Приложение МААМ

Профессиональное выгорание педагога

Татьяна Цыбулько
Профессиональное выгорание педагога
▼ Скачать + Заказать документы

Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них.

В 1981 г. Э. Moppoy (A. Morrow) предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания: «Запах горящей психологической проводки».

Публикация «Профессиональное выгорание педагога» размещена в разделах

Какие работники составляют группу риска в том случае, когда мы говорим о профессиональном выгорании? При ответе на этот вопрос можно выделить следующие закономерности.

Во-первых, профессиональному выгоранию больше подвержены сотрудники, которые по роду службы вынуждены много и интенсивно общаться с различными людьми, знакомыми и незнакомыми.

Во-вторых, синдрому профессионального выгорания больше подвержены люди, испытывающие постоянный внутриличностный конфликт в связи с работой.

В-третьих, профессиональному выгоранию больше подвержены работники, профессиональная деятельность которых проходит в условиях острой нестабильности и хронического страха потери рабочего места. В России к этой группе относятся прежде всего люди старше 45 лет, для которых вероятность нахождения нового рабочего места в случае неудовлетворительных условий труда на старой работе резко снижается по причине возраста.

Профессиональное выгорание в принципе возможно почти в любой профессии, но есть те, в которых вероятность столкнуться с ним наиболее высока – это профессии, связанные с работой с людьми: учителя, воспитатели, педагоги вузов, врачи, социальные работники, журналисты, руководители различных уровней. Иногда используют термин «синдром эмоционального выгорания» - это одна из самых опасных профессиональных «деформаций» тех, кто работает с людьми.

Как правило, развивается выгорание на почве хронического стресса, который истощает внутренние ресурсы человека. Оно развивается постепенно и проходит три стадии, постепенно углубляясь.

Первая стадия начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний: вроде бы все пока нормально, но. работа стала скучной, больше не приносит былой радости, а на душе как-то пусто. Появляется некоторая отстраненность в отношениях не только с учащимися, коллегами, но и с членами семьи. Также возникает состояние тревожности, неудовлетворенности, по возвращении с работы хочется, чтобы все оставили в покое.

На второй стадии начинают возникать недоразумения с учащимися или воспитанниками, появляется неприязнь к ним, нежелание их видеть. Постепенно неприязнь проявляется и в присутствии детей. Вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение – это не осознаваемое самим педагогом проявление самосохранения при общении, когда оно превышает безопасный для психики уровень.

На третьей стадии притупляются представления о ценностях жизни. Эмоциональное отношение к миру как бы «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, не только к профессиональной деятельности, но даже к собственной жизни. По привычке такой человек может еще сохранять внешнюю респектабельность, но в душе ко всему безразличен.

Профессиональное выгорание педагога – это неизбежность?

Является ли профессиональное выгорание неизбежным следствием выбора профессии педагога? Как удается некоторым людям оставаться заинтересованными и любящими даже после долгих лет в профессии? Некоторым везет, они попадают в хороший коллектив, могут позволить себе не брать чрезмерную нагрузку, имеют ресурс для профессионального роста и развития, получают поддержку от руководителя и коллег. Однако везет не всем. Поэтому нужно уметь самому создавать для себя условия, в которых риск выгорания будет минимальным.

Полностью исключить в работе профессиональный стресс и профессиональное выгорание в современных условиях невозможно, уж очень высоки темп жизни, профессиональная конкуренция. Но вполне возможно существенно уменьшить их разрушительное влияние. Вот несколько советов, которые будут вам полезны:

Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости и сделать перерыв, переключиться на что-нибудь.

Старайтесь позитивно к себе относиться: не критикуйте себя, чаще хвалите за любые достижения, даже очень небольшие.

Старайтесь по возможности выбирать работу в соответствии со своими склонностями и возможностями. Это важно, когда вам предлагают новые обязанности, новую должность. Ни к чему стремиться быть руководителем, если вы любите возиться с детьми и терпеть не можете работу с документами.

Напоминайте себе, что работа – это деятельность, которая хороша сама по себе, как часть жизни. Это не счастье, не спасение, не смысл жизни. Если она имеет чрезмерную ценность, вы будете вкладывать туда все свои ресурсы, и они быстро закончатся. Ищите баланс между всеми составляющими своей жизни.

Учитесь справляться со стрессами, берегите свое физическое и психическое здоровье. Не жертвуйте сном, находите время для умеренных физических нагрузок.

Не берите на себя чужую работу. Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за него его работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может, он справится сам?

Не бойтесь своих чувств и не блокируйте их, научитесь выражать экологично, не срываясь на детей или коллег. Проявляйте эмоции и обсуждайте их с друзьями.

Не отказывайтесь от поддержки людей: коллег, родственников, друзей. Старайтесь поддерживать больше контактов с теми коллегами, которые относятся к вам доброжелательно.

Если вы понимаете, что выгорание уже происходит или даже достигло глубоких стадий, не стесняйтесь обращаться к профессионалу – психологу или психотерапевту. Разговор с подругой не заменит профессиональной помощи, в ходе которой вы сможете дать выход своим чувствам и пересмотреть жизненные ценности и представление о себе и работе, заново простроить свою профессиональную роль.

Публикации по теме:

Аттестация. Портфолио педагога Аттестация. Портфолио педагога. Цареградская Анна Сергеевна. Аттестационное портфолио создано на основе профессиональной практической деятельности.

Аттестационное портфолио педагога Каждому педагогу рано или поздно предстоит пройти процедуру аттестации педагогических работников дошкольных образовательных организаций.

Творчество в деятельности педагогаТворчество в деятельности педагога Наверное, каждый из нас слышал поговорку, жизнь прожить - не поле перейти! И каждый, выбирая свой путь в жизни, проживает её по - своему….

Консультация для педагогов «Эмоциональное выгорание учителя» По данным исследований Н. А. Аминова (Аминов Николай Александрович- кандидат психологических наук, старший научных сотрудник Психологического.

Консультация для воспитателей ДОУ «Эмоциональное выгорание. Диагностика и профилактика» Консультация для воспитателей ДОУ «Эмоциональное выгорание. Диагностика и профилактика" Добрый день, дорогие коллеги! праздники праздниками,.

Мастер-класс «Профессиональное выгорание педагогов в ДОУ и его профилактика» Мастер-класс: «Профессиональное выгорание педагогов в ДОУ и его профилактика». В течение последних десятилетий проблема сохранения психического.

Профессиограмма педагога ДОО Профессиограмма педагога ДОО. Профессиограмма - это описание особенностей определенной профессии, раскрывающее содержание профессионального.

Самообразование педагога Самообразование – это целенаправленная работа каждого из нас по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся.

Сотрудничество семьи и педагога В современном мире, который полон новыми тенденциями и введениями, по-прежнему остается место и для детей с ограниченными возможностями.

Сценка для визитной карточки педагога Начало визитной карточки педагога. Две бабушки сидя на лавочке и беседуют. Николаевна: Ой, хорошо-то как, спокойно… У меня ж сплошной.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Профессиональное выгорание педагога
Опубликовано: 21 июня 2020 в 09:20
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Профессиональное выгорание педагога» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Цыбулько (УИ 526573) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД