Елена Артамонова
Проект «Здравствуй, осень» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта: познавательно – творческий.
Продолжительность проекта: краткосрочный 1 неделя.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.
Актуальность: Многие великие мыслители и педагоги писали о том, что развитие ребёнка в первые годы жизни в значительной степени зависит от природного окружения. Дело охраны природы зависит в большей мере от сознательности каждого человека, его гражданской ответственности за судьбу родной природы, и это в свою очередь требует усиления внимания к воспитанию у людей, бережного отношения к природе, начиная уже с дошкольного возраста – периода становления основ будущей личности.
Публикация «Проект „Здравствуй, осень“ в средней группе» размещена в разделах
- Здравствуй, осень! Сценарии встречи осени
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, наблюдать природу, видеть её красоту. На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю.
Проблема.
Познание ребёнком окружающего мира обязательно включает и познание
природы. Сухомлинский В. А. писал: "Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться".
Учитывая, что представления детей пятого года жизни об объектах природы и временах года в целом ещё недостаточно устойчивы, а практические, трудовые умения только начинают формироваться, необходимо систематически и целенаправленно знакомить дошкольников с природой. Метод проектов даёт возможность целенаправленно и эффективно выстраивать педагогическую работу, так как проходит через все виды детской деятельности: познавательную, наблюдения, труд, игры, речевое развитие детей, продуктивную деятельность, творческую, исследовательскую, конструктивную.
Цель: расширять представления детей об осени как времени года, развивать умение самостоятельно находить первые признаки осени, помочь детям увидеть красоту осенней природы и богатство осенних даров.
Задачи:
• формировать представления детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях;
• расширить представления детей о многообразии и пользе осенних даров природы;
• развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм через наблюдения во время прогулок, при рассматривании иллюстраций и картин художников;
• познакомить детей с произведениями художественной литературы об осени, вызвать интерес к иллюстрациям в книгах.
• расширять и активизировать речевой запас детей на основе углубления представлений об окружающем;
• способствовать развитию памяти, восприятия, эстетических чувств к прекрасному.
• воспитывать у детей бережное отношение к природе.
Предполагаемый результат:
Расширение кругозора детей, закрепление их знаний и представлений об осени, её сезонных изменениях, признаках и дарах.
Пополнится словарный запас.
Сформируется активность и заинтересованность в образовательном процессе детей, у родителей.
Дети смогут устанавливать причинно-следственные связи между погодными изменениями в природе, вести наблюдения за объектами неживой природы.
Взаимодействие с семьёй:
Рекомендации на совместные прогулки: наблюдение за деревьями, погодой и погодными явлениями.
Совместно с ребёнком разучивание стихотворений и пословиц об осени.
Сбор осенних листьев для гербария.
Консультации и беседы для родителей по темам проекта: «Как сделать осеннюю прогулку интересной», «Одежда для прогулок».
Продукт проектной деятельности:
Детские рисунки на тему «Разноцветная осень»;
Выставка детских работ на тему «Осенние фантазии»;
Фотографии занятий;
Выставка книг по теме «Осень»;
Дидактические игры;
Цикл занятий на тему «Осень».
Этапы работы над проектом:
1. Подготовительный этап:
Подбор методической литературы по данной теме; разработка конспектов занятий.
Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями.
Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми.
Подбор художественной литературы (рассказы, стихи об осенней природе; загадки и оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта;
Пословицы на осеннюю тему и т. д.
Рассматривание репродукций картин художников по теме «Осень»;
Сбор осенних листьев и природного материала для изготовления поделок;
Разучивание стихотворений об осени, овощах, фруктах, грибах.
Рисование на тему «Осенние листья»
2. Основной этап:
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев, иллюстраций и открыток, посвященных осени.
ФЭМП: большой - маленький (капуста-помидор, яблоко-слива, много- мало; форма (круг, цвета.
Ознакомление с окружающим: «Осень». Дары леса», «Приметы осени».
Беседы: «Что мы знаем о лесе», «Почему деревья сбрасывают листья»,
«Осень. Что ты о ней знаешь?», «Как животные и птицы готовятся к зиме».
Цикл наблюдений:
• за изменениями осенней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, осенним дождём)
• за красотой и богатством осенних красок
• за цветником и огородом
• за насекомыми и перелетными птицами
• за деревьями и кустарниками растущими на территории детского сада.
Целевые прогулки: «Деревья и кустарники нашего детского сад», «Ищем приметы осени».
-Загадывание загадок об осенних явлениях природы.
-Сравнение природы ранней и поздней осенью.
-Знакомство с народным календарём, обсуждение народных примет.
Образовательная область: «Социально –коммуникативное развитие».
Беседы по теме: «Осень наступила» (приметы и явления осени, осенние месяца, «Дары осени», Беседы об осени,
Словесные игры: «Опиши словами осень!», «Осень в лесу», «Вспомни – назови», «Один – много», «Будь внимательным», «Осенние деревья», «Подбери действие».
Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин», «Компот из фруктов», «Путешествие в лесу»,
Дидактические игры: «Грибная полянка», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек", «С какой ветки детки?», «Найди дерево по описанию», «Что сначала, что потом», «Четвёртый лишний»-(ягоды, овощи, фрукты, «Что растёт на огороде».
Игры – драматизации: «Репка», «Под грибом», «Расскажите, звери, мне, как готовитесь к зиме», «Прятки» (Д. Коренева).
Подвижные игры: «Листопад», «Пугало», «Репка», «У медведя во бору», «Охотник и зайцы», «Перелёт птиц», «Гуси- лебеди».
Настольно – печатные игры: «Времена года».
Образовательная область: «Речевое развитие».
Чтение художественной литературы, пословиц, поговорок, загадок об осени, грибах, ягодах, животных, птицах, явлениях природы.
Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов, заучивание стихов и загадок.
Чтение и заучивание стихотворений:
И. Бунин «ЛистопадМ. Ходякова «Осень», А. Плещеев «Осень наступила», М. Ивенсон «Падают листья», В. Митрович «Листопад, листопад», С. Маршак «Овощной базар», И. Черницкая «Сарафан одела осень», В. Степанов «Следом за летом осень идёт», А. Авдеенко «Ходит осень по дорожкам», Н. Найдёнова «Листья падают, летят…»,
Пословицы и поговорки:
-Весною дождь парит, а осенью мочит
-От осени к лету поворота нет.
-Затянули дожди – груздей не жди.
-Поздний отлёт птиц предвещает тёплую зиму.
-Осенью паутина летает – к теплу.
Чтение русских народных сказок «Репка», «Колосок», «Вершки и корешки».
Чтение книг о природе (В. Бианки, М. Пришвин, К. Ушинский).
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие».
Рисование: ««Компот из яблок», «Репка», «Нарядные мухоморы», «Осенний лес», «Украсим свитер», «Осеннее дерево» (коллективная работа).
Лепка: «Овощи на тарелке», «Корзина фруктами и ягодами»;
«Ветка рябины» (коллективная работа).
Аппликация: «Вкусный борщ», «Разноцветный зонтик»;
«Корзина грибника» (коллективная работа).
Раскрашивание: «Осенние листочки» (красками, «Ягоды и фрукты», «Белкины запасы».
Самостоятельная художественная деятельность: Рисование «Чем нам осень нравится», «Овощи на грядке».
Образовательная область: «Музыкальное развитие».
Слушание музыкальных произведений: П. И. Чайковский «Осенняя песнь», «Времена года», «Октябрь», Т. Волгина «Осень», «Дождик», А. Майков «Осенние листья по ветру кружат», Д. Васильева «Осенняя песенка».
Музыкальные игры: «Узнай песенку», «Догонялки с дождиком».
Разучивание танцев: «Листики-кораблики», «Осенняя полечка», «Хоровод грибов».
Образовательная область: Физическое развитие».
П/и «Тучи», «Пугало», «Волшебная палочка», «Ягоды, грибы, орехи», «Гуси и волк», «Змейка», «Сыч и мышата», «Ветер и деревья».
Хороводные игры «Лети, листок, ко мне в кузовок», «Огородная –хороводная», «Мишка».
Физкультминутки: «Листики», «Собираем сливы», «Подсолнух», «Деревья»;
3 этап. Заключительный
• Подведение итогов о проделанной работе.
• Проведение развлечения «Осень в гости просим».
• Выставка детских творческих работ для родителей.
Заключение
• в результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров;
• на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, в процессе знакомства с рассказами, сказками, стихами, пословицами, загадками осенней тематики у детей расширился и активизировался речевой запас; они стали с большим удовольствием принимать участие в коллективном разговоре;
• появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять небольшие рассказы об осени, иллюстрировать их, работать сообща над общим проектом; у родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.