Лучший педагог года

Проектная деятельность «Почему деревья сбрасывают листья»

Оксана Салимова
Проектная деятельность «Почему деревья сбрасывают листья»

Паспорт проекта

1. Тема: «Почему деревья сбрасывают листья»

2. Тип проекта : проектно - исследовательский

3. Характер проекта : творческо-исследовательский

4. По характеру контактов: дети, воспитатель, родители ДОУ

5. По количеству участников: групповой

6. По продолжительности: краткосрочный

7. Предмет исследования: деревья на территории ДОУ № 138.

Актуальность:

Публикация «Проектная деятельность „Почему деревья сбрасывают листья“» размещена в разделах

Экологическое образование дошкольников – это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нрав-ственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств.

В настоящее время требования экологической образованности и культуры стано-вятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности. Всё больше внимания уде-ляется экологическому образованию, формированию экологического сознания, экологи-ческой культуры.

Важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ экологической культуры, поведения, позволяющего без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению. Экологическое сознание ребёнка постепенно поднимается на более высокий уровень, если создаётся интерес, установка на восприятие природы, занятия затрагивают чувства ребёнка, вызывают сопереживания.

Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пения птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потреб-ность помогать жить этим творением, любить их, общаться с ними. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы в детском саду, ведь каждый ребенок - маленький исследователь, кото-рый с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка, реализуются первые творческие проявления.

Проблема:

1. Деревья окружают нас постоянно. Однако дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес они проявляют к животным и цветущим растениям. Кроме того, дети часто воспринимают растения, в том числе и деревья, как неживые объ-екты. Поскольку у них нет способов передвижения, аналогичным тем, которые есть у жи-вотных

2. Дерево - прекрасный объект для наблюдений. Так деревья имеют ярко выраженные се-зонные изменения. На их примере могут быть рассмотрены взаимосвязи растений с окру-жающей средой и другими живыми организмами.

3. Деревья играют важную роль в нашей жизни. Состояние этих растений, их внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают.

4. Деревья – это крупные объекты. С ними ребенку проще общаться «на равных», легче представить его другом.

Цели проекта :

-выяснить представления детей о деревьях ;

-заинтересовать проблемой;

-провести наблюдение за изменениями жизни деревьев с наступлением осени;

-поддерживать естественный интерес ребенка к природе;

- сформировать исследовательские способности в процессе изучения;

-получить ответы на вопросы:

«Почему осенью листья меняют свою окраску

«Что такое листопад

«Куда исчезают опавшие листья

Задачи:

Обучающие:

- формировать у детей представление о деревьях;

- формировать обобщенные способы умственной деятельности и средства построения соб-ственной познавательной деятельности.

Развивающие:

- развивать умственные операции сравнения и обобщения;

- развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания из книг; любознательность, наблюдательность фантазию;

- приобретать детьми опыт исследовательской деятельности, формировать умения реа-лизовывать интересы;

-развивать способность к прогнозированию будущих изменений;

-развивать мотивацию на здоровый образ жизни.

Воспитательные:

-воспитывать эмоциональное отношение к деревьям, общение с ними на равных;

-воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее, охранять.

Ожидаемые результаты:

-продолжается развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстети-ческим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетическо-го вкуса, коммуникативных навыков, симпатии, образного мышления, творческих способностей.

-формируется осознанно - правильное отношение к объектам и явлениям природы, эколо-гическое мышление;

-развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

-приходит понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно - эстетическом и практическом значении для человека.

Методическое обеспечение проектной деятельности.

Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет»

С. Н. Николаева «Юный эколог»

«Большая детская энциклопедия»

Т. М. Шарыгина «Деревья и кустарники»

Этапы проведения и реализации проекта.

1-й этап:

информационно - исc ледовательский:

- сбор и анализ литературы;

-определение задач, методов и форм работы;

- разработка конспектов занятий, тем наблюдений.

2-й этап:

организационно - практический.

1- занятия;

2- опытно-экспериментальная деятельность

3- дидактические игры;

4- наглядность: папки – передвижки, ширмы;

5- художественное слово

6- наблюдения на прогулке

3-й этап:

заключительный:

- оформление папки «Деревья нашего детского сада»

- открытый просмотр для воспитателей

Содержание проектной деятельности

Срок реализации – октябрь-ноябрь 2013 года

Тема Форма, методы, приемы Цель участники

Красота при-роды Наблюдение на прогулке Развивать познавательный интерес; воспитывать лю-бовь к природе, стремление заботиться о ней, беречь.

Воспитатель, дети

Деревья и ку-старники Наблюдение на прогулке, рассматривание Способствовать обобще-нию представлений детей о строении, росте и развитии растений. Воспитатель, дети

Мое любимое дерево Наблюдение на прогулке, рассматривание, сбор ин-формации о выбранном де-реве. Продолжать знакомить де-тей с разными породами деревьев, учить различать их по форме листьев, по силуэту (расположению веток в кроне, по строе-нию ствола, по плодам. Дети, роди-тели, воспи-татель.

Почему лист зеленый Опытно-экспериментальная деятельность Исследовать строение ли-ста, опытным путем сде-лать вывод о наличии зеле-ного вещества в листьях. Воспитатель, дети

Пожелтевшая листва Рассматривание пожелтев-ших листьев;

Чтение : А. С. Пушкин «Осень», М. Волошин «Осе-нью», К. Ушинский «Спор деревьев», Н. Сладков «Осень на пороге», И. Бунин «Листопад»,

А. Толстой «Осень»,

З. Федорова «Осень»,

Чтение рассказов из кни-ги Г. Граубина «Почему осенью листопад» Развивать умения самосто-ятельно выделять признаки осени, устанавливать при-чинно- следственные и временные связи, выявлять особенности приспособле-ния растений к зиме. Воспитатель, дети

Чудеса под микроскопом Опытно-экспериментальная деятельность, рассматрива-ние листьев под микроско-пом Рассмотреть детально строение листьев деревьев. Воспитатель, дети

Золотая осень Интегрированное занятие по развитию речи и экологии Закрепить представления о характерных признаках осени и осенних явлениях. Воспитатель, дети

«Узнай, чей листок»

«Отгадай, что за растение»

«С какой вет-ки детки»

«Найди дере-во по семе-нам» Дидактические игры Учить узнавать растения по листу и семенам Воспитатель, дети

Лесник

Дидактическая игра Напомнить и закрепить представления о внешнем виде некоторых деревьев и кустарников, о составных частях

(корень, ствол, листья, плоды, семена) Воспитатель, дети

Питание рас-тений Опытно-экспериментальная деятельность Выявить, что для нормаль-ного роста и развития рас-тениям необходимы не только вода, но и питание; что растения берут питание из почвы при условии ре-гулярного полива. Воспитатель, дети

Экскурсия в парк Наблюдение, сбор природ-ного материала для оформ-ления альбома Уточнить представления о лиственных, хвойных дере-вьях, их названиях. Уточ-нить знания детей о том, что хвоя – это листья хвой-ных растений.

Воспитатели, дети, родите-ли

По следам экскурсии

Беседа Вызвать у детей желание рассказывать о своих ощущениях и впечатлени-ях. Обобщить понятия «хвойные», «лиственные» деревья Воспитатель, дети

Заготовка ли-стьев

Показ, объяснение Формировать представле-ния о засушивании листьев для дальнейшего использо-вания в поделках Воспитатель, дети

Осень золото роняет

Занятие по экологии Расширять знания о харак-терных признаках осени, уточнить представления об изменениях, происходящих осенью в жизни растений. Воспитатель, дети

«Что нам осень принес-ла» - поделки к выставке «Дары осени»

Показ, объяснение, участие в выставке

Закрепить способы работы с природным материалом, умение воспроизводить образцы, развивать фантазию и творчество. Воспитатель, дети, родите-ли

Рисование: «Осень наступила», «Осеннее де-рево», «Лес осенью», «Листопад»; Лепка:

«Грибы», «Подарки осени»;

Аппликация «Подарки осени», «Ли-стопад»,

Аппликация из засушен-ных листьев Художественное творчество Обобщить представления детей об экологической зависимости между явлениями и объектами природы. Закладывать основы экологической культуры Воспитатель, дети.

«Почему де-ревья сбрасы-вают листья»

Открытый просмотр занятия для воспитателей

1) Закладывать основы экологической культуры. Воспитывать культуру об-щения, умение согласовы-вать свои действия с парт-нерами.

2) Развитие эстетических чувств, умение любоваться красотой природы.

Развитие логического мышления, внимания.

3) Обобщение представле-ний об экологической за-висимости между явления-ми и объектами природы

Публикации по теме:

Естественнонаучный творческий проект «Мир воды» Тип проекта: По доминирующей в проекте деятельности: исследовательский, творческий. По содержанию: естественнонаучный. По числу участников.

Проект на тему «Знакомство дошкольников с различными природно-климатическими зонами через сюжетно-ролевую игру» Компьютерная презентация проекта на тему "Знакомство дошкольников с различными природно-климатическими зонами через сюжетно-ролевую игру".

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектная деятельность «Почему деревья сбрасывают листья»
Опубликовано: 2 февраля 2014 в 13:34
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД