Приложение МААМ

Проектная деятельность в детском саду (выступление на педсовете)

Наталия Косилова
Проектная деятельность в детском саду (выступление на педсовете)
▼ Скачать + Заказать документы

Метод проектов в России приобрел популярность с конца девяностых годов прошлого века. До этого почти шестьдесят лет в советской педагогике существовало табу на «буржуазный проектный метод». Однако советская школа познакомилась с ним еще в первые годы советской власти.

Публикация «Проектная деятельность в детском саду (выступление на педсовете)» размещена в разделах

Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новоепоколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как перваяступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускникдетского сада, какими качествами он должен обладать, это прописано в ФГТ косновной образовательной программе. Современные педагогическиеисследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеряживости, притягательности процесса познания. Увеличивается числодошкольников, нежелающих идти в школу; снизилась положительнаямотивация к занятиям, успеваемость детей падает. Какже поправитьситуацию? Становление новой системыобразования, ориентированной навхождение в мировое пространство, требует существенных изменений впедагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствованияпедагогических технологий.

Использование инновационных педагогических технологий открываетновые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболееэффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектированияотносится к современным гуманитарным технологиям, которые являютсяинновационными в работе дошкольных учреждений. Этот метод актуален и очень эффективен, т. к. дает ребенку возможностьэкспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческиеспособности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешноадаптироваться к школе.

Метод проектов интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, т. к. он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новыйуровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнеромдетей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучными чрезмерно назидательным. Метод проектов естественно и гармоничновплетается в образовательный процесс детского сада.

Итак, что же такое «ПРОЕКТ»?

В этимологическом словаре слово “проект” заимствовано из латыни иозначает “выброшенный вперёд”, “выступающий”, “бросающийся в глаза”. “Проект” – это метод педагогически организованного освоения ребёнкомокружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированнойпрактической деятельности по достижению намеченных целей. Под проектом также понимается самостоятельная и коллективнаятворческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходимисследовательский поиск в различных направлениях, результаты которогообобщаются и объединяются в одно целое.

РАБОТА НАД ПРОЕКТОМ

2. При планировании проектной деятельности педагогу следует помнить отрех этапах в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектнойдеятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных, творческих методов.

Первый этап – подражательско-исполнительский, реализация котороговозможна с детьми 3,5–5 лет.

На этом этапе дети участвуют в проекте “на вторых ролях”, выполняютдействия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что непротиворечит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существуетпотребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому иподражать ему.

3. Второй этап – развивающий, он характерен для детей 5–6 лет, которыеуже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовыватьдействия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается квзрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность сосверстниками.

У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способныдостаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступкисверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результатадеятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.

4. Третий этап – творческий, он характерен для детей 6–7 лет. Взросломуочень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активностьдетей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели исодержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом ивозможности организовать её.

Планирование проектной деятельности начинается с вопросов: “Для чегонужен проект?”, “Ради чего он осуществляется?”, “Что станет продуктомпроектной деятельности?”, “Вкакойформе будет презентован продукт?” Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходитнесколько этапов. На каждом из этапов взаимодействие педагога с детьми носитличностно-ориентированный характер.

5. Работа над проектом

6. Первый этап – Выбор темы.

Задача педагога – осуществить вместе с детьми выбор темы для более глубокогоизучения, составить план познавательной деятельности. Один из способоввведения в тему связан с использованием модели “трёх вопросов” :

1. Что знаю? 2. Чего хочу узнать? 3. Как узнать?

На данном этапе диалог с детьми, организованный педагогом, способствует нетолько развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственныхинтересов, оценки имеющихся и приобретению новых тематических знаний всвободной раскованной атмосфере, а и развитию речи и собственно речевогоаппарата.

7. Последовательность работы педагога на данномэтапе:

• педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересовребёнка;

• вовлекает дошкольников в решение проблемы;

• намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);

• обсуждает план с семьями на родительском собрании;

• обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;

• вместе с детьми и родителями составляет план - схему проведения проекта;

• собирает информацию, материал;

8. Второй этап – Реализация проекта.

Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Задача воспитателя наданном этапе - создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Уникальность применения проектного метода в данном случаезаключается в том, что второй этап способствует разностороннему развитию, какпсихических функций, так и личностных качеств ребёнка.

Исследовательская активность на данном этапе активизируется за счет

проблемного обсуждения, которое помогает обнаруживать всё новые

проблемы,

использования операций сравнения и сопоставления,

проблемного изложения информации педагогом,

организации опытов и экспериментов.

9. Последовательность работы педагога на данномэтапе:

проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части

проекта,

даёт домашние задания родителям и детям;

поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поискматериалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);

10. Третий этап – презентация проекта.

Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрываетсятворческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта.

Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имеливозможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости задостижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своеговыступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своейэмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика ит. д.).

11. Последовательность работы педагога над проектомна данномэтапе :

организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг, составляет

книгу, альбом совместно с детьми;

подводит итоги (выступает на педсовете, родительском собрании,

обобщает опыт работы).

12. В практике современных дошкольных учреждений используются следующие

Видыпроектов :

1. исследовательские-творческие проекты : дети экспериментируют, азатем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детскогодизайна;

2. ролево-игровые проекты (с элементами творческих игр, когда детивходят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленныепроблемы);

3. информационно-практико-ориентированные проекты : дети собираютинформацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

4. творческие проекты в детском саду (оформление результата в видедетского праздника, детского дизайна, например «Неделя здоровья»).

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческиепроекты : «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.

13 Значимы и другие видыпроектов, в том числе:

• комплексные

• межгрупповые

• творческие

• групповые

• индивидуальные

• исследовательские

По продолжительности они бывают краткосрочными (одно илинесколько занятий, средней продолжительности, долгосрочные (например,“Спортивные игры и развлечения как средство повышения интереса у детейдошкольного возраста к физической культуре”- на учебный год).

Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении являетсяразвитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяетсязадачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

___завершение

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта.

1. Выбор темы проекта.

2. Поставить цель проекта.

3. Разработать план продвижения к цели.

4. Привлечь специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

5. Составить план – схему проекта.

6. Заняться сбором и накоплением материала.

7. Подготовить домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.

8. Организовать и провести презентацию проекта.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Проектная деятельность с дошкольниками с ОВЗ В сообщении повествуется о возможности реализации метода проектов при работе со старшими дошкольниками с ОВЗ в условиях ДОУ. 1. Что такое.

Технология проектной деятельности Воспитатель высшей категории МБДОУ №335 г. о. Самара Лебедева Ирина Юрьевна Технология проектной деятельности (из опыта работы) Метод проектов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектная деятельность в детском саду (выступление на педсовете)
Опубликовано: 29 сентября 2013 в 21:22
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проектная деятельность в детском саду (выступление на педсовете)» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Косилова (УИ 135433) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД