Папки-передвижки

Проект «Экологическая тропа» (2 фото)

Ирина Груздева
Проект «Экологическая тропа»

ПРОЕКТ

«Экологическая тропа»

Составитель:

Груздева Ирина Геннадьевна

Проект «Экологическая тропа»

Введение

Проект «Экологическая тропа» направлен на экологическое воспитание детей дошкольного возраста. В проекте представлен материал из опыта работы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №13 «Колокольчик» г. Шарьи по реализации задач экологического воспитания через труд в природе, исследовательскую деятельность, пробуждение бережного отношения к природному окружению, расширение кругозора детей.

Публикация «Проект „Экологическая тропа“» размещена в разделах

Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. На этих маршрутах происходило знакомство детей с естественными биоценозами, многообразием растений и животных, связями, которые имеются между ними.

Экологическая тропа сыграла важную роль в системе накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения.

Особенность процесса экологического обучения и воспитания состояло в том, что сам процесс строился на основе непринужденного усвоения информации, ценностных ориентаций и идеалов, норм поведения в природном окружении. Достигалось это путем органического сочетания отдыха и познания во время движения по маршруту тропы.

Организация тропы силами дошкольников дала воспитателям возможность создавать различные жизненные ситуации, решение которых требовало от детей творческого подхода, активной деятельности. Задания по изучению и оценки состояния окружающей среды в зоне тропы побудили детей не только использовать свои знания из разных областей жизни, но и – самое важное – принять посильное участие в трудовых природоохранительных делах. Самостоятельная исследовательская работа укрепила взаимосвязь интеллектуального и эмоционального познания. В итоге родилось важнейшее качество личности – убежденность, которая опиралась не только на знания, но и на чувства, на жизненный опыт детей. Воспитанники освоили навыки экологически грамотного поведения и сознательного отношения к природе.

Предлагаемый материал поможет педагогам ДОУ организовать экологическую и опытно-экспериментальную деятельность дошкольников, покажет способы практического взаимодействия детей с окружающей природой.

Актуальность проекта.

Ознакомление детей с окружающим миром тесно связано с вопросами экологического воспитания. Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности дошкольников непосредственно в природной среде. В мире природы экологическая тропа – специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность дошкольников в природном окружении. Задания выполняются во время экскурсий.

Цель: формирование знаний у детей о живой природе и определить наиболее эффективные условия для получения этих знаний.

Задачи:

- познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром;

- развить познавательный интерес детей к растительному и животному миру;

- воспитать чувство близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.

Тип проекта: долгосрочный, познавательно-исследовательский.

Сроки реализации : бессрочный

Участники проекта: воспитанники старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели.

Предварительная работа:- изучить методическую, научно- популярную и художественную литературу, иллюстративный материал по данной теме;

- подобрать наглядные дидактические материалы;

- проведение экскурсий и мероприятий экспериментально- познавательного, трудового характера.

Ожидаемые результаты:

-расширение знаний и представлений детей о живой природе;

– формирование чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе;

Этапы создания и оформления тропы:

- детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов;

- составление паспорта всех точек тропинки;

-изготовление выносных знаков, обозначающих каждый объект;

Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропе детского сада:

– использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе;

–проводить наблюдения за живой природой, для развития сенсорных качеств каждого ребенка;

– познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром;

- сделать общение ребенка с природой, безопасным для ребенка и самой природы;

– формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах;

– проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.

Заключение:

Оформлены паспорта всех точек тропинки, в которых отразили рекомендации по организации работы с детьми с данным природным объектом, его биологические характеристики, место произрастания или нахождения, особенности распространения, происхождение названия, роль в жизни людей; у лекарственных растений указали их целебные свойства, у живых объектов – особенности питания и ухода. В приложение к паспорту ребята вместе с родителями собрали загадки, стихи, сказки о каждом из природных объектов.

В результате реализации проекта:

-повысился уровень экологических знаний и представлений детей о бережном, созидательном отношении к природе;

-родители активно «включились» в совместные с детьми мероприятия экспериментально-познавательного, трудового и экскурсионного характера.

Фото «Экологическая тропа»

Паспорт экологической тропы:

Природные объекты:

1. «Липовая аллея»

Цель: формировать знание о дереве - Липе, воспитывать любовь к растениям.

Липовая аллея — липы и березы (например, сравнение коры старых и молодых деревьев, густоты крон разных видов). Пятно сизой глины у тропинки. Сильно утоптанная почва, корни деревьев на поверхности земли. В мае на липах прямо из ствола растут маленькие веточки — проснулись спящие почки.

2. «Огород».

Цель: вызвать большой интерес к труду, исследованиям на огороде, формировать представления о разнообразии растений, их особенностях.

(Эта видовая точка представляет собой овощной огород на открытом, хорошо освещенном пространстве, где произрастают культуры, неприхотливые к условиям обитания привлекательные для проведения наблюдений.)

Участок наш маленький и воспитатели выделили участок для грядок, на которых посадили различные овощи (свеклу, горох, кабачки, морковь). Воспитанники ухаживали в течение всего лета за грядками, поливали, пропалывали их. Полученный урожай был использован для питания в столовой учреждения.

Ребята вместе с родителями изготовили из овощей сказочных персонажей; были выбраны победители.

2. «Альпийская горка»

Цель: показать детям многоцветность окружающего мира. Вызвать эмоциональное отношение к наблюдаемым природным явлениям, объектам. Воспитывать эстетическое чувство.

3. «Цветочные клумбы»

Цель: развивать интерес к родной природе, к различным цветам, способность любоваться ею, и бережно относиться к растениям.

4. «Березка»

Цель: формировать знание о дереве - Березе, воспитывать любовь к растениям.

Воспитанники обращают внимание на то, что береза – лиственное растение. Особое внимание уделяется стволу дерева, его необычной окраске коры, тактильным ощущениям во время прикосновений. Сенсорное восприятие семян – «березовые сережки».

6. «Рябина».

Цель: развивать интерес к Рябине, способность любоваться ею, и бережно к ней относиться.

Рябина красная - гордость нашего детского сада!

Рябина - неприхотливое, красивое во все времена года дерево, очень полезно для зрения ребенка. Пестрота дерева создает расчленённый фон, на котором глаз отдыхает. Воспитанники исследуют листья и ягоды, выясняют, какие животные ими питаются и почему ягоды рябины красные? Рассматривают ягоды обычным способом и через лупу. На примере рябин изучается явление листопада, как меняют цвет листья осенью. Дошкольники сравнивают живые и опавшие листы.

Рябина воспитывает эмоционально-положительное, бережное отношение к природе вокруг нас.

7. «ЖУЖЖАЩИЙ, ПОЛЗАЮЩИЙ МИР». (Луг)

Цель: формировать знания о разнообразных насекомых воспитывать бережное отношение к ним.

На площадке в теплое время года обитают разнообразные насекомые: пчелы, осы, бабочки, шмели - это все объекты для наблюдения детей.

В почве живут дождевые черви, на площадке можно обнаружить их норки под приподнятыми кусочками земли.

8. «Метеостанция»

Цель: развивать любознательность, желание наблюдать и изучать явления природы (осадки, направление ветра).

(Это специально организованное место, где будет собрано оборудование для наблюдений за погодой, сезонными изменениями, суточными ритмами и т. д. Опыты используются наряду с длительными наблюдениями в природе, в ходе которых дети могут обобщить некоторый объем знаний. В такой деятельности интенсивно развиваются мыслительные процессы детей.)

9. «Зеленая аптека»

Цель: расширяют знания детей о лекарственных растениях, учатся собирать и сушить растения, цветы для оздоровительных мероприятий в холодное время года)

Дети знакомятся с лекарственными растениями, их пользой и назначением. Учатся бережно относится к природе. Собирают и сушат лекарственные травы для фиточая. Отгадывают загадки, рассматривают иллюстрации, составляют рассказы о растениях.

Литература:

1. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! СПб «Детство-Пресс», 2008г.

2. Грехова Л. И. В союзе с природой. «ЦГЛ».«Сервис школа» Москва, 2002г.

3. Елкина Н. В., Мариничева О. В. «Учим детей наблюдать и рассказывать» Ярославль «Академия Развития», 1997

4. Захлебный А. Н. На экологической тропе Москва, 1981г.

5. Саморукова П. Г. Как знакомить дошкольников с природой? М. Просвещение, 1983г.

Публикации по теме:

Фотоотчет о проекте «Экологическая тропа во второй младшей группе»Фотоотчет о проекте «Экологическая тропа во второй младшей группе» «Ягодки» на экологической тропе. Одна из моих любимых форм работы по экологическому воспитанию- "экологическая тропа".На экологической.

Фотоотчет «Наша экологическая тропа»Фотоотчет «Наша экологическая тропа» В нашем детском саду тоже появилась экологическая тропа, а чтобы нашим воспитанникам и их родителям было удобно на ней ориентироваться,.

Фотоотчёт «Экологическая тропа в младшей группе»Фотоотчёт «Экологическая тропа в младшей группе» В нашем детском саду много лет функционируют, живут и развиваются экологические станции: "Птичий двор", "Огород", "Цветочные истории",.

Я и природа. Экологическая тропа.Я и природа. Экологическая тропа. Я и природа. Экологическая тропа. Цель: продолжить знакомить с законами природы; с растительным и животным миром; формировать ответственность.

Фотоотчёт «Как мы ходили в гости к деду Природоведу». (Экологическая тропа зимой)Фотоотчёт «Как мы ходили в гости к деду Природоведу». (Экологическая тропа зимой) Программные задачи: Учить наблюдать за объектами природы в зимний период. Расширять представления детей о зимних явлениях в природе. Дать.

Наша Экологическая тропаНаша Экологическая тропа Формирование экологической культуры у детей происходит только при благоприятном природном и социокультурном окружении. Нашему детскому.

Оформление участка «Экологическая тропа в ДОУ»Оформление участка «Экологическая тропа в ДОУ» Цель:формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям,.

Экологическая тропа. «Отель для насекомых»Экологическая тропа. «Отель для насекомых» На территории нашего детского сада разработана экологическая тропа, которая позволяет наглядно познакомить дошкольников с разнообразными.

Экологическая, или природная, тропаЭкологическая, или природная, тропа Экологическая, или природная тропа Цель создания и прокладки экологической тропы заключается в создании условий для формирования у ребенка.

Конспект «Экологическая тропа весной» для средней группы Цель: Расширять знания детей о сезонных изменениях в природе, рассмотреть объекты экологической тропы веной, формировать заботливое отношение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Экологическая тропа»
Опубликовано: 24 августа 2020 в 00:23
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД