Светлана Миронова
Проект «Зимующие птицы» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Зимующие птицы» во второй младшей группе.
Паспорт проекта
Тип проекта: Познавательно – игровой.
Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели).
Вид проекта: групповой.
По характеру содержания: ребенок и природа.
Участники проекта: дети 2-ой мл. группы, воспитатели, родители.
Этапы: подготовительный, основной (практический, заключительный.
Актуальность проекта:
Публикация «Проект „Зимующие птицы“ во второй младшей группе» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Темочки
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в дошкольном возрасте происходит становление человеческой личности, формирование начала экологической культуры. Поэтому очень важно пробудить в детях интерес к живой природе, любовь и бережное отношение к ней.
С приходом зимы, перелётные птицы улетели в тёплые края, а те, что остались, вынуждены искать себе корм сами. Мы с ребятами решили узнать: кто остаётся зимовать вместе с нами, хватает ли им еды с приходом холодов или потребность в ней возрастает.
У малышей недостаточно информации о том, кто такие зимующие птицы и почему их так называют, не сформированы навыки оказания помощи птицам.
Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новое об их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем нужно кормить птиц зимой.
В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы, научить оказывать посильную помощь нашим пернатым друзьям.
Цель проекта:
Сформировать у дошкольников общие представления о зимующих птицах нашего края, об их образе жизни, характерных признаках и связи с окружающей средой, о роли человека в жизни птиц.
Задачи проекта:
Сформировать представление о зимующих птицах, учить узнавать пернатых по внешнему виду, способствовать развитию познавательной и творческой активности, расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связную речь, развивать художественно-творческие навыки, воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать птицам в трудных зимних условиях; привлечь родителей к более тесному сотрудничеству в проектной деятельности, создать условия для расширения детских представлений о птицах (пополнить развивающую предметно - пространственную среду по теме проекта).
Ожидаемые результаты реализации проекта:
- усвоение знаний детьми о зимующих птицах и их птенцов;
- определение среды обитания;
- установление причинно-следственных связей между образом жизни и средой обитания;
- заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой);
- развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
Этапы проекта:
1. Подготовительный этап
Постановка цели и задач, определение направлений, объектов, методов, предварительная работа с детьми и родителями, выбор оборудования и материалов.
2. Основной этап
Представляет собой внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах, их повадках, особенностях жизни в зимнийпериод.
Выполнение проекта проводилось в трех направлениях:
- работа воспитателя с детьми;
- работа воспитателя с родителями;
- совместная деятельность родителей и детей.
Работа с воспитанниками:
Образовательные области проекта: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Формы работы: непосредственно организованная деятельность (НОД, беседы, наблюдения, дидактические и подвижные игры, чтение художественной литературы, продуктивные виды деятельности.
Познавательное развитие:
- Чтение худ. литературы: С. Маршак «Где обедал воробей?»,
З. Александрова «Гули-гули», А. Ашин «Покормите птиц зимой»;
Н. Хилтон «Скворечник», В. Звягина «Воробей», Т. Евдошенко «Берегите птиц».
- Рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц; рассматривание картин: «Птицы на кормушке», «Дети кормят птиц».
- Прослушивание аудиозаписи: «Голоса птиц».
- Дидактические игры: «Один – много», «Угадай по описанию», «Что за птица?», «Угадай, кого не стало?», «Накорми птиц», «Назови и покажи зимующих птиц». Разрезные картинки.
Речевое развитие:
- Беседы с детьми: «Что ты знаешь о зимующих птицах?», «Где живут птицы?», «Какие птицы прилетают на участок детского сада?», «Нужно ли заботиться о птицах?», «Кормушки бывают разные», «Почему нужно зимой кормить птиц?».
Художественно-эстетическое развитие:
- Рисование: «Приглашаем снегирей, съесть рябинку поскорей».
- Раскрашивание раскрасок: «Воробей», «Снегири на ветке», «Синичка и рябина» и т. д.
Социально-коммуникативное развитие:
- Вывешивание кормушек (сделанных руками родителей, подкормка птиц детьми во время прогулок или воспитателем, если морозно.
- Сюжетно-ролевые игры: «Пригласи синичку в гости», «Птичкина столовая». Ситуативный разговор: «Как птицы защищаются?», «Что значит заботиться о зимующих птицах?», «Пернатые друзья».
Физическое развитие:
- Комплекс утренней гимнастики «Птицы зимой».
Вот летают птички, птички-невелички.
Все летают и летают, крылья согревают.
(Ходьба в колонне за воспитателем, руки слегка приподняты в стороны, помахивать кистями рук).
По сугробам ходят птички-невелички.
У них лапки замерзают, очень жалко птичек.
(Ходьба с высоким подниманием колен).
Взвились в небо высоко, полетели птички.
И к кормушкам в детский сад прилетели птички.
(Перестроение в круг).
- Физкультминутки:
«Скачет шустрая синица».
Скачет шустрая синица, (прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится, (прыжки на месте на левой ноге)
Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на месте на правой ноге)
Завертелась, как волчок, (кружимся на месте)
Вот присела на минутку, (присели)
Почесала клювом грудку, (наклоны головы влево - вправо)
И с дорожки — на плетень, (прыжки на месте на левой ноге)
«Тири - тири», (прыжки на месте на правой ноге)
«Тень-тень-тень!» (прыжки на месте на двух ногах).
"Летели птички"
Летели птички, собой невелички,
Как они летели - все люди глядели.
Как они садились - все люди дивились.
Сели, посидели, взвились, полетели.
Летели, летели, в небе песни ели.
"Птички"
Птички прыгают, летают.
Птички прыгают, поют.
Птички крошки собирают.
Зернышки клюют.
Перышки почистили, клювики почистили.
Дальше полетели и на место сели.
- Подвижные игры: «Птички летают», «Вороны и собачка», «Птички в гнездышках», «Воробушки и автомобиль», «Кот и воробьи».
- Пальчиковые игры: «Воробьи – воробышки», «Птичья кормушка», «Сел на ветку снегирек», «Птичка крылышками машет», «Сорока».
Работа воспитателей с родителями:
Консультации: «Как помочь птицам пережить зиму», «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц».
Индивидуальные беседы: «Обсуждаете ли вы дома с ребенком тему недели?» Памятка для родителей: «Покормите птиц, что можно класть в кормушку».
Прежде всего необходимы семена: сырые семечки подсолнечника, пшено, просо, овес, семечки тыквы и дыни. Свежее сало, крошки хлеба (кроме черного, ржаного). Лучше использовать черствый, измельченный хлеб, так как свежий н холоде замерзает. орехи, подсушенные ягоды, пучки сушеных сорных трав лебеды, крапивы, конского щавеля, лопуха. Уткам нельзя давать белый хлеб.
3. Работа родителей и детей:
Рекомендации родителям по прочтению художественной литературы по теме проекта. Наблюдение за птицами вне детского сада. Акция «Покормите птиц зимой!», (сделать фотографию и принести в детский сад). Участие в конкурсе «Птичкина столовая» (изготовление кормушек для птиц, а также подкормка птиц на улице.
А также можно поиграть в словесную игру: "Скажи одним словом".
1. У сороки белые бока, потому ее называют. белобокая.
2. У синицы желтая грудка, потому она. желтогрудая.
3. У дятла длинный клюв, потому он длинноклювый.
4. У вороны черные крылья, потому она. чернокрылая.
5. У сороки длинный хвост, потому она. длиннохвостая.
6. У снегиря красная грудка, потому он. красногрудый.
Игра "Подскажи словечко":
"Лесные песни птиц".
Голубь - "воркует".
Кукушка - "кукует".
Филин - "ухает".
Сорока - "стрекочет".
Ворон - "каркает".
Воробей - "чирикает".
Синица - "пищит", "тинькает".
Заключительный этап. Подведение итогов.
В результате проведения данного проекта «Зимующие птицы» у детей и родителей появилась заинтересованность в совместной деятельности, также были созданы благоприятные условия: для формирования у младших дошкольников целостного представления о жизни зимующих птиц, для воспитания у детей бережного отношения к природе. Были сформированы предпосылки для развития у детей любознательности, творческих способностей. Во время проекта дети заметно сблизились друг с другом, активизировалась речь, у них развились наблюдательность, внимание. Проведение Акции «Покормите птиц зимой» и фотовыставки по окончанию акции.
Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.