Ольга Мамонтова
Проектная деятельность с детьми 3–4 лет. Из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
Сейчас в педагогической среде и в частности в дошкольной много внимания уделяется проектированию. И для многих педагогов не совсем понятно, зачем нужно проектирование в детском саду. В данной статье попытаюсь это объяснить и представить опыт работы по проектной деятельности нашего детского сада.
Публикация «Проектная деятельность с детьми 3–4 лет, Из опыта работы» размещена в разделах
Проектная деятельность, как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи.
Проектная деятельность дошкольников существенно изменяет межличностные отношения между сверстниками и между взрослым и ребенком. Все участники проектной деятельности приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности.
Наш детский сад успешно использует метод проектов. Одним из проектов во 2-й младшей группе стало создание мини — музея «Коровушка - матушка»
Познавательный проект «КОРОВКА»
Тема: Создание мини- музея «Коровушка – матушка», как средство развития навыков коллективной исследовательской деятельности у детей младшего дошкольного возраста.
Проблема: Дети дошкольного возраста не понимают пользу молока и молочных продуктов для организма человека.
Цель: Формирование навыков исследовательской деятельности у детей о домашнем животном- корове, раскрыть значение молока и молочных продуктов для правильного питания младшего школьника.
Объект: Корова - домашнее животное, и представления о пользе молока.
Предмет: Создание психолого – педагогических условий для развития навыков коллективной исследовательской деятельности у детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза: Если мы создадим психолого – педагогические условия для организации мини- музея «Коровушка – матушка», то у детей:
• Возникает устойчивый интерес к изучению данной темы в различных видах деятельности :
• Сформируются навыки исследовательской деятельности :
• Повысится социальная активность, умение работать в коллективе детей и в конечном итоге это приведет к повышению познавательной активности детей, формированию первоначальных навыков исследовательской деятельности.
Участники проекта : дети второй младшей группы, воспитатели группы, родители воспитанников.
Задачи для педагогов:
1. Изучить концептуальные идеи по организации исследовательской деятельности.
2. Изучить методические рекомендации по организации исследовательской деятельности дошкольников.
3. Организовать психолого – педагогические условия для создания мини- музея в группе.
4. Разработать систему работы по теме музея.
Задачи, поставленные для детей:
1. Закрепить представления детей о домашнем животном – корове (среда обитания, характерные внешние признаки, связь с человеком)
2. Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познавать новое.
3. Развивать связную разговорную речь детей, активизируя новыми словами (коровник, доярка, доить, молочные продукты).
4. Формировать у дошкольников осознанное отношение к здоровому питанию.
5. Формировать исследовательские навыки.
6. Воспитывать умение работать в коллективе, желание делится информацией, участвовать в совместной опытно – экспериментальной деятельности.
7. Воспитывать бережное отношение к домашним животным и желание за ними ухаживать.
8. Пробуждать желание работать совместно с родителями.
Задачи, поставленные для родителей:
1. Помочь детям получить необходимую информацию по теме проекта.
2. Привлечь детей к совместной работе по изготовлению экспонатов в мини – музей.
На первом этапе вместе с родителями мы определили проблему проекта - не все дети с удовольствием пьют молоко, едят блюда, приготовленные на основе молока и молочных продуктов (каши, молочные супы, творожные запеканки, сыр, бутерброды с маслом). Проблема правильного питания очень актуальна для наших дошкольников, необходимо говорить о пользе и значимости молока и молочных продуктов. Мы решили собрать как можно больше информации о домашнем животном – корове, о пользе молока и молочных продуктов.
На втором этапе, для решения данной проблемы и получение результатов необходимо составить схему проекта (паутинку).
На третьем этапе очень важно, чтобы у детей возник интерес к этой проблеме, Поэтому перед нами стояла задача, развивать и поддерживать детскую самостоятельность. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.
Родителям и детям было предложено задание по подгруппам. Родители вмести с детьми, изучали: внешний вид коровы, семейство коровы, где живет, чем питается, что дает и какая польза от коровы. Необходимо помочь родителям в подготовке материала по плану.
Взрослые ненавязчиво оказывают дошкольникам помощь, а также направляют и контролируют осуществление проекта.
Чтение стихов с детьми о корове. Рассказывание сказок детям. Наблюдение за животными (коровами) в природе (на лугу). Знакомство с деятельностью человека ухаживающего за домашними животными (художественная литература, рассматривание картинок и т. д.) Подобрать литературу и фотографии коров разных пород. Знакомство с профессиями людей обслуживающими домашних животных. Просмотр и прослушивание русских народных сказок (по DVD и CD-R). Подбор и изготовление дидактических игр. Изготовление экспонатов своими руками для мини музея.
ЧТО ТАКОЕ МИНИ-МУЗЕЙ?
Что такое музей, это понятно. Но что такое мини- музей? Во-первых, «мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. В нашей группе он занял небольшую часть группового помещения. Во-вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно. В-третьих, мини-музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям. А наш мини — музей небольшой, уютный, в чем-то даже домашний. Самое важное, что в его создании принимали и сами ребята, и их папы, мамы, бабушки, дедушки, братья и сестры. Ведь именно они приносят многие экспонаты, помогают в оформлении экспозиции, выполняют с детьми разные поделки, собирают коллекции.
Следующим этапом в работе над проектом, это сбор материала. Родители несут большой материал о данной теме. Но этот материал необходимо обработать, т. е. исправить на доступный язык ребенка, для того чтобы дети понимали смысл этого материала.
На последнем этапе воспитатель готовит презентацию по деятельности конкретного проекта и проводит её.
Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.
Результаты проекта :
В результате работы над проектом мы узнали, какие животные живут на селе. Выяснили, какую пользу приносят домашние животные людям, как за ними надо ухаживать. Расширили знания детей о молоке и молочных продуктах, узнали молоко, каких животных употребляет человек в пищу. Исследовательская деятельность позволила нам познакомиться с профессией доярки, фермера, пастуха.