Приложение МААМ

Проектная деятельность как метод речевого и коммуникативного развития детей третьего года жизни (4 фото)

Анна Чулкова
Проектная деятельность как метод речевого и коммуникативного развития детей третьего года жизни
▼ Скачать + Заказать документы

Мы избрали для исследования метод проектов, поскольку он обладает уникальными возможностями в развитии речевых и коммуникативных навыков у его участников.

Основной целью этого этапа нашей работы было экспериментально проверить целесообразность и эффективность применения метода проектов в раннем возрасте для речевого и коммуникативного развития детей.

Публикация «Проектная деятельность как метод речевого и коммуникативного развития детей третьего года жизни» размещена в разделах

Поскольку в раннем и младшем дошкольном возрасте особо актуальными являются проблемы развития речи и коммуникации, то выбор нами театрализованной деятельности представляется целесообразным, так как она дает большой эффект в речевом и коммуникативном развитии.

Мы разработали проект, в котором предусмотрели особенности развития игр-драматизаций у детей на разных этапах становления этого вида деятельности.

Первый этап театрализованной деятельности был посвящен углубленному художественному восприятию литературного текста. Целью этапа является обогащение познавательного и эмоционального опыта детей, предназначенного для театрализации.

На первом этапе мы сначала многократно читали и слушали сказку, затем фрагментарно обыгрывали ее, делили на эпизоды, занимаясь поиском выразительных интонаций и движений вместе с детьми.

Второй этап театрализованной деятельности был посвящен освоению специальных умений для становления основной позиции актера. Цель второго этапа: развитие специальных игровых умений передавать образы с помощью средств вербальной и невербальной выразительности. Ребенок 2-3 лет овладевает быстрее действием, чем словом, поэтому создание образа мы начинали с поиска и выполнения характерных движений, действий персонажа. Поскольку создание образа – задача нелегкая, необходима была специальная работа - образно-игровые этюды.

Третий этап театрализованной деятельности был посвящен самостоятельной творческой деятельности детей. Его цель - освоение ребенком игровых позиций: «зритель», «артист», «сценарист-режиссёр». На третьем этапе детям уже доступна игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам.

Для выявления эффективности использования метода проектов, нам необходимо было определить критерии и подобрать диагностические методики, выявляющие динами-ку коммуникативного и речевого развития детей. Подбирая критерии, мы исходили из следующих соображений:

1. Для детей раннего возраста характерным является совместное протекание основных видов их активности - общения и предметной деятельности. С ними тесно пере-плетена и речевая активность ребенка, которая начинает выступать как одно из средств общения с взрослыми. Поэтому нецелесообразно расчленять в эксперименте взаимосвязанные друг с другом виды деятельности.

2. После 2-х лет у ребенка, наряду с предшествующими формами общения (ситуативно-личностным и ситуативно-деловым общением, возникает внеситуативно-познавательное общение. Важно то, какую форму общения инициирует сам ребенок.

3. Общение ребенка со взрослым и со сверстниками – различно по характеристикам этой деятельности, но оба вида общения формируют свои, важные для развития ребенка коммуникативные навыки.

Таким образом, мы подбирали критерии и методики диагностического исследования, характеризующие следующие виды деятельности детей : общение со взрослым; общение со сверстниками; игровые действия; речь.

Эти виды деятельности присутствуют в театрализованной игре и могут служить показателями развития детей, а значит эффективности применяемого метода.

Далее мы подобрали методики оценки развития этих видов деятельности у детей. Приведем перечень используемых методик и критерии оценки развития детей.

Методика «Определение уровня развития общения со взрослым» включала анализ развития детей по следующим критериям: инициативность ребенка в общении; чувствительность к инициативным воздействиям взрослого; уровень эмоциональной вовлеченности в общение; умение развивать коммуникативную ситуацию - репертуар коммуникативных действий; средства общения; речь. Дети оцениваются по каждому из критериев, приведенных в таблице к данной методике, в соответствии с четырьмя параметрами (от 0 до 3-х баллов). При этом нулевые показатели свидетельствуют о грубой задержке в развитии общения. Оценка в 1 балл свидетельствует о сниженной потребности ребенка в общении со взрослым и отставании в развитии его компонентов. Оценки в 2 и 3 балла находятся в пределах нормы. На основании набранных баллов, делается вывод об уровне развития общения со взрослым и уровне развития речи : высокий уровень 13-18 баллов, средний уровень 7-12 баллов, низкий уровень 1-6 баллов.

Сравнительные результаты обследования детей на начало нашего исследования (первичная диагностика) и в конце нашего исследования (повторная диагностика) показа-ли, что повысился уровень общения со взрослыми: высокий уровень – с 17% в первичной диагностике до 33% в повторной. За счет низкого и среднего уровней развития речи повысился высокий уровень с 17% до 28% (рис. 1-2).

Проектная деятельность как метод речевого и коммуникативного развития детей третьего года жизни
Фото №1 Мы избрали для исследования метод проектов поскольку он обладает уникальными возможностями в

Методика «Определение уровня развития игровых умений у детей раннего возраста» Н. Н. Серовой включала анализ развития детей по следующим критериям: содержание игры; выполнение взятой на себя роли; реализация игровых действий; взаимодействие детей в игре. Дети оцениваются по каждому из критериев, приведенных в таблице к данной методике, в соответствии с тремя параметрами (от 1 до 3-х баллов). На основании набранных баллов, делается вывод об уровне развития общения со сверстниками и уровне развития игровых действий : высокий уровень 9-12 баллов, средний уровень 5-8 баллов, низкий уровень 1-4 балла.

Сравнительные результаты обследования детей на начало нашего исследования (первичная диагностика) и в конце нашего исследования (повторная диагностика) показа-ли положительную динамику развития коммуникативных навыков (общения со взрослым и сверстниками) и речевого развития. Кроме того, отмечается повышение уровня развития игровых действий. Это свидетельствует о том, что проводимая в системе проекта работа была эффективной.

Фото №2 Речевое развитие детей развитии речевых и коммуникативных навыков у его участников Фото №3 Основной целью этого этапа нашей работы было экспериментально проверить целесообразность и эффективность применения метода проектов в раннем возрасте для речевого и коммуникативного развития детей
Публикации по теме:

Проектная деятельность с дошкольниками с ОВЗ В сообщении повествуется о возможности реализации метода проектов при работе со старшими дошкольниками с ОВЗ в условиях ДОУ. 1. Что такое.

Структура моего портфолио Я готовлю документы для прохождения аттестации на 1 квалификационную категорию. Согласно требованиям нашей области, моё портфолио включает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектная деятельность как метод речевого и коммуникативного развития детей третьего года жизни
Опубликовано: 19 июля 2013 в 18:09
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проектная деятельность как метод речевого и коммуникативного развития детей третьего года жизни» (включая файлы) размещена пользователем Анна Чулкова (УИ 116206) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД