, загадок, .
Прогулка Игры на свежем воздухе подвижные игры: «Салки», «Гуси, гуси», «Кошки мышки», «У медведя во бору».
Хороводные игры: «Каравай», «Карусели»
Хороводные игры:
«Каравай», «Карусели»
Рисование на тему: «Матрешки».
Просмотр иллюстраций и презентации по теме «Как играли наши бабушки, дедушки»
2 неделя Разучивание потешек «Дом» «Наши уточки», «Сорока-белобока»
Хороводная игра «На горе то калина»
Чтение художественных произведений «Репка», «Гуси лебеди», «Маша и медведь», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Волк и семеро козлят».
Прослушивание русских народных песен : «Приди, весна ясная», «Прилетите, жаворонки, к нам»
3неделя Создание картотеки русских народных игр, потешек.
Просмотр мультфильмов «Богатыри земли русской» .
2. Совместная деятельность
Совместная деятельность с детьми:
• подбор иллюстративного материала по теме;
• подбор литературы по теме;
• подбор русских народных игр
• создание картотеки игр, потешек;
• игровая деятельность на прогулке
• беседы,
• чтения художественной литературы.
Совместная деятельность с родителями:
• Анкетирование родителей по теме.
• Консультация «Играем вместе с детьми в народные игры»
• Совместное творчество родителей с детьми играем вместе
• Методические рекомендации для работы по данной теме
• Подбор методической литературы
3. Работа с родителями
Название мероприятия Тема
Консультация «Играем вместе с детьми в народные игры»
Совместное творчество детей и родителей «Игры на свежем воздухе»
Анкетирование «Какие мы знаем народные игры»
4. Результаты работы над проектом
В ходе работы над проектом дети познакомились с русской культурой, с потешками, пословицами, песнями, скороговорками, считалками,
Познакомились с русскими народными играми, научились в них играть, проговариваем народные пословицы и поговорки. Играем на свежем воздухе в подвижные игры: «Салки», «Гуси, гуси», «Кошки мышки», «У медведя во бору». Разучили и играем в хороводные игры: «Каравай», «Карусели»,» «На горе то калина». Благодаря играм и потешкам расширился словарный запас у детей,понятия о народном искусстве. Дети с интересом смотрели иллюстрации презентации «Как играли наши бабушки и дедушки». Совместно с родителями дети дома играли на свежем воздухе в народные игры «Кошки –мышки», «У медведя во бору».
Таким образом дети использует полученные им знания и представления в разных видах деятельности: игре, конструктивной и продуктивной деятельности, используют речь для выражения своих мыслей, желаний, эмоций.
У детей развивается мелкая моторика, соответственно возрасту.
дети любознательны, задают вопросы, интересуется причинно-следственными связями, развиваются творческие способности детей.
Выводы и практическая значимость проекта
Таким образом, народные традиции, будучи значимыми элементами русской культуры через народные игры, представляют возможность освоения культурного пространства страны и региона; они позволяют знакомиться не только с образом жизни представителей разных народов, но также раскрыть яркую самобытность русской культуры. Следовательно, раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. Учим детей не забывать свои корни, игры, обычаи, традиции,.
Перспективы на будущее
• Создание лэпбука по народным играм
• Продолжать совместную работу ДОУ с родителями помогать воспитывать любовь детей к родному краю культуре играм, традициям. Таким образом, можно сказать о том, что знания о культуре своего народа, игр, обычий, традиций доведенные до самостоятельности, могут выступать средством воспитания осознанного отношения дошкольников к окружающей действительности.
Список используемой литературы:
1. Баранова Е. В. «Развивающие занятия и игры в детском саду и дома».
2. Горькова Л. Г. «Сценарии занятий игровое воспитание детей».
3. Прокофьева А. Г. «100 развивающих игр для детей».
4. В. Сотникова. Самые маленькие в детском саду (Из опыта работы московских педагогов). М., ЛИНКА – ПРЕСС. 2005.- 136с.
5. В. Сотникова. Занятия с малышами в детском саду (Модель воспитания детей раннего возраста) – М., ЛИНКА- ПРЕСС, 2002.-216 с.
6. О. Соломенникова. воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. 2009г.
7. Подборка журналов «Дошкольное воспитание» за 2010 год.