Ольга Верховская
Проектирование сюжетно-ролевой игры «Полёт в космос» для детей подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
I. Задачи руководства:
1. Расширение представлений об окружающем
Уточнить и систематизировать знания о космосе, космических полётах, космонавтах.
Закрепить названия планет, их последовательность расположения от солнца.
Научить понимать и самостоятельно использовать в речи космическую терминологию : космический корабль, предстартовая площадка, космический экипаж.
Развивать логическое мышление, умение слышать друг друга, конструктивные способности, воображение.
Социальная адаптация ребёнка, реализация его возможностей в будущем.
Публикация «Проектирование сюжетно-ролевой игры „Полёт в космос“ для детей подготовительной к школе группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Сюжетно-ролевые игры
- Сюжетно-ролевые игры. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
2. Формирование игровой деятельности.
Формировать умение комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.
Учить налаживать и регулировать контакты в совместной игре.
Способствовать выполнению игровых действий в соответствии с общим замыслом игры.
Формировать умение выстраивать новые последовательности событий, ориентируясь на партнёров-сверстников.
Развитие творческих способностей при подборе атрибутов и оборудовании места игры.
3. Формирование взаимоотношений.
Воспитывать взаимопомощь, дружеские отношения, умение работать в команде, согласовывать свои действия с действиями сверстников.
Формировать культуру общения и внимание к сверстниками
II. Подготовка к игре :
Изготовление атрибутов
Карта звёздного неба.
Схемы известных созвездий.
Макеты планет.
Эмблемы.
Материал для изготовления ракеты (коробки, пластиковые бутылки, одноразовые тарелки).
Материал для изготовления инопланетян (резиновые большие и маленькие мячи, резиновые шланги, цветная гофрированная бумага, фольга).
Обогащение впечатлениями
Беседы с детьми:
Наблюдение за ночным небом «О чём рассказал телескоп», «Парад планет».
Беседа «Что я знаю о космосе».
«Путешествие на Луну»
Рассматривание иллюстраций на тему «Космос»
Дидактические игры :
«Звёздный путь», «Космодром» - ориентировка в пространстве.
«Что лишнее» - ознакомление с профессиями.
Художественная литература:
Булычёв К. «Тайна третьей планеты», Медведев В. «Звездолёт Брунька», Кащенко В. «Найди созвездия», Бороздин В. «Первый в космосе» и другие.
Продуктивные виды деятельности:
рисование «Путь к звёздам»,
аппликация «Ракета летит на Марс», конструирование «Наш космический корабль», ручной труд – коллаж «Галактика», лепка «Летающие тарелки», ручной труд «Инопланетяне».
Обучение игровым действиям
Строить космический корабль (из строительного материала, стульев, пластиковых бутылок).
Экипажу занять места в ракете.
Научить пользоваться приборами космического корабля и инструментами для ремонта и заправки космического корабля.
Физическая подготовка и спорт для преодоления невесомости.
Сбор вещей для космического полёта.
Составление плана-сюжета к игре «Полёт в космос»
Сюжеты : ракета
Роли: командир отряда космонавтов,
Космонавт № 1, космонавт № 2,космонавт № 3, бортинженер диспетчер, фотограф, журналист.
Атрибуты: крупный строительный материал, рули, планы, карты, схема звёздного неба, шлемы космонавтов, продукты для космического полёта в тюбиках, фотоаппарат, аптечка, книги.
Игровые действия: смотрит карту звёздного неба, наблюдает за приборами, ведёт наблюдение за планетами в иллюминатор ракеты. Экипаж покидает корабль и выходит в открытый космос – проводится игра «Созвездие». Внимание – тревожное сообщение из космоса. Встреча с инопланетянами – помощь им.
Речевые обороты:
Приготовиться к полёту…
Все готовы к полёту…
Подняться на предстартовую площадку. Любой космический маршрут открыт для тех, кто любит труд. Объявляется минутная готовность – начинается обратный отсчёт… Корабль вышел на орбиту…
Посмотрите, какая красота за стеклом иллюминатора.
Чтобы веселее был наш путь, вспомним любимые песни.
Сопутствующие сюжеты
Станция технического обслуживания
Роли: механик, автозаправщик, вывеска.
Атрибуты: комбинезон, перчатки, набор инструментов для ремонта ракеты, вывеска.
Игровые действия: Включает автозаправку, Производит ремонтные работы, проверяет состояние ракеты перед вылетом
Речевые обороты:
Вам необходимо заменить масло…
Ракета в порядке, можете отправляться в полёт…
Не забудьте заправить ракету космическим топливом - я включу автомат.
Предстартовая площадка
Роли: военные.
Атрибуты: фуражки военных, бинокли, телефон, вывеска.
Игровые действия: проверяют ракету перед вылетом, проверяют экипировку космонавтов.
Больница
Роли: врач, медсестра.
Атрибуты: белый халат, шапочка, фонендоскоп, таблица для проверки зрения.
Игровые действия: прослушивает экипаж, проверяет зрение, медсестра выписывает разрешение на полёт.
Речевые обороты:
Как ваше здоровье…
Как вы себя чувствуете…
Здоровье должно быть отличным, так как вас ждут большие перегрузки и невесомость.
Схема игры
КОСМОДРОМ
III. Ход игры.
Для развития интереса к игре педагог предлагает рассмотреть наборы открыток о космосе, иллюстрации в энциклопедиях, беседует с ними о планетах и космических кораблях, о космических профессиях, о качествах, которыми должен обладать космонавт, обсуждает с детьми характеристики людей – космонавтов. Например, командир корабля, спокойный и уверенный, сообщает на Землю о результатах наблюдений в космосе; бортинженер внимательно следит за показаниями приборов пульта управления полетом и стыковки; диспетчер принимает информацию с космоса и передает на корабль. Педагог предлагает ребятам придумать эмблему отряда космонавтов. Педагог может организовать конкурс между детьми на лучшую эмблему. После всех приготовлений к игре он может поделить ребят на группы – экипажи, имеющие разные названия.
Педагог совместно с детьми, может наметить примерный план – сюжет игры «Полет в космос», который может включать следующие моменты: тренировка космонавтов, сдача экзамена на готовность к полету, осмотр врача, заправка ракеты топливом, посадка в ракету, пуск корабля, работа в космосе, выход в открытый космос, сообщения с борта корабля, управление полетом с Земли, приземление, встреча на Земле, медицинский осмотр, отдых космонавтов после полета, сдача рапорта о прохождении и завершении космического полета.
Подготовить атрибуты, создать игровое пространство, закрепить полученные знания о космосе, создать заинтересовывающий момент.
Выслушивать мнения детей о том, какая подготовка необходима на Земле, что может случиться в космосе, что надо сделать в первую очередь, и т. п., помочь детям с помощью краткого логического заключения выстроить последовательность действий в процессе игры
С помощью игровых действий помочь затрудняющимся детям, при ослаблении интереса вводить новую сюжетную линию и т. п.
Дорогие ребята! Мы с вами через минуту будем на космодроме. И впереди нас ждут интересные задания. Любой космический маршрут открыт для тех, кто любит труд. И вам сейчас предстоит построить ракету. (Дети разделяются на две команды и строят ракету). При сооружении постройки ракеты воспитатель совместно с детьми выделяет ее части: нос, люки, отсеки, иллюминаторы, пульт управления. Напоминает о заправке ракеты топливом.
- Ждут нас быстрые ракеты – для прогулок по планетам.
Затем весь отряд космонавтов выстраивается на площадке. После этого педагог объявляет о первом этапе игры – подготовке к космическим полетам. Ребята договариваются о том, кто какие роли будет выполнять, по карточкам, которые выбрали путём жеребьёвки. Воспитатель зачитывает приказ о формировании экипажей космического корабля «Ракета», знакомит ребят с законами космонавтов :
1. Только сильные ребята могут полететь в космос.
2. Только умные ребята могут стать космонавтами.
3. Только трудолюбивые могут отправиться в полет.
4. Только веселые и дружные могут полететь в космос.
После команды «Смирно!» командиры экипажей сдают рапорты командиру отряда: «Командир отряда юных космонавтов! Экипаж «Смелый» построен и готов к испытаниям. Командир экипажа…». Затем командир отряда приветствует космонавтов.
- Ну, что проверим, как вы готовы к полёту. Тогда прошу всех подняться на предстартовую площадку космодрома – проводится упражнение «Внимание, космонавты!»
-Ничего не говори, лишь руками покажи – высоко, далеко, низко, близко, слева, справа, широко, узко (воспитатель называет космические объекты – дети руками показывают их местонахождение). Молодцы.
- Экипажам занять места в ракете (дети рассаживаются на подушечки). Дети начинают обратный отсчёт. Пуск (звучит космическая музыка).
- Ребята, посмотрите, перед вами открывается звёздное небо. Космонавты – будьте внимательны наблюдайте, планеты, которые мы пролетаем (на экране картинка звёздного неба). Внимание мы в космосе, можно открыть люк и выйти в открытый космос поиграть в игру «Созвездия».
Внимание! Бортинженер сообщает. Из космоса поступает тревожный сигнал! Всем вернуться на корабль. Встреча с инопланетянами (внесение дополнительных атрибутов – космические кристаллы (шарики разных цветов). Помощь инопланетянам. Мы не сможем вернуться на Землю, пока не соберём космические кристаллы.
- Кристаллы нужно разложить в отсеки – красные в красный отсек, синие в синий, жёлтые в жёлтый отсек. С заданием справились.
Можно поиграть в игру «Звездочёт» для чего рассчитаться с помощью считалки. В игру играем дружно, всем даём возможность стать ведущим.
- Пришла пора возвращаться на нашу планету Земля (звучит песня «Разноцветная планета» муз. Н. Лукониной, сл. Л. Чадовой)
IV. Окончание игры
-Ребята, пока наш корабль совершает мягкую посадку, расскажите, что самое интересное было в полёте… Касание… Есть касание. Галактика бесконечна и мы ещё не раз отправимся в космический полёт. А вы, подумайте на какую планету. А сейчас нас встречает врач – проверить наше самочувствие после полёта. До новых встреч, Галактика. Мы отдохнём, встретимся с журналистами и рассмотрим фотографии звёздного путешествия.
V. Оценка игры
- Ребята, необычное у нас было путешествие? Быстрая была ракета? Скажите, как справился Саша с ролью командира отряда? Да, он был внимательным, вежливым, выполнял все правила. А члены экипажа справлялись со всеми заданиями? Молодцы!