Проект «Экологическая тропа» в подготовительной группе

эльвира рамазанова
Проект «Экологическая тропа» в подготовительной группе

Проект: «Экологическая тропа».

Пояснительная записка

В настоящее время в дошкольной педагогике уделяется огромное внимание экологическому воспитанию детей. Одно из важнейших условий формирования эколого-краеведческих представлений – это непосредственные наблюдения детей за объектами и явлениями в природе. Поэтому необходимо предоставить возможность детям общаться с живой природой и наблюдать за растениями и животными. Растения, которые растут на участках детского сада, могут предоставить малышам богатый познавательный материал, а педагогу – возможности для реализации полноценного экологического воспитания.

Содержание проекта

Задачи.

1. Расширять представления о растениях.

2. Развивать познавательный интерес.

3. Формировать практические умения по созданию условий для выращивания растений.

4. Определять стадии роста овощных, садовых, лесных и полевых культур и роли человека в их выращивании.

5. Дать представление о том, что растения – живые существа, причем очень хрупкие.

6. Сформировать познавательный интерес к миру растений.

7. Включать родителей в процесс экологического воспитания детей.

Планируемые результаты.

Вовлечение родителей в образовательный, воспитательный и трудовой процессы.

Расширение кругозора (сформированное представление о разных овощах, условиях выращивания, сбора урожая, употребления).

Формирование положительной направленности отношения к природе, исследовательской и трудовой деятельности.

Ощущения удовлетворённости от совместной деятельности детей, родителей и воспитателей.

В ходе коллективной деятельности продуктивно взаимодействовать, слушать друг друга и в социально приемлемой форме выражать своё отношение к предложениям.

Сплочение детей, родителей и воспитателей.

План реализации проекта:

Объект исследования: познавательный интерес детей к растениям и животным;

Тема: «Экологическая тропа»;

Цель: Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей, мышления, воображения, мелкой моторики и трудовых навыков.

Тип проекта: исследовательский, познавательно-творческий.

Участники проекта: дети, родители, педагоги;

Сроки реализации: 3 месяца;

Проблема: формирование у детей дошкольного возраста экологического воспитания;

Образовательные области:

Физическое развитие Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации, формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании

Дать начальное представление о здоровом образе жизни (правильное питание, движение, сон) и факторах, разрушающих здоровье. Развитие трудовой деятельности; воспитание целостного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; формирование первичных представлений о труде взрослых

Закрепить знания о элементарных правилах поведения в детском саду и других местах (на улице, в транспорте); правила дорожного движения.

Познавательное развитие Закрепить умение работать в коллективе;

Развитие элементарных математических представлений.

Формирование целостной картины мира.

Развитие речи Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; развитие литературной речи.

Социально коммуникативное развитие Развить умение договариваться с партнерами, во что играть, подчиняться правилам игры. Развитие игровой деятельности детей. Закрепить умение аргументировано и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми

Художественно

Эстетическое развитие Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; развитие литературной речи; приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса;

Предварительная работа

Подобрать методическую, научно- популярную литературу, иллюстративный материал по данной теме;

Организационные: деятельность педагогов и детей регулируется в соответствии с содержанием учебно-воспитательной работы в ДОУ – программа “От рождения до школы”.

Информационные: детская художественная литература, ресурсы Интернета, взаимодействие участников данного проекта.

Материально-техническое обеспечение: видео, аудио, фотоаппаратура, компьютер, технический инвентарь (грабли, лопаты, лейки).

Этапы проекта

1 этап. Целеполагание (выявление проблемы).

2 этап. Разработка проекта.

3 этап. Выполнение проекта (организация совместной работы детей и педагогов над проектом).

4 этап. Подведение итогов (презентация).

Первый этап - подготовительный

Подготовка к реализации проекта.

Формирование устойчивого интереса к тематике проекта.

Актуализация темы для родителей, заинтересованность идеей детей.

Подготовка природного материала для деятельности детей

Второй этап – основной.

Формирование партнёрской деятельности взрослого с детьми, где дети получают возможность проявить собственную исследовательскую активность, определить причинно-следственные связи

Второй этап проекта заключается в том, чтобы пройти с детьми по экологической тропинке детского сада и исследовать все растения находящиеся там. Таким образом у нас получилось несколько «Остановок» в каждой из которых дети получали информацию, проводили исследование, делали эксперименты и зарисовки.

Всего было 3 остановок:

Луг. На этой теме мы изучили обитателей.

Водоем. Изучали кто обитает в водоеме.

Лес. Изучали деревья которые растут в лесу.

.

Третий этап – заключительный.

Формирование у детей чувства ответственности за результат выполненной работы, уважения к трудовой деятельности людей в природе.

Экологическая викторина

Физкультурно-оздоровительное занятие «В лес ходить – лес любить»

В ходе организации работы на экологической тропинке нами был разработан специальный «Паспорт экологической тропинки». В паспорте дается описание остановок тропы по заданным схемам. На отдельных листах прикрепляются фотографии или рисунки объектов, проводится необходимая для воспитателя информация. Так, при описании дерева даются его биологические, экологические характеристики, особенности распространение, происхождения названия, народные названия, отражение его образа в фольклоре (сказки, загадки, стихи) и т. д.

Формы и методы работы с детьми

Сотрудничество ребенка со взрослыми в развивающих занятиях

Игровая форма занятий

Ознакомление с художественной литературой

выставка рисунков и поделок

Сюжетно-ролевая игра

Наглядная пропаганда

Утренники, викторины, КВН

Экскурсии, наблюдения

Самостоятельная детская деятельность

Игры: дидактические, словесные, настольные, соревнования

Работа воспитателя с родителями и воспитателями

Беседа об актуальности данной проблемы (изучение мнений)

Анкетирование с родителями, сбор информаций

Наглядная агитация:папки-передвижки по темам:

Советы и рекомендации

___

Описание видов деятельности

Игровая деятельность.

Основной особенностью игры является то, что она представляет собой отражение детьми окружающей жизни - действий, деятельности людей, их взаимоотношений в обстановке, создаваемой детским воображением. В нашем проекте использовались такие игры,как: «Как играть с водой», «Наливаем-выливаем», «Игра в прятки», «Играем с красками», «Снежинка на ладошке», «Превращение воды в лед», «Поиграй со мной водичка». Использовалась настольная игра «Обитатели воды».

Учебная деятельность

Учебная деятельность формируется под непосредственным педагогическим воздействием. Детей в дошкольном возрасте необходимо обучать для того, чтобы они могли овладеть сведениями и навыками, важными для их правильного развития на данной ступени.

В проекте мы использовали серию фронтальных занятий по соответствующей теме. Многие занятия были подкреплены презентацией, наглядными пособиями.

Активно использовали тематические беседы, а детям задавали наводящие вопросы для того, чтобы ребенок мог интересно преподнести свою тему.

Организованы тематические наблюдения, как на улице, так и в группе. В совместной деятельности мы разгадывали загадки, учили стихотворения, проводили опыты и экперименты, рассматривали фотографии и наглядные картинки.

Обучение проходило и в рамках наблюдения, как на улице, так и в группе.

Эффективным средством обучения является работа по подгруппам, когда решается спорный вопрос, выставленный воспитателем. Так дети приходят к самостоятельному выводу проблемного вопроса.

Трудовая деятельность

Трудовая деятельность – это формирование положительного отношения к труду,то есть:

ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений об общественной значимости труда и воспитание уважения к людям труда, а также бережное отношение к его результатам;

организация трудовой деятельности детей, в процессе которой формируются трудовые навыки, навыки организации работы, а также положительные взаимоотношения ребенка со взрослыми и сверстниками.

Эти задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и через непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома.

Во время проведения проектадети также продолжали закреплять навыки по:

Самообслуживанию – формирование навыков еды, умывания, раздевания и одевания; развитие умений пользоваться предметами гигиены; воспитание бережного отношения к своим вещам и предметам быта.

Хозяйственно-бытовому труду – развитие у детей хозяйственных трудовых навыков в быту. Дети активно принимали участие в подготовке к опытам и экспериментам. Помогали друг другу при выполнения задания. Готовили соответствующий материал для занятий по лепке, аппликации или рисованию. Также дети развили дополнительный навык осторожности не только с водой, но и с другими предметами.

Труд в природе – активное, посильное участие детей в работе на цветнике, ягоднике, огороде, а также уход за комнатными растениями и домашними животными. При работе в уголке природы, дети стали умеренно наливать воду в растения, умеренно использовать «обрызгиватель», т. к. узнали о том, что вода в больших количествах вредна для растений.

Перспективное планирование, цикл занятий

Лес.

Циклы занятий

1.

1. “Лес – наше богатство”

2. “Осень в лесу”

3. Рассматривание картины И. Левитана “Золотая осень”

4. Беседа о хвойных и лиственных деревьях

2. Наблюдение за птицами в лесу

3.Целевые прогулки:

1. В осенний лес

2. Наблюдение за белочкой

3. “В гостях у Лесовичка”

4.Беседы на тему:

1. Как вести себя в лесу

2. Почему листья желтеют

3. Как звери готовятся к зиме

5. Разучивание стихов и загадок о деревьях

6. Дидактическая игра “Назови дерево”, “Угадай с какого дерева листочек”

7. Зарисовки осеннего леса

8.Рисование: “Осень в лесу”

9. Беседа о диких животных

10.

1. “Грибы в лесу”

2. “Кто живет в лесу”

11. Зарисовки животных

12.

1. “Грибы”, “Насекомые”

2. “Лес в разное время года”

13.КВН на тему: “Лес осенью”

14.Аппликация на тему: “Ветка с осенними листьями”

15.Опыты с листьями: “Почему листья желтеют?”

16.Праздник на тему: “Я люблю свой край родной”

17.Сочини сказку на тему: “Как я подружилась с лесом”

18. Сбор осенних листьев в лесу

19.

1. И. Бунин “Листопад”, “Лес, точно терем расписной”

2. А. Пушкин “Унылая пора”

3. Э. Блайтон “Что такое лес?”

20.

1. “Станем мы деревьями”

2. “Закачалось деревцо”

21. Конструирование из природного материала “Звери в лесу”

22.Проведение игры: “Что? Где? Когда?”на тему: “Лес”

23. Коллективная работа “Осень разноцветная”

24.

1. “Круглый год”

2. “Цепочки в лесу”

3. “Кто, где живет”

25.Вечер досуга на тему: “Все о лесе”

Огород.

1. Сбор информации, рассматривание энциклопедий, вырезок из газет, открыток, подбор иллюстраций.

2. Подготовка семян к посеву.

3. Подготовка почвы к посеву семян.

4. Посадка семян овощных культур

5. Уход за рассадой 6. Наблюдение за всходами, рассадой и отметки в дневнике наблюдений.

7. Аппликация “Заюшкин огород”.

8. Лепка “Магазин – овощи”.

9. Игра-драматизация “Овощной базар”, “Спор овощей”.

10. Подготовка рисунков для оформления кроссвордов об овощах, урожае.

11. Высадка рассады в открытый грунт, посадка семян в грунт.

12. Составление рассказов “Я тружусь на огороде”.

13. Художественное творчество “Загадки с грядки”, “Натюрморт с овощами”.

14. Участие в мастерской “Овощи в магазин” (из солёного теста).

15. Подбор материала к альбому “Овощной марафон” (стихи, загадки, рассказы).

16. Совместное выполнение трудовых действий по уходу за посадками (полив, прополка, рыхление).

17. Участие в театрализованном занятии “Овощи на грядке”.

18. Конструирование “Корзина для овощей”.

19. Участие в вечере досуга “Ах картошка, ты картошка”.

20. Коллективный труд “Салат из овощей”.

21. Участие в развлечении “Борщ”.

22. Сбор урожая.

23. Изготовление поделок из овощей. 1. Подбор информационного материала по теме “Овощи”.

2. Изготовление дидактических игр об овощах.

3. Проведение цикла практических занятий по выращиванию растений от семени до плодов.

4. Изготовление дневника наблюдений за всходами семян.

5. Беседы “Незнайка пришёл в гости”, “Могут ли овощи принести вред нашему здоровью?”.

6. Организация игр-драматизаций.

7. Организация инсценировки “Сказка о том, почему помидор стал красным”.

8. Организация мастерской “Овощи в магазин” (из солёного теста).

9. Проведение театрализованного занятия “Овощи на грядке”.

10. Оформление альбома “Овощной марафон”.

11. Запись рассказов “Я тружусь на огороде”.

12. Познание ФЦКМ “Загадки на грядке”.

13. Организация вечера досуга “Ах картошка, ты картошка”.

14. Проведение коллективного труда “Салат из овощей”. 15. Организация развлечения “Борщ”.

16. Сбор урожая.

17. Организация выставки “Удивительные овощи”.

Цветы

Комнатные растения.

Садовые цветы.

Луговые цветы.

Лесные цветы.

Лекарственные растения.

Бал цветов.

Выставка плакатов «Сохраним окружающий мир».

Специально-организованная деятельность.

Путешествие царство комнатных растений.

Цели: закрепить знания названий комнатных растений; продолжать обучать детей описывать растения, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки; развивать речь, мышление; поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.

Уголок природы. Уход за растениями.

Цели: обобщить представления детей об уходе за комнатными растениями; закрепить знания об основных потребностях комнатных растений, дать сведения о сигнальных признаках неудовлетворенных потребностях; обобщить знания о способах ухода за растениями (полив, удаление пыли, рыхление); развивать связную монологическую речь через умение рассказывать об особенностях строения растений, о выполнении своих действий с учетом структуры трудового процесса; развивать трудовые умения, соответствующие содержанию знаний; познакомить с новым видом ухода за цветами – подкормкой; воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать за ними, умение общаться с природой как живым организмом.

Весенние первоцветы (интегрированное занятие).

Цели: вызвать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы. Беречь и охранять ее; расширить представления и знания детей о весенних лесных первоцветах, об их значении в нашей жизни; развивать речь детей, активизировать внимание и память.

Растения лечат.

Цели: познакомить детей с лекарственными растениями, дать знания о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения,о правилах их сбора:

- развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности; прививать к ней интерес детей;

- развивать творческое воображение и обогащать коммуникативность, основываясь на свободном объеме мнениями;

- вызывать положительный экономический настрой.

Одуванчик и растения луга.

Цели: воспитывать бережное отношение к одуванчику и полевым цветам. Закреплять знания о строении цветов, их названия. Развивать наблюдательность, речь детей. Уточнить представления о последовательности роста и развития растения.

Красная книга – сигнал опасности.

Цель 1: развивать у детей представления о назначении Красной книги; развивать у детей бережное отношение к исчезающим видам растений.

Цель 2: составить Красную книгу своего округа, выяснить, какие растения и животные являются редкими в нашем округе, какие растения произрастают в нашем округе, официально включенные в Красную книгу.

Совместная деятельность детей и педагогов.

Утренняя гимнастика «Волшебные цветы».

Фея говорит детям, что из семени они выросли и стали прекрасными цветами. Вокруг которых летают бабочки. Стрекозы. Дети – необычные цветы. Которые умеют двигаться. Предлагает встать в круг, сплести их цветов венок.

Составление модели условной жизни комнатных растений, первоцветов с помощью знаков-символов (свет, вода, тепло, почва).

Дидактические игры.

«Найди растение»

«Найди, что опишу»

«Отгадай, что за растение»

«К названному растению беги»

«Собери цветок»

«Найди такое же растение»

«Какого цветка не стало?»

«Отгадай по загадке»

«Собери букет»

«Четвертый лишний»

«Украсим комнату»

«Найди такой же»

«Что изменилось?»

«Где спряталась матрешка?»

«Найди растение по названию»

«Продайте то, что назову»

«Где спрятано растение?»

«Узнай растение»

Магазин «Цветы»

«Найди о чем расскажу»

Словесные игры.

Цель. Развивать умение описывать растения и находить их по описанию.

«Я садовником родился»

«Опиши цветок»

«Загадай, мы отгадаем»

Загадывание загадок.

Цель. Развивать образное и ассоциативное мышление, воображение, память; повышать наблюдательность и интерес к родному языку, обогащать речь детей образами.

Публикации по теме:

Фотоотчет о проекте «Экологическая тропа во второй младшей группе»Фотоотчет о проекте «Экологическая тропа во второй младшей группе» «Ягодки» на экологической тропе. Одна из моих любимых форм работы по экологическому воспитанию- "экологическая тропа".На экологической.

Фотоотчет «Наша экологическая тропа»Фотоотчет «Наша экологическая тропа» В нашем детском саду тоже появилась экологическая тропа, а чтобы нашим воспитанникам и их родителям было удобно на ней ориентироваться,.

Фотоотчёт «Экологическая тропа в младшей группе»Фотоотчёт «Экологическая тропа в младшей группе» В нашем детском саду много лет функционируют, живут и развиваются экологические станции: "Птичий двор", "Огород", "Цветочные истории",.

Я и природа. Экологическая тропа.Я и природа. Экологическая тропа. Я и природа. Экологическая тропа. Цель: продолжить знакомить с законами природы; с растительным и животным миром; формировать ответственность.

Фотоотчёт «Как мы ходили в гости к деду Природоведу». (Экологическая тропа зимой)Фотоотчёт «Как мы ходили в гости к деду Природоведу». (Экологическая тропа зимой) Программные задачи: Учить наблюдать за объектами природы в зимний период. Расширять представления детей о зимних явлениях в природе. Дать.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лето
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Проект «Экологическая тропа» в подготовительной группе
Опубликовано: 17 января 2020 в 16:52
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 марта. День огородов на подоконнике

Интересных «подсказок» по обустройству огорода на подоконнике в блогах коллег на МААМ накопилось очень много. Несмотря на неоднозначную обстановку, сложившуюся этой весной, эта полезная «копилка идей»...

30 марта. День аиста

Аист у многих народов считается символом весны, счастливой семейной жизни и чистоты. Ведь недаром существует поверье о том, что именно аист приносит младенца в дом, а значит дарит счастье двум любящим...

Консультация для родителей
Развитие детского словаря Учитель - логопед Тельнова Е. С. Одна из самых важных работ по развитию речи – это словарная работа. Главный пункт в развитии...
Фотоотчет в рамках проекта ко Дню Защитника Отечества!
День защитника Отечества или 23 февраля в детском саду - праздник серьезный. В рамках проекта была оформлена группа , стенд для родителей с поздравлениями,...
Поход в казачий штаб
Где-то на Кубани есть станица Натухаевская. Это большая, красивая станица. Здесь много детей. И что бы им было здорово расти, взрослые построили красивую и...