Проектирование экологической развивающей среды в ДОУ в условиях сельской местности

Вероника Тапханаева
Проектирование экологической развивающей среды в ДОУ в условиях сельской местности

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА I. РАЗВИВАЮЩАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СРЕДА В

ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 6

1.1. Определение развивающей экологической среды 6

1.2. Организация зеленой зоны в дошкольной образовательной

организации 7

1.3. Выводы по главе 1 14

ГЛАВА II. ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ

ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 16

2.1. Принципы организации развивающей экологической среды в

дошкольной образовательной организации 16

2.2. Нормативно-правовое обеспечение организации и

проектирования развивающей экологической среды в

дошкольной образовательной организации

дошкольной образовательной организации 17

2.3. Анализ деятельности МБДОУ «Осинский детский сад №3»

МО «Осинский район» Иркутской области

по проектированию экологической среды как метода

воспитания детей дошкольного возраста 18

2.4. Проведение исследований по изучению затруднений у

педагогов и родителей воспитанников МБДОУ «Осинский

детский сад №3» МО «Осинский район» Иркутской

области в формировании экологической культуры

детей дошкольного возраста 20

2.5. Разработка информационно-аналитических и методических

материалов по организации развивающей экологической

среды в дошкольной образовательной организации 21

2.6. Выводы по главе 2 22

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время человечество вступило в новую эпоху своих взаимоотношений с окружающей средой. Сегодня возникла необходимость принципиально нового подхода - осознание природы и общества как функционально равных частей единого целого. Он требует постоянного соотнесения действий окружающей среды, учета законов природы и ее естественных процессов. Только при соблюдении этих условий возможно развитие природы и общества как единого целого.

Естественное следствие нового подхода - это понимание того, что целью образования подрастающего поколения должно стать формирование гражданина планеты с новым мышлением, мировоззрением, новой экологической культурой.

Так как ответственное отношение - это сложное комплексное образование, сформировать его невозможно без обновления всей учебно-воспитательной работы во всех типах образовательных организаций и начинать необходимо с детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.

Дошкольная образовательная организация должна проводить системную целенаправленную работу по созданию в детском саду развивающей экологической среды.

Развивающая экологическая среда - это среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, для экологического воспитания дошкольников и пропаганды экологических знаний среди взрослых.

Цель работы: изучить особенности организации и проектирования развивающей экологической среды в дошкольной образовательной организации как метода воспитания детей дошкольного возраста.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи исследования:

- анализ особенностей развивающей экологической среды в дошкольной образовательной организации;

- изучение условий организации и проектирования развивающей

экологической среды в дошкольной образовательной организации через анализ нормативно-правового обеспечения организации развивающей экологической среды;

- разработка информационно-аналитических и методических материалов по организации и проектированию развивающей экологической среды в дошкольной образовательной организации.

Объект исследования: организация предметно-развивающей среды в дошкольной образовательной организации.

Предмет исследования: Особенности организации и проектирования развивающей экологической среды в дошкольной образовательной организации в условиях сельской местности.

В ходе проведения исследования была выдвинута гипотеза: эффективность процесса создания в современной дошкольной образовательной организации развивающей экологической среды может быть достигнута, если будут соблюдены следующие условия:

- знание педагогами теоретических основ организации развивающей

экологической среды;

-педагоги опираются на основные принципы организации и

проектировании развивающей экологической среды;

- организация экологической среды проводится на основе исследований

среди участников образовательного процесса с целью выявления

затруднений в данной направлении деятельности

- при организации развивающей экологической среды используются

учебно-справочные и методические пособия.

Для достижения цели работы и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

- анализ и обобщение литературы по проблеме исследования;

- анализ нормативно-правовых документов, регламентирующих разработку и проектирование развивающей экологической среды в дошкольной образовательной организации;

- разработка информационно-аналитических и методических пособий по организации и проектированию развивающей экологической среды в дошкольной образовательной организации.

При выполнении работы использована научная, учебная литература по теме исследования и нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность дошкольной образовательной организации при проектировании развивающей экологической среды.

Выпускная квалификационная работа содержит введение, заключение, список используемой литературы, приложения и две главы основного текста:

Глава 1. Развивающая экологическая среда в дошкольной образовательной

организации.

Глава 2. Проектирование развивающей экологической среды в

дошкольной образовательной организации.

ГЛАВА II. ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ

ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

2.1. Принципы организации развивающей экологической

среды в дошкольной образовательной организации

При организации и проектировании развивающей экологической среды в дошкольной образовательной организации необходимо учитывать следующие принципы:

1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.

2. Принцип активности, самостоятельности, творчества

3. Принцип стабильности - динамичности развивающей среды

4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования

5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и

эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого.

6. Принцип открытости – закрытости.

7. Принцип учета половых и возрастных различий детей.

Развивающая экологическая среда - это особым образом организованное социокультурное и педагогическое пространство, в рамках которого структурируются несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта.

Развивающая экологическая среда должна меняться в зависимости от возрастных особенностей воспитанников, периода обучения и реализуемой педагогами программы. В среде должна быть заложена возможность ее изменения в соответствии со вкусами и настроениями детей, а также с учетом разнообразных педагогических задач [14; 24-25].

В настоящее время экологические комплексы созданы во многих дошкольных учреждениях страны. Все они отличаются друг от друга, однако выполняют одну и ту же роль - повышают эффективность экологического образования.

2.2. Нормативно-правовое обеспечение организации и

проектирования развивающей экологической среды дошкольной

образовательной организации

Развивающая экологическая среда в дошкольной образовательной организации должна быть построена в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность детского сада.

В рамках проведения исследования с целью изучения нормативно-правового обеспечения организации развивающей экологической среды был проведен анализ нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность дошкольной образовательной организации:

- Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН

2.4.1.3049-13 для дошкольных образовательных организаций.

- Федерального государственного образовательного стандарта

дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства

образования и науки Российской Федерации N 1155 от 17 октября

2013 года.

По итогам проведенного анализа установлено, что в перечисленных выше нормативно-правовых документах прописана необходимость организации развивающей экологической среды в дошкольной образовательной организации:

1. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН

2.4.1.3049-13 для дошкольных образовательных организаций:

1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы

(далее –санитарные правила) направлены на охрану здоровья детей

при осуществлении деятельности по воспитанию, обучению, развитию

и оздоровлению, уходу и присмотру в дошкольных образовательных

организациях, а также при осуществлении услуг по развитию детей

(развивающие центры) в дошкольных организациях независимо от

вида, организационно-правовых форм и форм собственности.

3.1. Территорию дошкольной образовательной организации по периметру

рекомендуется ограждать забором и полосой зеленых насаждений.

Озеленение деревьями и кустарниками проводят с учетом

климатических условий. Территорию рекомендуется озеленять из

расчета 50% площади территории, свободной от застройки. Зеленые

насаждения используются для разделения групповых площадок друг от

друга и отделения групповых площадок от хозяйственной зоны.

При озеленении территории не проводится посадка плодоносящих

деревьев и кустарников, ядовитых и колючих растений [19].

2. Федеральный государственный образовательный стандарт

дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства

образования и науки Российской Федерации N 1155 от 17 октября

2013 г.:

1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач:

1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в

том числе их эмоционального благополучия;

2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого

ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства,

пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других

особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их

возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.

2.6. Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности,

мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее – образовательные области): - познавательное развитие.

Познавательное развитие предполагает:

- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; - формирование познавательных действий, становление сознания;

- развитие воображения и творческой активности;

- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах

окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего

мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы,

многообразии стран и народов мира.

3.2.5. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают поддержку индивидуальности и инициативы детей через: помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.).

3.3.3. Развивающая предметно-пространственная среда должна

обеспечивать:

реализацию различных образовательных программ;

учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.

Таким образом, создается развивающее пространство, которое позволяет стимулировать у детей познавательные способности.

По итогам проведенного анализа сделан вывод:

В соответствии с нормативно-правовыми документами (Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 для дошкольных образовательных организаций, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации N 1155 от 17 октября 2013 г) каждой дошкольной образовательной организации необходимо проводить работу по организации экологической среды как одного из методов экологического воспитания детей дошкольного возраста [20].

2.3. Анализ деятельности МБДОУ «Осинский детский сад №3»

МО «Осинский район» Иркутской области

по проектированию экологической среды как метода

воспитания детей дошкольного возраста

С целью изучения опыта дошкольной образовательной организации по проектированию экологической среды как метода воспитания детей дошкольного возраста был проведен анализ деятельности МДОУ «Осинский детский сад №3» МО «Осинский район» Иркутской области за 2015-2016 учебный год.

Данные исследования проводились через следующие формы работы: - беседу с заведующей МБДОУ «Осинский детский сад №3» Инкеевой

Раисой Романовной;

- беседу с воспитателем старшей группы МБДОУ «Осинский детский сад

№3» Алексеевой Анной Степановной;

- изучение анализа работы МБДОУ «Осинский детский сад№3» за 2015-

2016 учебный год [18].

По итогам проведенных исследований было установлено:

Работа по созданию экологической среды в детском саду проводится согласно плану работы дошкольной образовательной организации на 2015-2016 учебный год.

Создание экологической развивающей среды в детском саду является одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольной образовательной организации.

Главными задачами проведения данной работы являются:

- создание условий для формирования у ребёнка экологической культуры;

- формирование экологически грамотного поведения в природе, безопасного как для самой природы, так и для ребёнка;

- создание условий для ознакомления и общения ребёнка с природой ближайшего окружения. С развивающей экологической среды в детском саду направлено на познавательное развитие ребёнка;

-эколого-эстетическое развитие;

-формирование нравственных качеств;

-формирование экологически грамотного поведения;

- экологизацию различных видов детской деятельности.

Экологическая развивающая среда в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Осинский детский сад №3» МО «Осинский район» Иркутской области организована через создание уголка природы, который предназначен для проведения экологических занятий, самостоятельных наблюдений, знакомства с коллекциями природного материала (семенами, плодами, ухода за живыми объектами (комнатными растениями). В уголке природы с детьми проводятся занятия по экологии (Правила поведения в природе, Откуда что растет, Огород на окне, Домашние питомцы, направленные на ознакомление с миром природы и формирование бережного отношения к окружающему миру.

По итогам проведенного исследования сделан выводы:

- В Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном

учреждении Осинский детский сад №3» МО «Осинский район»

Иркутской области проводится работа по созданию развивающей

экологической среды через организацию уголка природы.

- В дошкольной образовательной организации нет единого плана или

программы по созданию развивающей экологической среды.

Работа в данном направлении проводится в форме отдельных

мероприятий в уголке природы.

2.4. Проведение исследований по изучению затруднений у

педагогов и родителей воспитанников МБДОУ «Осинский

детский сад №3» МО «Осинский район» Иркутской

области в формировании экологической культуры

детей дошкольного возраста

С целью эффективной организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации, направленного на формирование экологической культуры дошкольников через проектирование развивающей экологической среды необходимо проводить исследования по выявлению затруднений педагогов, родителей в организации данной деятельности.

Данные исследования можно провести через организацию бесед, педагогические наблюдения, проведение анкетирования и интервьюирования.

В помощь педагогам детского сада в проведении исследований по изучению затруднений в организации и проектировании развивающей экологической среды автором выпускной квалификационной работы были разработаны вопросы для родителей и педагогов детского сада (Приложение 1).

По разработанным анкетам 4,8 апреля 2016 года было проведено анкетирование воспитателей и родителей МБДОУ «Осинский детский сад». В анкетировании приняли участие 6 педагогов и 18 родителей детей старшей группы. (Приложение 2).

По итогам проведения анкетирования были сделаны выводы:

1. Родители детей старшей группы и воспитатели МБДОУ «Осинский

детский сад №3» осознают необходимость проведения

целенаправленной работы с детьми по формированию экологической

культуры у детей дошкольного возраста.

2. На момент проведения анкетирования данная работа проводилась на

уровне отдельных мероприятий (занятия по экологии, экскурсии в

уголок природы). В детском саду отсутствует единая программа по

проектированию развивающей экологической среды.

3. Родители и воспитатели отмечают, что эффективность организации

воспитательно-образовательного процесса, направленного на

формирование экологической культуры детей дошкольного возрасте в детском саду возрастет при условии совместной деятельности и сотрудничества детского сада и семьи.

2.5. Разработка информационно-аналитических и

методических материалов по организации развивающей экологической среды в дошкольной образовательной

организации

В рамках проведения исследования по организации развивающей экологической среды в дошкольной образовательной организации автором выпускной квалификационной работы совместно с научным руководителем разработаны учебно-справочные пособия, которые помогут педагогам в организации развивающей экологической среды:

- Комнатные растения как составляющая развивающей экологической

среды дошкольной образовательной организации (Приложение 3)

- Сценарии мероприятий, направленных на воспитание экологической

культуры детей дошкольного возраста в условиях дошкольной

образовательной организации, которые проводились автором выпускной квалификационной работы реализации программы «Экология малышам» базе МБДОУ «Осинский детский сад №3» (Приложение 4).

2.6. Выводы по главе 2

Организация работы дошкольной образовательной организации по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста должна осуществляться при соблюдении следующих условий:

1. При организации и проектировании развивающей экологической среды в дошкольной образовательной организации необходимо учитывать основные принципы организации данной деятельности: принцип дистанции, позиции при взаимодействии; принцип активности, самостоятельности, творчества; принцип стабильности - динамичности развивающей среды; принцип комплексирования и гибкого зонирования; принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого; принцип открытости – закрытости; принцип учета половых и возрастных различий детей.

2. Организация и проектирование развивающей экологической среды должны соответствовать нормативно-правовым документам, регламентирующим деятельность дошкольной образовательной организации.

3. При организации развивающей экологической среды необходимо

проводить исследование среди участников образовательного процесса с целью выявления затруднений в данной направлении деятельности.

4. При планировании экологической среды целесообразно использовать

разные учебно-справочные и методические пособия и имеющийся опыт работы в данном направлении.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развивающая экологическая среда в дошкольной образовательной организации должна способствовать познавательному развитию ребенка, эколого-эстетическому развитию, оздоровлению ребенка, формированию нравственных качеств, формированию экологически грамотного поведения, экологизации различных видов детской деятельности.

Проведенные в рамках выполнения выпускной квалификационной работы исследования теоретического и практического характера позволяют раскрыть особенности развивающей экологической среды как одного из методов экологического воспитания детей дошкольного возраста и изучить условия организации данной деятельности в дошкольной образовательной организации.

Проведенные в рамках выполнения выпускной квалификационной работы исследования доказали гипотезу: эффективность процесса создания в современной дошкольной образовательной организации развивающей экологической среды может быть достигнута, если будут соблюдены следующие условия:

- знание педагогами теоретических основ организации развивающей

экологической среды;

- педагоги опираются на основные принципы организации и

проектировании развивающей экологической среды;

- организация экологической среды проводится на основе исследований

среди участников образовательного процесса с целью выявления

затруднений в данной направлении деятельности

- при организации развивающей экологической среды используются

учебно-справочные и методические пособия.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что материалы работы могут быть использованы в дальнейших исследованиях организации развивающей экологической среды в дошкольной образовательной организации.

Практическая значимость исследования состоит в разработке информационно-диагностических материалов и методического пособия, которые могут быть использованы педагогическими работниками при организации и проектировании развивающей экологической среды в дошкольной образовательной организации.

.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Научная и учебная литература:

1. Безгина Е. Не разрушать, а созидать. // Дошкольное воспитание. – 2003–

№ 7-с. 24-26

2. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое

пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж, 2004-231с.

3. Маневцова Л. М. Мир природы и ребенок: Методика экологического

воспитания дошкольников. – СПб., 2008, 146с

4. Миллер Т. Жизнь в окружающей среде: Программа всеобщего

экологического образования. -М., 2003-196с.

5. Николаева С. Н. Любовь к природе воспитываем с детства:

Рекомендации педагогам, родителям и гувернерам. – М, 2004-127с.

6. Николаева С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников:

Книга для воспитателей детского сада. -М., 2004-123с.

7. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников:

Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального

образования. - М., 2012-232с.

8. Николаева С. Н. Комарова И. А. Сюжетные игры в экологическом

воспитании дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных

учреждений. - М., 2003-156с.

9. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей:

Учебное пособие. - М., 2002-137с.

10. Николаева С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников:

Книга для воспитателей детского сада. – М., 2004- 265с.

11. Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в

детском саду. – М., 2004 – 186с.

12. Николаева С. Н. Эколог в детском саду: Программа повышения

квалификации. – М., 2004 г-78с.

13. Потапова Н. Г. Экологическая азбука для детей и подростков. -М. ,2000-

135с.

14. Рыжова Н. А. Не просо сказки. Экологические рассказы, сказки,

праздники. - М., 2002-168с

15. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. Книга для

педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов

педагогических университетов и колледжей. – М, 2001-127с.

16. Самкова В. А. Теплова Д. Л. Найди свой дом. Лесные экосистемы:

Методические рекомендации к игровому комплекту. - М., 2001- 123с

17. Табукашвили Т. Г. От джиагностики к экологическому развитию. -

Ростов на Дону, 2003-187с.

Нормативно-правовые акты:

18. Анализ деятельности Муниципального бюджетного дошкольного

образовательного учреждения «Осинский детский сад» МО «Осинский

район» Иркутской области за 2015-2016 учебный год

19. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН

2.4.1.3049-13 для дошкольных образовательных организаций.

20. Федеральный государственный образовательный стандарт

дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства

образования и науки Российской Федерации N 1155 от 17 октября

2013 года

Публикации по теме:

Проектирование развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ Выполнила: воспитатель МАДОУ «Детский сад №350» Курчатовского района г. Челябинска Максимова Галина Георгиевна «Проектирование развивающей.

Конспект занятия «Человек красен трудом. Профессии людей сельской местности» (средний дошкольный возраст) Конспект занятия: Человек красен трудам. Окружающий мир. Средний дошкольный возраст. Программное содержание: Познакомить детей с профессиями.

Консультация логопеда для родителей «Создание эффективной развивающей предметно-пространственной среды в домашних условиях» .

Консультация «Сенсорный уголок в первой младшей группе» организация предметно-развивающей среды в условиях ФГОСКонсультация «Сенсорный уголок в первой младшей группе» организация предметно-развивающей среды в условиях ФГОС Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей среды.

Презентация «Проектирование музыкальной предметно-развивающей среды в ДОУ» презентация на тему: "Проектирование музыкальной предметно-развивающей среды в ДОУ" При организации предметно-пространственной среды в детском.

Проект развивающей предметно-пространственной среды направленный на формирование экологической компетенции воспитанников Проблема экологического образования подрастающего поколения является в настоящее время одной из актуальных и глобальных проблем. Планета.

Проектирование развивающей предметно-пространственной среды в группе для детей с ЗПР Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости.

Презентация «Проектирование развивающей предметно-пространственной среды в условиях реализации ФГОС» .

Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей раннего возраста в условиях развивающей средыРазвитие познавательно-исследовательской деятельности детей раннего возраста в условиях развивающей среды Ранний возраст – период активного познания окружающего мира и экспериментирования ребенка с предметным миром. В этот период дети активно.

Создание эффективной предметно-развивающей среды в домашних условиях Для всестороннего развития ребенка в домашних условиях организуются несколько предметно-развивающих «сред»: для речевого, математического,.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Наша армия
  • Лето
Автор публикации:
Проектирование экологической развивающей среды в ДОУ в условиях сельской местности
Опубликовано: 19 января 2018 в 10:56
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 октября. День хохломы на МААМ

Хохлома – исконно русский народный промысел. Он появился и оформился как особенная традиция росписи деревянной посуды в нижегородских деревнях, среди керженских лесов. Хохлома радует уникальными, только...

21 октября. День каштана

Плоды каштана – главное богатство этого красивого дерева. Древние римляне специально выращивали каштановые деревья ради плодов, которые они, перемалывая в муку, употребляли для выпечки хлеба. По...

Фоторепортаж «Путешествие в Абхазию»
Фоторепортаж «Путешествие в Абхазию» Уважаемые коллеги! Недавно листала семейный альбом путешествий и вспоминала нашу поездку в Абхазию в начале октября...
Развлечение первой младшей группы «Давайте поиграем». Внесение новой игры «Блоки...
В этом году я работаю в первой младшей группе. В возрасте 2-3 года дети накапливают множество знаний о форме предметов, о размере, цветах. Прекрасным...
Конспект интегрированной НОД по продуктивной деятельности «Осеннее дерево»
Автор: Чаптыкова Ирина Васильевна Тема: «Осеннее дерево» Цель: создание социальной ситуации развития в процессе занятий объемной аппликацией «Осеннее...