Татьяна Цыбулько
Профессиональное выгорание педагога
▼ Скачать + Заказать документы
Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них.
В 1981 г. Э. Moppoy (A. Morrow) предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания: «Запах горящей психологической проводки».
Публикация «Профессиональное выгорание педагога» размещена в разделах
Какие работники составляют группу риска в том случае, когда мы говорим о профессиональном выгорании? При ответе на этот вопрос можно выделить следующие закономерности.
Во-первых, профессиональному выгоранию больше подвержены сотрудники, которые по роду службы вынуждены много и интенсивно общаться с различными людьми, знакомыми и незнакомыми.
Во-вторых, синдрому профессионального выгорания больше подвержены люди, испытывающие постоянный внутриличностный конфликт в связи с работой.
В-третьих, профессиональному выгоранию больше подвержены работники, профессиональная деятельность которых проходит в условиях острой нестабильности и хронического страха потери рабочего места. В России к этой группе относятся прежде всего люди старше 45 лет, для которых вероятность нахождения нового рабочего места в случае неудовлетворительных условий труда на старой работе резко снижается по причине возраста.
Профессиональное выгорание в принципе возможно почти в любой профессии, но есть те, в которых вероятность столкнуться с ним наиболее высока – это профессии, связанные с работой с людьми: учителя, воспитатели, педагоги вузов, врачи, социальные работники, журналисты, руководители различных уровней. Иногда используют термин «синдром эмоционального выгорания» - это одна из самых опасных профессиональных «деформаций» тех, кто работает с людьми.
Как правило, развивается выгорание на почве хронического стресса, который истощает внутренние ресурсы человека. Оно развивается постепенно и проходит три стадии, постепенно углубляясь.
Первая стадия начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний: вроде бы все пока нормально, но. работа стала скучной, больше не приносит былой радости, а на душе как-то пусто. Появляется некоторая отстраненность в отношениях не только с учащимися, коллегами, но и с членами семьи. Также возникает состояние тревожности, неудовлетворенности, по возвращении с работы хочется, чтобы все оставили в покое.
На второй стадии начинают возникать недоразумения с учащимися или воспитанниками, появляется неприязнь к ним, нежелание их видеть. Постепенно неприязнь проявляется и в присутствии детей. Вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение – это не осознаваемое самим педагогом проявление самосохранения при общении, когда оно превышает безопасный для психики уровень.
На третьей стадии притупляются представления о ценностях жизни. Эмоциональное отношение к миру как бы «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, не только к профессиональной деятельности, но даже к собственной жизни. По привычке такой человек может еще сохранять внешнюю респектабельность, но в душе ко всему безразличен.
Профессиональное выгорание педагога – это неизбежность?
Является ли профессиональное выгорание неизбежным следствием выбора профессии педагога? Как удается некоторым людям оставаться заинтересованными и любящими даже после долгих лет в профессии? Некоторым везет, они попадают в хороший коллектив, могут позволить себе не брать чрезмерную нагрузку, имеют ресурс для профессионального роста и развития, получают поддержку от руководителя и коллег. Однако везет не всем. Поэтому нужно уметь самому создавать для себя условия, в которых риск выгорания будет минимальным.
Полностью исключить в работе профессиональный стресс и профессиональное выгорание в современных условиях невозможно, уж очень высоки темп жизни, профессиональная конкуренция. Но вполне возможно существенно уменьшить их разрушительное влияние. Вот несколько советов, которые будут вам полезны:
Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости и сделать перерыв, переключиться на что-нибудь.
Старайтесь позитивно к себе относиться: не критикуйте себя, чаще хвалите за любые достижения, даже очень небольшие.
Старайтесь по возможности выбирать работу в соответствии со своими склонностями и возможностями. Это важно, когда вам предлагают новые обязанности, новую должность. Ни к чему стремиться быть руководителем, если вы любите возиться с детьми и терпеть не можете работу с документами.
Напоминайте себе, что работа – это деятельность, которая хороша сама по себе, как часть жизни. Это не счастье, не спасение, не смысл жизни. Если она имеет чрезмерную ценность, вы будете вкладывать туда все свои ресурсы, и они быстро закончатся. Ищите баланс между всеми составляющими своей жизни.
Учитесь справляться со стрессами, берегите свое физическое и психическое здоровье. Не жертвуйте сном, находите время для умеренных физических нагрузок.
Не берите на себя чужую работу. Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за него его работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может, он справится сам?
Не бойтесь своих чувств и не блокируйте их, научитесь выражать экологично, не срываясь на детей или коллег. Проявляйте эмоции и обсуждайте их с друзьями.
Не отказывайтесь от поддержки людей: коллег, родственников, друзей. Старайтесь поддерживать больше контактов с теми коллегами, которые относятся к вам доброжелательно.
Если вы понимаете, что выгорание уже происходит или даже достигло глубоких стадий, не стесняйтесь обращаться к профессионалу – психологу или психотерапевту. Разговор с подругой не заменит профессиональной помощи, в ходе которой вы сможете дать выход своим чувствам и пересмотреть жизненные ценности и представление о себе и работе, заново простроить свою профессиональную роль.