Анна Цареградская
Проект «Юный изобретатель»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Юный изобретатель»
Паспорт проекта
Название проекта «Юный изобретатель», техническое моделирование и конструирование из бросового материала для детей старшего дошкольного возраста.
Нормативно-правовое обеспечение:
- Закон «Об образовании»
- ФГОС ДО
- Примерная образовательная программа «Детство»
Цель проекта: Приобщить детей старшего дошкольного возраста к миру технического моделированию и конструированию из бросового материала.
Задачи проекта:
Публикация «Проект „Юный изобретатель“» размещена в разделах
Образовательные:1)Познакомить детей с простейшим материалом и инструкциями, правилами работы с ними.
Развивающие:1)Формировать навыки работы с инструкциями и приспособлениями при обработке различных материалов;
2)Формировать желание и умение трудиться;
3)Развивать воображение, память, мышление, моторику рук.
Воспитательные:1)Воспитывать аккуратность к работе;
2)Воспитывать настойчивость в достижении поставленной цели.
Условия реализации проекта
- Наличие развивающей предметно - пространственной среды, стимулирующей творческую активность детей.
- Создание комфортного психолого-педагогического климата в работе с детьми.
- Совместная организованная деятельность в рамках проекта «Юный изобретатель».
Форма работы: Творческая мини-мастерская «Юный изобретатель», творческо-игровые задания, совместная деятельность, организация тематических выставок для родителей.
Срок реализации проекта: Сентябрь 2015 - Май 2016
Участники проекта: Дети подготовительной группы, родители, педагоги.
Ожидаемые результаты:
- сформированы необходимые навыки работы с материалом;
- умение самостоятельно смоделировать и изготовить поделку от начала до конца;
- проявление интереса к техническому моделированию;
- развитие мыслительной деятельности, конструкторской смекалки, сообразительности;
- приобретается умение самостоятельно организовать свой досуг.
- у родителей сформируются представления о влиянии технического моделирования и конструирования на развитие творческих способностей у ребенка.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Мы живём в мире техники, нас окружают различные машины, механизмы, компьютеры. Уже в дошкольном возрасте дети знакомятся с различными механизмами, знают названия автомобилей, самолётов, танков, кораблей. Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель, и исследователь. Дети старшего дошкольного возраста проявляют активный познавательный интерес к различной технике. И часто задают вопросы: «А из чего сделаны машины?», «Как летаю самолеты? и другие» Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструирование, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои конструкции, модели, проявляя интерес. Моделирование и конструирование имеют огромные возможности для развития и воспитания детей, с помощью этих видов деятельности у детей старшего дошкольного возраста развиваются конструкторские способности, техническое мышление, происходит процесс познания окружающей действительности. Это первые шаги в самостоятельной творческой деятельности по созданию макетов и моделей, несложных технических объектов. Техническое моделирование – это один из видов технической деятельности, заключающейся в воспроизведении объектов окружающей действительности в увеличенном и уменьшенном масштабе путём копирования объектов в соответствии со схемами, чертежами, без внесения существенных изменений.
В процессе изготовления поделок из бросового материала у дошкольников наряду с техническими навыками развивается умение анализировать предметы окружающей действительности, формируются обобщённые представления о создаваемых объектах, развиваются самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, формируются ценные качества личности (аккуратность, целеустремлённость, настойчивость в достижении цели и т. д.).
Очень интересно мастерить игрушки из не нужных предметов и материалов. Благодаря умелым рукам и фантазии можно создать удивительный мир, так простая коробка может превратиться в робота, в домик, в машину, или во что-то иное.
Бросовый материал дает детям чувство независимости от взрослых, т. к. его можно использовать по своему усмотрению, а главное – этот материал всегда можно найти, он разнообразен, развивает детскую фантазию и воображение.
В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» по программе «Детство», недостаточно внимания уделяют техническому моделированию и конструированию из бросового материала.
Таким образом, появилась необходимость создать проект «Юный изобретатель», который знакомит детей с миром технического моделирования и конструирования из бросового материала. Так как техническое моделирование является наиболее доступным и интересным занятием для детей.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования необходима реализация задачи по созданию благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие творческих способностей и инициативы.
Данный проект разработан на основе программы Л. В. Куцаковой «Конструирование и художественный труд в детском саду».
Проект состоит из 9 тематических блоков. Каждый из блоков может быть реализован от 2-х до 5 недель, которые реализуются через совместную деятельность педагога и ребенка, а также через самостоятельную деятельность ребенка. Каждый блок имеет свою тему. Для реализации необходимо провести предварительную работу с детьми:
Беседы по данной теме;
Показ и обсуждение возможных вариантов работы;
Составление плана работы (создание эскиза, подбор материала);
Совместная деятельность педагога и ребенка (или самостоятельная деятельность)
Обсуждение готовых работ. Анализ
Презентация в форме тематической выставки.
Проект по техническому моделированию и конструированию состоит из разных видов художественной деятельности и активно включается в целостный воспитательно-образовательный процесс (познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие).
Проект направлен на знакомство воспитанников с авиамодельным, судомодельным, архитектурным моделированием, а, также на знакомство с такими техническими профессиями, как инженер-конструктор, инженер-технолог, проектировщик, архитектор.
Необходимое условие приобщения детей к данному виду деятельности – организация развивающей предметно-пространственной среды (создание творческой мини-мастерской «Юный изобретатель», в которой находится все необходимое для моделирования и конструирования: различный бросовой материал).
Второе условие – организация образовательного процесса:
в совместной образовательной деятельности;
организация самостоятельной деятельности детей;
взаимодействие с родителями.
Третье условие – выбор содержания:
Изготовление поделок из бумаги и картона;
Изготовление поделок из бросового материала;
Изготовление поделок из природного материала.
В основном реализация данного содержания проходит в совместной продуктивной деятельности, во время которой использую различные методы и приёмы.
Дети старшего дошкольного возраста сначала выполняют модели по чертежам, схемам, с помощью бросового материала, (сетчатые обертки от фруктов, обрезки тканей, бархатная бумага, пластилин, клей, нитки, проволока, приобретая необходимые знания. Постепенно дети переходят к изготовлению более сложных моделей и самостоятельной разработке конструкций.
Предполагаемый результат:
- сформированы необходимые навыки работы с материалом;
- умение самостоятельно смоделировать и изготовить поделку от начала до конца;
- проявление интереса к техническому моделированию;
- развитие мыслительной деятельности, конструкторской смекалки, сообразительности;
- приобретается умение самостоятельно организовать свой досуг.
- у родителей сформируются представления о влиянии ручного труда на развитие творческих способностей у ребенка.
Этапы реализации проекта «Юный изобретатель»
Этапы проекта Формы и методы работы по проекту Сроки
1. Организационный этап 1. Анализ методической литературы Сентябрь 2015
2. Создание творческой мини - мастерской «Юный изобретатель» в группе.
3. Разработка перспективного планирования по теме проекта
4. Разработка и накопление методических и дидактических материалов по теме проекта.
5. Разработка картотеки образцов, схем алгоритмов по техническому моделированию и конструированию из бросового материала.
2. Основной этап 1. Работа с детьми:
1)Организация образовательного процесса:
-в совместной образовательной деятельности;
-организация самостоятельной деятельности детей;
2)Выбор содержания:
- изготовление поделок из бумаги и картона;
- изготовление поделок из бросового материала;
- изготовление поделок из природного материала. Октябрь 2015 – Апрель 2016
2. Взаимодействие с родителями.
- Консультация для родителей на тему «Поделки из бросового материала», «Сделайте вместе с ребенком», «Не выбрасывай, пригодиться!»
- Мастер – класс на тему «Мой город»
- Родительский клуб по теме проекта
3. Создание развивающей предметно-пространственной среды.
- Мини-мастерская «Юный изобретатель» (различный бросовой материал, специальных лоточки (для хранения бросового материала, фартук, перчатки, халат, скотч, пластилин, карандаши, бумага);
- Картотека (схем, алгоритмов по техническому моделированию и конструированию).
3. Заключительный этап
- Фотовыставка на тему «Творческое моделирование и конструирование из бросового материала»
- Итоговая выставка на тему «Юные изобретатели»
- Презентация проекта «Юный изобретатель»
- Круглый стол для родителей на тему «Итоги проекта «Юный изобретатель»
- Создание макета «Город будущего». Май 2016