Лучший педагог года

Проект «Юный финансист» для детей 6–7 лет

Ивенская Венера
Проект «Юный финансист» для детей 6–7 лет

Педагогический проект

«Юный финансист»

Краткая аннотация проекта : Проект по формированию финансовой грамотности «Юный финансист» разработан в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста в рамках комплексно-тематического планирования образовательной деятельности.

Публикация «Проект „Юный финансист“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах

Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями, что облегчает восприятие детьми нового материала.

Проект рассчитан на учебный год, направлен на детей старшего дошкольного возраста при тесном взаимодействии со специалистами, родителями и социальными партнерами, что соответствует основным принципам ФГОС ДО. Проект составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО).

Актуальность данного проекта : Для России остается актуальной проблема внедрения экономического воспитания в существующие образовательные программы дошкольных образовательных учреждений. Существует ряд причин, которые свидетельствуют об этой необходимости: именно в раннем возрасте закладываются не только основы культуры, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни; стремительно растет доля детей, которые начинают принимать финансовые решения в более раннем возрасте (карманные деньги, расходы на мобильный телефон, Интернет и т. д.); это позволяет охватить обучением всех детей дошкольного возраста, независимо от социального и материального положения, тем самым основы знаний и навыков закладываются у целого поколения.

Очень важен для детей пример родителей. Безусловно, родители должны объяснить ребенку, что для того, чтобы приобрести то, что хочется, нужно потрудиться и заработать на это деньги. Дети должны знать о потребностях своей семьи, научиться жить по средствам, тратить меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость.

На мой взгляд, чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

В современных условиях дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваясь с деньгами, рекламой, ходят за покупками в магазин с родителями, участвуют в процессе купли-продажи товара, тем самым овладевая экономической информацией на бытовом уровне, чаще всего в искаженном виде. Неправильно полагаться на стихийное усвоение экономической стороны жизни, так как в процессе познания дети сталкиваются с такими этическими понятиями, как богатство, деньги, кредиты, долги, бедность и другое. В этих понятиях заключен большой нравственный смысл, в котором отражаются социальные ценности: честность, доброта, трудолюбие, взаимопомощь и многое другое. Этим обусловлена актуальность данного проекта для детей старшего дошкольного возраста.

Новизна проекта : Новизна данного проекта заключается в отработке методических приемов по формированию финансовой грамотности со старшими дошкольниками. В практике нашего дошкольного учреждения вопросы формирования финансовой грамотности использовались эпизодически. В рамках данного проекта предполагается осуществление комплексного подхода к отработке вопросов финансовой грамотности.

Обоснование необходимости проекта : Помочь детям дошкольного возраста сформировать представление об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями. Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр.

Цель проекта : Помочь детям старшего дошкольного возраста войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности.

Задачи:

1. Образовательные:

• Учить понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);

• Учить осознавать взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества»

2. Развивающие:

• Развивать познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике.

• Развивать речь, расширять и активизировать словарный запас.

• Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности.

3. Воспитательные:

• Воспитывать разумный подход к своим желаниям, сопоставление их с возможностью бюджета семьи.

• Воспитывать проявление интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие, физическое развитие.

Тип проекта : групповой, информационный, практико - ориентированный, долгосрочный.

Срок реализации: октябрь 2020г. - май 2021г

Целевая аудитория:

• Воспитатели

• Дети 6-7 лет подготовительной группы «Капельки»

• Родители

• Музыкальный руководитель

• Инструктор по физической культуре

Методы и формы реализации проекта с детьми :

- словесные (беседы, чтение художественной литературы, дискуссия, обсуждение,

- наглядные (просмотр слайд-презентаций, мультфильмов, видеороликов, экскурсии,

- практические (сюжетно – ролевые игры «Супермаркет», «Банк»; дидактические игры, продуктивная деятельность).

Формы работы с родителями: наглядное информирование, анкетирование, консультации.

Обеспечение проекта :

Кадровые ресурсы:

- педагоги (воспитатели и специалисты) имеют первую и высшую квалификационные категории, обладают достаточной степенью профессиональной подготовленности к реализации проекта и обладают большим опытом по организации проектной деятельности;

- родители воспитанников,

- социальные партнёры ДОУ (работники банков и торговых точек).

Материально-технические ресурсы:

- технические средства обучения (мультимедийное оборудование, ноутбук);

- подбор презентаций по теме;

- оформление группы (выставка рисунков, выставка творческих работ родителей и детей).

- денежные знаки современные, других стран, недавнего прошлого и пр. ,

- художественная литература: Романов А. «Чудеса в кошельке», К. И. Чуковский «Муха- цокотуха», «Доверчивый зайчик» Б. В. Минин; «Клад» Т. В. Грекова; «Муравьи и старый горшочек» Б. В. Минин; «Новое платье короля» Г. Х. Андерсен; «Заплатка» Н. Носов; «Федорино горе» К. И. Чуковский; «Два плуга» К. Д. Ушинский, «Выбор за тобой» Н. Т. Харитонова, «Чем пахнут ремесла?» Дж. Родари.

- подбор ммультфильмов: «Как старик корову продавал»; «Барбоскины и реклама»; «Бизнес крокодила Гены»; «Простоквашино. Клад»; «Уроки Тетушки Совы»; «Азбука финансовой грамотности со Смешариками»,

- карта «Путешествие денежки»,

- сюжетные картины «В магазине», «На рынке», «В банке»,

- атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Супермаркет»,

- материалы к изобразительной деятельности, бросовый и природный материалы.

Информационно-методические ресурсы:

- обмен опытом работы (выставки, консультации и т. д.);

- разработка методических консультаций, рекомендаций по работе с семьёй, конспектов занятий, экскурсий, собраний, встреч с родителями.

Этапы реализации проекта :

1 этап: Подготовительный.

№ Мероприятия Цель Результат Ответственные

1 Обсуждение проблемы:

Что мы знаем о деньгах?

Что хотим узнать?

Что для этого необходимо сделать? Выявить уровень представлений детей о деньгах У детей недостаточный запас знаний Воспитатели

Дети

2 Диагностика по проекту

Уточнить объем знаний детей по теме проекта Начало проекта :

В- 0 % (0чел.)

С- 68 % (15 чел)

Н-32 % (7 чел) Воспитатели

3 Разработка проекта Определение объема и содержания работы для внедрения проекта

Детям предоставляется возможность работать над одной темой, чтобы получить ответ на интересующие их вопросы Воспитатели

4 Знакомство родителей с содержанием проекта Сформировать интерес, познакомить с проектной деятельностью Определение объема помощи родителей по теме проекта. Анкетирование.

Воспитатели

Родители

5 Создание предметной среды в группе по теме проекта Вызвать заинтересованность и сотрудничество родителей. Работа над созданием атрибутов к играм, Воспитатели,

родители.

2 этап: Основной этап

№ Мероприятия Цель Ожидаемый результат Ответственные

Образовательная область «Познавательное развитие»

1 ООД:

Интерактивное занятие по мотивам сказки «Приключения Монетки» Сформировать у дошкольников представление о денежных знаках нашей страны. Сформированы представления о денежных знаках

Воспитатели

2 ООД:

«Дом, в котором живут деньги»; Познакомить детей с работой банка Дети имеют представление о работе банка и банковских работниках Воспитатели

3 ООД: «Доход семьи» Закрепить понятие о семейных доходах, семейном бюджете. Имеют представление о семейном доходе, семейном бюджете Воспитатели

4 ООД: «Путешествие денежки» Научить выделять главное направление использования людьми денег. Дети знают, для чего нужны деньги Воспитатели

5 ООД: «Путешествие в страну Экономика» Расширять знания о производителях товаров и услуг. Упражнять детей в решении экономических задач. Расширены знания о производителях товаров и услуг. Дети умеют решать экономические задачи. Воспитатели, дети

6 Беседы: «О труде»;

«В общем о деньгах»;

«Откуда берутся деньги и на что тратятся?»;

«История денег в России»;

«Полезные экономические навыки и привычки в быту». Сформировать и закрепить у детей представление о деньгах как о мере стоимости, средствах платежа и накоплений. Познакомить детей с источниками доходов и расходов. Прививать бережливость к трате денег. Сформированы представления о деньгах как о мере стоимости, средствах платежа и накоплений. Привиты бережливость к трате денег. Воспитатели,

дети

7 Презентации: «История денег»;

«Семейный бюджет»;

«Познавательный маршрут»;

«Банкомат» Расширить знания о деньгах, эволюции форм денег; расширить знания о семейном бюджете. Знакомство с банкоматом. Дети расширили знания об истории денег. Даны представления о планировании семейного бюджета Воспитатели

8 Просмотр мультфильмов «Как старик корову продавал»; «Барбоскины и реклама»; «Бизнес крокодила Гены»; «Простоквашино. Клад»; «Уроки Тетушки Совы»; «Азбука финансовой грамотности со Смешариками» Проанализировать мультфильмы, в которых герои совершают финансовые ошибки и грамотно распоряжаются финансами; Дети учатся анализировать мультфильмы Воспитатели, родители.

Образовательная область «Речевое развитие»

1 Чтение стихотворений о труде и профессиях

Продолжать приобщать детей к поэзии.

Выражают положительные эмоции (радость, восхищение, поддерживают беседу, высказывают свою точку зрения.

Воспитатели

2 Заучивание стихотворения «Выбор за тобой» Н. Т. Харитонова, «Чем пахнут ремесла?» Дж. Родари Учить запоминать стихотворение

Могут выучить небольшое стихотворение, умеют поддерживать беседу

Воспитатели

3 Художественное чтение: «Доверчивый зайчик» Б. В. Минин; «Клад» Т. В. Грекова; «Муравьи и старый горшочек» Б. В. Минин; «Новое платье короля» Г. Х. Андерсен; «Заплатка» Н. Носов; «Федорино горе» К. И. Чуковский; «Два плуга» К. Д. Ушинский Проверить, знают ли дети основные черты народной сказки, познакомить с волшебной сказкой Эмоционально откликаются на прочитанные произведения

Воспитатели

4 Знакомство с пословицами и загадками

Развивать интерес к художественной литературе, запоминать пословицы, загадывать загадки Выражают свои эмоции, умеют поддерживать беседу, рассуждать Воспитатели

дети

5 Викторина «О какой сказке идет речь?» Закрепить знания детей о творчестве детских писателей: Эмоционально откликаются на прочитанные произведения.

Воспитатели, родители, дети,

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

1 Продуктивная деятельность

1. Рисование «Моя будущая профессия» Учить детей передавать в рисунке представления о труде взрослых, изображая фигуры людей в характерной, профессиональной одежде Выставка работ

Воспитатели

Дети

2. Рисование «Как я помогаю взрослым», «Мои добрые дела», «Монеты моей страны», «Места торговли», «Моя любимая реклама», «Фантастическая реклама» Задумывать содержание своего рисунка в определенной цветовой гамме; развивать воображение и творчество. Выставка работ

Воспитатели

Дети

3. Лепка «Мой товар на ярмарку» Обобщить знания детей о народной игрушке как об одной из форм декоративно-прикладного искусства; о ярмарке. Учить детей лепить, используя знакомые способы лепки. Выставка работ

Воспитатели

Дети

4. Аппликация «Фантастическая реклама»

Развивать воображение и творчество. Выставка работ

Воспитатели

Дети

2 Выставка поделок родителей, детей :

Формировать умение использовать разнообразный материал и навыки работы с ним, способствовать развитию сотрудничества родителей с детьми воспитывать доброжелательность Выставка работ

Родители

дети

3 Кукольный спектакль «Как Зайчика бережливости научили» Раскрыть детям смысл бережливости и рациональной траты денег Сформированы знания о рациональной трате денег Музыкальный руководитель, воспитатели, дети

Спектакль «Приключения Копеечки» Сформировать у детей внимательное и бережное отношение к финансовым документам; объективное восприятие рекламы У детей сформировано бережное отношение к документам Музыкальный руководитель, воспитатели, дети

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

1 Беседы: «О рекламе»; «Полезные экономические навыки и привычки в быту»; Сформировать взвешенное, осознанное отношение к рекламе; сформировать полезные навыки и привычки в быту Сформированы привычки и навыки в быту. Осознанно относятся к рекламе. Воспитатели

2 Экскурсия к Сбербанку, Банку «Открытие», по улицам «Рассматривание рекламы на баннерах» Способствовать формированию у детей представления о рекламе, ее назначении Дети способны различать рекламные уловки, имеют представление о рекламе. Воспитатели,

родители

3 Организация игровой деятельности детей.

1. Настольно-печатные игры: «Какие ошибки допустил художник?», «Магазин игрушек», «Купи подарок другу» Учить детей классифицировать профессии

Дети знают профессии людей

Воспитатели, дети,

2. Дидактические игры: «Хорошо-плохо», «Узнай, где продаются», «Что быстрее купят?», «Кто трудится, кто играет» Дать представление о том, что деньги являются средством и условием материального благополучия, остатка в жизни людей У детей сформированы знания по теме проекта

Воспитатели, дети

3. Сюжетно-ролевые игры:

«Пиццерия для всей семьи», «Супермаркет», «Банк», «Магазин игрушек», «Аптека» Сформировать у детей представление о деятельности предприятий Сформировано представление о деятельности предприятий Воспитатели, дети

4. Развивающие игры: «Решение арифметических задач», «Мяч», «В магазин за продуктами», «Финансовая школа», «Азбука финансов», «Хочу-надо», «Монополия» Научить детей считать деньги и решать арифметические задачи в пределах 10 с опорой на наглядность. Выработать у детей желание покупать полезные для здоровья продукты Дети умеют решать арифметические задачи. Знают о полезных для здоровья продуктах. Воспитатели, дети

Образовательная область «Физическое развитие»

1 Подвижные игры: «Выбор профессии»

Эстафета

«Хорошо-плохо» Развивать у детей ловкость, скорость реакций и умение бросать и ловить мяч. Быстро реагировать и отвечать на вопросы. Заложить основы экономических навыков и привычек в быту у детей с помощью подвижных игр

Заложить основы экономических навыков и привычек в быту у детей с помощью подвижных игр Дети с желанием играют, соблюдают правила игр. Научились играть в новые подвижные игры.

Заложены основы экономических навыков и привычек в быту у детей с помощью подвижных игр Воспитатели, инструктор по физической культуре, дети

2 Пальчиковая гимнастика «Страны и деньги», «Игрушки», «Магазин», «Покупка» Развитие интонационной выразительной, речи, ритма, общей и мелкую моторики, точности и переключаемости выполняемых движений Дети с удовольствием принимают участие в играх Воспитатели, дети,

3 этап: Заключительный

Обобщение опыта работы по проблеме

1 КВН

«Экономический цветик-семицветик»

Содействие финансовому

просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности. В игровой занимательной форме закрепить у детей экономические знания. У детей закреплены экономические знания Воспитатели, дети

2 Итоговая диагностика по проекту Выявить знания детей по проведённому проекту В - 32%

С -68 %

Н - 0 % Воспитатели

3 Подведение итогов проекта Обработка и оформление материалов проекта Презентация проекта перед родителями и педагогами Воспитатели

Перспективное планирование по взаимодействию с родителями

при реализации проекта

№ Мероприятие Форма работы

1 Анкетирование родителей Анкета

2 Индивидуальная беседа «Планы и ожидаемые результаты» Беседа

3 Создание альбома «Красочная реклама» Создание альбома

4

Оформление папки - передвижки «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность» Информация

5 Создание мастерской «Вторая жизнь моей игрушки» Совместная работа с детьми

6

Домашнее задание: рисование с детьми на тему «Игрушки моих родителей» Совместная работа с детьми

7 Заучивание стихов по произведениям детских писателей Совместная работа с детьми

Ожидаемые результаты реализации проекта :

1. В результате проекта дети употребляют в играх, на занятиях, общении со сверстниками и взрослыми знакомые экономические понятия

2. Знают и называют разные учреждения и места торговли

3. Знают российские деньги, некоторые названия валют ближнего и дальнего зарубежья

4. Знают и называют разные виды рекламы, ее назначение, способы воздействия.

5. В случаях поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность.

6. Бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий

7. Проявляют интерес к экономической деятельности взрослых

Возможные риски проекта и устойчивость к возможным рискам:

- низкая активность участия родителей в совместных мероприятиях – для этого предусмотрены индивидуальные беседы для родителей, совместная разнообразная практическая деятельность с детьми;

- из-за распространения новой короноварусной инфекции невозможность проведения экскурсий в банки и торговые точки – для этого предусмотрены экскурсии по улицам и к зданиям банков, магазинов.

Перспективы проекта :

• Участие в конкурсе среди групп детского сада «Самый лучший проект».

• Участие в районном и всероссийском конкурсах.

• Публикация проекта и его результатов на сайте ДОУ.

• Возможность использования другими дошкольными учреждениями.

Результативность и эффективность реализации проекта : проект «Юный финансист» находится в стадии реализации, об эффективности реализации и о результатах проекта можно говорить в мае 2021 года при подведении итогов.

Значимость проекта «Юный финансист» в том, что - это начало взаимодействия детей и родителей в сфере личных финансов. На занятиях в игровой форме, через интересный и познавательный сюжет дети знакомятся со сложными финансовыми понятиями, а дома вместе с родителями выполняют задания по финансовой грамотности. На занятиях педагог дает им знания, но правильные навыки обращения с личными финансами дети могут получить только в семье. Ожидаем, что дошкольники за этот период получат необходимые знания, и родители заинтересуются вопросами финансовой грамотности.

Список литературы:

1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Вераксы Н. Е, Комаровой Т. С, Васильевой М. А, 3-е изд., испр. и доп. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.-368с.

2. «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности». Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5-7 лет

3. Сборник методических материалов на основе примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5-7 лет

4. Сборник демонстрационных материалов на основе примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5-7 лет

5. Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников» : пособие для воспитателей, учреждений /Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская. - 2-е изд. - М. : ВИТА-ПРЕСС, 2019 - 32 с.

Интернет – ресурсы:

1. nsportal.ru

2. maam.ru

3. fincult.info

4. вашифинансы. рф – сайт национальной программы повышения финансовой грамотности граждан «Дружи с финансами»

Прикреплённые файлы:

yunyi-finansist_iedt5.pptx | 3854,2 Кб
 
Публикации по теме:

Спортивное развлечение по ПДД «Юный пешеход» для детей средней группыСпортивное развлечение по ПДД «Юный пешеход» для детей средней группы b][/b]Спортивное развлечение по ПДД для детей средней группы «Юный пешеход». Цель: повторить с детьми элементарные правила дорожного движения.

Фотоотчет спортивного развлечения по ПДД для детей младшей группы «Юный пешеход»Фотоотчет спортивного развлечения по ПДД для детей младшей группы «Юный пешеход» Цель: повторить с детьми элементарные правила дорожного движения. Задачи: - учить отвечать на вопросы по тексту; - довести до сознания.

Математическая олимпиада для детей старшего дошкольного возраста «Юный математик»Математическая олимпиада для детей старшего дошкольного возраста «Юный математик» Добрый вечер, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию математическую олимпиаду "Юный математик", которая с успехом прошла в нашем.

Проект «Маленький финансист» с детьми подготовительной группыПроект «Маленький финансист» с детьми подготовительной группы Тип проекта: информационно-практико-ориентированный Сроки реализации проекта: среднесрочный (2 месяца) Участники проекта: дети подготовительной.

Проект «Юный изобретатель» Проект «Юный изобретатель»Паспорт проекта Название проекта «Юный изобретатель», техническое моделирование и конструирование из бросового.

Проект «Юный патриот России»Проект «Юный патриот России» Тема проекта: «Юные патриоты» Автор: Сануева Д. А. Марченко А. В. Вид проекта: познавательно – информационный, творческий. Продолжительность.

Сценарий спортивного развлечения «Юный инспектор» для детей старших группСценарий спортивного развлечения «Юный инспектор» для детей старших групп Цель праздника: Формирование у детей устойчивых навыков безопасного поведения на дороге Задачи: — Осознание детьми необходимости получения.

Спортивное развлечение по ПДД для детей средней группы «Юный пешеход»Спортивное развлечение по ПДД для детей средней группы «Юный пешеход» Цель: - формировать у детей знания о правилах дорожного движения, желание соблюдать эти правила, обучать предвидеть опасность, показать.

Спортивное развлечение по ПДД «Юный пешеход» для детей средней группыСпортивное развлечение по ПДД «Юный пешеход» для детей средней группы Спортивное развлечение по ПДД для детей средней группы «Юный пешеход» Цель: повторить с детьми элементарные правила дорожного движения.

Спортивный праздник «Юный пожарный» для детей старшего возраста Цель: Создание условий для усвоения и закрепления знаний детей о правилах поведения при пожаре. Задачи: Закрепить полученные знания о возникновении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Юный финансист» для детей 6–7 лет
Опубликовано: 13 октября 2022 в 08:14
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД