Папки-передвижки

Выступление на педсовете «Профессиональная компетентность педагогов в области освоения ФГОС дошкольного образования»

Галина Викторовна Архипова
Выступление на педсовете «Профессиональная компетентность педагогов в области освоения ФГОС дошкольного образования»

С 1января 2014 года вступил в силу «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который был утверждён Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. Он внёс существенные изменения в систему дошкольного образования, поставил определённые цели, задачи и принципы.

Настоящий Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

Основные принципы ФГОС

Публикация «Выступление на педсовете „Профессиональная компетентность педагогов в области освоения ФГОС дошкольного образования“» размещена в разделах

1) полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество с семьёй;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;

8) соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития;

9) учёт этнокультурной ситуации развития детей.

Стандарт определяет статус детских садов, как учреждений начального уровня в системе общего образования : к первому классу школы ребёнок должен будет достичь определённого уровня развития.

Главный акцент в стандарте сделан на развитии детей через игру, свободный разговор, диалог, через общение со сверстниками, старшими ребятами, семьёй, воспитателями. Воспитатель должен стать на позицию партнёрства, постигать новое вместе с ребёнком в форме познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка.

ФГОС изменяет подход к образовательной программе.

Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.

Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и должна быть направлена на решение задач, указанных в пункте 1.6. Стандарта.

Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

Программа направлена на:

Создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

На создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования детей (далее - образовательные области) :

Социально – коммуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Художественно – эстетическое развитие;

Физическое развитие.

Стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жёстких требований к детям дошкольного возраста, не предъявляет жёстких требований к результатам освоения программы.

Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребёнка к школе, а именно:

Формирование компетентной социально - адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, т. е. акцент идёт на развитие личностных качеств и социальную адаптацию.

ФГОС главное не результат, а условия. Это стандарт условий. Условия – это социальная ситуация развития ребёнка – сложившаяся система взаимодействия ребёнка и окружающим миром, представленным взрослыми и детьми. Если условия созданы – Стандарт реализован.

Т. е. основной результат - это социализация детей, личностные результаты развития ребёнка, а не результат обучения.

Результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально – нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Впервые в истории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящей главной целью формирование успешной личности. Ключевая установка Стандарта – поддержка разнообразия детства, через создания условий социальной ситуации, содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребёнка.

Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе – это уход от учебной деятельности (занятий, повышение статуса игры, основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно – обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

Таким образом, «занятие» как специально организованная форма учебной деятельности в детском саду отменяется. Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определённой информации об окружающем мире, формирование определённых знаний, умений, навыков.

Чтобы работать в соответствии с ФГОС педагог должен постоянно совершенствоваться: приобретать новые знания, умения и навыки, саморазвиваться, т. е. повышать свой педагогический опыт, развивать профессиональные компетенции. Чтобы повысить свою профессиональную компетентность в области освоения ФГОС ДО :

1. Мы прошли курсы повышения квалификации в ВГУ по дополнительной профессиональной программе «ФГОС дошкольного образования : ключевые особенности и механизмы реализации»

2. Самостоятельно познакомились с основополагающими документами нормативной правовой базой системой дошкольного образования, в том числе с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования, утверждённым 1января 2014г

3. Реализуем примерную основную образовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» ФГОС, под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой…

4. Разработали комплексно - тематический (перспективный) план в соответствии с ФГОС

Вся образовательная деятельность, всё развитие детей в группе осуществляется на основе комплексно - тематического и календарного планирования, на основе 5 образовательных областей :

Социально - коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно – эстетическое развитие

Физическое развитие

Содержание образовательных областей реализуются в различных видах деятельности, таких как:

Игровая, включая сюжетно – ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, познавательно - исследовательская (исследование объектов окружающего мира и экспериментирования с ним, а так же восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарно бытовой труд, (в помещении и на улице, конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и другой материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация, музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально – ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребёнка.

Вся образовательная деятельность в группе построена на основе взаимодействия взрослых и детей, ориентируется на интересы и возможности каждого ребёнка, и учитывает социальную ситуацию его развития, а также направлена на развитие его творческих способностей и логического мышления, на поддержку индивидуальности, инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности, возможности выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения. Направлена на обеспечение эмоционального благополучия детей, на создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, на развитие коммуникативных способностей детей, на поддержку спонтанной игры детей, её обогащение, обеспечение игрового времени и пространства, на построение вариативного развивающего образования, на взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Т. к. главная особенность организации образовательной деятельности В ДО на современном этапе – это уход от учебной деятельности (занятия, поэтому вся организованная образовательная деятельность в группе строится на игре, и осуществляется через организацию детских видов деятельности.

Формы работы с детьми:

игровые ситуации, игровые упражнения, подвижные игры, физкульт. минутки, двигательные паузы, наблюдение, рассматривание, опыты и эксперименты, тематические беседы, рассказы, компьютерные презентации, творческие и исследовательские проекты, анализ проблемных ситуаций, практические упражнения, игра моделирования, игра рассуждения, игровые ситуации по формированию безопасности, игровые логические задачи, прогулки по экологической тропе, беседы, речевые ситуации, составление рассказов, сказок, ситуативные разговоры, музыкальные игры, вернисажи детского творчества и др.

Это совместная партнёрская деятельность детей и взрослых, которая подразумевает:

- включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;

- добровольное присоединение дошкольника к деятельности (без психического дисциплинарного принуждения, на основе его личной заинтересованности, с учётом его эмоционального состояния и возможности)

-свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);

-открытый временной конец деятельности (каждый работает в своём темпе)

Главное – это не результат обучения, а социализация детей и личностное развитие, поэтому мы стараемся создать все условия для проявления таких качеств как: инициативность, жизнерадостность, любопытство, воображение, уверенность в себе, целеустремлённость, самостоятельность.

Одной из эффективных форм работы с детьми в группе является проектная деятельность, которая способствует развитию познавательной, и исследовательской деятельности детей, развивает творческое мышление, умение наблюдать, анализировать, делать выводы, повышает самостоятельную активность ребёнка, умение самостоятельно ставить проблему, и умение разными способами, самостоятельно находить информацию на интересующий вопрос, развивает творческие способности, а также способствует сближению взрослых и детей, сближению воспитателей с семьями воспитанников, т. к. любой проект – это совместная работа воспитателей, детей и родителей. А итог проекта – это почти всегда совместная творческая деятельность родителей и детей (совместное рисование, совместное изготовление поделок и т. д.)

В группе разработан комплексно-тематический план по проектной деятельности.

На данный момент нами реализованы проекты:

1 «Здравствуй детский сад», «Моя семья», «Мы такие разные, но мы вместе», «Мой друг светофор», «Осень – рыженькая осень», «Наступила зима», «Волшебный праздник», «Как звери зимуют»

А также в своей работе используем ИКТ

-для просмотра с детьми презентаций, видео фильмов, научных фильмов, обучающих мультфильмов;

-для сбора информаций и иллюстраций для пополнения образовательной и предметно – пространственной среды

-при работе с родителями (консультации, беседы из интернет ресурсов)

-используем мультимедийное оборудование на открытых мероприятиях, при проведении развлечений, утренников.

В группе создана предметно - пространственная, развивающая среда, способствующая личностному развитию каждого ребёнка, с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей, склонностей, которая обеспечивает каждому выбор вида деятельности по интересам и позволяет взаимодействовать со взрослыми и сверстниками или действовать индивидуально.

Предметно – пространственная среда охватывает максимальную площадь групповой комнаты и обеспечивает все виды активности детей, а также их эмоциональное благополучие и возможность для самовыражения.

Выполняют образовательную, развивающую, воспитывающую, организующую, коммуникативную функции, а также способствует развитию широких социальных интересов и познавательной активности.

В группе имеются:

Уголок природы

Уголок экспериментирования

Уголок труда

Уголок изо деятельности

Уголок театрализованной деятельности

Уголок для конструирования

Уголок книги

Уголок музыки

Уголок народного творчества

Уголок дидактических и развивающих игр

Уголок дорожного движения

Физкультурный уголок

Уголок игрушек

Уголок сюжетно – ролевой игры:

а) семья,

б) парикмахерская,

в) магазин,

г) больница

Вся предметно – пространственная среда

1) Насыщена и разнообразна по содержанию

2) Обладает трансформируемостью в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей

3) Полифункциональностью материалов: использование детских мягких модулей, предметов – заменителей в детской игре.

4) Вариативностью: наличие уголков, разнообразие игрушек, игр, оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей, периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей

5) Доступностью: свободный доступ детей к игрушкам, играм и т. д.

6) Безопасностью: соответствует всем требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования

Т. е. стараемся работать в соответствии с ФГОС.

Публикации по теме:

Доклад «Профессиональная компетентность воспитателей в вопросах здоровьесбережения дошкольников» Цель: создание условий для профессионального самосовершенствования, знакомство с опытом работы педагогов используя современные педагогические.

Выступление на педсовете «Природное чудо-вода!» Вода лилась, Шумел родник, Пленял игрою молодою, Чтоб человек пришел, приник И жажду утолил водою. В НАСТОЯЩЕЕ время, как никогда,.

Профессиональная компетентность учителя-логопеда в контексте ФГОС ДО Профессиональная компетентность- предполагает определение знаний,наличие опыта в той или иной области,или сфере деятельности человека. Педагогическое.

Профессиональная компетентность заместителя заведующего в контексте единых требований профессионального стандарта педагога Мантурова Т. И. Заместитель заведующего по ВМР МБДОУ – детский сад комбинированного вида № 317 Статья посвящена актуальному на сегодняшний.

Выступление на педсовете «Декоративное рисование» Выступление на пед совет. Тема:Декоративное рисование. Рисование является важным средством эстетического воспитания: оно позволяет детям.

Выступление на педсовете «Игры с малышами» В игре детей есть часто смысл глубокий. (Шиллер И.) Выступление на педсовете «Игры с малышами» Игра — это огромное светлое окно, через.

Выступление на педсовете «Интеграция образовательной области «Развитие речи» в ходе режимных моментов» Выступление на педагогическом совете на тему: «Интеграция образовательной области «Развитие речи» в ходе режимных моментов» Проблема развития.

Выступление на педсовете «Внимание! Ребенок и улица!» В группе раннего возраста дети от 1,6 до 2 лет. В раннем возрасте малыш развивается в разных видах деятельности, проявляет первые эмоциональные.

Выступление на тему «Создание условий для развития творческих способностей у дошкольников в изодеятельности по ФГОС» Развивающая предметно-пространственная среда - это комплекс материальных, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Выступление на педсовете «Профессиональная компетентность педагогов в области освоения ФГОС дошкольного образования»
Опубликовано: 4 февраля 2016 в 13:57
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД