Татьяна Роговенко
Проектная деятельность в логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная деятельность как средство развития
познавательной инициативы детей с ОНР
Роговенко Татьяна Александровна, учитель – логопед
Наши современные дети живут в мире компьютеров и интернета, сотовых телефонов и очень занятых родителей. Дети учатся получать знания, выделяя их из информационного потока, учатся общению путём проб и ошибок. Умение ребёнка поддерживать интерес к познанию окружающего мира, желание узнавать и открывать для себя новое становится фундаментом в становлении личности ребёнка и залогом успешного обучения в школе. Большую роль на начальном этапе становления и формирования познавательной инициативы у ребёнка играет детский сад, а для детей с ОНР - логопедическая группа детского сада.
Публикация «Проектная деятельность в логопедической группе» размещена в разделах
Для детей с общим недоразвитием речи формирование познавательной инициативы актуально в старшем дошкольном возрасте, когда у них проведена основная коррекционная работа по исправлению звукопроизношения, что даёт толчок к активному формированию связной речи, и в том числе стимулирует речевое общение со сверстниками и взрослыми. Всё это формирует базис педагогической поддержки для стимулирования творческой и познавательной инициативы детей, включающий организацию пространства возможностей, проблемно – поисковые занятия, развитие продуктивного воображения, через моделирование и символическое отображение действительности, помощь ребёнку в оформлении и представлении творческого продукта, сотрудничество с родителями воспитанников.
Хочется поделиться опытом и представить пример творческого исследовательского проекта, реализованного детьми подготовительной группы. Проект был задуман учителем - логопедом и воспитателями, с целью привлечь внимание детей к словам и использовать неподдельный интерес детей к истории появления названий предметов. Педагогами была выбрана следующая стратегия: создание проблемной ситуации для всех детей, с общим творчески – исследовательским вопросом, но с сохранением возможности проявления собственного индивидуального интереса каждого ребёнка. Проект творческой работы проводился под девизом «Мир слов глазами детей».
Цель – развитие познавательной инициативы детей, посредством проектной деятельности.
Виды деятельности : творчески - познавательно – исследовательские. (Дети, совместно с родителями заполняли «Альбом словотворчества»).
Задача ребё нка: решить, какой материал помещается в альбом, какой ответ ему более интересен.
Задача взрослых: помочь ребёнку записать или зарисовать ответ.
Алгоритм выполнения: создание и заполнение альбом:
1 этап - ребёнок выбирает и записывает слово, которое его заинтересовало и зарисовывает предмет, который обозначает слово. Результат – создание первого листа альбома.
2 этап – взрослые помогают и записывают слова ребёнка о том, как, по его мнению, это слово появилось, и почему так назвали предмет. Ребёнок может сам сделать посильную ему запись. Результат – создание второго листа альбома.
3 этап – мнение взрослых, зачем нужен этот предмет, почему этот предмет так назвали, и кто его так назвал. Предположения и разные точки зрения родных (взрослые записывают, а ребёнок делает рисунки). Результат – создание альбомных листов, количество которых зависит от инициативы и работоспособности ребенка
4 этап - общее решение: что удалось придумать и мнение ребёнка, как бы он назвал этот предмет. Результат - создание альбомного листа с обобщением полученной информации.
5 этап – представление и защита проекта ребенком.
По характеру выполнения проекты можно разделить на группы, которые и определяют их виды:
1. Проекты детей, не принявших помощь взрослых. Для таких проектов характерна узкая направленность на один вариант ответа, с подкреплением зарисовкой.
2. Проекты детей, условно принимающие помощь взрослого. Все мнения взрослых и друзей собраны без разграничения и зарисовок, как не очень важное и не значимое по информации для ребёнка. Проект заканчивается дублированием первого листка, где мнение ребёнка не меняется и иные значения слова, предложенные взрослыми, ребёнком не принимаются.
3. Проекты детей, которые с помощью взрослых раскрывают тему и подробно аргументируют выводы по теме, хотя мнение, полученное от взрослого, выдаётся за мнение ребёнка и лишь в устной форме, во время беседы ребёнок рассказывает о тех, кто помогал ему в работе над проектом.
4. Проекты детей, где ребёнок не только даёт свой вариант ответа, но и на каждый лист альбома помещает предложенную информацию об объекте каждого своего собеседника, доказывая уважительное отношение к его мнению, причём информация, полученная ребёнком, расширяет и дополняет первоначальное мнение об объекте, но не меняет отношение ребёнка к объекту.
Защита проектов детьми подтвердила предположение о разных способах получения и усвоения информации.
Для детей 1 группы характерно : стереотипность мышления, работа по образцу, однажды закреплённому ребёнком, все изменения и дополнения воспринимаются ребёнком тяжело, произвольность в стадии формирования, преобладает непроизвольное запоминание. Эгоцентризм, не умение и не желание работать в команде, конфликты во время игры и занятий с другими детьми.
Для детей 2 группы характерно : явное желание лидировать во всех видах деятельности, эгоцентризм, переоценка собственных возможностей во время занятий, становление собственного «Я», с домашними конфликтами и попыткой ребёнка отстоять своё мнение.
Дети 3 - 4 групп находятся в достаточно комфортной ситуации накопления собственного опыта, они готовы прислушиваться к другому мнению и если оно может быть для ребёнка интересным, принимать его и развить в собственной интропретации. Дети готовы к проявлению творческой инициативы и имеют своё мнение.
В процентном соотношении результаты выглядят следующим образом (с учетом количества участников проекта – 19 детей) : первая группа – 8 (42,1%); вторая группа – 4 (21%); третья группа – 4 (21%); четвёртая группа – 3 (15,78%). Полученные данные также подтверждаются результатами «Тестовой диагностики устной речи» Фотековой Т. А.
Таким образом, можно сделать предположение, что столь явное преобладание 1-2 групп, в сравнении с группами 3 – 4, характерно для детей с ОНР, так как дети с тяжёлыми речевыми нарушениями находятся в физиологических группах до 5-6 лет, где по специфике своего речевого дефекта зачастую бывают на вторых ролях. Такие дети, если речь невнятна, а интеллект сохранен, чаще всего, комплексуют, боясь насмешек сверстников, и поэтому отмалчиваются на занятиях и в игре, привыкая не выделяться и принимать чужое мнение, даже если оно им не нравится. Этим и объясняется количественное преимущество проектов первой группы, что делает ещё более значимой работу по развитию у таких детей творческой и познавательной инициативы.
В нашей группе уже давно прижилась такая форма работы, как самостоятельный поиск информации по темам ознакомления с окружающим, под названием «Спроси – узнай – расскажи». Дети собирают информацию о предмете, подкрепляя её зарисовками и надписями, и в то же время учатся общаться друг с другом и взрослыми. Итогом такого общего сбора информации становится выступление ребёнка. Опираясь на собственные зарисовки и надписи, ребёнок рассказывает о предмете. Рассказ, основанный на смоделированной ребёнком схеме и порядке рассказывания, становится первым опытом общения «для дела» с другими людьми, с окружающим ребёнка социумом. По долгим наблюдениям педагогов, самостоятельно смоделированные рассказы детей очень разные, даже если дети собирали информацию об одном и том же явлении природы или предмете.
Подобная форма работы для учителя – логопеда и воспитателей не самоцель, а средство мотивирования ребёнка на саморазвитие.
Мы убеждены, что проектная деятельность способствует развитию у детей речемыслительной деятельности, воображения, развивает коммуникативные способности, помогает справляться с логофобиями, повышает самооценку детей. Анализируя всё выше сказанное можно уверенно сказать, что проектная деятельность в детском саду, а тем более в логопедической группе, как глоток свежего воздуха, дающего возможность детям почувствовать радость созидания и открытия, а педагогу радость сотрудничества.
Используемая литература:
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н., «Проектная деятельность дошкольников». Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М. : Мозаика – Синтез, 2008
2. Журавлёва В. Н., «Проектная деятельность старших дошкольников» пособие. Волгоград: Учитель, 2009
3. Фотекова Т. А., Тестовая методика диагностики устной речи, методическое пособие. М. : Айрис - дидактика, 2007