МААМ-картинки

Проект «Юные метеорологи»

Инга Богомолова
Проект «Юные метеорологи»

Самое лучшее открытие - то,

которое ребенок делает сам.

У. Эмерсон

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Они задают вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуются причинно-следственными связями (как? почему? зачем, пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонны наблюдать, экспериментировать.

Исследовательская активность реализуется дошкольником в наблюдениях, сенсорном обследовании, ориентировочных и пробующих действиях, опытах, экспериментировании, развивающих играх и т. д.

Публикация «Проект „Юные метеорологи“» размещена в разделах

Актуальной задачей является создание в образовательном процессе современного детского сада условий, способствующих полноценному раскрытию познавательного потенциала и развитию исследовательской активности каждого ребенка, что предусмотрено федеральным государственным стандартом. Методические рекомендации по организации опытно - исследовательской деятельности содержатся в работах С. Н. Николаевой, А. И. Савенкова, Н. Н. Поддъякова. В них предлагается организовывать работу таким образом, чтобы дети могли самостоятельно повторить опыт, показанный взрослым, наблюдать, задавать и отвечать на вопросы, используя результаты опытов.

Мне бы хотелось отметить использование проектной деятельности для развития познавательной активности детей. Проектная деятельность подразумевает взаимодействие всех участников образовательного процесса: ребенок, родители, педагоги. Совместный сбор материалов по теме исследовательского проекта раскрывает творческие способности детей, вовлекает родителей в воспитательный процесс, что естественно сказывается на результатах работы.

В поисково-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Именно поэтому мы разработали и реализуем в нашем детском саду проект «Юный метеоролог».

Проект «Юный метеоролог» открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка и, исходя из потребности и интересов, развивает его как личность.

Тип проекта: информационно-исследовательский.

По продолжительности: долгосрочный.

Участники проекта:

- воспитатели

- дети подготовительной группы.

- родители

Продукт проектной деятельности:

- создание метеостанции на участке детского сада.

Проект включает в себя три этапа.

Вводный этап:

• изучение литературы по созданию метеоплощадки на участке детского сада;

• знакомство с опытом других педагогов;

• выдвижение гипотезы проективной деятельности по теме;

• разработка проектной деятельности.

Практический этап:

• сбор ресурсов для реализации проекта;

• изготовление приборов-помощников;

• постройка совместно с родителями и детьми метеорологической станции на участке;

• проведение экспериментально-исследовательской деятельности детей.

Аналитический этап проекта:

• подведение итогов,

• оценка эффективности проекта,

• рефлексия

Актуальность создания проекта

Что такое погода?

• показания температуры воздуха;

• сила и направление ветра;

• наличие осадков;

• состояние неба и солнца;

• влажность воздуха.

Все эти показания имеют отношения к объектам и явлениям неживой природы, на которые дети не обращают внимание самостоятельно. Поэтому задача педагога привлечь детское внимание в этом направлении и зажечь искру познавательной деятельности, помочь найти взаимосвязь между явлениями неживой и живой природы.

К тому же, просто наблюдения стали воспитанникам не очень интересны, особенно учитывая то, что современные дети огромное количество времени проводят за гаджетами. А наша задача, как педагогов поддерживать в детях интерес к наблюдениям, как важному методу исследовательской деятельности, создать условия для самостоятельного нахождения ответов на вопросы воспитанников.

Почему же я считаю проект актуальным?

Во-первых, знакомый старшим дошкольникам процесс наблюдения за явлениями погоды становится интересным, при использовании метеорологической площадки.

Во-вторых, занятия юных метеорологов, которые дети воспринимают как новую интересную ролевую игру, помогут познакомить их с метеорологическими приборами и способами их применения на практике;

В-третьих, у детей в ходе организованной деятельности будут развиваться умения выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать, делиться полученной информацией.

Содержание проекта

Проблема:

Что такое погода и от чего она зависит? Как ее прогнозировать?

Цель проекта:способствовать формированию у детей элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека.

Задачи проекта:

1. Организовать опытно–исследовательскую деятельность детей на метеостанции для систематического наблюдения за погодой, посредством игры;

2. Познакомить с профессией «метеоролог».

3. Познакомить детей с назначением метеорологической площадки, с метеобудкой и ее содержимым.

4. Знакомить детей с приборами – помощниками: термометром, дождемером, флюгером, снегомером, осадкомером, компасом, гигрометром, ветряным рукавом, солнечными часами.

5. Способствовать развитию умения детей с помощью знаков, символов фиксировать свои наблюдения в календарях погоды.

6. Содействовать в развитии умения детей снимать показания приборов, сравнивать их между собой;

7. Способствовать развитию у детей навыков исследовательской деятельности: любознательности, наблюдательности, умения сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, находить. Делать выводы и умозаключения.

8. Способствовать формированию представлений о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира, о четырех частях света;

9. Воспитывать бережное отношение к природе.

Предполагаемый результат:

- дети получат элементарные представления о погоде и значении ее в жизни человека, о профессии метеоролога;

- приобретут навыки использования приборов для наблюдения за погодой;

- будут иметь простейшие представления о температуре воздуха, о направлении и силе ветра, о количестве выпавших осадков;

- будут знать приметы, пословицы, поговорки о погоде.

Реализация проекта.

Ежедневно дети подготовительной к школе группы проводят наблюдения за погодой в определенной последовательности:

- определяют температуру воздуха;

- измеряют количество осадков с помощью дождемера;

- с помощью флюгера определяют направление ветра;

- определяют силу ветра с помощью ветрового рукава;

- с помощью ловца облаков определяем тип облаков;

- по солнечным часам определяем время;

- с помощью природного гигрометра (шишки)измеряем влажность воздуха

- с помощью компаса определяем стороны света.

- для ежедневных наблюдений высоты снежного покрова применяется снегомерная рейка. Выставляют показания в дневнике наблюдений, стенде – календаре, меловой доке. Делают прогноз погоды на текущий день. Сообщают этот прогноз погоды педагогам, родителям. В конце месяца, сезона анализируем результаты, делаем выводы: какая погода была в течение месяца, сезона; как она менялась, сколько дней было ясных, пасмурных, дождливых или снежных, ветреных, морозных.

В живой природе наблюдаем за переменами, происходящими с деревьями, кустарниками, травами по сезонам, обсуждаем, почему меняется состояние растительности, какие изменения происходят в жизни животных, насекомых, акцентируя внимание на изменения жизненно важных условий.

В начале каждого месяца знакомим детей с народным календарем: названием месяца, народными приметами, проверяем достоверность примет. Такой подход позволяет приобщить детей к народной культуре. Для более легкого запоминания народные приметы пробуем рифмовать. Приметы в стихотворной форме легче воспринимаются и чаще используются детьми в речи.

Пример детских рифмовок: «Кошка нос прикрывает – мороз ожидает»; «Звезды ночью играют – о холоде предупреждают»; «Дрова в печке сильно трещат – о морозе говорят»; «Облака против ветра плывут – ненастье несут».

Представления, полученные в процессе наблюдений, я применяю для развития творческих способностей детей: рисование природных явлений; сочинение рассказов, стихов, загадок о природе.

Организация экспериментальной деятельности строится в тесном сотрудничестве с родителями.

Информацию родители получают из папок – передвижек: «Удивительное в природе», «Познавательные опыты дома». Привлечение родителей к изготовлению метеорологических приборов.

На консультациях советуем родителям, что прогулку в природу целесообразно связывать с чтением книг, стихов, рисованием, чтобы дети потрогали, понюхали, постучали, совершили какие-то манипуляции: слепить снеговика, нарисовать на мокром песке узоры, поймать солнечного зайчика, запустить воздушного змея и т. д.

Родители получают задания на дом.

Например: Вашему ребенку шестой год, расскажите ему о некоторых явлениях неживой природы, к которым он проявляет интерес. Вместе с ребенком проделайте опыты на определение свойств воздуха. Воздух есть везде – вокруг нас в воде. Это можно увидеть, поместив перевернутый вверх дном стакан в воду. Вода не войдет полностью в стакан, ей помешает воздух. Воздух имеет вес. Если надуть целлофановый пакет и положить его на весы, стрелка весов отклонится, значит, воздух имеет вес. Как можно предугадать погоду? Вместе с детьми понаблюдайте за растениями и их изменениями, связанными с погодой. Если погода пасмурная, все цветы ветреницы закрыты. Перед дождем никнет к земле чистотел, гусиный лук, одуванчик. В ясную погоду цветы этих растений раскрыты.

Как я уже говорила, метеоплощадка и проект – это условие, толчок для развития исследовательской деятельности. В ходе проведения наблюдений у детей возникают все новые и новые вопросы, новые проекты. В их реализации нам помогает опытно – экспериментальная деятельность, которая проводится как на самой площадке, так и в экологической лаборатории в группе. Мне бы хотелось привести небольшой отрывок из перспективного плана и показать фрагменты опытно – экспериментальной деятельности.

Перспективный план работы над проектом

Название мероприятия Цель Форма проведения

«Загадки планеты земля» Дать детям представление о зависимости климата в любой точке планеты от удаленности солнца. Беседа – путешествие по глобусу.

«Кто такие метеорологи» Познакомить с профессией «метеоролог» Презентация

Что такое погода? Знакомить с погодными явлениями Беседа, загадки, дидактическая игра «Назови погодное явление».

Опыт на метеоплощадке.

«Что такое метеоплощадка?» Познакомить с метеоплощадкой и её оборудованием. Экскурсия на метеоплощадку

«Что такое компас и для чего он нужен?» Способствовать формированию представлений о частях света, познакомить с компасом ОД на метеоплощадке и в экологической лаборатории. Опыт «Компас в домашних уловиях». Показ м/ф

Откуда дует ветер? Способствовать развитию умения детей работать с компасом. Квест – игра «Найди клад». Опыт «Откуда берется ветер».

Какие бывают термометры?

Способствовать уточнению представлений о термометре, познакомить с водным и почвенным термометром Измерение температуры воздуха, почвы, воды на метеоплощадке. Опыт в экологической лаборатории «Как работает термометр».

Знакомство с видами облаков.

Способствовать формированию представлений об облаках, их видах, многообразии приборов для изучения погодных условий.

Опыт с рамкой–искателем по определению видов облаков.

Опыты в экологической лаборатории «Как образуются облака».

Измерение осадков Познакомить со способами измерения осадков. Од на метеоплощадке «Что такое осадкомер»

Для развития познавательной активности в работе мы также используем "Карточки исследователей", которые представляют собой алгоритм обследовательских действий в зависимости от объекта исследований.

Результативность реализации проекта

Анализируя промежуточные результаты, я пришла к выводу, что деятельность детей на метеоплощадке способствует развитию их познавательной активности: они стали более наблюдательны, любознательны, стали больше задавать вопросов, интересоваться причинно-следственными связями, пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы. Сами составляют алгоритм действий. Улучшилисьнавыки фиксации результатов наблюдений в дневник ипрактические навыки пользования метеорологическими приборами. Ребята пробовали прогнозировать погоду, поняли для чего нужен прогноз. В ходе игровых занятий, экспериментов и экскурсий дети приобретают ценный коммуникативный опыт, берут на себя роль взрослых, умных ученых, труд которых очень важен для других людей. Ребенок после проведенного дня хвастался, как сегодня всей группой изучали состояние погоды, определяли облачность, влажность воздуха, направление и силу ветра. Многие дети настолько заинтересовались исследовательской работой, что выразили желание участвовать в конкурсе «Я - исследователь». Одна воспитанница стала посещать кружок «Юный химик». Совместно с родителями, уже дома, дети ведут дневники наблюдений за состоянием погоды. Таким образом, метеоплощадка обладает большими образовательными возможностями для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

Вывод.

Мероприятия проекта “Мы - юные метеорологи” смогли сделать более интересными традиционные наблюдения за погодой. Значительно вырос уровень представлений о метеорологических приборах и способах их использования для характеристики погоды нашей местности. Получили развитие исследовательские умения детей, умение анализировать, обобщать. Все это свидетельствует о том, что проект интересен детям и полезен для развития их интеллектуальной, нравственной и эмоциональной сферы. И глядя на огромную увлеченность наших ребят, хочется сказать, что включение ребенка в исследовательскую деятельность позволило значительно повысить образовательный процесс в ДОУ.

Литература

1. Чижмакова В. И., Кудряшова Н. А., Меркурьева Н. Н., Федорова Н. С. Метеоплощадка в ДОУ как эффективное средство экологического воспитания дошкольников // Молодой ученый. — 2019. — №9.1.

2. Баранникова Э., Тарасевич П. Создание развивающей среды на участке детского сада // Ребенок в детском саду. – 2002.- №3. – с. 76.

3. Богомолова Н. И. Развивающая среда в экологическом образовании дошкольников: // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2009. - №5 – с. 19-21

4. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М. : ТЦ Сфера, 2004. - 113 с.

5. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. –М. : Айрис- пресс, 2010. -208 с.

6. Пенькова Л. С. Под парусом лето плывет по Земле (организация детских площадок в летний период) методическое пособие для работников дошкольных учреждений, студентов педагогических вузов и колледжей. –М. :линка- пресс, 2014.- 288с.

7. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. СПб. : Детство-Пресс,2010.

8. Рыжова Н. А. Наш дом – природа. Программа экологического воспитания в детском саду – М. : Карапуз, 2005.

Для реализации проекта использовала материал интернет сайтов:

http://maam.ru

http://nsportal.ru

Прикреплённые файлы:

prezentacija-1_2qq8d.ppt | 13601 Кб
 
Публикации по теме:

Краткосрочный проект по пожарной безопасности «Юные пожарные» с детьми старшей группыКраткосрочный проект по пожарной безопасности «Юные пожарные» с детьми старшей группы Цель проекта: создание условий, для формирования у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности,.

Познавательно-исследовательский проект «Юные исследователи» Проект «Юные исследователи"Актуальность проекта «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и.

Творческий проект в средней группе «Мы юные флористы»Творческий проект в средней группе «Мы юные флористы» ВПознавательно — исследовательский, творческий, долгосрочный ид проекта: Познавательно – исследовательский, творческий, долгосрочный. Участники.

Проект «Юные огородники» для старшего дошкольного возрастаПроект «Юные огородники» для старшего дошкольного возраста Состав проектной группы: воспитатель и воспитанники группы, родители воспитанников. Проблема проекта: Можно ли вырастить овощные культуры.

Проект «Юные садоводы»Проект «Юные садоводы» Проект "Юные садоводы" во второй младшей группе. ПАСПОРТ ПРОЕКТА: ВИД ПРОЕКТА: познавательно –исследовательский, творческий. ТИП.

Проект «Юные строители» (младший дошкольный возраст) Тип проекта:творческий,краткосрочный. Вид проекта: внутригрупповой. Участники проекта: воспитатели,дети группы. Срок реализации :2 месяца.

Проект «Юные защитники природы» .

Экологический проект «Юные защитники природы»Экологический проект «Юные защитники природы» Экологический проект «Юные защитники природы» Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно.

Фотоотчет «Юные метеорологи»Фотоотчет «Юные метеорологи» Метеоролог – профессия важная! С таким утверждением согласен каждый. Метеорологи нам очень нужны, Хоть не всегда их прогнозы верны. 21 июля.

«Юные защитники природы». Экологический проект«Юные защитники природы». Экологический проект Детский сад сегодня – это образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Юные метеорологи»
Опубликовано: 7 октября 2022 в 17:49
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД