Анастасия Бударина
Проект: «Воспитание культуры поведения старших дошкольников в семье и ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Многие родители ошибочно считают, что приведя ребенка в дошкольное учреждение, они имеют право переложить на педагогов ответственность за воспитание и становление личности своего ребенка, но это далеко не так. Обязанность каждой семьи – развить культуру поведения ребенка с помощью своих поступков и действий, чтобы впоследствии он мог “измерить” свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла и не только оценить, но и подчинить свое поведение нравственным нормам и приемлемым формам культуры поведения. Неумение правильно вести себя в обществе, дома создает человеку определенную репутацию, которая усложняет его отношения с людьми, мешает в жизни. Поэтому, с детства следует формировать у детей культуру поведения.
Публикация «Проект: „Воспитание культуры поведения старших дошкольников в семье и ДОУ“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Культура поведения для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Семья. Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Цель проекта : Способствовать формированию культуры поведения старшего дошкольника в условиях детского сада, семьи и общества.
Задачи:
1. Изучение семьи и установление контактов с ее членами с целью согласования воспитательских воздействий на ребенка (через анкетирование, индивидуальные беседы, проведение совместных праздников с детьми и родителями);
2. Способствовать формированию навыков культурного поведения в повседневной жизни;
3. Учить видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять, избавляться от дурных привычек и способствовать формированию полезных.
Семья и дошкольное учреждение, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга, и установление контакта между ними необходимо.
Однако на развитие у ребенка представления о морали оказывают влияние одновременно семья, детских сад, окружающая действительность.
Под термином “культура поведения” мы подразумеваем совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.
Компоненты культуры поведения :
• культура деятельности,
• культура общения,
• культурно-гигиенические навыки и привычки.
Основы культуры деятельности закладываются в детстве, а затем продолжают развиваться и совершенствоваться.
Формировать у ребенка культуру деятельности – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет. В результате реализации проекта ребенок имеет привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к книгам, вещам, игрушкам. Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, в быту. Мы проводили различные мероприятия, такие как: дидактические игры и упражнения «Кто первым поздоровается», «Вежливый ручеек», «До свидания, милое создание», «Подбери правильные вежливые слова»; разучивали пословицы и поговорки об общении людей, проводили знакомство с крылатыми выражениями; родительское собрание по теме «Воспитание культуры общения» и т. п.
В результате реализации проекта ребенок придерживается норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также у него формируется вежливое поведение в общественных местах, в быту.
Если говорить о воспитание культурно-гигиенических навыков, то они включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр и т. п. Нами были проведены различные праздники, в том числе викторина «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»; инсценировка «к нам пришли гости» и т. п. В результате дети с удовольствием участвует в праздниках, мероприятиях посвященных культурному поведению, осознает все положительные стороны от культурного поведения в социуме.
Навыки у детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий. Поэтому ДОУ и семье необходимо действовать сообща. Мы проводили анкетирование. Анкета помогла узнать многое о детях, типах воспитания в семье, о взаимодействии детей и взрослых. Уровень культуры в семье. Подробный анализ анкет помог в дальнейшем сотрудничестве с семьей, в планировании последующий работы. Еще мы использовали методы работы с семьей такие, как: индивидуальная беседа, консультации, родительские собрания факультативы, участие в праздниках, совместных досугах.
При взаимодействии с родителями нами преследовались такие цели как: выработка общих требований к воспитанию детей; участие родителей с детьми в совместных проектах, создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями, установление доверительных и партнерских отношений с родителями, привлечение родителей к работе по формированию культуры поведения.
Нами была проведена диагностика в начале и в конце проектной деятельности. В результате диагностики были выявлены следующие результаты:
Старшая группа :
Начало года
Высокий уровень: 0% Средний уровень; 45% Низкий уровень: 55%
Конец года
Высокий уровень: 47% Средний уровень: 53% Низкий уровень: 0%
Показатели высокого и среднего уровня в конце года повысились на 57%
Подготовительная группа:
Начало года Конец года
Высокий уровень: 0% Высокий уровень: 50%
Средний уровень: 38% Средний уровень: 35%
Низкий уровень: 62% Низкий уровень: 15%
Показатели высокого и среднего уровня в конце года повысились на 55%
Все это говорит о том, что все задачи, которые мы перед собой ставили, были достигнуты.