Елена Сутырина
Проект «Звезда по имени Солнце»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор проекта: Сутырина Елена Ивановна – воспитатель МДОУ ЦРР Детский сад №127 «Чайка»
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Тип проекта: информационно - творческий
Вид проекта: групповой
Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь-апрель).
Участники: воспитатели, дети, музыкальный руководитель Фефилова Е. А., родители.
Публикация «Проект „Звезда по имени Солнце“» размещена в разделах
- Космос. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Солнце, солнышко
- Солнышко. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2017
Актуальность проекта:
Значение Солнца для нашей планеты, по имени Земля, переоценить трудно. Не будь Солнца, не было бы на Земле зеленых лугов и тенистых лесов, цветущих садов и хлебных полей, не могли бы существовать ни человек, ни животные, ни растения.
Значение Солнца человек чувствовал ещё в далекие времена. Первобытные люди обожествляли Солнце. Наши предки славяне поклонялись богу солнечных лучей – Яриле. У древних римлян был бог Солнца – Аполлон. Различные религиозные верования и обряды, связанные с этими древними представлениями о Солнце, сохранились и до наших дней, например, празднование Пасхи, всегда связано с наступлением весны и обновлением всей природы от живительных солнечных лучей.
Поскольку наша группа называется «Солнышко», мы с ребятами приняли решение изучить данную тему.
Перспективы проекта:
• привлечение внимания детей, педагогов и родителей к теме влияния солнца на жизнь всего живого на планете Земля;
• внедрение эффективных методов и приёмов по теме проекта в работу.
Цель проекта: формировать у детей представление о Солнце и его влияния на всё живое на планете Земля.
Задачи (общие):
Развивающие:
1. Способствовать возникновению интереса к теме проекта у детей и родителей.
2. Способствовать развитию мышления, речи, памяти детей.
3. Развивать речевую и продуктивную активность детей в процессе проекта.
Воспитательные:
1. Воспитывать желание узнавать новое о Солнце.
Подготовительный этап.
Определение объёма знаний детей.
Проведённый опрос среди детей показал:
- многие дети показали средние знания о Солнце;
- скуден детский словарь понятий и терминов по теме проекта;
- многие дети испытывают затруднения в умении ясно излагать свои мысли, строить связный рассказ о Солнце;
- не все дети имеют дома энциклопедии и им редко читают их.
Обсуждение проекта с детьми (погружение в проект: обсуждение темы, определение мотивов участия детей в предстоящей деятельности): составление тематического плана совместных действий с детьми; поиск и сбор информации по данной теме; выявление у детей интересующих вопросов по теме проекта.
Пополнение развивающей среды группы материалами по теме проекта:
подборка методической и художественной литературы, демонстрационного материала по теме проекта, дидактических игр, рекомендуемых программой.
Основной этап:
Задачи по работе с детьми:
1. Расширять знания детей об особенностях Солнца и его роли для окружающего мира. Подвести к пониманию, что вся жизнь на нашей планете зависит от Солнца (свет, тепло, смена дня и ночи, смена времен года). Обогащать словарный запас детей.
2. Продолжать учить детей составлять рассказ о Солнце, закрепляя умение детей ясно излагать свои мысли, развивая тем самым связную монологическую речь.
3. Поощрять и поддерживать желание детей делиться своими знаниями и впечатлениями, повышая тем самым речевую активность детей.
4. Воспитывать активного слушателя: умение внимательно слушать воспитателя и своих товарищей по группе.
5. Отображать в продуктивной деятельности свои впечатления, знания от полученных знаний.
Задачи по работе с родителями:
1. Познакомить родителей с предстоящим проектом, его задачами и представить данную информацию в родительском уголке.
2. Предложить родителям принять активное участие в реализации данного проекта.
Взаимодействие с детьми.
Образовательные области «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие»
1. Изобразительная деятельность:
ООД Рисование Солнца карандашами, фломастерами, красками; пальчиком на песке; мелками на асфальте; палочкой на снегу.
Лепка рельефная декоративная «Солнышко лучистое».
Изготовление коллективных панно «Солнышко» из сухих листьев и цветов.
Конструирование и выкладывание Солнца из мозаики и цветных камешков.
2. Слушание и пение песен о Солнце: «Пусть всегда будет солнце» А. Островский, Л. Ошанина, «Весёлая песенка» А Ермолаева, «Песенка львёнка и черепахи! Г. Гладков, С Козлов, «Солнышко лучистое улыбнулось весело» Р. Рустамов, Л. Миронова, «Самая счастливая», Ю. Чичков, К. Ибряева.
3. Дидактические игры: «Солнечная система», «Игра «Хорошо-плохо» (по безопасному загоранию на солнце).
Игра «Солнышко». Цель – формирование умения отражать пространственные отношения между предметами в речи. Дети называют местоположение планет по отношению к Солнцу.
Игра “Светофор”. При положительном ответе дети показывают зелёный цвет, при отрицании – красный: Солнце – огромный пылающий шар (зеленый); Солнце – это ближайшая к Земле планета (красный); По размерам Солнце меньше Земли (красный); Земля вращается вокруг Солнца (зеленый); Нам Солнце кажется маленьким кружочком, потому что находится далеко от Земли (зеленый).
4. Пополнение развивающей среды по теме проекта: игры, пособия, энциклопедии, книги и журналы.
5. Исследовательская, экспериментальная деятельность с детьми: Эксперимент с растениями «Растения и солнце»; Эксперимент «Лед – вода»
Опыт: "Далеко - близко". Цель: установить, как расстояние влияет на температуру. Два термометра, настольная лампа, длинная линейка.
Взять линейку и поместить один термометр на отметку 10 см, а второй - на 100 см. Поставить настольную лампу у нулевой отметки линейки. Через 10 минут записать показания обоих термометров. Ближний покажет более высокую температуру. Чем ближе планета к Солнцу, тем выше там температура.
Серия наблюдений за солнцем на прогулках. «Наблюдение за солнцем весной», «Солнечная мозаика», «Здравствуй, солнечный зайчик!» подвижные игры «Поймай солнечного зайчика», «Солнышко и тучки» и др.
Эксперимент «Тепло – холодно» (на солнце и в тени)
Цель: Продолжать учить детей замечать и называть состояние погоды: светит солнце. Уточнить знания детей о том, что весной солнце светит ярко, начинает припекать. Учить устанавливать причинно-следственную связь: светит солнце – становится теплее. Поддерживать радостное настроение. Способствовать длительному пребыванию детей на свежем воздухе.
6. Цикл наблюдений за сезонными изменениями природы, связанными с солнцем (наблюдение за деревьями, травой, цветами). Игры с тенью весной.
Образовательная область «Речевое развитие»
1. Цикл ООД: "Солнечная система"; Беседы на темы «Звезда по имени Солнце», «Наш помощник – Солнце»; «Как люди используют энергию солнца?»; «Солнце и спорт укрепляют здоровье»; «Солнце людям лучший друг, помогает всем вокруг, только будь с ним осторожен, чтобы не обжечься вдруг»; Разбор проблемных ситуаций «Как быть, если перегрелся на солнышке», «Можно ли ходить без головного убора под солнцем» и т. д.
2. Рассматривание и чтение познавательной литературы, энциклопедий для детей о Солнце.
3. Дидактические речевые игры: «Подбери словечко», Игра «Дары Солнца» с использованием приема «Ассоциативный куст». На доске – большое солнышко. Дети называют, что солнышко дарит земле: тепло, свет, энергию, жизнь, красоту и т. д. Все названные детьми слова записывают на лучиках солнца. «Игра «Хорошо-плохо» (по безопасному загоранию на солнце).
4. Чтение художественной литературы: Русские народные сказки: «Солнце, Месяц и Ворон Воронович», «Ювашка Белая Рубашка»,«Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды», «Мороз, Солнце и Ветер»; Х. Линкольн, «Как медвежонок солнце искал», К. Чуковский «Краденое солнце», М. Пришвин «Кладовая солнца», Е. Гребнев «Где прячется солнце»; «Медведь и солнце» Н. Сладков; «Желудь и солнце» (алтайская); «Солнце и ветер», К. Ушинский; Т. Хоботов «Уходя, гасите солнце»; О. Соловьева «В царстве вечного мрака». Ю. Марцинкявичюс «Заботливое солнышко»; «А у солнца сто забот» Р. Карапетин; «Зачем, под вечер солнышко торопится сбежать?» Н. Родивелина; «Солнце на небе» А. Малаев; «Солнце прячется за тучки» П. Верис; использование загадок, закличек, пословиц и поговорок о Солнце.
5. Опрос детей (в технике незаконченных предложений) : «Если солнце погаснет, то …», «Солнце похоже на…».
6. Составление детьми рассказов и сказок о Солнце.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Театральная деятельность «В гости к солнышку» (фланелеграфия, резиновые игрушки)
Образовательная область «Физическое развитие»
1. Комплекс утренней гимнастики «Солнышко»
2. Подвижные игры: «День и ночь», «Солнечный зайчик». Цель: учить детей бегать легко, не наталкиваясь друг на друга, выполнять движения в соответствии с текстом. Учить быстро реагировать на сигнал, ориентироваться в пространстве. Игра «Собери Солнышко» или «Чья команда быстрее выложит лучики солнышко в обруче»
3. Пальчиковая гимнастика «Каждый лучик солнышка»
Цель: развитие мелкой моторики, речевое развитие.
«Лучики солнце на небо пускает,
Каждого словом приветным встречает: Этот лучик озорной, этот лучик золотой, Этот лучик добренький, этот лучик тоненький, Этот улыбается, мизинцем называется» (поочередно загибаем пальчики, начиная с большого).
4. Физкультминутки:
«Солнышко»
«На зарядку солнышко поднимает нас.
Поднимаем руки мы по команде — раз!
А над нами весело шелестит листва.
Опускаем руки мы по команде — два!»
«В гости к Солнцу»
В гости к Солнцу мы идём, мы идём, мы идём,
И немножко отдохнём, отдохнём, отдохнём.
Глубоко сейчас вздохнем, мы вздохнём, мы вздохнём.
Дружно мы похлопаем, ногами все топаем!
Хорошо мы погуляли. Может, дети, вы устали?»
Организация развивающей среды в группе:
1. Изготовление и использование опорных карт-схем для составления рассказа о солнце
2. Приобретение наглядного демонстрационного материала по теме проекта
Взаимодействие с родителями.
1. Комплексная, совместная работа воспитателей, музыкального руководителя и родителей, по формированию интереса к теме проекта
2. Оформление в родительском уголке выставок детских работ, фото-материалов с кратким содержанием проводимой работы; папки-передвижки «Безопасность летом»; «Закаливание солнцем»; Консультации для родителей по темам «О пользе солнечных ванн», «Осторожно: тепловой и солнечный удар».
Заключительный этап
Итоговые мероприятия.
1. Изготовление коллективной композиции «Ярче солнышко свети».
2. Проведение ООД «Изготовление фирменного салата из фруктов под названием «Солнышко».
Достигнутый результат:
1. В процессе реализации данного проекта дети с интересом наблюдали за солнцем в разное время года, делали простые умозаключения и выводы. Это способствовало развитию познавательных способностей детей, развитию их наблюдательности и творческого воображения.
2. В результате совместных и самостоятельных наблюдений, исследований, направленных на изучение солнца и его особенностей, у детей сформировалось представление о значении солнца в жизни живых существ на Земле.
3. В ходе экспериментов, опытов и серии длительных наблюдений, дети получили элементарные представления о солнце и его влиянии на природу. Все участники проекта были активно вовлечены в активный, познавательный и творческий процесс и с желанием отображали свои впечатления в продуктивной деятельности: с радостью рисовали и лепили, занимались ручным трудом и аппликацией.
4. В ходе работы над проектом дети нашли ответ на такие вопросы, как, «Почему светит солнце?»; «Зачем нужен солнечный свет?»; «Как люди используют энергию солнца?», закрепили знания о вреде и пользе прямых солнечных лучей. Дети обсуждали со сверстником различные ситуации, дискутировали на обсуждаемые темы по проекту, искали ответы на интересующие вопросы в сотрудничестве с взрослым.
5. Интерес детей к теме проекта способствовал повышению их речевой активности, возникновению желания самостоятельно узнавать новую информацию о Солнце.
6. Родители помогли обобщить знания детей о Солнце, полученные в детском саду, в подготовке составления рассказов. Дети уверенно составляли рассказ о Солнце, интересных фактах, тем самым развивая монологическую речь, пополняя свой активный и пассивный словарь.
7. Проект укрепил дружеские отношения между родителями, детьми и сотрудниками, способствовал желанию сотрудничать, помогать детям в его реализации.
Спасибо за внимание! Всем отличного летнего отдыха и солнечной тёплой погоды!