«В гости к Хозяйке леса». Конспект экскурсии в парк «Чистяковская роща»

Штацкая Татьяна Николаевна
«В гости к Хозяйке леса». Конспект экскурсии в парк «Чистяковская роща»

Актуальность проекта:

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Осознание значимости проблемы воспитания любви к родному краю, его природе побудило нас к проведению углубленной работе по региональной культуре.

Самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Этот чрезвычайно важный аспект экологии не может остаться в стороне от участия педагогов.

Лес, как большая экологическая система, предоставляет для этого огромные возможности. Общеизвестно, что в последнее время значительно ухудшилось состояние лесов и парков Краснодара. Этому способствуют лесные пожары, вырубки, выпас скота, загрязнение атмосферы, истощение ресурсов, захламление лесов. Для того, чтобы лес был здоровым и красивым нужно гарантировать ему защиту. Проблема заключается в отсутствии экологической культуры и природоохранного сознания.

Цель проекта:

Развитие у детей осознанно-нравственного отношения к лесу, как к экосистеме.

Задачи:

1. Формировать у детей элементарные экологические знания о лесе.

2. Познакомить с правилами поведения в природе.

3. Дать представления о последствиях неправильного отношения к лесу.

Ожидаемый результат:

1. Сформировавшиеся элементарные экологические представления о лесе.

2. Осознанное отношение к природе Краснодарского края.

3. Сформировавшиеся представления о том, что сохранность природных объектов – обязанность человека.

4. Активное участие родителей в реализации проекта. Понимание родителями важности бережного отношения к лесу.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Экскурсия в середине осени: «В гости к Хозяйке леса».

Методические указания. Данная экскурсия задумана как разговор между воспитателем, приведшим детей в парк, Хозяйкой леса и детьми. Основная нагрузка падает на Хозяйку леса (лучше, если роль хозяйки леса выполняет взрослый человек, незнакомый для детей). Воспитатель только сопровождает детей. По ходу экскурсии несколько раз используется прием, когда воспитатель и Хозяйка леса нарочито спорят между собой и предлагают детям быть арбитрами в их споре. Когда же Хозяйка леса беседует с детьми, воспитатель не вмешивается и дает возможность им думать самостоятельно.

Если по какой-то причине участие двух взрослых затруднено, в качестве Хозяйки леса используется кукла, за которую говорит воспитатель. Наряд Хозяйки леса едва заметен: одежда обычная по сезону, на голову наброшена шаль, на которую нашито небольшое количество листьев (настоящих или сделанных из бумаги). Более богатый наряд будет отвлекать детей от обсуждения экологических проблем.

Чтобы занятие прошло организованно и дало желаемый результат, педагоги должны заранее побывать на месте экскурсии и разработать ее маршрут. В противном случае много времени потратится на поиски необходимых объектов и ритм экскурсии потеряется.

Для удобства восприятия материала конспект разбит на несколько блоков. В каждом блоке — своя цель.

Экскурсия насыщена фактическим материалом. В зависимости от степени подготовленности группы и реальных условий местности ее содержание можно изменить, выпустив те или иные моменты и добавив свои.

Цели:

1. Увидеть, как природа готовится к зиме.

2. Пронаблюдать взаимосвязь некоторых природных явлений.

3. Научиться различать деревья по силуэтам.

4. Понять, в чем заключается правильное отношение к природе.

Ход экскурсии:

1-й блок Цель: выявить роль человека в природе.

Дети вместе с воспитателем входят в парк «Чистяковскую рощу». Им навстречу по дорожке идет Хозяйка Леса.

Хозяйка леса: Здравствуйте! Кто это ко мне пожаловал?

Воспитатель: Здравствуйте! Меня зовут Татьяна Николаевна, а это дети из детского сада.

Хозяйка леса: Пускай они сами скажут, откуда они. Из какого вы садика? (Ответы детей.) Зачем вы сюда пришли? (Ответы детей.) (К воспитателю.) А эти дети умеют правильно вести себя на природе?

Воспитатель: Умеют.

Хозяйка леса: Я это должна проверить. Всякие люди здесь бывают, но не всех стоит пускать. (К детям.) Посмотрите внимательно и скажите, что плохого сделал здесь человек?

Дети осматривают окрестности и отмечают поломанные ветки, брошенный мусор, потоптанную траву. Взрослые внимательно выслушивают детей, поощряя их взглядами.

Хозяйка леса: Разве человек делает только «плохое»? Посмотрите еще раз вокруг. Что хорошего сделал здесь человек?

Дети опять осматривают местность и отмечают положительные деяния человека: высаженные кусты и деревья, проложенные дорожки, аккуратные клумбы. Чем больше признаков укажут дети, тем лучше.

Хозяйка леса: Каким же я должна считать человека: хорошим или плохим?

Дети, подумав, приходят к выводу, что люди и их поступки бывают разными: и хорошими и плохими.

Хозяйка леса: А вы какие? (Ответы детей.) Вы не будете бегать во время экскурсии, мять траву, ломать ветки деревьев? (Ответы детей.) Я, дети, очень люблю природу и не хочу, чтобы вы или кто-нибудь другой ее обидел. Не обидите? (Ответы детей.) Тогда милости прошу в мой дом.

Дети идут по дорожке вместе с Хозяйкой леса и воспитателем.

2-й блок

Цель: понять, как растения подготовились к зиме.

Воспитатель: Хозяйка леса, ты говоришь, что любишь природу, бережешь ее, а почему у тебя все пожухло и высохло? Трава засохла, почти все деревья стоят без листьев.

Хозяйка леса: Я не убила, а, напротив, сохранила все растения. Хотите посмотреть, как я это сделала? Пойдемте за мной. (К детям.) Давайте вначале посмотрим на траву. Как она выглядит? (Ответы детей: засохла.) А вы посмотрите внимательно на землю.

Дети рассматривают траву (для этого надо оставить много времени) и видят у самой поверхности почвы пробивающуюся молодую травку. Раскопав почву, находят корневища с почками. На земле и сухих стеблях много семян. Их не трудно увидеть, несмотря на мелкие размеры и непривычность внешнего вида. Хозяйка Леса старается, чтобы дети увидели как можно больше видов травянистых растений, и нашли у них семена. Много семян лежит и под деревьями.

Хозяйка леса: (обобщая проделанную работу). Ребята, вы догадались, как я сохраняю растения зимой? (Ответы детей, зеленые листья все равно зимой замерзнут, поэтому Хозяйка леса правильно сделала, что высушила их. Зато в почве останутся семена, почки, корневища. Семена не погибнут и на следующий год дадут новые растения.)

Воспитатель: Но семена и почки тоже могут замерзнуть. Как ты их сохранишь?

Хозяйка леса: (к детям). Вы догадались, как я это сделаю? (Ответы детей: укрываешь снегом.)

Воспитатель: Маленькую травку и мелкие семена легко укрыть. А что ты будешь делать с деревьями? Они большие, их под снег не спрячешь.

Хозяйка леса: (к детям). Вы догадались, как я сохраню деревья? (Ответы детей.) Это еще не все. Я сохраню и молодые листочки. Посмотрите на веточки. Чем они отличаются от палочек? (Ответы детей: на ветке есть почки, на палочке нет.) Давайте разорвем одну почку и рассмотрите ее.

Дети выполняют эти действия, рассматривают почки и приходят к выводу, что почки — это туго свернутые маленькие листочки. Желательно, чтобы почки были крупными, как у тополя или сирени. Если в данном месте таких растений нет, веточки, срезанные заранее, педагоги приносят с собой и раздают детям.

Хозяйка леса: Чтобы маленькие листочки не замерзли зимой, я их завернула в одеяло — коричневые чешуйки, а края склеила клеем. Тогда даже сильный зимний ветер чешуйки не развернет.

3-й блок

Цель: различение деревьев по силуэтам.

Хозяйка леса: Ребята, давайте пойдем по этой дорожке; вы будете называть каждое дерево, которое встретится нам на пути. Если вы какого-нибудь названия не знаете, я подскажу.

Все идут по дорожке, беседуя. При подходе к очередному дереву дети его называют, а Хозяйка леса помогает справиться с возникающими затруднениями. Деревьев должно быть много — не менее 10. Их породы могут повторяться. Это способствует закреплению полученных знаний.

Хозяйка леса: Ребята, видите, оказывается, деревья можно различать даже тогда, когда на них отсутствуют листьев. Молодцы, вы быстро этому научились.

4-й блок

Цель: понять отличия хвойных деревьев от лиственных деревьев и

специфику их приспособления к неблагоприятным условиям зимой.

Воспитатель: Хозяйка леса, ты говорила, что сняла на зиму все листья с деревьев, а что это там зеленеет? (Показывает на ель или сосну.) Ты еще снимешь эти листья?

Хозяйка леса: Ну что же, давайте разберемся. Ребята, буду я убирать листья с этого дерева? (Ответы детей.) Почему? (Ответы детей. Желательно, чтобы они отметили, что на хвоинках задерживается меньше снега, ветер свободно проникает между иголками и не ломает дерева; кроме того, хвоинки покрыты смолистым веществом; оно предохраняет от холода.) У этого дерева листья превратились в иголки и называются хвоинками. Поэтому все деревья называются хвойными. А вот еще хвойное дерево. Посмотрите, чем они отличаются друг от друга.

Дети сравнивают ель и сосну и самостоятельно называют отличия.

Хозяйка леса: Эти деревья никогда не цветут и не дают плодов. У них вместо цветов и плодов образуются шишки. Посмотрите, одинаковы ли по форме шишки двух наших деревьев? (Дети находят различия.) А в шишках есть семена. Найдите раскрывшиеся шишки, оторвите чешуйки (это можно делать, так как они все равно опали) и поищите семена. (Указание: большинство семян к этому времени выпало из шишек, но на отдельных чешуйках их можно обнаружить.)

Хозяйка леса: Ребята, я хочу сделать вам подарок. Соберите шишки разных хвойных деревьев, а потом сделайте из них поделки. Выбирайте только самые красивые, целые. Одновременно смотрите, есть ли между чешуйками семена.

Дети собирают шишки в заранее принесенные сумки. Набрав нужное количество природного материала, они направляются к выходу. Хозяйка леса провожает гостей. По дороге происходит следующий разговор.

Воспитатель: Что-то я птиц не слышу. Ты их тоже куда-то спрятала?

Хозяйка леса: Ребята, кто знает, куда я их отправила? (Ответы детей.) Всех ли я переправила в теплые края? (Ответы детей.) Можете ли вы сообразить, почему одни улетели, а другие остались? (Надо постараться, чтобы дети сами догадались: улетели те, которые не найдут себе пишу зимой, в основном — насекомоядные.) Но и тем, кто остался, не будет легко зимой. Ребята, вы будете помогать мне, подкармливать птиц зимой? Без еды они не только голодают, но и замерзают. (Ответы детей.) А что вы будете для этого делать? (Ответы детей.)

Воспитатель: Спасибо тебе, Хозяйка леса, за твой рассказ, за то, что показала нам свое богатое хозяйство.

Хозяйка леса: Пожалуйста. Я рада, что у природы появились новые друзья. Ваши дети на самом деле умеют вести себя на природе. Буду рада встретить вас снова — и весной и летом. Приходите вновь. Дети тоже благодарят Хозяйку леса, прощаются с ней.

В детском саду проходит беседа с детьми об экскурсии, можно нарисовать увиденное, и отправить рисунки в подарок Хозяйке леса.

Публикации по теме:

Проект «Удивительный Урал» Актуальность проекта: Суть проекта «Удивительный Урал» состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детских душах семена любви к родной природе,.

Система работы по реализации национального компонента в ДОУ В проекте "Национальной доктрины образования в РФ" подчеркивается, что система образования призвана обеспечить воспитание патриотов Родины,.

Библиотека изображений:
  • Деревья и листья
  • Деревья и листья
  • Дикие животные
Автор публикации:
«В гости к Хозяйке леса». Конспект экскурсии в парк «Чистяковская роща»
Опубликовано: 14 мая 2014 в 22:43
+66Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 66.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
26 января. День Австралии

Официальный национальный праздник Австралии отмечается ежегодно 26 января. Это день высадки британского флота у берегов Зеленого континента в 1788 году.  Австралийцы очень любят этот праздник — по всей...

26 января. День рождения первой карты России

497 лет тому назад, 26 января 1525 года, была создана первая в истории печатная карта нашей страны – «карта Московских земель». Сделали её по «Писцовой карте России», которую составил, по итогам своих...


Горячие темочки