Ольга Саржан
Проект «Все в твоих руках»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткая аннотация проекта.
Проект направлен на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Вид проекта – индивидуальный, групповой, среднесрочный.
Тип проекта – диагностический, коррекционно-развивающий.
Актуальность проекта
Проблема развития мелкой моторики детей дошкольного возраста на протяжении многих лет актуальна для теории и практики дошкольного образования.
Публикация «Проект „Все в твоих руках“» размещена в разделах
Развитие тонкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению и играет важную роль в овладении учебными навыками. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Умение ребенка производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом. Письмо является сложнейшим психомоторным навыком, успешное становление которого опирается на согласованное взаимодействие всех уровней организации движений, уже достигших необходимого развития к началу младшего школьного возраста. Зачастую, первоклассники не способны проводить достаточно четкие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур, начертании печатных букв (так называемая «дрожащая линия», не умеют точно вырезать по контуру фигуры из бумаги, у многих детей отмечается плохая координация движений при беге, прыжках, общая двигательная неловкость и неуклюжесть. Поэтому при подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук.
Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Но на самом деле в достаточной степени развитые навыки мелкой моторики рук ребенка влияют не только на его речь, но и на его общее развитие, на интеллектуальные способности. Наукой доказано, что одним из показателей нормального физического и нервнопсихического развития ребенка является развитие руки, ручных умений, или, как принято говорить, мелкой моторики.
Проведенный анализ исследований мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста за последние пять лет показывает, что 40% детей подготовительной группы имеют низкий уровень сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук, 47% детей имеют средний уровень и только 13% детей имеют высокий уровень сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук.
Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения детям будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
Развитие навыков мелкой моторики в дошкольном возрасте важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Предстоящая учебная деятельность потребует от ребёнка определённого уровня готовности тонких движений пальцев рук к выполнению мелких, точных, разнообразных действий. Его мускулатура должна быть достаточно развитой, движения скоординированы и точны. Недостаточное развитие общей и мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению задержки развития ребёнка, проблем во взаимодействии со взрослыми и сверстниками и, как следствие, к негативному отношению к детскому саду, а потом к учебе в школе.
Даже самые незначительные нарушения мелкой моторики могут оказывать неблагоприятное влияние на психическое развитие дошкольника.
Цель: Совершенствование мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приёмов.
Задачи:
• Изучить психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по данной теме.
• Подобрать диагностические методики и выявить исходный уровень развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
• Систематизировать комплекс разнообразных игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики.
• Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев и развития общей моторики с речевой деятельностью детей.
• Развивать логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, память и речь.
• Формировать и совершенствовать пространственные представления.
Перспективность:
Изучение мандала-терапии позволит открыть новые горизонты в работе с детьми дошкольного возраста. В дальнейшем проект планируется использовать в работе с детьми группы риска, группы коррекции,а также в работе с педагогами и родителями.
Сроки реализации проекта :11 января – 25 января.
Основные идеи проекта
Развивая мелкую моторику ребенка, стимулируется работа головного мозга и совершенствуется координация движений ребенка, тем самым стимулируется развитие речи ребенка. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов до очень сложных движений (например, писать и рисовать). Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на подчерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.
Цели и задачи проекта.
Цель: создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Задачи:
1. Совершенствовать предметно - развивающую среду для развития мелкой моторики;
2. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов;
3. Развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием;
4. Развивать эмоциональную отзывчивость;
5. Развивать коммуникативные навыки.
Целевая группа – все возрастные группы.
Этапы проекта :
I. Подготовительный этап:
• Изучение научно-методической литературы по данной теме;
• Составление картотеки игр для развития мелкой моторики;
• Разработка перспективного плана работы по развитию мелкой моторики
• Подбор наглядно – информационного и консультативного материала для родителей.
II. Диагностический этап:
• Диагностика воспитанников
• Анкетирование родителей на выявление компетентности родителей по данной теме.
III. Основной этап
• Практические мероприятия по развитию мелкой моторики рук детей
• Совместная деятельность с родителями.
1. Заключительный этап
• Анализ результатов проделанной работы, подведение итогов реализации проекта.
• Диагностика развития мелкой моторики на конец проекта.
• Презентация проекта.
Предполагаемые результаты реализации проекта :
• Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
• Формирование речевых навыков у детей младшего возраста.
• Интеллектуальное развитие детей.
• Пополнение предметно-развивающей среды.
• Обогащение родительского опыта в воспитании детей.
Заключение
В результате проделанной работы я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.
В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности
Перечень используемой литературы:
1) Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика. Пособие для родителей и педагогов. Вла-димир: «Астрель», 2006;
2) Гаврилова А. М. Играем пальчиками - развиваем речь. Москва: «Рипол плассик», 2008;
3) Данилова Л. Пальчиковые игры. Москва: «Росмэн», 2008;
4) Драко М. В. Развивающие пальчиковые игры. Минск: «Попурри», 2009;
5) Навицкая О.
. Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры. Маленькие подсказки для родителей. Москва: «Сова», 2006;
6) Харченко Т. Е. Утренняя гимнастика в детском саду. Москва 2009.
7) Хвастовцев А. Умные ручки. Пальчиковые потешки для детей от 3 месяцев до 7 лет. Новосибирск: «Сибирское университетское издание», 2008;
8) Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей Москва ВЛАДОС
2017.
С уважением,
педагог-психолог МБДОУ детского сада «Березка»
Саржан Ольга Павловна