Татьяна Аникина
Проект мини-музея в первой младшей группе «Матрешки в гостях у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ МИНИ – МУЗЕЯ
ПО ТЕМЕ
1 младшая группа
Автор проекта:
Аникина Татьяна Владимировна
Срок реализации: февраль - март
Участники проекта: дети 1 младшей группы, воспитатели, родители.
АКТУАЛЬНОСТЬ: Игра – это основная форма существования ребенка, она занимает большую часть времени, которую он бодрствует. Именно в процессе игры малыш познает мир, открывает для себя много нового и интересного. Неотъемлемой частью игры становится игрушка, которая является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса, выступая для ребенка предметом забавы, развлечения, радости и в то же время она - средство его всестороннего развития. В этой связи немаловажную роль в воспитании и развитии детей раннего возраста мы отводим русской народной игрушке (матрешке, которая интересна малышам, соответствует их жизненному опыту, несет в себе значительные возможности для познавательного и речевого развития.
Публикация «Проект мини-музея в первой младшей группе „Матрешки в гостях у детей“» размещена в разделах
- Матрешка, матрёшки
- Матрешка. Мини-музей
- Матрёшка. Проекты, тематические недели
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Народные промыслы и игрушки. Мини-музеи
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
Матрешка - русская деревянная игрушка, предмет декоративно – прикладного искусства. Она яркая самобытная, не похожа ни на одну игрушку мира. Развивающей и обучающей ценности матрешки может позавидовать любое современное пособие. Это замечательная игрушка – подлинный дар маленьким детям. С помощью матрешки можно научить детей выделять разные качества, величины, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объему. Это способствует координации руки и глаза, развивает восприятие и мышление маленьких детей. Умение разобрать и верно собрать матрешку развивает логическое мышление.
Знакомя детей с русской народной игрушкой, мы также развиваем эстетический вкус, украшаем сарафаны и платочки матрешек, рассматриваем картинки, используем матрешек для обыгрывания игровых ситуаций.
Нельзя считать себя культурным, интеллигентным человеком без знания своих корней, истоков, древних традиций, дошедших до наших дней. Приобщение детей к народной культуре, народному искусству является средством формирования у них развития духовности. Именно поэтому родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ: недостаточное пополнение дидактическим материалом предметно – развивающей среды, позволяющим использовать обучающие и развивающие возможности русской народной игрушки (матрешки) в различных видах детской деятельности, способствовало созданию мини – музея.
ЦЕЛЬ: воспитание интереса детей к народному творчеству на примере русской национальной игрушки - матрешки
ЗАДАЧИ:
1. Формировать знания детей об игрушке – матрешке в различных видах деятельности: речевой, продуктивной, игровой, музыкальной, двигательной, познавательной.
2. Познакомить родителей воспитанников с развивающей и обучающей ценностью матрешки и ее влиянию на детей раннего возраста; привлечь родителей к пополнению экспонатов музея
3. Воспитывать бережное отношение к игрушке и заботу о ней.
ДЕЙСТВИЯ:
Действия Ответственные
1. Изучение информации о матрешке, истории ее возникновения воспитатели
2. Беседа с родителями о создании мини – музея матрешки воспитатели
3. Консультация для родителей «Влияние матрешки на развитие детей раннего возраста» (приложение №1) воспитатели
4. Сбор экспонатов мини – музея: срезы из дерева, болванка матрешки, иллюстрации или матрешки различных видов (семеновская, сергиевопосадская, полхово – майданская, матрешки по сказкам, книги о матрешках или в виде «матрешки» Воспитатели
родители
5. Подбор потешек, стихотворений, песен о матрешках, подвижных игр с матрешками;
иллюстра-ции к ним
6. Изготовление шаблонов матрешек из белой бумаги для раскрашивания воспитатели
7. Изготовление домиков (красного, желтого, си-него, зеленого цветов) и матрешек Воспитатели
8. Вырезание матрешек разного размера воспитатели
9. Рисование матрешек, приклеивание их на картон, разрезать пополам воспитатели
10. Изготовление поделок и рисунков матрешки Родители и дети
РЕСУРСЫ: интернет – ресурсы, бумага, файлы, цветной картон, цветная бумага, клей, фотоальбомы
ПРОДУКТ: статья «История возникновения матрешки», иллюстра-ции матрешек разных видов, матрешки, срезы из дерева, болванка матрешки, книги о матрешках, папка «Потешки и стихотворения про матрешку», альбом «Песенки о матрешке», картотека «Подвижные игры с матрешкой», шаблоны матрешек для рисования; ди-дактические игры: «Собери матрешку», «Найди домик для матреш-ки», «Расставь матрешек», «Половинки»
выставка поделок и рисунков родителей с детьми «Наши матрешки»
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Цель достигнута, если: у детей и их родителей появился интерес к матрешке, предметно – развивающая среда пополнилась соответствующими материалами, используем матрешку в различных видах деятельности.
Литература:
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М. : Мозаика-Синтез, 2006.
2. Гржегоржевская К., Конижна-Бличард Я. Внедрение проектного подхода с детьми от полутора до трех лет//Современное дошкольное образование. Теория и практика №5 (31)/2012. Стр. 86-94.
3. О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. - СПб. : Детство-Пресс, 2004.
4. А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова, Ю. А. Акимов, И. К. Белова. Здравствуй, мир! Методические рекомендации для воспитателей и учителей. ««Баласс», 2006.
5. Примерная образовательная программа «От рождения до школы» под ред. Вераксы Н. Е.
6. Т. В. Галанова «Развивающие игры с малышами до трёх лет» - Ярославль: «Академия развития», 1998
7. http://rodnaya-tropinka.ru/zanyatiya-s-matreshkami-dlya-samy-h-malen-kih
Приложение 1
Консультация для родителей
«Влияние матрешки на развитие детей раннего возраста»
Матрешка – старинная русская забава. Она считается не только замечательным сувениром, но и интересной развивающей игрушкой для малыша. Игра – это основная форма существования ребенка, она занимает большую часть времени, которую он бодрствует. Именно в процессе игры малыш познает мир, открывает для себя много нового и интересного. Матрешка – одна из первых игрушек для малыша. Большим достоинством ее является то, что она безопасна, так как матрешка изготовлена из дерева и не имеет острых углов. Матрешка, несмотря на свою простоту, помогает развивать мелкую моторику, чувство формы и цвета, а также воспитывает усидчивость. Очень маленькие дети в начале могут только раскладывать и складывать матрешку. Кажется, что тут такого. Но нет, таким образом, ребенок развивает мелкую моторику пальчиков. Развивая пальчики, мы активизируем деятельность головного мозга малыша, а это речь, мышление, память, внимание и многое другое. Простое складывание и раскладывание в дальнейшем усложняем – мы начинаем сравнивать. Берем двухместную матрешку, открываем ее и достаем из нее другую поменьше. Рассматривая матрешку со взрослым, учится таким понятиям, как большая - маленькая матрешка. На примере с матрешкой ребенок учится распознавать другие большие и маленькие предметы. Научившись складывать и раскладывать матрешку, определять большая или маленькая матрешка, можно акцентировать внимание ребенка на том, во что она одета. Мы рассматриваем, какого цвета платок, платье у матрешки. Таким образом, матрешка помогает нам изучить цвета. Уникальным свойством матрешек является возможность развития сюжетной линии. На форме мат-решки может быть изображены персонажи из сказок. Например, из сказки «Колобок» и «Репка». Такие матрешки могут быть использованы в ролевых играх и театральной деятельности, что способствует развитию речи у ребенка. Собирая матрешку, ребенок должен совместить нижнюю и верхнюю части так, чтобы совпал рисунок на матрешке. Эта сторона деятельности ребенка помогает выработать ему усидчивость, внимание и упорство.
Приложение 2
Дидактическая игра «Найди домик для матрешки»
Область «Познавательное развитие» (сенсорное развитие)
Первый вариант игры.
Задачи:
1. Формировать умение детей называть цвета: красный, зелёный, жёлтый.
2. Формировать умение детей играть рядом.
«Поможем матрёшке найти свой домик».
Правила:
3. Игру проводит педагог, участвуют в игре 2 ребенка. 2. Не отбирать матрёшку у другого ребенка. 3. Кто правильно нашел домик для матрёшки, получает игрушку матрёшку.
Содержание игры (сюжет):
Рассказ педагога:
«Жили – были матрёшки, у них не было домиков. Пошли они искать свой домик и увидели: стоят домики и все разного цвета. Матрёшки растерялись и загрустили, потому что не знают, в каком домике жить. Давайте поможем матрёшкам».
Игровые действия:
Педагог предлагает поселить матрёшек в свои домики.
Задаёт вопросы: - Какого цвета дом? (красный… и т. П.) – Как вы думаете, кто живет в этом домике? – Какого цвета эта матрёшка? (красная… и т. П.)
Указание: Найди красную матрёшку и посели её в дом… (так по каждой матрёшке)
Игровые атрибуты:
3 домика разного цвета и величины, 3 матрёшки разного цвета и величины; игрушки-матрешки.
Результат:
Дети научились выделять и называть цвет: красный, зеленый, жёлтый.
Второй вариант игры
Задачи:
1. Привлечение внимания детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой дом – маленький домик, большая матрёшка – маленькая матрёшка).
2. Формировать умение детей играть рядом.
3. «Поможем матрёшкам построить свой домик».
Правила: (как в первом варианте)
3. Игру проводит педагог, участвуют в игре 2 ребёнка. 2. Не отбирать матрёшку у другого ребёнка. 3. Кто правильно нашел домик для матрёшки, получает игрушку матрёшку.
Содержание игры:
(как в первом варианте, но с опорой на величину)
Рассказ педагога: «Жили – были матрёшки, у них не было домиков. Пошли они искать свой домик и увидели: стоят домики и все разного размера. Матрёшки растерялись и загрустили, потому что не знают, в каком домике жить. Давайте поможем матрёшкам».
Игровые действия:
Вопросы: Где большой дом? – Где маленький домик? – Где большая матрешка? – Где маленькая матрешка? Указание: Возьми большую матрёшку и посели её в свой дом. Возьми маленькую матрёшку и посели её в свой дом.
Игровые атрибуты: большой и маленький дома, большая и маленькая матрёшки, игрушки-матрёшки.
Результат:
Дети научились выделять величину: большой, маленький и обозначать их в речи.
Третий вариант игры.
Задачи:
1. Формировать умение обследовать предметы, выделяя их величину (большой, маленький) и цвет (красный, жёлтый).
2. Формировать умение играть рядом.
3. «Поможем матрёшке найти свои домики».
Правила:
те же, что и в 1 варианте игры. 1. Игру проводит педагог, участвуют в игре 2 ребёнка. 2. Не отбирать матрёшку у другого ребёнка. 3. Кто правильно нашел домик для матрёшки, получает игрушку матрёшку.
Содержание игры:
Вопросы как в 1 и 2 вариантах.
Рассказ педагога: «Жили – были матрёшки, у них не было домиков. Пошли они искать свой домик и увидели: стоят домики и все разного цвета (разного размера). Матрёшки растерялись и загрустили, потому что не знают, в каком домике жить. Давайте поможем матрёшкам».
Игровые действия: Вопросы: Где большой красный дом? Покажи. – Где большая красная матрёшка? – Где маленький жёлтый домик? – Где маленькая жёлтая матрёшка? Указание: Возьми большую матрёшку и посели её в свой дом. Возьми маленькую матрёшку и посели её в свой дом.
Игровые атрибуты: - 2 домика, 2 матрёшки.
Результат:
Сформированы умения детей выделять величину: большой, маленький, обозначать их в речи, называть цвета красный и жёлтый.