Лучший педагог года

Проектирование экологической развивающей среды в ДОУ в условиях сельской местности

Вероника Игнатьева
Проектирование экологической развивающей среды в ДОУ в условиях сельской местности

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА I. РАЗВИВАЮЩАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СРЕДА В

ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 6

1.1. Определение развивающей экологической среды 6

1.2. Организация зеленой зоны в дошкольной образовательной

организации 7

1.3. Выводы по главе 1 14

Публикация «Проектирование экологической развивающей среды в ДОУ в условиях сельской местности» размещена в разделах

ГЛАВА II. ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ

ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 16

2.1. Принципы организации развивающей экологической среды в

дошкольной образовательной организации 16

2.2. Нормативно-правовое обеспечение организации и

проектирования развивающей экологической среды в

дошкольной образовательной организации

дошкольной образовательной организации 17

2.3. Анализ деятельности МБДОУ «Осинский детский сад №3»

МО «Осинский район» Иркутской области

по проектированию экологической среды как метода

воспитания детей дошкольного возраста 18

2.4. Проведение исследований по изучению затруднений у

педагогов и родителей воспитанников МБДОУ «Осинский

детский сад №3» МО «Осинский район» Иркутской

области в формировании экологической культуры

детей дошкольного возраста 20

2.5. Разработка информационно-аналитических и методических

материалов по организации развивающей экологической

среды в дошкольной образовательной организации 21

2.6. Выводы по главе 2 22

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время человечество вступило в новую эпоху своих взаимоотношений с окружающей средой. Сегодня возникла необходимость принципиально нового подхода - осознание природы и общества как функционально равных частей единого целого. Он требует постоянного соотнесения действий окружающей среды, учета законов природы и ее естественных процессов. Только при соблюдении этих условий возможно развитие природы и общества как единого целого.

Естественное следствие нового подхода - это понимание того, что целью образования подрастающего поколения должно стать формирование гражданина планеты с новым мышлением, мировоззрением, новой экологической культурой.

Так как ответственное отношение - это сложное комплексное образование, сформировать его невозможно без обновления всей учебно-воспитательной работы во всех типах образовательных организаций и начинать необходимо с детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.

Дошкольная образовательная организация должна проводить системную целенаправленную работу по созданию в детском саду развивающей экологической среды.

Развивающая экологическая среда - это среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, для экологического воспитания дошкольников и пропаганды экологических знаний среди взрослых.

Цель работы: изучить особенности организации и проектирования развивающей экологической среды в дошкольной образовательной организации как метода воспитания детей дошкольного возраста.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи исследования:

- анализ особенностей развивающей экологической среды в дошкольной образовательной организации;

- изучение условий организации и проектирования развивающей

экологической среды в дошкольной образовательной организации через анализ нормативно-правового обеспечения организации развивающей экологической среды;

- разработка информационно-аналитических и методических материалов по организации и проектированию развивающей экологической среды в дошкольной образовательной организации.

Объект исследования: организация предметно-развивающей среды в дошкольной образовательной организации.

Предмет исследования: Особенности организации и проектирования развивающей экологической среды в дошкольной образовательной организации в условиях сельской местности.

В ходе проведения исследования была выдвинута гипотеза: эффективность процесса создания в современной дошкольной образовательной организации развивающей экологической среды может быть достигнута, если будут соблюдены следующие условия :

- знание педагогами теоретических основ организации развивающей

экологической среды;

-педагоги опираются на основные принципы организации и

проектировании развивающей экологической среды;

- организация экологической среды проводится на основе исследований

среди участников образовательного процесса с целью выявления

затруднений в данной направлении деятельности

- при организации развивающей экологической среды используются

учебно-справочные и методические пособия.

Для достижения цели работы и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

- анализ и обобщение литературы по проблеме исследования;

- анализ нормативно-правовых документов, регламентирующих разработку и проектирование развивающей экологической среды в дошкольной образовательной организации;

- разработка информационно-аналитических и методических пособий по организации и проектированию развивающей экологической среды в дошкольной образовательной организации.

При выполнении работы использована научная, учебная литература по теме исследования и нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность дошкольной образовательной организации при проектировании развивающей экологической среды.

Выпускная квалификационная работа содержит введение, заключение, список используемой литературы, приложения и две главы основного текста:

Глава 1. Развивающая экологическая среда в дошкольной образовательной

организации.

Глава 2. Проектирование развивающей экологической среды в

дошкольной образовательной организации.

ГЛАВА II. ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ

ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

2.1. Принципы организации развивающей экологической

среды в дошкольной образовательной организации

При организации и проектировании развивающей экологической среды в дошкольной образовательной организации необходимо учитывать следующие принципы:

1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.

2. Принцип активности, самостоятельности, творчества

3. Принцип стабильности - динамичности развивающей среды

4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования

5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и

эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого.

6. Принцип открытости – закрытости.

7. Принцип учета половых и возрастных различий детей.

Развивающая экологическая среда - это особым образом организованное социокультурное и педагогическое пространство, в рамках которого структурируются несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта.

Развивающая экологическая среда должна меняться в зависимости от возрастных особенностей воспитанников, периода обучения и реализуемой педагогами программы. В среде должна быть заложена возможность ее изменения в соответствии со вкусами и настроениями детей, а также с учетом разнообразных педагогических задач [14; 24-25].

В настоящее время экологические комплексы созданы во многих дошкольных учреждениях страны. Все они отличаются друг от друга, однако выполняют одну и ту же роль - повышают эффективность экологического образования.

2.2. Нормативно-правовое обеспечение организации и

проектирования развивающей экологической среды дошкольной

образовательной организации

Развивающая экологическая среда в дошкольной образовательной организации должна быть построена в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность детского сада.

В рамках проведения исследования с целью изучения нормативно-правового обеспечения организации развивающей экологической среды был проведен анализ нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность дошкольной образовательной организации:

- Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН

2.4.1.3049-13 для дошкольных образовательных организаций.

- Федерального государственного образовательного стандарта

дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства

образования и науки Российской Федерации N 1155 от 17 октября

2013 года.

По итогам проведенного анализа установлено, что в перечисленных выше нормативно-правовых документах прописана необходимость организации развивающей экологической среды в дошкольной образовательной организации:

1. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН

2.4.1. 3049-13 для дошкольных образовательных организаций:

1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы

(далее –санитарные правила) направлены на охрану здоровья детей

при осуществлении деятельности по воспитанию, обучению, развитию

и оздоровлению, уходу и присмотру в дошкольных образовательных

организациях, а также при осуществлении услуг по развитию детей

(развивающие центры) в дошкольных организациях независимо от

вида, организационно-правовых форм и форм собственности.

3.1. Территорию дошкольной образовательной организации по периметру

рекомендуется ограждать забором и полосой зеленых насаждений.

Озеленение деревьями и кустарниками проводят с учетом

климатических условий. Территорию рекомендуется озеленять из

расчета 50% площади территории, свободной от застройки. Зеленые

насаждения используются для разделения групповых площадок друг от

друга и отделения групповых площадок от хозяйственной зоны.

При озеленении территории не проводится посадка плодоносящих

деревьев и кустарников, ядовитых и колючих растений [19].

2. Федеральный государственный образовательный стандарт

дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства

образования и науки Российской Федерации N 1155 от 17 октября

2013 г. :

1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач:

1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в

том числе их эмоционального благополучия;

2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого

ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства,

пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других

особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их

возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.

2.6. Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности,

мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее – образовательные области) : - познавательное развитие.

Познавательное развитие предполагает :

- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; - формирование познавательных действий, становление сознания;

- развитие воображения и творческой активности;

- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах

окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего

мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы,

многообразии стран и народов мира.

3.2.5. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают поддержку индивидуальности и инициативы детей через: помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.).

3.3.3. Развивающая предметно-пространственная среда должна

обеспечивать:

реализацию различных образовательных программ;

учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.

Таким образом, создается развивающее пространство, которое позволяет стимулировать у детей познавательные способности.

По итогам проведенного анализа сделан вывод:

В соответствии с нормативно-правовыми документами (Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 для дошкольных образовательных организаций, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации N 1155 от 17 октября 2013 г) каждой дошкольной образовательной организации необходимо проводить работу по организации экологической среды как одного из методов экологического воспитания детей дошкольного возраста [20].

2.3. Анализ деятельности МБДОУ «Осинский детский сад №3»

МО «Осинский район» Иркутской области

по проектированию экологической среды как метода

воспитания детей дошкольного возраста

С целью изучения опыта дошкольной образовательной организации по проектированию экологической среды как метода воспитания детей дошкольного возраста был проведен анализ деятельности МДОУ «Осинский детский сад №3» МО «Осинский район» Иркутской области за 2015-2016 учебный год.

Данные исследования проводились через следующие формы работы: - беседу с заведующей МБДОУ «Осинский детский сад №3» Инкеевой

Раисой Романовной;

- беседу с воспитателем старшей группы МБДОУ «Осинский детский сад

№3» Алексеевой Анной Степановной;

- изучение анализа работы МБДОУ «Осинский детский сад№3» за 2015-

2016 учебный год [18].

По итогам проведенных исследований было установлено:

Работа по созданию экологической среды в детском саду проводится согласно плану работы дошкольной образовательной организации на 2015-2016 учебный год.

Создание экологической развивающей среды в детском саду является одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольной образовательной организации.

Главными задачами проведения данной работы являются:

- создание условий для формирования у ребёнка экологической культуры;

- формирование экологически грамотного поведения в природе, безопасного как для самой природы, так и для ребёнка;

- создание условий для ознакомления и общения ребёнка с природой ближайшего окружения. С развивающей экологической среды в детском саду направлено на познавательное развитие ребёнка;

-эколого-эстетическое развитие;

-формирование нравственных качеств;

-формирование экологически грамотного поведения;

- экологизацию различных видов детской деятельности.

Экологическая развивающая среда в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Осинский детский сад №3» МО «Осинский район» Иркутской области организована через создание уголка природы, который предназначен для проведения экологических занятий, самостоятельных наблюдений, знакомства с коллекциями природного материала (семенами, плодами, ухода за живыми объектами (комнатными растениями). В уголке природы с детьми проводятся занятия по экологии (Правила поведения в природе, Откуда что растет, Огород на окне, Домашние питомцы, направленные на ознакомление с миром природы и формирование бережного отношения к окружающему миру.

По итогам проведенного исследования сделан выводы:

- В Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном

учреждении Осинский детский сад №3» МО «Осинский район»

Иркутской области проводится работа по созданию развивающей

экологической среды через организацию уголка природы.

- В дошкольной образовательной организации нет единого плана или

программы по созданию развивающей экологической среды.

Работа в данном направлении проводится в форме отдельных

мероприятий в уголке природы.

2.4. Проведение исследований по изучению затруднений у

педагогов и родителей воспитанников МБДОУ «Осинский

детский сад №3» МО «Осинский район» Иркутской

области в формировании экологической культуры

детей дошкольного возраста

С целью эффективной организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации, направленного на формирование экологической культуры дошкольников через проектирование развивающей экологической среды необходимо проводить исследования по выявлению затруднений педагогов, родителей в организации данной деятельности.

Данные исследования можно провести через организацию бесед, педагогические наблюдения, проведение анкетирования и интервьюирования.

В помощь педагогам детского сада в проведении исследований по изучению затруднений в организации и проектировании развивающей экологической среды автором выпускной квалификационной работы были разработаны вопросы для родителей и педагогов детского сада (Приложение 1).

По разработанным анкетам 4,8 апреля 2016 года было проведено анкетирование воспитателей и родителей МБДОУ «Осинский детский сад». В анкетировании приняли участие 6 педагогов и 18 родителей детей старшей группы. (Приложение 2).

По итогам проведения анкетирования были сделаны выводы:

1. Родители детей старшей группы и воспитатели МБДОУ «Осинский

детский сад №3» осознают необходимость проведения

целенаправленной работы с детьми по формированию экологической

культуры у детей дошкольного возраста.

2. На момент проведения анкетирования данная работа проводилась на

уровне отдельных мероприятий (занятия по экологии, экскурсии в

уголок природы). В детском саду отсутствует единая программа по

проектированию развивающей экологической среды.

3. Родители и воспитатели отмечают, что эффективность организации

воспитательно-образовательного процесса, направленного на

формирование экологической культуры детей дошкольного возрасте в детском саду возрастет при условии совместной деятельности и сотрудничества детского сада и семьи.

2.5. Разработка информационно-аналитических и

методических материалов по организации развивающей экологической среды в дошкольной образовательной

организации

В рамках проведения исследования по организации развивающей экологической среды в дошкольной образовательной организации автором выпускной квалификационной работы совместно с научным руководителем разработаны учебно-справочные пособия, которые помогут педагогам в организации развивающей экологической среды :

- Комнатные растения как составляющая развивающей экологической

среды дошкольной образовательной организации (Приложение 3)

- Сценарии мероприятий, направленных на воспитание экологической

культуры детей дошкольного возраста в условиях дошкольной

образовательной организации, которые проводились автором выпускной квалификационной работы реализации программы «Экология малышам» базе МБДОУ «Осинский детский сад №3» (Приложение 4).

2.6. Выводы по главе 2

Организация работы дошкольной образовательной организации по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста должна осуществляться при соблюдении следующих условий :

1. При организации и проектировании развивающей экологической среды в дошкольной образовательной организации необходимо учитывать основные принципы организации данной деятельности: принцип дистанции, позиции при взаимодействии; принцип активности, самостоятельности, творчества; принцип стабильности - динамичности развивающей среды; принцип комплексирования и гибкого зонирования; принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого; принцип открытости – закрытости; принцип учета половых и возрастных различий детей.

2. Организация и проектирование развивающей экологической среды должны соответствовать нормативно-правовым документам, регламентирующим деятельность дошкольной образовательной организации.

3. При организации развивающей экологической среды необходимо

проводить исследование среди участников образовательного процесса с целью выявления затруднений в данной направлении деятельности.

4. При планировании экологической среды целесообразно использовать

разные учебно-справочные и методические пособия и имеющийся опыт работы в данном направлении.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развивающая экологическая среда в дошкольной образовательной организации должна способствовать познавательному развитию ребенка, эколого-эстетическому развитию, оздоровлению ребенка, формированию нравственных качеств, формированию экологически грамотного поведения, экологизации различных видов детской деятельности.

Проведенные в рамках выполнения выпускной квалификационной работы исследования теоретического и практического характера позволяют раскрыть особенности развивающей экологической среды как одного из методов экологического воспитания детей дошкольного возраста и изучить условия организации данной деятельности в дошкольной образовательной организации.

Проведенные в рамках выполнения выпускной квалификационной работы исследования доказали гипотезу: эффективность процесса создания в современной дошкольной образовательной организации развивающей экологической среды может быть достигнута, если будут соблюдены следующие условия :

- знание педагогами теоретических основ организации развивающей

экологической среды;

- педагоги опираются на основные принципы организации и

проектировании развивающей экологической среды;

- организация экологической среды проводится на основе исследований

среди участников образовательного процесса с целью выявления

затруднений в данной направлении деятельности

- при организации развивающей экологической среды используются

учебно-справочные и методические пособия.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что материалы работы могут быть использованы в дальнейших исследованиях организации развивающей экологической среды в дошкольной образовательной организации.

Практическая значимость исследования состоит в разработке информационно-диагностических материалов и методического пособия, которые могут быть использованы педагогическими работниками при организации и проектировании развивающей экологической среды в дошкольной образовательной организации.

.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Научная и учебная литература:

1. Безгина Е. Не разрушать, а созидать. // Дошкольное воспитание. – 2003–

№ 7-с. 24-26

2. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое

пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж, 2004-231с.

3. Маневцова Л. М. Мир природы и ребенок: Методика экологического

воспитания дошкольников. – СПб., 2008, 146с

4. Миллер Т. Жизнь в окружающей среде : Программа всеобщего

экологического образования. -М., 2003-196с.

5. Николаева С. Н. Любовь к природе воспитываем с детства:

Рекомендации педагогам, родителям и гувернерам. – М, 2004-127с.

6. Николаева С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников:

Книга для воспитателей детского сада. -М., 2004-123с.

7. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников:

Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального

образования. - М., 2012-232с.

8. Николаева С. Н. Комарова И. А. Сюжетные игры в экологическом

воспитании дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных

учреждений. - М., 2003-156с.

9. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей :

Учебное пособие. - М., 2002-137с.

10. Николаева С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников:

Книга для воспитателей детского сада. – М., 2004- 265с.

11. Николаева С. Н. Юный эколог : программа и условия ее реализации в

детском саду. – М., 2004 – 186с.

12. Николаева С. Н. Эколог в детском саду : Программа повышения

квалификации. – М., 2004 г-78с.

13. Потапова Н. Г. Экологическая азбука для детей и подростков. -М. ,2000-

135с.

14. Рыжова Н. А. Не просо сказки. Экологические рассказы, сказки,

праздники. - М., 2002-168с

15. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. Книга для

педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов

педагогических университетов и колледжей. – М, 2001-127с.

16. Самкова В. А. Теплова Д. Л. Найди свой дом. Лесные экосистемы:

Методические рекомендации к игровому комплекту. - М., 2001- 123с

17. Табукашвили Т. Г. От джиагностики к экологическому развитию. -

Ростов на Дону, 2003-187с.

Нормативно-правовые акты:

18. Анализ деятельности Муниципального бюджетного дошкольного

образовательного учреждения «Осинский детский сад» МО «Осинский

район» Иркутской области за 2015-2016 учебный год

19. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН

2.4.1.3049-13 для дошкольных образовательных организаций.

20. Федеральный государственный образовательный стандарт

дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства

образования и науки Российской Федерации N 1155 от 17 октября

2013 года

Публикации по теме:

Проектирование развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ Выполнила: воспитатель МАДОУ «Детский сад №350» Курчатовского района г. Челябинска Максимова Галина Георгиевна «Проектирование развивающей.

Конспект занятия «Человек красен трудом. Профессии людей сельской местности» (средний дошкольный возраст) Конспект занятия: Человек красен трудам. Окружающий мир. Средний дошкольный возраст. Программное содержание: Познакомить детей с профессиями.

Консультация логопеда для родителей «Создание эффективной развивающей предметно-пространственной среды в домашних условиях» .

Консультация «Сенсорный уголок в первой младшей группе» организация предметно-развивающей среды в условиях ФГОСКонсультация «Сенсорный уголок в первой младшей группе» организация предметно-развивающей среды в условиях ФГОС Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей среды.

Презентация «Проектирование музыкальной предметно-развивающей среды в ДОУ» презентация на тему: "Проектирование музыкальной предметно-развивающей среды в ДОУ" При организации предметно-пространственной среды в детском.

Проект развивающей предметно-пространственной среды направленный на формирование экологической компетенции воспитанников Проблема экологического образования подрастающего поколения является в настоящее время одной из актуальных и глобальных проблем. Планета.

Проектирование развивающей предметно-пространственной среды в группе для детей с ЗПР Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости.

Презентация «Проектирование развивающей предметно-пространственной среды в условиях реализации ФГОС» .

Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей раннего возраста в условиях развивающей средыРазвитие познавательно-исследовательской деятельности детей раннего возраста в условиях развивающей среды Ранний возраст – период активного познания окружающего мира и экспериментирования ребенка с предметным миром. В этот период дети активно.

Создание эффективной предметно-развивающей среды в домашних условиях Для всестороннего развития ребенка в домашних условиях организуются несколько предметно-развивающих «сред»: для речевого, математического,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектирование экологической развивающей среды в ДОУ в условиях сельской местности
Опубликовано: 19 января 2018 в 10:56
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД