Ирина Корюненко
Проект «Зима в моем городе» для детей младшего и среднего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 3 общеразвивающего вида»
Республика Коми, г. Ухта
Проект
Воспитатель: Корюненко И. С.
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ : «Зима в моем городе»
(для детей младшего, среднего дошкольного возраста)
Паспорт проекта :
Публикация «Проект „Зима в моем городе“ для детей младшего и среднего возраста» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Проекты и тематические недели на тему «Зима»
- Проекты. Проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
Название проекта : «Зима в моем городе»
Тип проекта : познавательный, практико-информационный.
Вид проекта : краткосрочный, групповой.
Срок реализации: январь
Участники проекта : дети 2 младшей группы, педагоги группы, специалисты ДОУ, родители воспитанников.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное, речевое, художественно – эстетическое, физическое.
Проблема:
Все дети любят зиму, но по проведённому опросу оказалось, что дети путают названия времен года; почему времена года сменяют друг друга; что было бы, если бы зимой не было снега.
Актуальность:
Зимний период дает возможность стимулировать интерес детей и взрослых к совместной деятельности (игры, забавы, эксперименты, Новый год и т. д., ребенок активнее накапливает опыт, усваивает знания, устанавливает причинно – следственные связи в результате непосредственного общения с природой и разговоров со взрослыми. Именно поэтому у ребенка можно заложить основы понимания и взаимосвязи объектов и явлений природы.
Цель проекта : формирование знаний у детей о живой и неживой природе в зимний период.
Задачи проекта :
Для детей :
Образовательные:
- расширять представления детей о сезонных изменениях в природе (изменение погоды, растений зимой, поведение зверей и птиц);
- формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой и снегом (свойства);
- формировать представления о безопасном поведении зимой во время прогулки.
Развивающие:
- знакомить с пословицами, поговорками, приметами;
- развивать память, речь, умение составлять небольшие описательные рассказы о зиме;
- творческие способности: умение раскрашивать, рисовать, лепить, наклеивать изображения из готовых форм;
- проводить с помощью взрослого простейшие опыты.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью, здоровью других детей (опасно есть снег, сосать сосульки);
- воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать
красоту зимней природы.
Для родителей:
- содействовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей;
- привлекать родителей к развитию познавательной сферы ребенка через совместную деятельность;
- расширять представления родителей об объектах живой и неживой природы родного края.
Для педагогов:
- реализация обучающих, развивающих, воспитательных задач через освоение детьми образовательных областей по теме проекта;
- сбор информации и художественной литературы по теме проекта;
- пополнение предметно - развивающей среды по теме проекта, систематизация собранного материала.
Формы работы:
С детьми:
Организованная образовательная деятельность.
Беседы.
Наблюдения.
Дидактические, словесные игры.
Подвижные игры.
Чтение художественной литературы.
Продуктивные виды деятельности.
Прослушивание аудио записей, просмотр видео материалов.
Опытно - экспериментальная деятельность.
С родителями:
Консультации.
Индивидуальные беседы.
Памятки.
Совместные прогулки на природу (дети и родители).
Совместное участие родителей и детей в творческих конкурсах.
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный этап:
- определить проблему;
- выявить первоначальные знания детей по теме проекта для постановки цели и задач проекта;
- проинформировать и заинтересовать родителей;
- донести до участников проекта важность данной темы: (формирование элементарных правил безопасного поведения во время прогулок в зимнее время года);
- организовать предметно-развивающую среду в группе, создать условия для эффективной реализации проекта : (сбор информации, подбор художественной литературы, наглядного материала, материалов для экспериментирования, подбор дидактических и подвижных игр; аудио и видео материалов);
- оформить презентацию по теме проекта : «Следы на снегу»,
«Зимние забавы»; «Зимние виды спорта».
2. Основной этап:
Представляет собой внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний младших дошкольников о характерных особенностях зимнего времени года.
На данном этапе необходимо обеспечить включение каждого ребенка в практическую деятельность для достижения высокого уровня знаний, умений, навыков. В разнообразных видах деятельности происходит накопление и обогащение знаний детей. Интеграция всех образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
С детьми С родителями Специалисты ДОУ
Подготовительный
Беседа «Что ты знаешь о зиме?».
Цель: Выявить уровень знаний детей.
Оформление уголка книги (подбор книг по теме).
Цель: Расширить представления о времени года.
Наблюдение за явлениями природы. Подбор консультаций для родителей.
Обсуждение темы проекта, форм взаимодействия родителей и детей дома.
Рекомендации музыкального специалиста о произведениях по теме, согласно возраста.
Основной
1. Беседы:
Беседа: «Здравствуй, Зимушка -зима!»; «Мороз и солнце – день чудесный!».
Цель: расширять представления детей о характерных особенностях зимнего периода.
Беседа: «Зима в лесу»
Цель: расширять представления детей о характерных особенностях зимней природы в лесу.
Беседа: «Жизнь диких и домашних животных зимой».
Цель: формировать представление о простейшей взаимосвязи между животными и явлениями окружающего мира.
Беседа: «Зима, зима – веселится детвора!»
Цель: расширять представления детей о зимних забавах; развивать разговорную речь, воображение, память; воспитывать любовь к окружающему миру.
Беседы: (ОБЖ)
«Как вести себя на улице зимой?»; «Когда на улице мороз отморозить можно нос»;
«Скользкая дорога»; «Не ешь снег – можешь заболеть!».
Цель: знакомить детей с правилами безопасности и поведения на прогулке в зимний период.
Формировать основы здорового образа жизни.
2. Ситуативный разговор:
«Чем тебе нравится зимнее время года?», «Какой бывает снег», «Вспомни и назови героев Новогоднего праздника», «Почему зимующие птицы так называются?»,
«Почему деревья зимой «голые»?», «Назови зимние спортивные игры»;
Сравнить: образы двух героинь в сказке «Морозко» - ленивицы и падчерицы.
3. Рассматривание картин и
сюжетных иллюстраций о зиме.
(Шишкин «Зима в лесу»;
«Зимние забавы», «Новогодний праздник».
Цель: показать детям, что зима – красивое время года; зимой не только можно любоваться красотой зимнего пейзажа, но и принимать активное участие в зимних развлечениях. Поощрять желание детей по собственной инициативе или по просьбе воспитателя рассказывать об изображённом на картине, развивать речь детей.
4. Чтение и разучивание стихов о зиме:
Цель: знакомить детей с поэзией зимы; учить внимательно слушать литературный текст, повторять фразы за воспитателем; развивать речь, память; воспитывать любовь к стихам.
5. Чтение художественной литературы:
«Зимние гости», «Снег идет», «Морозко», «Рукавичка», «Снегурочка», «Метель», «Снеговик», «Госпожа Метелица», «Зимовье зверей», «Охотник и Чукля».
Цель: формирование интереса к потребности в чтении.
6. Разучивание пальчиковых игр:
«Снежная баба», «Варежка», «Домок-теремок», «Зима», «Ручки греем».
Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук. Активизировать словарный запас детей.
7. Словесные игры:
«Назови ласково», «Кто кем будет?», «Один -много».
8. Потешки:
«Валенки»,
«Как на горке - снег, снег.».
9. Загадки:
- о времени года «Зима»
- о погодных явлениях.
10. Дидактические игры:
«Разрезные картинки», «Угадай по описанию», «Собери снеговика», «Зимние слова», «У кого что», «Чудесный мешочек».
11. Исследовательская деятельность:
1. проведение опытов и экспериментов (с водой, снегом, льдом)
«Что будет с водой, если вынести на мороз?»,
«Почему снежинка на ладони тает»; «Цветной снежок».
«Цветной лед».
2. Рассматривание снежинок при свете фонарей в вечернее время (разные формы, блеск и красоту).
Цель: продолжать проводить опыты и знакомить детей со свойствами и особенностями воды, снега и льда; воспитывать интерес к окружающему миру, умение замечать и радоваться красоте и необычности в природе.
12. Сюжетно-ролевые игры:
«Оденем куклу на прогулку», «Идём в магазин за подарками». «Путешествие в зимний лес»
Цель: Помогать детям объединяться для игры. Развивать умение соблюдать в ходе игры элементарные правила.
13. Театрализованная деятельность:
инсценирование сказки «Заюшкина избушка» с использованием масок. 1. Консультации:
«Одежда и обувь ребенка на зимней прогулке»; «Витамины зимой!»; «Часто
болеющие дети»
Цель: показать родителям, что одежда и обувь ребенка должна соответствовать погоде; значимость витаминов для детей в зимнее время года; развивать желание заботиться о здоровье ребенка.
2. Индивидуальные беседы:
«Почему так важны зимние прогулки?»
Цель: формировать интерес к здоровому образу жизни.
3. Папки – передвижки:
«Что мы знаем о зиме», «Заблуждения о морозной погоде»,
«Как интересно провести зимой прогулку с ребёнком?»
Цель: формировать интерес к зиме; показать, что зима – самое прекрасное время года.
4. Памятки для родителей:
«Зимние травмы»; «Осторожно, гололед!»;
«Первая помощь при обморожениях».
Цель: показать родителям как важно соблюдать осторожность во время прогулок зимой; формировать представления о первой помощи при
обморожениях в зимний период, к чему может привести неоказание вовремя мед. помощи.
5. Индивидуальные просьбы:
Помощь в изготовлении атрибутов: для сюжетно – ролевой, театрализованной игры: сшить или связать зимнюю одежду для
куклы; изготовление масок.
6. В рамках реализации проекта ДОУ «Добродетель – путь к возрождению участие в акции «Птичья столовая»
Цель: привлечение родителей к изготовлению кормушек для птиц, укрепление детско-родительских отношений.
7. Постройка родителями снежных фигур на участке.
Цель: развивать желание заботится о своих детях; укрепление детско-родительских отношений.
8. Посещение
зимних
развлекательных
площадок города для совместных прогулок
с детьми.
Цель: формировать интерес к здоровому образу жизни; укрепление детско-родительских отношений.
9. Наглядный стенд:
Помощь в оформлении выставки иллюстрационного материала на тему:
«Зима в моем городе»
Цель: Привлечь родителей к активному участию в проекте. 1. Прослушивание аудиозаписи:
«Звуки природы»;
«Зимний лес», «Времена года. Зима».
Цель: учить внимательно слушать музыкальные произведения.
2. Пение песен о зиме
Цель: упражнять в пении естественным голосом, чётко проговаривать слова
3. Музыкально-дидактические игры:
«Мы снежинки» - развиваем плавные движения
«Полетаем, как птички» – ритмичные движения под музыку
Музыкально-ритмичные упражнения (катание на лыжах, на санках, на коньках).
Цель: учить двигаться соответственно музыки
4. Рисование:
«Падает, падает снег»; «Бусы для ёлочки»; «Украсим варежку коми-орнаментом»
Цель: развивать моторику рук. Закреплять умение рисовать прямые линии, мазки; снег с помощью ватной палочки; развивать аккуратность; воспитывать любовь к родному краю.
5. Раскрашивание
«зимних» силуэтов
Цель: развивать моторику рук, продолжать учить раскрашивать.
6. Лепка:
«Снежинка» (плоскостная, «Дед Мороз», «Снегурочка»
Цель: учить детей делить пластилин на несколько частей разных размеров, закрепить умение использовать знакомые приёмы лепки. Развивать моторику рук.
7. Аппликация:
«Снеговик в гостях у
детей»
«Снежинки сестрички» (с элементами рисования)
Цель: учить располагать и наклеивать готовые формы на листе бумаги; дорисовывать детали.
8. Конструирование:
«Санки для зверят». «Помощь матрешкам»
Игры со строительным материалом
Цель: учить детей строить из деталей конструктора; различать длинную и короткую грань. Воспитывать желание выполнять постройку по образцу, схемам; развивать творческие способности.
9. Физическое развитие:
Прогулки на свежем воздухе: катание на санках, ледянках с горки, обыгрывание снежных построек.
Подвижные игры:
«Салки-приседалки», «Снежок - летунок», «Зайка беленький сидит», «На земле снежок лежит», «Два мороза»; «Бездомный заяц», «Мы скатаем снежный ком», «Целься вернее!» - игры в снежки.
Цель: развивать стремление у детей играть в подвижные игры, способствующие совершенствованию основных движений (ходьба, бег, бросание); воспитывать желание играть дружно и весело.
10. Дыхательные упражнения:
«Сдуй снежинку!», «Пузырь», «Хлопушка».
11. Использование компьютерных технологий: (презентации)
«Следы на снегу»,
«Зимние забавы»; «Зимние виды спорта».
Цель: развитие познавательного интереса, любознательности.
12. Просмотр мультфильмов:
«Зима в Простоквашино», «Барбарики», «Смешарики» - зимние серии
Цель: Создать радостное настроение у детей от просмотра мультфильмов
13. Составление мнемотаблицы:
Тема: «Зима»
Цель:Систематизировать знания детей.
Заключительный
Экскурсия по экологической тропе детского сада.
Цель: Систематизировать и обобщить знания и представления о зимних природных явлениях, забавах, праздниках. Развивать положительные эмоции,
дружелюбие.
Разработаны рекомендации для родителей по теме проекта.
Изготовление творческих работ для участия во Всероссийском конкурсе "Идет волшебница-зима"
3. Заключительный этап:
• Презентация результатов продуктивной деятельности.
• Совместное участие во Всероссийском творческом конкурсе «Идет волшебница зима»
• Систематизация материала и создание папки по лексической теме «Зима».
Ожидаемые результаты:
Для детей
1. Сформирована система знаний:
- зимних явлениях и сезонных изменениях в природе (изменения в погоде, растений зимой, жизни зверей и птиц);
- зимних забавах, играх, праздниках;
- безопасном поведении зимой во время прогулок.
2. Развит интерес:
- творческой, познавательно - исследовательской деятельности;
- наблюдению за объектами и явлениями природы.
3. Имеется представление:
- здоровом образе жизни;
- бережном отношении к природе.
Для родителей
1. Интерес родителей воспитанников к совместным проектам и мероприятиям;
2. Проводят с детьми наблюдения в природе;
3. Пресекают попытки жестокого обращения с объектами природы.
4. Подведение итогов конкурса, оформление грамот и благодарностей
за участие в конкурсе.
Для педагогов
1. Созданы необходимые условия по формированию целостного представления о зиме;
2. Объединение усилий для развития познавательного интереса к природе родного края.
3. Установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Фото: Аппликация с элементами рисования
«Снежинки - сестрички» (2 мл. группа)
Фото: ЛЕПКА «Волшебные разноцветные снежинки»
Фото: РИСОВАНИЕ «Украсим варежку»
(гуашь)
Фото: АППЛИКАЦИЯ «Украсим варежку»
(геометрические формы)
Фото: Составление мнемотаблицы «ЗИМА»
(для детей)
Фото: Наглядная информация «Здравствуй, гостья зима!»
(для детей)
Фото: Наглядная информация «Здравствуй, гостья зима!»
(для родителей)