МААМ-картинки

Проективные (графические) методики как одна из форм работы с родителями

Аксиния Лепчикова
Проективные (графические) методики как одна из форм работы с родителями
▼ Скачать + Заказать документы

Возрастные особенности дошкольников, обусловленные пока еще ограниченными возможностями в осознании и вербализации межличностных отношений, ставят педагогов-психологов перед необходимостью использования проективных графических методик для решения диагностических и коррекционных задач. Они позволяют «изнутри» увидеть окружающую среду ребенка, как она преломляется в его сознании, как он сам оценивает свое место в этой среде.

Публикация «Проективные (графические) методики как одна из форм работы с родителями» размещена в разделах

Семья считается главным институтом воспитания. Именно в семье закладываются основы личности ребенка. Она может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. Однако не всякая семья оказывается способной выполнить в достаточной мере эти функции. Таким образом, на формирование личности ребенка оказывают влияние общая атмосфера семьи: формы и способы взаимодействия взрослых и детей, которые в ней преобладают. В зависимости от возраста детей взаимоотношения могут стимулировать развитие чувства покровительства, ответственности или ревности по отношению к младшим или же усиливать ощущение эмоциональной защищенности, инфантильности в окружении старших детей.

Как показывает практика, наиболее информативными, в работе педагога-психолога являются такие проективные методики как «Рисунок человека», КРС «Моя семья» Хоментаускаса, «Разноцветные домики» И. И. Ганошенко и И. В. Тихомировой, направленные на изучения особенностей эмоционально-личностного развития ребёнка. Методика «Рисунок человека» предполагает изучение детей средних, старших и подготовительных групп. После диагностики проводится анализ рисунков. Методика «Разноцветные домики» проводится с детьми выборочно или если поступает запрос от родителей по вопросам воспитания ребенка в семье и выявления эмоционально-личностного состояния ребенка.

Одним из приоритетных направлений работы педагога-психолога является работа с родителями, в частности консультации для родителей (законных представителей) по вопросам и проблемам воспитания ребенка в семье. Но иногда бывает так, что родители не всегда могут правильно сформулировать стили воспитания в семье, не знают внутренний мир своего ребенка, скрывают некоторые факторы.

Приведем пример из практики. В прошлом году был мальчик из подготовительной группы. Мальчик из полной благополучной семьи. По наблюдениям и проведенным диагностикам у мальчика был высокий уровень тревожности. Рисунок человека – линии отрывисты, нажим сильный. Фон рисунка – преобладание синего цвета. На рисунке мужчина нарисован в черном цвете. На вопросы «Кто здесь нарисован. Что он делает на рисунке?» мальчик отвечает «Это папа. Он идет в магазин. Он постоянно ходит в магазин за пивом». И по тому, как он это проговорил, можно было предположить, что поведение отца в данном случае не нравится, доставляет неприятные ощущения. КРС «Моя семья» - мальчик рисует себя маленьким, вдали от отца, линии рисования отрывистые. Фигура отца центральная, занимает большое место, цвет черный. Фигура мамы стоит рядом с мальчиком, цвет спокойный, нейтральный. По рисунку можно предположить, что мальчик более привязан к матери, чувствует себя некомфортно по отношению к отцу, самооценка заниженная. «Разноцветные домики» - мальчик выбирает не центральный дом, заселяет отца вдалеке от себя, цвет выбирает тот, который ему не нравится, старательно, с особой тщательностью раскрашивает дом отца. К отцу «идет в гости» одним из последних.

После проведенных диагностик была приглашена мама на консультацию. После ознакомления с результатами диагностики мама ребенка призналась, что отец придерживается строгих правил воспитания, держит сына в «ежовых рукавицах», может применить физическое наказание по отношению к сыну. Была удивлена тем, что мальчик так болезненно реагирует на то, как отец иногда пьет пиво «Он (сын) никогда не говорил, не показывал вида, что ему неприятно видеть отца пьющим». Обещала, что обязательно поговорит с отцом, и они постараются изменить стиль воспитания. В последующем у мальчика отметилось снижение тревожности, стал более активным, спокойным. Второй пример. С запросом обратилась бабушка, которая рассказала, что сын развелся с женой, ребенок (внук) остался с отцом. После развода у ребенка изменилось поведение: стал очень шумным, плохо спит, не хочет идти домой. С мальчиком проведена диагностика «Разноцветные домики». На рисунке мальчик выбирает центральный дом. Эмоциональный фон рисунка благоприятный, спокойный. Ближе всех заселяет бабушку. Отца заселяет в дальний дом, дом отца закрашивает темным цветом. По анализу рисунка мальчика можно было предположить, что центральным и авторитетным членом является бабушка (дом бабушки расположен близко, окрашен в цвет, который нравится мальчику, все «хотят» идти в гости только к бабушке). После ознакомления с результатом диагностики, бабушка была удивлена тем, как мальчик относится к другим членам семьи, хотя внешне очень хорошо относится к отцу, призналась, что всеми вопросами в семье занимается сама, инициатором развода тоже была бабушка.

Таким образом, можно предположить, что проективные методики несут более достоверную информацию о ребенке и могут показать его внутренний мир, как он воспринимает сложившуюся семейную обстановку. На основании полученной информации педагог-психолог имеет возможность предложить родителям определенную модель детско-родительских отношений.

Публикации по теме:

Методические рекомендации по использованию технологий http://www.maam.ru/users/files/download322.htmlМетодические рекомендациипо оценке профессиональной деятельности педагогического работника.

Семинар с педагогами «Теория ТРИЗ-технологий» Цель семинара Создание условий для инновационного процесса в ДОУ, повышения качества образования и уровня изобретений за счет использования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проективные (графические) методики как одна из форм работы с родителями
Опубликовано: 28 февраля 2014 в 08:31
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проективные (графические) методики как одна из форм работы с родителями» (включая файлы) размещена пользователем Аксиния Лепчикова (УИ 169785) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД