Марина Кузьмичева
Проектирование основной образовательной программы ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Предоставляю доклад выступления на педагогическом совете ДОУ, которое поможет вам грамотно спроектировать структуру основной образовательной программы ДОУ, представленной в стандарте ФГОС.
Проектирование основной образовательной программы
дошкольного образования
Публикация «Проектирование основной образовательной программы ДОУ» размещена в разделах
«Требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования определены в разделе 2 ФГОС (приложение 1). Программа состоит из целевого, содержательного и организационного разделов, каждый из которых включает обязательную часть, формируемую участниками образовательных отношений (пункт 2.11 ФГОС).
Структура целевого раздела Программы представлена в стандарте однозначно (пункт 2.11.1 ФГОС) :
1.1 Пояснительная записка.
1.1.1 Цели и задачи реализации Программы.
1.1.2 Принципы и подходы к формированию Программы.
1.1.3 Значимые для разработки и реализации Программы характеристики.
1.2 Планируемые результаты освоения Программы.
Обязательная часть раздела планируется для детей с нормальным развитием или для детей с особыми образовательными потребностями (в том числе с ограниченными возможностями здоровья). Соответственно, планируемые результаты освоения детьми основной образовательной программы конкретизируются с учетом коррекционной работы/ инклюзивного образования.
В части, формируемой участниками образовательных отношений, необходимо отразить национально-культурные, климатические условия, в которых осуществляется образовательная деятельность, учесть региональные, муниципальные программы развития, приоритетные направления развития и инновационную деятельность дошкольной организации, участие в сетевом взаимодействии.
Структура содержательного раздела Программы может варьировать с учётом задач дошкольной организации и специфики контингента детей (пункт 2.11.2 ФГОС) :
2.1 Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка (в пяти образовательных областях).
2.2 Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
2.3 Образовательная деятельность по профессиональной коррекции нарушения развития детей (в случае, если эта работа предусмотрена Программой).
2.4 Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик.
2.5 Способы и направления поддержки детской инициативы.
2.6 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
2.7 Иные существенные характеристики содержания Программы.
Обязательная часть данного раздела осуществляется с учетом основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического, физического развития детей в различных видах деятельности.
В соответствии с пунктом 2.11.2 ФГОС, при наличии в дошкольной образовательной организации детей с ограниченными возможностями здоровья в Программу включается содержание коррекционной работы или инклюзивного образования. Данная деятельность осуществляется в реализации адаптированной образовательной программы (пункт 13 раздела 2 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам - образовательным программам дошкольного образования).
При описании образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей должны быть конкретизированы условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (с учетом особенностей их развития и специфических образовательных потребностей каждой категории, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекцииих развития.
Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья раскрыты в разделе 3 приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013г. №1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования».
Для каждой возрастной категории детей в пункте 2. 7 ФГОС определены виды деятельности:
• непосредственное эмоциональное общение со взрослыми, манипулирование с предметами и познавательно – исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен, стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры в младенческом возрасте;
• предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами, общение со взрослыми и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и др., восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность в раннем возрасте;
• игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная, музыкальная, двигательная деятельности, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование детей дошкольного возраста.
Культурные практики описываются. Как комплексные явления, включающие (с учетом терминологии Н. Б. Крыловой) :
1) способы действий и освоенные культурные нормы и образцы детской деятельности;
2) Опыт, приобретенный в разных видах детской деятельности, суммирование личных результатов и достижений.
Культурные практики включают:
1) непосредственную образовательную деятельность, которую организует педагог;
2) индивидуальную образовательную деятельность в рамках освоения индивидуальных программ;
3) разнообразные виды самостоятельной деятельности, поведения и пространства организации собственного действия и опыта ребенка с учетом его актуальных и перспективных интересов.
В рамках образовательной деятельности, направленнойна поддержку детской инициативы, должны быть продуманы условия для свободного выбора детьми деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.) и участников совместной деятельности, принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей (пункт 3.2.5 ФГОС).
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, составляется из парциальных, дополнительных общеразвивающих программ разной направленности. Образовательная деятельность ориентируется на специфику национальных, социокультурных и иных условий, образовательные потребности, интересы и мотивы детей, образовательные запросы и ожидания родителей (законных представителей, возможности педагогичекого коллектива.
Структура организационного раздела Программы включает (пункт 2.11.3 ФГОС) :
3.1 Материально-техническое обеспечение Программы.
3.2 Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
3.3 Распорядок или режим дня
3.4 Особенности традиционных событий. Праздников,мероприятий.
3.5 Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
Согласно пункта 3.5.1 ФГОС, требования к материально-техническому обеспечению программы включает учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы).
Варианты режимов работы дошкольных образовательных организаций, их структурных подразделений (групп дошкольников) опре-делены в пункте 14 раздела 2 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам дошкольного образования.
В пункте 3.3 ФГОС охарактеризованы требования к развивающей предметно-развивающей среде, которая обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства дошкольной образовательной организации (включая часть участка, используемую для реализации Программы) групп дошкольников, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей разных возрастных категорий, охраны и укрепления их здоровья. Учета особенностей и коррекции недостатков их развития. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункцио-нальной, вариативной, доступной, безопасной. В рамках реализациио бра-зовательных программ дошкольного образования должны быть созданы условия для общения и совместной деятельности детей и взрослых, удовлетворения потребности в двигательной активности и уединении детей.
При наличии коррекционной работы инклюзивного образования в обязательной части раздела уточняется комплекс организационно-педагогических условий и средств с учетом нормативно-правового обеспечения дошкольного образования, примерных образовательных программ. Реализация регионального компонента, приоритетных направлений развития дошкольной образовательной организации, использование вариативных и сетевых форм реализации Программы отражается в части, формируемой участниками образовательных отношений.
В краткой презентации Программы, которая является её обязазательным дополнительным разделом и ориентирована на родителей (законных представителей) детей (пункт 2.13 ФГОС, должны быть указаны:
1) возрастные особенности и образовательные потребности потенциальных воспитанников дошкольной образовательной организации;
2) используемые примерные образовательные программы дошкольного образования;
3) характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.»
Литература:
1. Федорцева, М. Б. Реализуем ФГОС дошкольного образования : учебно-методическое пособие/М. Б. Федорцева. - Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 2014.-с40.-ISBN 978-5-7291-0548-9.- (Стандарт детства).