Оксана Салимова
Проектная деятельность «Почему деревья сбрасывают листья»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
1. Тема: «Почему деревья сбрасывают листья»
2. Тип проекта : проектно - исследовательский
3. Характер проекта : творческо-исследовательский
4. По характеру контактов: дети, воспитатель, родители ДОУ
5. По количеству участников: групповой
6. По продолжительности: краткосрочный
7. Предмет исследования: деревья на территории ДОУ № 138.
Актуальность:
Публикация «Проектная деятельность „Почему деревья сбрасывают листья“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Деревья. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Экологическое образование дошкольников – это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нрав-ственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств.
В настоящее время требования экологической образованности и культуры стано-вятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности. Всё больше внимания уде-ляется экологическому образованию, формированию экологического сознания, экологи-ческой культуры.
Важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ экологической культуры, поведения, позволяющего без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению. Экологическое сознание ребёнка постепенно поднимается на более высокий уровень, если создаётся интерес, установка на восприятие природы, занятия затрагивают чувства ребёнка, вызывают сопереживания.
Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пения птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потреб-ность помогать жить этим творением, любить их, общаться с ними. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы в детском саду, ведь каждый ребенок - маленький исследователь, кото-рый с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка, реализуются первые творческие проявления.
Проблема:
1. Деревья окружают нас постоянно. Однако дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес они проявляют к животным и цветущим растениям. Кроме того, дети часто воспринимают растения, в том числе и деревья, как неживые объ-екты. Поскольку у них нет способов передвижения, аналогичным тем, которые есть у жи-вотных
2. Дерево - прекрасный объект для наблюдений. Так деревья имеют ярко выраженные се-зонные изменения. На их примере могут быть рассмотрены взаимосвязи растений с окру-жающей средой и другими живыми организмами.
3. Деревья играют важную роль в нашей жизни. Состояние этих растений, их внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают.
4. Деревья – это крупные объекты. С ними ребенку проще общаться «на равных», легче представить его другом.
Цели проекта :
-выяснить представления детей о деревьях ;
-заинтересовать проблемой;
-провести наблюдение за изменениями жизни деревьев с наступлением осени;
-поддерживать естественный интерес ребенка к природе;
- сформировать исследовательские способности в процессе изучения;
-получить ответы на вопросы:
«Почему осенью листья меняют свою окраску?»
«Что такое листопад?»
«Куда исчезают опавшие листья?»
Задачи:
Обучающие:
- формировать у детей представление о деревьях;
- формировать обобщенные способы умственной деятельности и средства построения соб-ственной познавательной деятельности.
Развивающие:
- развивать умственные операции сравнения и обобщения;
- развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания из книг; любознательность, наблюдательность фантазию;
- приобретать детьми опыт исследовательской деятельности, формировать умения реа-лизовывать интересы;
-развивать способность к прогнозированию будущих изменений;
-развивать мотивацию на здоровый образ жизни.
Воспитательные:
-воспитывать эмоциональное отношение к деревьям, общение с ними на равных;
-воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее, охранять.
Ожидаемые результаты:
-продолжается развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстети-ческим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетическо-го вкуса, коммуникативных навыков, симпатии, образного мышления, творческих способностей.
-формируется осознанно - правильное отношение к объектам и явлениям природы, эколо-гическое мышление;
-развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
-приходит понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно - эстетическом и практическом значении для человека.
Методическое обеспечение проектной деятельности.
Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет»
С. Н. Николаева «Юный эколог»
«Большая детская энциклопедия»
Т. М. Шарыгина «Деревья и кустарники»
Этапы проведения и реализации проекта.
1-й этап:
информационно - исc ледовательский:
- сбор и анализ литературы;
-определение задач, методов и форм работы;
- разработка конспектов занятий, тем наблюдений.
2-й этап:
организационно - практический.
1- занятия;
2- опытно-экспериментальная деятельность
3- дидактические игры;
4- наглядность: папки – передвижки, ширмы;
5- художественное слово
6- наблюдения на прогулке
3-й этап:
заключительный:
- оформление папки «Деревья нашего детского сада»
- открытый просмотр для воспитателей
Содержание проектной деятельности
Срок реализации – октябрь-ноябрь 2013 года
Тема Форма, методы, приемы Цель участники
Красота при-роды Наблюдение на прогулке Развивать познавательный интерес; воспитывать лю-бовь к природе, стремление заботиться о ней, беречь.
Воспитатель, дети
Деревья и ку-старники Наблюдение на прогулке, рассматривание Способствовать обобще-нию представлений детей о строении, росте и развитии растений. Воспитатель, дети
Мое любимое дерево Наблюдение на прогулке, рассматривание, сбор ин-формации о выбранном де-реве. Продолжать знакомить де-тей с разными породами деревьев, учить различать их по форме листьев, по силуэту (расположению веток в кроне, по строе-нию ствола, по плодам. Дети, роди-тели, воспи-татель.
Почему лист зеленый Опытно-экспериментальная деятельность Исследовать строение ли-ста, опытным путем сде-лать вывод о наличии зеле-ного вещества в листьях. Воспитатель, дети
Пожелтевшая листва Рассматривание пожелтев-ших листьев;
Чтение : А. С. Пушкин «Осень», М. Волошин «Осе-нью», К. Ушинский «Спор деревьев», Н. Сладков «Осень на пороге», И. Бунин «Листопад»,
А. Толстой «Осень»,
З. Федорова «Осень»,
Чтение рассказов из кни-ги Г. Граубина «Почему осенью листопад» Развивать умения самосто-ятельно выделять признаки осени, устанавливать при-чинно- следственные и временные связи, выявлять особенности приспособле-ния растений к зиме. Воспитатель, дети
Чудеса под микроскопом Опытно-экспериментальная деятельность, рассматрива-ние листьев под микроско-пом Рассмотреть детально строение листьев деревьев. Воспитатель, дети
Золотая осень Интегрированное занятие по развитию речи и экологии Закрепить представления о характерных признаках осени и осенних явлениях. Воспитатель, дети
«Узнай, чей листок»
«Отгадай, что за растение»
«С какой вет-ки детки»
«Найди дере-во по семе-нам» Дидактические игры Учить узнавать растения по листу и семенам Воспитатель, дети
Лесник
Дидактическая игра Напомнить и закрепить представления о внешнем виде некоторых деревьев и кустарников, о составных частях
(корень, ствол, листья, плоды, семена) Воспитатель, дети
Питание рас-тений Опытно-экспериментальная деятельность Выявить, что для нормаль-ного роста и развития рас-тениям необходимы не только вода, но и питание; что растения берут питание из почвы при условии ре-гулярного полива. Воспитатель, дети
Экскурсия в парк Наблюдение, сбор природ-ного материала для оформ-ления альбома Уточнить представления о лиственных, хвойных дере-вьях, их названиях. Уточ-нить знания детей о том, что хвоя – это листья хвой-ных растений.
Воспитатели, дети, родите-ли
По следам экскурсии
Беседа Вызвать у детей желание рассказывать о своих ощущениях и впечатлени-ях. Обобщить понятия «хвойные», «лиственные» деревья Воспитатель, дети
Заготовка ли-стьев
Показ, объяснение Формировать представле-ния о засушивании листьев для дальнейшего использо-вания в поделках Воспитатель, дети
Осень золото роняет
Занятие по экологии Расширять знания о харак-терных признаках осени, уточнить представления об изменениях, происходящих осенью в жизни растений. Воспитатель, дети
«Что нам осень принес-ла» - поделки к выставке «Дары осени»
Показ, объяснение, участие в выставке
Закрепить способы работы с природным материалом, умение воспроизводить образцы, развивать фантазию и творчество. Воспитатель, дети, родите-ли
Рисование: «Осень наступила», «Осеннее де-рево», «Лес осенью», «Листопад»; Лепка:
«Грибы», «Подарки осени»;
Аппликация «Подарки осени», «Ли-стопад»,
Аппликация из засушен-ных листьев Художественное творчество Обобщить представления детей об экологической зависимости между явлениями и объектами природы. Закладывать основы экологической культуры Воспитатель, дети.
«Почему де-ревья сбрасы-вают листья»
Открытый просмотр занятия для воспитателей
1) Закладывать основы экологической культуры. Воспитывать культуру об-щения, умение согласовы-вать свои действия с парт-нерами.
2) Развитие эстетических чувств, умение любоваться красотой природы.
Развитие логического мышления, внимания.
3) Обобщение представле-ний об экологической за-висимости между явления-ми и объектами природы