Получи документы

Проектирование основной образовательной программы ДОУ

Марина Кузьмичева
Проектирование основной образовательной программы ДОУ

Предоставляю доклад выступления на педагогическом совете ДОУ, которое поможет вам грамотно спроектировать структуру основной образовательной программы ДОУ, представленной в стандарте ФГОС.

Проектирование основной образовательной программы

дошкольного образования

Публикация «Проектирование основной образовательной программы ДОУ» размещена в разделах

«Требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования определены в разделе 2 ФГОС (приложение 1). Программа состоит из целевого, содержательного и организационного разделов, каждый из которых включает обязательную часть, формируемую участниками образовательных отношений (пункт 2.11 ФГОС).

Структура целевого раздела Программы представлена в стандарте однозначно (пункт 2.11.1 ФГОС) :

1.1 Пояснительная записка.

1.1.1 Цели и задачи реализации Программы.

1.1.2 Принципы и подходы к формированию Программы.

1.1.3 Значимые для разработки и реализации Программы характеристики.

1.2 Планируемые результаты освоения Программы.

Обязательная часть раздела планируется для детей с нормальным развитием или для детей с особыми образовательными потребностями (в том числе с ограниченными возможностями здоровья). Соответственно, планируемые результаты освоения детьми основной образовательной программы конкретизируются с учетом коррекционной работы/ инклюзивного образования.

В части, формируемой участниками образовательных отношений, необходимо отразить национально-культурные, климатические условия, в которых осуществляется образовательная деятельность, учесть региональные, муниципальные программы развития, приоритетные направления развития и инновационную деятельность дошкольной организации, участие в сетевом взаимодействии.

Структура содержательного раздела Программы может варьировать с учётом задач дошкольной организации и специфики контингента детей (пункт 2.11.2 ФГОС) :

2.1 Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка (в пяти образовательных областях).

2.2 Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

2.3 Образовательная деятельность по профессиональной коррекции нарушения развития детей (в случае, если эта работа предусмотрена Программой).

2.4 Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик.

2.5 Способы и направления поддержки детской инициативы.

2.6 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

2.7 Иные существенные характеристики содержания Программы.

Обязательная часть данного раздела осуществляется с учетом основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического, физического развития детей в различных видах деятельности.

В соответствии с пунктом 2.11.2 ФГОС, при наличии в дошкольной образовательной организации детей с ограниченными возможностями здоровья в Программу включается содержание коррекционной работы или инклюзивного образования. Данная деятельность осуществляется в реализации адаптированной образовательной программы (пункт 13 раздела 2 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам - образовательным программам дошкольного образования).

При описании образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей должны быть конкретизированы условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (с учетом особенностей их развития и специфических образовательных потребностей каждой категории, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекцииих развития.

Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья раскрыты в разделе 3 приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013г. №1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования».

Для каждой возрастной категории детей в пункте 2. 7 ФГОС определены виды деятельности:

• непосредственное эмоциональное общение со взрослыми, манипулирование с предметами и познавательно – исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен, стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры в младенческом возрасте;

• предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами, общение со взрослыми и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и др., восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность в раннем возрасте;

• игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная, музыкальная, двигательная деятельности, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование детей дошкольного возраста.

Культурные практики описываются. Как комплексные явления, включающие (с учетом терминологии Н. Б. Крыловой) :

1) способы действий и освоенные культурные нормы и образцы детской деятельности;

2) Опыт, приобретенный в разных видах детской деятельности, суммирование личных результатов и достижений.

Культурные практики включают:

1) непосредственную образовательную деятельность, которую организует педагог;

2) индивидуальную образовательную деятельность в рамках освоения индивидуальных программ;

3) разнообразные виды самостоятельной деятельности, поведения и пространства организации собственного действия и опыта ребенка с учетом его актуальных и перспективных интересов.

В рамках образовательной деятельности, направленнойна поддержку детской инициативы, должны быть продуманы условия для свободного выбора детьми деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.) и участников совместной деятельности, принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей (пункт 3.2.5 ФГОС).

Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, составляется из парциальных, дополнительных общеразвивающих программ разной направленности. Образовательная деятельность ориентируется на специфику национальных, социокультурных и иных условий, образовательные потребности, интересы и мотивы детей, образовательные запросы и ожидания родителей (законных представителей, возможности педагогичекого коллектива.

Структура организационного раздела Программы включает (пункт 2.11.3 ФГОС) :

3.1 Материально-техническое обеспечение Программы.

3.2 Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.

3.3 Распорядок или режим дня

3.4 Особенности традиционных событий. Праздников,мероприятий.

3.5 Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

Согласно пункта 3.5.1 ФГОС, требования к материально-техническому обеспечению программы включает учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы).

Варианты режимов работы дошкольных образовательных организаций, их структурных подразделений (групп дошкольников) опре-делены в пункте 14 раздела 2 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам дошкольного образования.

В пункте 3.3 ФГОС охарактеризованы требования к развивающей предметно-развивающей среде, которая обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства дошкольной образовательной организации (включая часть участка, используемую для реализации Программы) групп дошкольников, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей разных возрастных категорий, охраны и укрепления их здоровья. Учета особенностей и коррекции недостатков их развития. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункцио-нальной, вариативной, доступной, безопасной. В рамках реализациио бра-зовательных программ дошкольного образования должны быть созданы условия для общения и совместной деятельности детей и взрослых, удовлетворения потребности в двигательной активности и уединении детей.

При наличии коррекционной работы инклюзивного образования в обязательной части раздела уточняется комплекс организационно-педагогических условий и средств с учетом нормативно-правового обеспечения дошкольного образования, примерных образовательных программ. Реализация регионального компонента, приоритетных направлений развития дошкольной образовательной организации, использование вариативных и сетевых форм реализации Программы отражается в части, формируемой участниками образовательных отношений.

В краткой презентации Программы, которая является её обязазательным дополнительным разделом и ориентирована на родителей (законных представителей) детей (пункт 2.13 ФГОС, должны быть указаны:

1) возрастные особенности и образовательные потребности потенциальных воспитанников дошкольной образовательной организации;

2) используемые примерные образовательные программы дошкольного образования;

3) характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.»

Литература:

1. Федорцева, М. Б. Реализуем ФГОС дошкольного образования : учебно-методическое пособие/М. Б. Федорцева. - Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 2014.-с40.-ISBN 978-5-7291-0548-9.- (Стандарт детства).

Публикации по теме:

Деловая игра для педагогов ДОУ по изучению ФГОС дошкольного образования Деловая игра для педагогов МБДОУ по изучению ФГОС ДО «Правильный ответ» Цель: активизировать мыслительную деятельность педагогов в знании.

План методической работы ДОУ по введению ФГОС Цель: совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников Учреждения и формирование у них психолого-педагогической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектирование основной образовательной программы ДОУ
Опубликовано: 15 февраля 2015 в 06:29
+115Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 83.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД