Папки-передвижки

Проект «Здравствуй, праздник — Наурыз!»

Нукеева Марал Куанышовна
Проект «Здравствуй, праздник — Наурыз!»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема проекта : «Здравствуй, праздник - Наурыз

Автор проекта : воспитатель Нукеева Марал Куанышовна.

Тип проекта : Творческий, информационно-познавательный.

Продолжительность проекта : Краткосрочный (две недели).

Интеграция с другими образовательными областями: Художественно- эстетическое, коммуникативное, познавательное развитие, здоровье сбережение.

Публикация «Проект „Здравствуй, праздник — Наурыз!“» размещена в разделах

Оборудование: Национальные костюмы для детей и педагогов, музыкальный инструмент домбра, пальчиковый театр, видеосюжеты о празднике, презентации о национальных костюмах и национальной кухне, видео-урок по разучиванию танца «Кара-Жорга», цветная бумага, альбом, клей, карандаши, ножницы, акварельные краски.

Актуальность: Россия многонациональная страна, которая богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Наряду с праздниками Новый Год, Чага Байрам, Масленица, существует праздник встречи нового года Наурыз. Праздник Наурыз – один из самых древних праздников на Земле. Этот праздник отмечается уже более 5-ти тысяч лет как праздник весны и обновления природы. Познакомить детей с традициями и обычаями этого праздника можно и устно, но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нём. Данный проект позволит детям расширять знания о национальной казахской культуре, через знакомство с национальными окружающими предметами, обычаями, традициями, которые воспитывает любовь к своей многонациональной Родине. В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребенка начал национального самосознания, интереса к национальной культуре, традициям и обычаям.

• Цель проекта : Знакомство детей с праздником «Наурыз» посредством развития познавательных и творческих способностей.

Задачи:

• Воспитание любви к своей Родине;

• Воспитать у детей любовь к народным традициям, праздникам.

• Формировать рациональное отношение ребё нка с окружающим миром во всех его проявлениях: природном, социальном, культурном.

• Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

• Воспитывать взаимоотношения и взаимоуважение между воспитателем и детьми, детьми и родителями.

• Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в художественном творчестве.

Методы и приё мы обучения:

• Словесный;

• Наглядный;

• Практический;

• Мотивационный;

• Сотворчество;

• Игровой.

Участники проекта : Дети младшей группы, воспитатели группы, родители.

1. Подготовительный этап:

1. Беседа с родителями о предстоящем мероприятии.

2. Сбор литературы по данной теме: видеосюжеты, считалки, стишки, загадки, тексты песен и игр.

3. Сбор дидактического материала.

4. Подготовка инвентаря для проведения занятий, игр, развлечений.

2. Основной этап:

1. Просмотр видеосюжета «Праздник Наурыз.

2. Чтение стихов о празднике «Наурыз и заучивание стишка «Наурыз пришел в дома

3. Заучивание песни с детьми «Наурыз

4. Рассматривание национального казахского костюма и украшений и знакомство с национальной кухней.

5. Беседа: «Домбра – душа казахской музыки». Знакомство с казахским национальным инструментом.

6. Разучивание национального танца «Кара жорга»

7. Изготовление праздничных поздравительных открыток для друзей и родных «С праздником весны-Наурыз

7. Спортивный досуг «Мы -батыры» (на основе казахских народных игр)

8. Изготовление праздничных поздравительных открыток для друзей и родных «С праздником весны-Наурыз

9. Выставка детского рисунка «Праздничный салют

10. Разучивание старинной казахской пальчиковой игры «Бас бармак»

11. Праздничный утренник, посвященный Наурызу «Здравствуй, праздник Наурыз

Реализация проекта :

Дата, день недели: Планируемое мероприятие: Участники:

12.03.2023

пятница Беседа с родителями о предстоящем мероприятии. Педагоги группы, родители группы.

12.03.2023.

пятница Объявляется фотоконкурс «Я встречаю Наурыз с семьей» Родители воспитанники группы

12.03-24.03 2023 Разучивание казахской песни «Наурыз,Наурыз жыл басы Музыкальный руководитель и воспитанники группы

15.03.2023

понедельник Сбор литературы по данной теме; сбор дидактического материала; подготовка инвентаря для проведения занятий, игр, развлечений. Педагоги группы.

15.03.-17.03.2023 Разучивание стихотворения казахского поэта Т. Муратова «Праздник Наурыз Педагоги и воспитанники группы

16.03.2023

вторник Просмотр видеосюжета «Праздник Наурыз». Педагоги группы.

17.03.2023

среда Рассматривание национального казахского костюма и украшений и знакомство с национальной кухней. Педагоги группы и воспитанники группы

18. 03.2023

четверг Беседа: «Домбра – душа казахской музыки».

Знакомство с казахским национальным инструментом.

Музыкальный руководитель и воспитанники группы.

19.03.2023

пятница Разучивание национального танца «Кара жорга» Воспитатель и воспитанники группы

22.03.2023 понедельник Изготовление праздничных поздравительных открыток для друзей и родных «С праздником весны-Наурыз

Педагоги и воспитанники группы

23.03.2023

вторник Рисуем «Праздничный салют Педагоги и воспитанники группы

24.03.2023

среда

Разучивание старинной казахской пальчиковой игры «Бас бармак»

Педагоги и воспитанники группы.

25.03.2023.

четверг Праздничный утренник, посвященный Наурызу «Здравствуй, праздник Наурыз

Педагоги группы, музыкальный руководитель, воспитанники, родители.

3. Заключительный этап:

1. Выставка детских работ.

2. Организация фотовыставки для родителей.

3. Изготовление презентации по фотографиям.

Список литературы:

1. Гришин Д. М., Панарина Г. П., Народные традиции в воспитании, 1992

2. Петров В. М., Гришина Г. Н., Короткова Л. Д. Зимние праздники, игры, забавы для детей. М. : 2001

3. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе – М. : «Школьная Пресса» 2003г.

4. Даймедина И. П. Поиграем, малыши - М., Просвещение, 1992

6. Павлова П. А., Горбунова И. В. «Расти здоровым,малыш!» Программа оздоровления детей раннего возраста М., 2006

7. https://www.strana-sovetov.com/…days/3840-maslenitsa-games.html

10. https://www.youtube.com/watch?v=V4WVh9QE5Uw

Список приложений:

1. Видеосюжеты о празднике «Наурыз Репортажи с места празднования праздника «Наурыз г. Горно-Алтайска и в селе Жана-Аул Кош-Агачского района.

2. Разучивание песни «Наурыз, Наурыз жыл басы

3. Презентации: «Национальные Казахские костюмы» и «Казахская национальная кухня».

4. Разучивание стихотворения казахского поэта Т. Муратова «Праздник Наурыз

5. Видеоурок разучивания казахского национального танца «Кара Жорга»

6. Рисуем «Праздничный салют конспект НОД

7. Пальчиковая игра «Бас бармак»

8. Сценарий утренника, посвященный празднику «Здравствуй, праздник Наурыз

Приложение №1

Кел балалар ойнайык

Наурыз тойын тойлайык

Баянды боп мереке

Кыр гулиндей жайнайык

К-сы

Наурыз,Наурыз,Наурыз-жыл басы

Наурыз, Наурыз бакыт жалгасы

Наурыз,Наурыз,Наурыз-жыл басы

Наурыз, Наурыз бакыт жалгасы

Алпыс жылга жогалып

Кайта оралган наурызым

Талаптары таудай боп

Сайрандауда ул кызын

Приложение №3

2.https://infourok.ru/prezentaciya-kazahskaya-nacionalnaya-kuhnyappt-923067.html презентация: Казахская национальная кухня

https://uchitelya.com/istoriya/4180-prezentaciya-kazahskaya-nacionalnaya-odezhda.html Презентация: «Казахская национальная одежда»

Приложение №4

Стихотворение казахского поэта Т. Муратова

«Праздник Наурыз

Мы здесь сегодня собрались

Чтоб встретить праздник — Наурыз!

Улыбки, шутки, звонкий смех

Пусть радуют сегодня всех! ***

Наурыз пришел в дома,

Значит, кончилась Зима!

Угостим мы всех гостей,

Хватит ведь на всех сластей. ***

Приложение №5

1. https://www.youtube.com/watch?v=V4WVh9QE5Uw видеоурок разучивания казахского национального танца «Кара Жорга».

Приложение №6

Конспект НОД : Рисуем «Праздничный салют

Образовательная область: «Коммуникация + творчество» Интегрированное.

Подобласть: Художественная литература + рисование

Тема : : Рисуем «Праздничный салют (Выразительное чтение Т. Муратов «Праздник Наурыз» + рисование «Праздничный салют»)

Цель: Воспитывать интерес к литературным произведениям, к их содержанию, как источнику новой информации о празднике Наурыз. Учить слушать стихотворение, следить за развитием действий, понимать смысл произведения, оценивать простые взаимоотношения героев, рассказывать о них. Познакомить с творчеством А. Кастеева. Рассмотреть репродукцию картины «Наурыз». Учить передавать настроение автора, изобразившего на полотне народный праздник. Учить детей передавать свое праздничное настроение брызгами яркой краски (кляксография). Познакомить с новым методом рисования – кляксография. Воспитывать творческое отношение к работе.

Словарная работа (билингвальный компонент) : красный – ызыл, синий – к к, зеленый – жасыл, желтый – сары,к ктем – весна, март – наурыз.

Оборудование: иллюстрации о празднике Наурыз, о весне, репродукция А. Кастеева «Наурыз», цветная гуашь, иллюстрации праздничного салюта, разноцветные ленты для шанырака, баурсаки для угощения, цветной платочек.

Этапы

Деятельности:

1. Действия воспитателя

2. Деятельность детей

3. Мотивационно-

побудительный

Сюрприз: в руках у воспитателя 10 лент, закреплённых на шаныраке.

-Возьмитесь за концы ленточек, повернитесь друг за другом. Вот какая замечательная юрта у нас получилась:

Вот и весна спешит навстречу,

Зима скатилась с горки вниз.

Пришел к нам радостный и светлый

Веселый праздник Наурыз!

- Поприветствуйте друг друга теплыми пожеланиями в этот весенний день:

- «Наурыз тты болсын

- «С праздником Наурыз

Заинтересовываются, выражают желание поиграть с лентами.

Берутся за концы лент, идут друг за другом, имитируют юрту.

Поворачиваются друг к другу и приветствуют словами несколько раз.

Организационно-

поисковый

-Наурыз – это древний и любимый праздник казахского народа. Он приходит весной, когда начинается обновление всего живого в природе. Люди приводят в порядок свои дома, кто был в ссоре – мирятся. Все с радостью встречают гостей и ходят в гости. При встрече люди обнимаются и желают здоровья, счастья. В Наурыз накрывают дастархан.

Предлагаю послушать стихотворение казахского поэта Т. Муратова «Праздник Наурыз

Мы здесь сегодня собрались,

Чтоб встретить праздник – Наурыз!

Улыбки, шутки, звонкий смех,

Пусть радуют сегодня всех!

Возьмемся за руки, друзья,

Ведь мы – единая семья:

Чтобы мечты у всех сбылись

- Здравствуй, праздник Наурыз!

(дети уже данное стихотворение знают, выучили.)

-Когда приходит праздник Наурыз?

-Как люди выражают свою радость?

-Как понять, что у нас в стране единая семья?

Чтение стихотворения, с опорой на иллюстрации, в игровой форме.

Предложить рассмотреть репродукцию картины А. Кастеева «Наурыз». –Эту картину нарисовал казахский художник Кастеев. Какой праздник он изобразил?

Предложить рассказать стихотворение Муратова «Наурыз»

- Заканчивается праздник Наурыз праздничным салютом – в небе вспыхивают разноцветные огоньки.

-Мы сегодня нарисуем «Праздничный салют».

Показ этапов рисования разным материалом – поролоном, пальцем, печатание трафаретом, кляксографией. Закрепление способов рисования салюта. Предложить приступить к работе. Помощь затрудняющимся детям. Следить за осанкой детей.

-Какая замечательные работы у вас получились!

Слушают рассказ воспитателя, повторяют пожелания.

Рассматривают иллюстрации, рассказывают, что на них изображено.

Слушают стихотворение, выражают своё праздничное настроение.

-Праздник Наурыз приходит весной.

-Улыбаются, веселятся, смеются. Ходят в гости друг к другу.

-Люди живут дружно, не ругаются, как в семье.

Прослушав стихотворение ещё раз, договаривают последние слова, затем – первые слова, после этого – по строчкам.

Считалкой выбирают водящего, перебрасывают платочек, а водящий должен его поймать. Внимательно рассматривают картину, делятся впечатлениями

-Кастеев нарисовал праздник Наурыз. Рассказывают 3-4детей.

Рассматривают иллюстрации с изображением праздничного салюта. Называют, какого цвета салютики ( на казахском языке: красный – ызыл, синий – к к, зеленый – жасыл, желтый – сары).

Внимательно наблюдают, повторяют слова, имитируют в воздухе.

Выполняют работу самостоятельно, выбирают цвета гуаши, средства изобразительной деятельности.

Любуются работами, повторяют стихотворение.

Рефлексивно-

корригирующий

Предлагаю встать в круг, улыбнуться друг другу и сказать прекрасные слова.

Наурыз – это праздник веселья!

Наурыз – это праздник весны!

Наурыз – это праздник цветенья!

Наурыз – это праздник любви!

Стоя в кругу, произносят строки о празднике.

Ожидаемый результат:

Воспроизводят: умение рассматривать иллюстрации и рассказывать о празднике Наурыз; выставка детских рисунков.

Понимают: смысловое содержание стихотворения, картины Кастеева «Наурыз», участвуют в беседе;

Применяют: творческую фантазию в дорисовывании кистью волнистых линии, штрихов, мазков, точек.

Выставка детских рисунков.

Приложение №7

Пальчиковая игра «Бас бармак»

Бас барма, бала йрек, ортан терек, сылдыр ш мек, кішкентай б бек.

Бабушки и мамы разных национальностей в своим детям часто употребляли считалочки на пальцах. тем самым учили считать и знать названия своих пальцев. В процессе счета с каждой цифрой пальцы загибались, а в конце щекоталась ладошка, было довольно весело.

Пальцам давались довольно интересные имена, причем довольно метко.

Мы знаем с вами считалки на русском языке, на алтайском языке и теперь попробуем изучить считалку на казахском языке. Прежде чем приступить к разучиванию считалки на казахском языке, повторим и вспомним считалки, которые мы знаем.

Дети читают:

Алтайская пальчиковая игра :

Башбарак, бажы кырлу.

Орто мерген, обо чечен.

Кичу-бий-бежу лезинак.

Бежу лези иштенкей,

Бежу лези он колдо,

Бежи лези сол колдо,

Керек болсо чудурук.

Русская пальчиковая игра:

Этот палчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик резать стал,

Этот пальчик грибы съел,

Оттого и потолстел.

---

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Ну а этот пальчик-я.

Казахская пальчиковая игра «Бас бармак»

Большой палец - бас барма (дословно - главный палец)

Указательный палец - бала йрек (незрелый утенок)

Средний палец - ортан терек (тополь посередине)

Безымянный палец - сылдыр ш мек (журчащий шумек (трубка, приделанная к люльке - бесік, делается из тонкой трубчатой кости барана, через которую уходит моча грудного ребенка)

Мизинец - кішкентай б бек (маленькое дитя).

Приложение №8

Сценарий утренника, посвященный празднику «Здравствуй, праздник Наурыз

Под музыку дети входят в зал, становятся в круг.

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые гости! Мы очень рады, что вы пришли к нам на праздник.

Весна идет на встречу,

Зима скатилась с горки вниз.

Он также радостен и вечен –

Воскресший праздник – Наурыз!

Наурыз –любимый праздник казахского народа. Он приходит, когда начинается обновление всего живого в окружающим мире. До наступления праздника люди приводят в порядок свои дома, все, кто находятся в ссоре – мирятся, так как по утверждению стариков, когда Наурыз входит в дом все болезни и неудачи должны обходить стороной. В день Наурыза все старались быть добрыми, желали друг другу здоровья. Давайте и мы с вами последуем этому обычаю, обнимемся и пожелаем друг другу здоровья.

Дети желают друг другу здоровья и обнимаются. Рассаживаются на стульчики.

1ребенок

Наурыз кедлі т болып.

Мына бізге с т болып.

А а аузымыз толады.

Бар жа сылы болады.

Ведущая:

Опять природа пробудилась,

Проснулись поле, лес, река.

И сообщили новость птицы:

Ликуйте все, пришла весна!

Звучит музыка, в зал заходит Весна с колокольчиком.

Весна:

Здравствуйте, ребята, вот и я Весна,

Тёплыми шагами в гости к вам пришла

Ведущая: Весна – красна, ты с чем пришла?

Весна:

С сохой, бороной, с лошадкой вороной

С рожью зернистой, с пшеницей золотистой.

С калиной – малиной, с красной рябиной!

С водою талой, с игрою забавой!

Игра : Перетягивание каната.

Ведущая:

Пусть еще кружит снежок

Да мороз пока шалит,

Март взобрался на порог

И весна в окно глядит.

Всюду слышен звон капели,

Надоели нам метели,

Вьются птицы в вышине,

Споем мы песню о весне.

2. Песня «Наурыз, Наурыз жыл басы

2 ребенок

Наурыз – это песня весны,

Наурыз – пробуждение природы.

Новый год отмечают народы,

В этот день даже дали ясны

3 ребенок

Слышен смех и веселье кругом,

Льются песни в бескрайние степи

Как прекрасно, что счастливы дети!

Праздник этот вошел в каждый дом.

2. Танец «Кара-Жорга»

Весна: Какой красивый танец, молодцы девочки!

Ведущая: Девочки красиво танцуют, а мальчики силу хотят свою показать.

4. Игра «Ар ан тарту» «Перетягивание каната»

4 ребенок

Дует тёплый ветер.

Солнце ярко светит,

Отражаясь в лужах.

Больше шарф не нужен.

Вот уходит прочь зима,

В гости к нам спешит весна!

Ведущая:

Пробудилась земля,

Значит, к нам пришла весна.

Пой, танцуй и веселись,

Встретим праздник.

Дети хором: Наурыз!

Дети читают хором стихотворение Т. Муратова «Праздник Наурыз

Ведущая:

Как повезло тебе и мне,

Мы родились в такой стране,

Где люди все - одна семья.

Куда ни глянь - кругом друзья!

Весна: Ребята, как я рада, что побывала у вас в гостях. Но мне пора уходить.

Все меня добром встречали,

Песней, пляской привечали.

Всех подарком одарю,

Никого не обделю

Только вы ребята, помогите мне немного, угощение нужно сварить.

(раздает угощения, прощается, уходит)

(Дети возвращаются в группу).

Публикации по теме:

Фотоотчет о празднике «Здравствуй, праздник новогодний»Фотоотчет о празднике «Здравствуй, праздник новогодний» Здравствуй, праздник новогодний, Праздник ёлки и зимы, Всех друзей своих сегодня, Позовем под ёлку мы. Это радостное чудо, С нетерпением.

Фотоотчет «Весенний праздник Наурыз» (1 часть)Фотоотчет «Весенний праздник Наурыз» (1 часть) Весенний праздник -Наурыз Древний и один из самых почитаемых праздников Наурыз олицетворяет собой непрерывную связь времен и поколений,.

Фоторепортаж «Весенний праздник Наурыз» (2 часть)Фоторепортаж «Весенний праздник Наурыз» (2 часть) Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию продолжение фототчета "Весенний праздник- Наурыз". Начало весеннего праздника встретили костюмированным.

Фотоотчет «Здравствуй, праздник новогодний!»Фотоотчет «Здравствуй, праздник новогодний!» «Здравствуй, праздник новогодний, Праздник ёлки и зимы! Всех друзей своих сегодня Позовём на ёлку мы!» Весёлые долгожданные праздники принесла.

Фотоотчет «Здравствуй, праздник новогодний!»Фотоотчет «Здравствуй, праздник новогодний!» Уважаемые коллеги и дорогие друзья, доброе время суток! 27 декабря в нашем детском учреждении прошел новогодний праздник. Главный режиссер.

Фотоотчёт «Здравствуй, праздник новогодний!»Фотоотчёт «Здравствуй, праздник новогодний!» Фотоотчёт «Здравствуй, праздник новогодний!» С 24 по 28 декабря в нашем детском саду «Золотая рыбка» проходили новогодние утренники. Красиво.

Фотоотчёт «Здравствуй, праздник новогодний!»Фотоотчёт «Здравствуй, праздник новогодний!» Зима - это самое красивое время года. И только зимой бывает такой чудесный праздник — Новый год! Новый год - это время волшебства, доброй.

Фотоотчёт «Здравствуй праздник, здравствуй лето»Фотоотчёт «Здравствуй праздник, здравствуй лето» Первый летний день вызывает на лицах улыбки. В этот день мы отмечаем День защиты детей - один из самых весёлых, счастливых и радостных.

Краткосрочный проект «Здравствуй, праздник новогодний» для детей среднего дошкольного возраста Краткосрочный проект «Здравствуй, праздник новогодний» Для детей среднего дошкольного возраста С 1 по 24 декабря Вид проекта. Информационно.

Праздник  «Здравствуй, лето!» Ведущий1: Здравствуйте! Здравствуйте! Здравствуйте! Мы рады приветствовать вас! Как много светлых улыбок Мы видим на лицах сейчас. Ведущий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Здравствуй, праздник — Наурыз!»
Опубликовано: 15 февраля 2024 в 17:21
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Здравствуй, праздник — Наурыз!»» (включая файлы) размещена пользователем Нукеева Марал Куанышовна (УИ 998311) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД