Елена Тураева
Проект «Всё о посуде»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Сказка» комбинированного вида»
города Шарыпово Красноярского края
Проект
«Всё о посуде»
(Старшая группа компенсирующей направленности № 7 «Машенька»)
Разработала: Воспитатель старшей группы
компенсирующей направленности (дети с ОНР)
№ 7 «Машенька»
Тураева Елена Петровна
г. Шарыпово
2015 г.
Вид проекта : информационно-практико-ориентированный (краткосрочный) 1 неделя.
Публикация «Проект „Всё о посуде“» размещена в разделах
Участники проекта : дети старшей группы компенсирующей направленности, педагоги: воспитатели Е. П. Тураева, Г. С. Харисова, учитель-логопед Л. Г. Короткова, родители детей.
Проблема: дети не могут различить кухонную, столовую, чайную и другие виды посуды, не знают из какого материала и как изготавливают посуду.
Цель: ознакомление детей с видами и назначением посуды, столовыми приборами, как и из каких материалов изготавливают посуду.
Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.
Интеграция детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, конструирование, изобразительная.
Задачи:
1. Познакомить детей с тем, как и из каких материалов изготавливают посуду.
2. Закреплять умение детей называть кухонную, столовую, чайную посуду, столовые приборы.
3. Развивать связную речь, умение описывать предметы посуды.
4. Обогащать и активизировать словарь детей в рамках темы.
5. Способствовать формированию навыка сервировки стола.
6. Воспитывать умение пользоваться столовыми приборами, посудой.
Этапы проекта.
I. Подготовительный.
1. Обозначение, определение цели проекта и его мотивация.
2. Подбор методической и художественной литературы по теме проекта, наглядных пособий.
3. Подбор картинного материала, оформление книжного и логопедического уголка детскими книгами, предметными и сюжетными картинками по теме.
4. Подбор дидактических и настольных игр по теме проекта.
5. Разучивание пословиц и поговорок о посуде, содержании её в чистоте.
6. Привлечение детей и родителей к участию в планировании деятельности и реализации проекта.
II. Основной.
Осуществляется в процессе организации совместной деятельности детей и педагогов с учётом образовательных областей и интеграции детской деятельности в соответствии с ФГОС ДО.
1. ООД с детьми в группе:
Учитель-логопед: по подгруппам «Посуда» (обобщающее,
«Из чего делают посуду?» (с использованием ТСО)
Воспитатели: «Всё о посуде» (с показом презентации,
«Чайная посуда» (с использованием ТСО).
2. Дидактические игры: «Третий лишний», «Что забыл нарисовать художник?», «Парные картинки», «Что в чём?», «Скажи ласково», «Скажи наоборот», «Один-много», «Какая бывает посуда», «Какая это посуда?», «Вспомни и назови», «Найди такой-же?» и т. д.,
Сюжетно-ролевая игра «Магазин посуды».
Пальчиковые игры: «Зелёная миска», «Машина каша», «Мамины помощники».
3. Просмотр презентаций: «Всё о посуде», «Откуда к нам пришла посуда?» мультипликационных фильмов «Федорино горе», «Муха Цокотуха».
4. Чтение произведений К. Чуковский «Федорино горе», «Муха-Цокотуха»; «Чашкина сказка»; «Готовим быстро и вкусно».
5. Использование пословиц и поговорок в режиме дня «Посуда любит чистоту», «Без ножа хлеба не разрежешь», «Решетом воду мерить – потерять время» и т. п.
6. Рисование по сюжету сказки К. Чуковского «Федорино горе», «Муха Цокотуха», роспись тарелок, роспись кувшинчика, лепка кувшинчика, лепка чайной посуды для кукол.
7. Аппликация в технике «Рваная бумага» - «Чайный сервиз».
8. Викторина «Что мы знаем о посуде?», «Вечер загадок» (загадки и пословицы о посуде и продуктах питания).
9. Экспериментальная деятельность: «Такая разная посуда» (закрепление знаний детей о разных материалах, из которых изготовлена посуда, сравнение качества посуды).
9. Экскурсия на кухню «Наблюдение за трудом повара».
10. Работа с родителями:
Домашние беседы родителей с детьми о посуде, рассматривание посуды из разных материалов;
«Конкурс чтецов на лучшее стихотворение о посуде» (семейное творчество приветствуется).
Дома, вместе с мамой «Сочини свою сказку о посуде».
Составление альбома «Что за прелесть эти сказка….»
Организация развивающей предметно-пространственной среды в ходе реализации проекта :
1. Центр книги: К. Чуковский «Федорино горе», «Муха – Цокотуха». Плакаты, набор карточек «Такая разная посуда», наборы картин «Посуда».
2. Центр настольных игр: домино, мини-игра «Разная посуда», «Разрезные картинки».
3. Центр детского творчества: раскраски с изображением посуды.
4. Центр театра: атрибутика, необходимая для инсценировки сказки «Муха – Цокотуха».
5. Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Семья», «Магазин посуды».
III. Заключительный.
Драматизация сказки «Муха-Цокотуха»;
Викторина «Что мы знаем о посуде?», «Вечер загадок» (загадки и пословицы о посуде и продуктах питания);
Презентация группового альбома со сказками, которые сочинили дети с родителями дома «Что за прелесть эти сказка….» (о посуде).
Приложения
Конспект организованной образовательной деятельности
Тема: «ИЗ ЧЕГО ДЕЛАЮТ ПОСУДУ?» (с использованием ТСО)
Образовательная область: познавательное развитие.
Цель: знакомство детей с материалами, из которых делают посуду, профессии гочара.
Задачи: активизировать словарь по теме «Посуда»;
познакомить детей с работой гончара;
закреплять навыки словообразования.
Оборудование: глиняная посуда; видеоролик «Как делают глиняную посуду».
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель просит детей вспомнить, из чего может быть сделана посуда.
2. Дидактическая игра «Какая это посуда?»
По ходу называния предметов детьми педагог выставляет картинки:
Графин из стекла – стеклянный графин
Стаканчик из картона – картонный стаканчик
Кружка из пластмассы – пластмассовая кружка
Блюдце из фарфора – фарфоровое блюдце
Ложка из дерева – деревянная ложка
Нож из металла – металлический нож
Самовар из меди – медный самовар
Ложка из серебра – серебряная ложка
Кувшин из глины – глиняный кувшин
Стакан из хрусталя – хрустальный стакан
3. Дидактическое упражнение «Вспомни и назови»
Воспитатель предлагает детям вспомнить, из чего была сделана посуда из предыдущей игры.
4. Динамическая пауза «Самовар» (с имитацией действий)
Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар,
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, кто выходит?
Аты-баты, это я.
4. Беседа о работе гончара и рассматривание глиняной посуды.
5. Демонстрация видеоролика «Как делают глиняную посуду»
6. Итог занятия.
Педагог читает стихотворение:
Когда поет гончарный круг,
И Мастер глину разминает, -
Никто пока еще не знает,
Что выйдет из-под этих рук?
А. Вольнов
Воспитатель просит ответить детей на вопросы:
- Как называется мастер, который делает глиняную посуду?
- Какую глиняную посуду может изготовить гончар?
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы с ОНР.
Тема: «ПОСУДА» (обобщающее)
Образовательная область: речевое развитие.
Задачи: уточнить с детьми названия посуды;
уметь называть и различать кухонную, столовую и чайную посуду;
уметь называть части посуды и её внешние признаки;
образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и прилагательные от существительных;
согласовывать существительные с числительными;
составлять предложения с предлогами;
активизировать словарь по данной теме;
читать слова по первым звукам ряда предметных картинок.
Оборудование:
Демонстрационный материал – картинки с изображением посуды, предметные картинки (на звуки для ребусов, игрушка “Поварёнок”.
Раздаточный материал – разрезные картинки.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Сядет тот, кто назовёт несколько предметов (множественное число существительных).
Чашка – чашки Чайник –
Блюдце – Кружка –
Тарелка – Сковорода –
Бокал – Солонка –
Стакан – Конфетница –
2. Основная часть.
1) Закрепление понятий «посуда» и «столовые приборы».
- Как одним словом можно назвать все эти предметы? (Посуда)
- Назовите столовые приборы, которыми мы пользуемся для еды. (Ложка, вилка, нож)
2) Закрепление понятия «кухонная посуда».
В какой посуде готовят пищу? (Кастрюля, сковорода, противень)
- Как называется эта посуда? (Кухонная)
На наборном полотне предметные картинки с кухонной посудой : чайник, кастрюля, сковорода.
- Что общего есть у этих предметов? Чем они отличаются?
3) Закрепление понятия «столовая посуда».
Дочка маме помогала:
Стол к обеду накрывала.
Призадумалась она -
Что поставить я должна?
- Давайте, дети, поможем девочке накрыть стол к обеду. Какую посуду она должна поставить на стол? (Тарелки)
Логопед выставляет картинки с изображением столовой посуды.
- Как называется посуда, из которой мы едим? (Столовая)
- Из чего сделана посуда?
- Если стакан из стекла, значит, он какой? (Стеклянный)
- Тарелки из фарфора –
- Ложки из металла –
- Бокал из глины - …
- Сегодня будут обедать пять человек. Давайте посчитаем эту посуду. (1 тарелка, 2 тарелки … до 5)
4) Физкультминутка (речь с движением).
Вот большой стеклянный чайник
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки,
Очень хрупкие бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца
Только стукни – разобьются.
Вот серебряные ложки,
Вот пластмассовый поднос –
Он посуду нам принёс.
Н. В. Нищева
5) Закрепление понятия «чайная посуда».
К нам бабулечка пришла,
Тортик сладкий принесла.
Сядем мы сейчас за стол
Чая вкусного попьём.
- Какую посуду мы достанем для чая? (Чашка с блюдцем, сахарница, молочник)
Логопед выставляет соответствующие картинки.
- Какая это посуда? (Чайная)
6) Отгадывание ребусов.
Появляется игрушка “ Поварёнок”.
-Я вам ребусы принёс
И поставлю всем вопрос:
Что готовят люди в различной посуде?
Дети по первым звукам картинок составляют слова: СОК, СУП, КАША, РАГУ, СОУС.
7) Дидактическая игра “Что в чём?”
Разную посуду мы с вами назвали, а теперь поиграем в игру и вспомним другую посуду.
- В чём варят суп? – Суп варят в кастрюле.
- В чём носят воду из колодца? – … (в ведре)
- В чём кипятят воду? - … (в чайнике)
- В чём носят молоко? – … (в бидоне)
- В чём хранят сахар? – … (в сахарнице)
- В чём подогревают еду? – … (в миске)
- Где лежит хлеб? – … (в хлебнице)
- Куда кладут салат? – … (в салатнице)
- Где жарится рыба? – … (на сковороде)
- В чём лежат конфеты? - … (в конфетнице)
8) Пальчиковая гимнастика «Машина каша».
Маша кашу наварила,
Маша кашей всех кормила.
Положила Маша кашу –
Кошке - в чашку,
Жучке – в плошку,
А коту – в большую ложку.
В миску – курицам, цыплятам
И в корытце поросятам.
Всю посуду заняла,
Всё до крошки раздала.
9) Складывание разрезных картинок.
Воспитатель в костюме Федоры раздаёт детям конверты с разрезными картинками с предметами посуды.
К нам Федора пришла
И корзинку принесла.
Вся разбита – посмотри!
Так давайте ей поможем –
Быстро всю посуду сложим.
10) Дидактическая игра «Скажи ласково»
- Какая посуда разбилась у Федоры? Назовите её ласково. Пусть посуда на Федору не обижается. (У Федоры разбился чайничек)
4. Итог.
Выводы и результативность:
Проект способствовал расширению и углублению представлений детей о посуде, её разновидностях, предназначении, повышению познавательного интереса. В рамках реализации проекта уровень знаний детей о посуде, её разновидностях значительно повысился.
С детьми были организованы ежедневные беседы, дидактические и развивающие игры, занятия по теме проекта. В результате этой работы у детей складывались представление о посуде : столовой, кухонной, чайной. На занятиях и во время свободной деятельности дети обращали внимание на особенности внешнего вида посуды. В процессе детской деятельности уточнялись знания детей о том, что такое «Столовая посуда», «Чайная посуда», «Столовая посуда» - чем они отличаются.
В ходе работы по проекту «Всё о посуде» дети изучали, экспериментировали, играли, принимали участие в викторине, рисовали, лепили, рассматривали картины и иллюстрации, знакомились с литературными произведениями, сочиняли свои сказки и рассказы.
В процессе проектной деятельности развивались все ключевые компетентности:
Социальная – взаимодействовали друг с другом, с педагогами и родителями.
Коммуникативная – задавали познавательные вопросы, аргументировали, придумывали загадки.
Информационная – получали информацию из разных источников, делились ею.
Деятельностная – подбирали материалы, инструменты для создания продукта (от рисунков до сценария инсценировки).
Совместно с детьми и родителями в группе были размещены образцы посуды народных умельцев, и иллюстрации различных видов росписи посуды. Родительские уголки пополнялись различными материалами, буклетами, памятками, папками-передвижками по тематике проекта.
Проект «Всё о посуде» предоставил каждому ребенку возможность не только получать знания, но и развивать творческие способности, формировать коммуникативные навыки, формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности. Игровая форма реализации проекта, включающая детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, способствовала формированию у них ключевых компетентностей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бабкова Т. И. «Ознакомление с художественной литературой детей с ОНР» ООО «ТЦ Сфера» 2008г.
2. Гуськова А. А. «Подвижные и речевые игры для детей 5-7 лет» Издательство «Учитель» 2014г.
3. Журавлёва В. Н. «Проектная деятельность старших дошкольников» Издательство «Учитель» 2008г.
4. Калинина Т. В. «Пальчиковые игры и упражнения» Издательство «Учитель» 2014г.
5. Кыласова Л. Е. «Развитие речи» (конспекты с детьми старшего дошкольного возраста) Издательство «Учитель» 2015г.
6. Костюченко М. П. «Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории» Издательство «Учитель» 2014г.
7. Михина Е. Н. «Развивающие игры для детей 2-7 лет» Издательство «Учитель» 2011г.
8. Нищева Н. В. «Играйка: Игры для развития речи дошкольников» Детство-пресс 2003г.
9. Нищева Н. В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР» Детство-пресс 2003г.
10. Санкина Л. К. «Познание предметного мира» (комплексные занятия для детей 5-7 лет) Издательство «Учитель» 2009г.
11. Сорокина А. И. «Дидактические игры в детском саду» Просвещение 1984г.
ИСТОЧНИКИ ИЛЛЮСТРАЦИЙ:
1. Серия картин: Окружающий мир «Посуда» (методическое пособие с дидактическим материалом). Автор Светлана Вохринцева. Издательство «Страна Фантазий».
2. Серия картин: «Посуда» (демонстрационный материал для фронтальных занятий). Издательство «Книголюб».