Лучший педагог года

Профессиональная компетентность воспитателей при организации и проведении занятий

Ольга Балашова
Профессиональная компетентность воспитателей при организации и проведении занятий

Закон «Об образовании РФ» относит дошкольное образование к первой ступени общего. Наряду с такой функцией, как уход и присмотр за ребенком, за дошкольными организациями закрепляются обязанность осуществлять образовательную деятельность, выделяемую в отдельную услугу. В образовании стоит задача достижения нового, современного качества дошкольного образования, связанного с созданием условий для развития личности каждого ребенка, способной реализовать себя как часть социума. В связи с этим, предполагается новое содержание профессионально - педагогической деятельности педагогов ДОУ, их готовность осваивать и внедрять инновации, которые востребованы образовательной ситуацией.

Публикация «Профессиональная компетентность воспитателей при организации и проведении занятий» размещена в разделах

Ведущую роль в обеспечении эффективности воспитательно-образовательного процесса играет педагог, его профессионализм.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в п. 3.4.2. прописано «педагогические работники должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей, обозначенными в п. 3.2.5. настоящего стандарта». В пункте 3.2.5. прописаны условия для создания социальной ситуации развития детей: обеспечение эмоционального благополучия через общение и уважительное отношение к каждому ребенку; поддержка индивидуальности и инициативы детей; установления правил взаимодействия в разных ситуациях; построение вариативного развивающего образования; взаимодействие с родителями.

Кроме этого, Профессиональный стандарт педагога, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18. октября 2013 г. № 544н раскрывает общие требования, предъявляемые к педагогу (образование, опыт работы, особые условия) и трудовые функции: общепедагогическая – обучение; воспитательная деятельность; развивающая деятельность

Обучение: планирование и проведение непосредственно-образовательной деятельности (занятий) владение формами и методами обучения, владение ИКТ - компетентностями.

Воспитательная : постановка воспитательных целей, регуляция поведения детей, умение общаться с детьми, реализация современных форм и методов воспитательной работы

Развивающая: выявление в ходе наблюдений поведенческих и личностных проблем детей, связанных с особенностями их развития, оценка показателей уровня и динамики развития ребенка, оказание индивидуальной помощи (индивидуальные маршруты, знание возрастных особенностей. В соответствии с данными функциями, одним из трудовых действий педагога (воспитателя) является развитие профессионально значимых компетенций, необходимых ему для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей их развития.

Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, восприимчивости к педагогическим инновациям, способности адаптироваться в меняющейся педагогической среде и принимать решения в каждой конкретной ситуации при организации педагогического процесса в ДОУ. Так и в педагогике, обновляя свои компетенции, педагог развивается, растет его профессиональная компетентность. От того, насколько грамотно будет выстроен образовательный процесс в дошкольном учреждении, зависит качественный уровень воспитания и развития ребенка-дошкольника.

Одной из главных форм образовательного процесса являются ежедневные занятия с детьми по разным видам деятельности: ознакомление с окружающим миром, формирование элементарных математических представлений, развитие речи, рисование и другие. Именно от качественно проведенного занятия будет зависеть дальнейшая работа воспитателя с детьми (например, индивидуальная работа в течении дня, образовательная деятельность в режимных моментах) и самостоятельная деятельность воспитанников (игры, общение, интересы). Занятие будет интересным, современным и развивающим для детей, если воспитатель будет обладать следующими профессиональными компетентностями :

1. Информационная компетентность (психолого-педагогическая) – объем информации о детях, знание возрастных особенностей, программных требований, разных методик и умение выстроить образовательный маршрут каждого ребенка на каждом этапе освоения программы. На основании данной информации воспитатель формулирует цель и задачи занятия, составляет конспект его проведения.

2. Интеллектуально-педагогическая (методологическая) – умение применить знания и опыт для эффективного обучения и воспитания, способность к инновационной деятельности. Умение выстроить системно - деятельностный подход: совместная деятельность взрослого и детей по достижению задач. Это умение воспитателя использовать подобранный материал (демонстрационный и раздаточный, умение владеть методами и приемами для мотивации, для активности, для самостоятельности, для творчества, для эмоционального настроя, умение чередовать виды и формы организации детей на занятии.

3. Коммуникативная – практическое владение приемами общения (речевые навыки, осуществлять результативное взаимодействие со всеми участниками непосредственно-образовательной деятельности, умение регулировать поведение детей, осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход, умение поддерживать положительный настрой детей (желание заниматься интересным делом).

4. Регулятивная (рефлексивная) – это умение воспитателя анализировать результаты своей деятельности и деятельности детей (проведение в конце занятия рефлексии- вопросы к детям с целью установления обратной связи) и умение выстроить дальнейшую работу (индивидуальный маршрут).

Старший воспитатель ДОУ имеет оценочный лист анализа образовательной деятельности, с помощью которого он анализирует уровень сформированности той или иной компетентности у воспитателя при просмотре любого занятия.

Информационная компетентность проявляется в следующих пунктах: умение подобрать программное содержание в соответствии с программными требованиями и возможностями детей, наличие триединой дидактической цели (образовательные, развивающие, воспитательные задачи).

Интеллектуально-педагогическая (методологическая) компетентность проявляется в следующих пунктах: демонстрационный и раздаточный материал (обоснованность подбора, достаточность и эффективность использования, использование ИКТ и здоровьесберегающих технологий (смена поз детей и двигательные минутки, разные виды и формы организации детской деятельности, наличие компонентов развивающего занятия (мотивация, совместная творческая деятельность, деятельность детей (активность, заинтересованность, самостоятельность, творчество, коммуникативность).

Коммуникативная компетентность проявляется в следующих пунктах: речь педагога (доступность, эмоциональность, содержательность, подход к детям (индивидуальный, дифференцированный, личностно-ориентированный).

Регулятивная (рефлексивная) компетентность проявляется в следующих пунктах: степень достижения образовательных целей и обсуждение результатов (наличие и качество вопросов к детям по содержанию занятия).

Только после проведения анализа формы образовательной деятельности с детьми воспитателем, старший воспитатель выстраивает свою методическую работу с кадрами так, чтобы решить две важные задачи:

1. Это совершенствовать теоретический уровень профессиональной компетентности педагогов.

2. Это повышать практический уровень профессиональной компетентности воспитателей при работе с воспитанниками детского сада.

В своей следующей статье я расскажу подробнее о данной методической работе, которая будет направлена на решение поставленных задач.

Публикации по теме:

«Игры зверей» — авторская методика по организации занятий с детьми 3–5 лет "ИГРЫ ЗВЕРЕЙ"[/b] (авторская методика по организации занятий с детьми 3 -5 лет)[/b] Данное методическое пособие предназначено для педагогов.

«Использование детских рисунков при проведении тренинговых занятий» «Использование детских рисунков при проведении тренинговых занятий» Реализуя программу развития патриотического самосознания у дошкольников.

Методы и приёмы при организации занятий с детьми — деловая игра В повседневной жизни - на прогулке, во время еды, игровой самостоятельной деятельности-ребёнок много узнаёт. Однако, важные задачи всестороннего.

Консультация для воспитателей «Применение ИКТ для РЭМП дошкольников при проведении НОД» В послании президента Федеральному Собранию РФ (от 16. 11. 2009) отмечается, что главной задачей современной системы образования является.

Доклад «Профессиональная компетентность воспитателей в вопросах здоровьесбережения дошкольников» Цель: создание условий для профессионального самосовершенствования, знакомство с опытом работы педагогов используя современные педагогические.

Методическое объединение воспитателей «Профессиональная компетентность воспитателя» Тема «Профессиональная компетентность воспитателя» Цель: актуализация развития профессиональной компетентности воспитателя. Задачи: 1. Познакомить.

Профессиональная компетентность учителя-логопеда в контексте ФГОС ДО Профессиональная компетентность- предполагает определение знаний,наличие опыта в той или иной области,или сфере деятельности человека. Педагогическое.

Информационная компетентность педагогов как условие организации компьютерного обучения детей дошкольного возраста Современные дети родились и живут в активно формирующейся и функционирующей информационно-образовательной среде, начиная с первого звена.

Выступление на педсовете «Профессиональная компетентность педагогов в области освоения ФГОС дошкольного образования» С 1января 2014 года вступил в силу «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который был утверждён.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Профессиональная компетентность воспитателей при организации и проведении занятий
Опубликовано: 11 марта 2016 в 16:38
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД