Папки-передвижки

Проект «Выращивание бабочек из гусениц»

Алевтина Димитриева
Проект «Выращивание бабочек из гусениц»

1. Введение

Актуальность: Контакт с домашним животным — не что иное, как антистрессовая терапия. Если вашим домашним любимцем станет красивая бабочка, удивятся не только гости и соседи, но и вы сами. Бабочки – это, пожалуй, самые милые и красивые насекомые. И наслаждаться их грациозностью вы сможете дома, если выясните некоторые особенности их разведения и ухода за ними.

Проблема: Как вырастить бабочек в домашних условиях?

Публикация «Проект „Выращивание бабочек из гусениц“» размещена в разделах

Бабочки – одни из самых красивых живых существ на Земле! Они похожи на ожившие цветы, яркость окраски их крыльев поистине сказочная! А некоторые бабочки напоминают редкие драгоценности! Я считаю, что они очень красивы и похожи на маленьких сказочных фей. Гуляя по саду и роще, отдыхая с родителями на природе, я всегда наблюдаю за бабочками: как они летают, какого размера и цвета. Даже самые маленькие бабочки по-своему красивы.

Летом я читал книгу А. А. Плешакова «Великан на поляне», и меня заинтересовал рассказ «Гусеница на лесной поляне». Там было написано, что «гусеница должна много есть и накапливать силы для того, чтобы постепенно превратиться в куколку и в бабочку, а это так непросто». Так началось мое близкое знакомство с этим прекрасным и очень удивительным миром бабочек. И чем больше я читал о бабочках, тем интереснее мне казалась эта тема. Мне захотелось самому вырастить из гусеницы бабочку и пронаблюдать весь процесс превращения. Так появилась тема моего проекта.

Цель исследования: стать свидетелем одного из чудесных превращений в природе, вырастить бабочек в домашних условиях.

Задачи:

1. Изучить литературу по данной теме: узнать об этапах развития бабочек.

2. Узнать особенности выращивания бабочек в домашних условиях.

3. Провести эксперимент по превращению бабочки из гусеницы в домашних условиях (найти гусениц; вырастить бабочек; выпустить их на волю).

Объект исследования: гусеницы бабочек.

Предмет исследования: процесс превращения гусеницы в бабочку.

Гипотеза: я предполагаю, что гусеница может превратиться в бабочку в домашних условиях при создании благоприятных условий.

Методы исследования:

-поиск информации;

-анализ полученной информации;

-анкетирование;

-сбор и наблюдение за гусеницами;

-эксперимент.

Новизна: разведение бабочек продолжает оставаться занятием, о котором большинство людей не имеет ни малейшего представления.

2. Основная часть

С незапамятных времен бабочки ассоциируются с весной, красотой и вечностью. Они были символом бессмертности, счастья, верности, любви, а некоторые молодожёны в современное время отпускают бабочек на свадьбе вместо голубей. Эти загадочные и бесспорно красивые существа настолько хрупки, что могут разрушиться от одного человеческого прикосновения. Я с родителями просмотрел книги, поискал информацию о бабочках в интернете, и вот что я узнал!

2. 1. Как появляются бабочки?

Бабочки — насекомые с полным превращением. Их жизненный цикл состоит из 4 стадий: яйцо, гусеница, куколка, бабочка. До того, как бабочка станет взрослым животным, она несколько раз меняет свое обличие. Развитие бабочек происходит с полным превращением в связи с тем, что в яйце бабочки мало питательных веществ, из него выходит личинка-гусеница, которая активно питается, а затем превращается в неподвижную куколку. Из куколки выходит взрослая бабочка. (Приложение 1)

Яйцо

Жизнь бабочки начинается с яйца. Самка откладывает яйца на листьях растений, которые будут служить для гусеницы пищей. Яйца бабочек мелкие, покрытые плотной оболочкой. Их форма бывает различна. Окраска яиц может быть белой, зеленоватой, жёлтой, красной, иногда с рисунком. Самка откладывает яйца порциями, в которых может быть несколько штук, или сотни яиц. Эта стадия по продолжительности длится в пределах 8-15 дней.

Гусеница

Из яйца появляется гусеница. У нее нет крыльев, вытянутое тело, маленькие простые глаза и грызущие ротовые органы. Кроме грудных ножек есть 4-5 пар брюшных. Гусеницы могут быть мелкими и крупными, яркими и сливающимися с местностью, гладкими и покрытыми волосками и щетинками. Эта стадия может продолжаться несколько месяцев. Гусеница может отличать свет от темноты, день от ночи. Сильные челюсти гусеницы всё время что-нибудь жуют. Питаются гусеницы бабочек в основном плодами, цветами и листьями растений. Однако существуют гусеницы, которые кушают шерсть, воск. Гусеницы не могут дышать через рот, они дышат через отверстие по бокам брюшки. Когда гусенице пора превращаться в бабочку, она прикрепляется к листику или веточке и висит вниз головой. Из своего рта она выпускает тоненькую ниточку, которую наматывает на себя и получается куколка.

Куколка

Куколкой называется домик, который может иметь вытянутую цилиндрическую и даже круглую форму. Однотонный кокон иногда имеет рисунок, образованный полосами, точками и пятнами. Куколки неподвижны. Чаще всего они находятся в укромном месте, их окраска всегда сливается с окружающей средой. Куколки имеют особые приспособления для прикрепления. Продолжительность стадии длится от нескольких дней до девяти месяцев и более. В куколке гусеница превращается в бабочку.

Бабочка

Из куколки появляется бабочка. Сначала оболочка лопается, края ее расходятся, и насекомое начинает освобождаться. Бабочка начинает вылезать из своего домика, который ей становится уже не нужен. У молодой бабочки крылья сморщенные и мокрые. Она должна появиться на свет в сухую погоду, чтобы их быстро высушить. Потом она может летать. Взрослая бабочка быстро достигает половой зрелости и через несколько дней готова к размножению. Продолжительность жизни бабочки зависит от того, как быстро она выполнит это свое главное предназначение – даст потомство, она может жить от нескольких дней до нескольких недель. Исключение составляют зимующие бабочки, которые могут прожить более 10 месяцев.

2. 2. Строение бабочки.

Тело взрослой бабочки состоит из трёх отделов: головы, груди и брюшка. На голове хорошо заметны крупные, сложные глаза и пара длинных антенн (усиков). На нижней стороне головы располагается рот. У дневных бабочек это скручивающийся в спираль хоботок. Через хоботок бабочка высасывает нектар с помощью специального насоса. Все тело, кроме глаз, целиком покрыто волосками и щетинками. Некоторые из них очень плотные и называются чешуйками. На крыльях чешуйки уложены, как черепица на крыше, и легко отделяются. Размах крыльев бабочки, может быть от 2 мм до 31 см. Внешний вид и окраска крыльев бабочки служат не только для красоты, но и для защиты. Бабочки могут слиться с окружающей обстановкой. (Приложение 2)

2. 3. Чем питаются бабочки?

Бабочки питаются пыльцой и нектаром цветущих растений. Многие виды бабочек питаются соками деревьев, перезревшими и гниющими фруктами. Вкус эти насекомые чувствуют ногами. Если бабочка встанет на нектар, то она сразу почувствует его вкус, и если он ей понравится, то она развернёт свой хоботок и начнёт пить нектар. Хоботок - это такая трубочка, через которую бабочка может пить нектар из цветов. Если же бабочка проснулась ранней весной, когда цветы еще не раскрылись, она может, полакомится сладким березовым соком.

2. 4. Какую пользу или вред приносят бабочки?

Бабочка украшает природу, радует нас сочетанием красок. Я узнал из книги «Насекомые», что бабочки не только украшают наши луга и поля, но, например, тутовый шелкопряд дарит людям тончайшие нити, из которых получают натуральный шелк. А еще бабочки опыляют цветковые растения. Но гусеницы бабочек уничтожают листья на плодовых деревьях, что ведет к потере урожая. Есть бабочки - вредительницы. Капустница приносит вред капусте. Наблюдая за бабочкой капустницей в огороде, я выявил, что капусту поедает гусеница бабочки. Яблоневая моль – приносит вред яблоне. Моль в доме портит одежду. (Приложение 3)

3. Анкетирование

Я решил узнать, что знают мои одноклассники о бабочках. Для этого я провел анкетирование в классе (Приложение 4, где принимало участие 19 человек.

Вот результаты:

1. Когда появляются бабочки?

- 5 человек ответили «летом»,

- 13 человек ответили «весной»,

- 1 человек ответил «не знаю».

2. Как появляются бабочки?

- 8 человек ответили «из гусеницы»,

- 10 человек ответили «из кокона»,

- 1 человек ответил «не знаю».

3. Какие бывают бабочки?

- 16 человек ответили «разные»,

- 2 человека ответили «одинаковые»,

- 1 человек ответил «не знаю».

4. Чем питаются бабочки?

- 19 человек ответили «нектаром и пыльцой».

Можно сделать вывод, что мои одноклассники не плохо знают о бабочках.

4. Практическая часть.

Когда окончательно определился с темой проекта, я стал изучать информацию о том, как правильно содержать гусениц дома. Посоветовавшись со взрослыми, было принято решение держать их в специальном «помещении» для выведения бабочек – бабочкарии. (Приложение 5) Его мне смастерил дедушка из подручных материалов. Понадобились доски и отрез ткани сеточкой (можно использовать и обычную москитную сетку или марлю) для того, чтобы гусеницы не убежали из своего нового домика, и был доступ воздуха. Необходимо, чтобы у них всегда была свежая пища и чистота.

4.1. Выращивание бабочек.

В определении видов бабочек по фотографии гусениц мне очень помог интернет ресурс «Жуки и бабочки Московской области» http://insectamo.ru/, поскольку Чувашская Республика находится с ней в одной природной зоне.

4.1.1. Крапивница

Для проведения исследовательской работы я собрал много гусениц с крапивы, которая растет недалеко от нашего дома. Это были гусеницы бабочки крапивницы.

Я решил проверить, превратятся ли мои гусеницы в бабочек, если буду их кормить и содержать в условиях, приближенных к природным. В бабочкарий поступало достаточно света, было тепло, хватало свежего воздуха. Каждый день гусениц я кормил свежими листьями крапивы: на завтрак, обед и ужин. Они оказались чрезвычайно прожорливыми. Собрали мы их около 200 штук, примерно четверть из них так и не смогли вывестись по разным причинам, какие-то были поражены паразитами, какие-то неизвестно от чего погибли на стадии куколки, но были и такие, которые не смогли выйти из куколки и расправить крылья. В конечном итоге благополучно вышли из куколок где-то 150 бабочек, и все они были выпущены на волю.

Бабочки как правило появляются в первой половине дня. Из куколки сначала появляются ноги, затем последовательно усы, голова, маленькие лепесточки — крылья. Вскоре мышцы бабочки начинают накачивать жидкость — кровь из раздутого туловища — в жилки крыльев. Когда жилки полностью заполнятся, крылья приобретают свою величину и форму. Этот процесс длится около часа. При заполнении жилок жидкостью бабочка ритмично раскрывает и закрывает крылья. Постепенно движение замедляется, а в конце прекращается вовсе. Какое-то время бабочка сушит крылья; вскоре они окончательно окрепнут, и она может летать.

У бабочек крапивниц необычайно красивые куколки, они перламутровые, отливают золотым и изумрудным цветами. Жаль, что фото не передает всей этой красоты. Но перед выходом бабочки оболочка куколки становится полупрозрачной и можно разглядеть окрас будущей крапивницы. С одной из крапивниц нам посчастливилось, и процесс выхода мы видели своими глазами, но жаль не успели запечатлеть на фото или видео.

4.1.2. Адмирал

Затем в посадке рядом с нашей деревней мы обнаружили гусениц бабочки адмирала. Их мы аккуратно собрали и принесли домой, поместили в наш бабочкарий. Через 7 дней бабочки начали окукливаться. А уже через 12 дней из куколок появились бабочки. Мы их тоже решили отпустить на волю, в природу.

4.1.3. Махаон

Побывав в гостях у знакомых, в их огороде мы нашли гусениц махаона и тоже привезли домой. Таким образом, наш бабочкарий всё лето «работал».

По результатам моего эксперимента, я пришел к выводу, что бабочек можно вырастить в домашних условиях.

4.1.4. Зимующая куколка

Также мною была подобрана гусеница в конце лета, она очень быстро бежала по дороге. Как я выяснил, она торопилась найти место, чтобы превратиться в куколку. Окуклилась она на следующий день у нас дома. Я разместил её в пластиковый контейнер и теперь наблюдаю, изредка опрыскиваю водичкой. Надеюсь, что с наступлением весны она зашевелится и я благополучно выпущу её на волю.

5. Вывод.

Результаты моего исследования показали, что при создании определённых условий, гусеница может превратиться в бабочку в домашних условиях. Я считаю, что мой эксперимент оказался удачным, у меня все получилось. Получилось создать гусеницам благоприятные условия для жизни и развития. Я смог определить вид бабочек, и какими растениями их кормить. Чтобы благополучно выводить или содержать в домашних условиях бабочек, нужно прочитать много литературы, подробно познакомиться с этапами развития бабочек и соблюдать все правила.

6. Заключение.

Таким образом, можно сказать, что вырастить бабочек в домашних условиях из собранных гусениц возможно. А значит, моя гипотеза подтвердилась. По завершению эксперимента, я достиг поставленной мной цели и получил бабочек, способных самостоятельно питаться и летать. Для достижения данной цели я выполнил все поставленные задачи:

-изучил литературу о бабочках, их развитии, питании, жизни;

-смог успешно вывести из гусениц бабочек;

-вел наблюдение за их жизнью в искусственно созданных домашних условиях.

Я всегда стараюсь бережно относиться к природе и живым существам. Во время подготовки проекта я стал более внимательно смотреть под ноги и вокруг себя. Узнал, насколько хрупкими могут быть живые создания. Понял, что вокруг очень много интересного и удивительного, он помог мне в очередной раз убедиться в том, что чудеса существуют, и живой пример тому удивительной красоты бабочки, которые появляются из совсем невзрачных, а порой и страшных гусениц. Уход за гусеницами помог мне стать более ответственным и собранным. Каждый день я приносил им свежую пищу, чистил бабочкарий, брызгал их водой, чтобы предотвратить пересыхание. Без моего участия в судьбе этих крохотных созданий они бы не выжили в домашних условиях. Это был очень интересный и полезный опыт. Летом, если мне попадутся какие-нибудь новые и необычные гусеницы, я с удовольствием снова буду содержать их дома. Я, наверное, никогда не устану наблюдать за этими перевоплощениями.

А сейчас я с нетерпением жду весны и мечтаю выпустить на волю бабочку, которая в данный момент находится в стадии куколки.

Результаты моего исследования могут быть интересны как взрослым (в вопросах организации бизнеса, так и детям (в познавательных целях). Эти знания мне помогут на уроках окружающего мира.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Как мы гусениц в бабочек превращали»Фотоотчет «Как мы гусениц в бабочек превращали» .

Фотозарисовка «Мое увлечение — выращивание цветов»Фотозарисовка «Мое увлечение — выращивание цветов» Доброго всем утра, коллеги. Я уже рассказывала вам о своем хобби-выпечке. Хочу поделиться еще одним своим увлечением. Я живу за городом,.

Фотозарисовка «Мир Бабочек в раскрасках «Антисресс» к Дню бабочек на МAAMФотозарисовка «Мир Бабочек в раскрасках «Антисресс» к Дню бабочек на МAAM Раскрашивание – не только интересное, но и полезное занятие. Оно стимулирует творческое мышление, воображение, развивает цветовосприятие,.

Квест-игра для детей разновозрастной группы 3–5 лет «Поиски страны гусениц»Квест-игра для детей разновозрастной группы 3–5 лет «Поиски страны гусениц» Воспитатель находит на подоконнике бабочку, привлекает внимание детей, читает на обороте письмо: «Дорогие друзья, к вам в гости кто-то.

Мастер-класс «Дидактическая игра-шнуровка «Собери гусениц» для детей первой младшей группы»Мастер-класс «Дидактическая игра-шнуровка «Собери гусениц» для детей первой младшей группы» Шнуровка - один из видов развивающих игр для малышей. Действия с подобными игрушками способствуют развитию тонких движений пальцев рук,.

Проект «Маленькие огородники». Выращивание овощей и зелени в комнатных условияхПроект «Маленькие огородники». Выращивание овощей и зелени в комнатных условиях Мастер класс «Маленькие огородники» Цель: - развивать у детей познавательный интерес к выращиванию овощей и зелени в комнатных условиях;.

Посадка и выращивание лукаПосадка и выращивание лука Раз, два, три, четыре, пять Мы собрались лук сажать! Дружно, весело трудились, Поливали – не ленились! Вырос наш лучок зеленый, Съешь его.

Проект по экологии «Посадка и выращивание лука» (фотоотчёт)Проект по экологии «Посадка и выращивание лука» (фотоотчёт) Тип проекта: по составу участников- групповой. Длительность проекта: три недели (с 15 марта по 7 апреля) Участники проекта: родители, дети,.

Проект по экологии в младшей группе «Посадка и выращивание лука» (фотоотчёт. Часть вторая).Проект по экологии в младшей группе «Посадка и выращивание лука» (фотоотчёт. Часть вторая). Проект по экологии в младшей группе «Посадка и выращивание лука» (фотоотчёт. Часть вторая). Проект длился с 15 марта по 12 апреля. В группе.

Проект по экологическому воспитанию «Выращивание лекарственного растения Ангинник» в средней группеПроект по экологическому воспитанию «Выращивание лекарственного растения Ангинник» в средней группе Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Росинка» №27 Г. Новосибирск Проект по экологическому воспитанию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Выращивание бабочек из гусениц»
Опубликовано: 10 октября 2022 в 23:18
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД