Бубнова Елена
Профилактика девиантного поведения в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время проблема девиантного поведения детей не теряет своей актуальности, увеличиваясь в разы. Все чаще приходится сталкиваться с ситуациями хамства и невоспитанности, с экранов телевизоров льется нескончаемый поток негативной информации, детские компьютерные игры и мультфильмы пропитаны агрессией и насилием. Как оградить ребенка от последствий такого губительного давления извне и воспитать успешным и просто хорошим человеком?
Вопрос негативного и неприемлемого поведения детей, на сегодняшний
Публикация «Профилактика девиантного поведения в ДОУ» размещена в разделах
день, имеет большую значимость в практической деятельности психолога и всего педагогического коллектива в ДОУ. Такое поведение принято называть
девиантным.
«Девиатность - это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от
общепринятых общественных норм». Это выражается в агрессивности и
непослушании детей, неумением общаться и взаимодействовать в коллективе,
отсутствием интереса к обучению, упрямством и грубостью, неуважением старших. Таких детей называют «трудными», но никак не счастливыми.
Для профилактики и коррекции девиантного поведения детей, до начала
работы необходимо определить причины возникновения девиации, а затем поиск оптимальных методов и путей взаимодействия с дошкольниками. К возможным причинам данного поведения относятся :
-биологические факторы (генетические, физиологические особенности, связанные с наследственностью гормональным дисбалансом);
-психологические проблемы (личностные особенности, нарушения психического здоровья, стресс, низкий уровень социальной адаптации);
-личностный и внутриличностный конфликт
- детско-родительские отношения, внутрисемейные конфликты, стили воспитания
-детская психологическая травма, смерть родственника, развод родителей;
- проявление психологического, физического насилия;
- неблагополучная, или неполная семья.
Данный список можно продолжать, но говоря о коррекции, каждый
случай девиантного поведения дошкольника рассматривается в индивидуальной порядке, при тесном взаимодействии и сотрудничестве с родителями ребенка. В настоящее время психологи имеют доступ к множеству
профессиональной литературы, дающей возможность апробировать разнообразные методы профилактики и коррекции девиантного поведения, и выбрать наиболее эффективные и результативные, имеющие больший эмоциональный отклик у детей и заинтересованность, что несомненно влияет на результативность выбранных подходов.
В своей работе, как педагог-психолог, особое внимание уделяю развитию
эмоционального мира детей, начиная со знакомства с эмоциями и далее, овладением способам эффективного и социально-приемлемого выхода негативных чувств. Ведь, основной проблемой детей с девиантным поведением является неумение контролировать себя и неспособностью продуктивно взаимодействовать с окружающими.
Дети с повышенной тревожностью, низкой самооценкой, неуверенностью,
высоким уровнем агрессивности требуют от взрослых особого внимания, принятия и понимания. Мы, педагоги, стараемся максимально привлечь данную группу детей к активному участию в предложенных проектах, конкурсах, мероприятиях, направленных на профилактику девиантного поведения, тем самым постепенно раскрепощая, снимая внутреннее напряжение и открывая возможность к самовыражению.
Техники арттерапии, лепка из пластилина и глины, коммуникативные и
динамичные игры, музыкотерапия, танцы, используемые педагогами в детьми,
отлично развивают коммуникативную и эмоциональную сферы, способствуют
раскрытию творческого потенциал и повышению самооценки.
Особый эмоциональный отклик у детей имеет сказкотерапия. Именно в
сказке ребенок черпает основы добра и зла, радости и печали, гордости и смелости.
Глазами персонажей можно почувствовать огромную эмоциональную палитру,
учиться фантазировать, проигрывать трудные ситуации и искать правильные и
достойные выходы из них.
Ребенок погружается в сказку, и именно там он чувствует себя храбрым
рыцарем, либо принцессой, и постигает понятия совесть, смелость, уверенность,постепенно усваивая моральные ценности и нормы. Ведь, основные возможности сказкотерапиии многогранны. Это и совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром, развитие творческих способностей и адаптивных навыков.
Возвращаясь к теме профилактики девиантного поведения, нельзя не
отметить неоспоримую роль семьи в развитии личности ребенка. Семья-это первая школа отношений с людьми, с морально-психологическим климатом, влияние которого, несомненно сказывается на поведении ребенка, его отношении к миру, приобретении жизненного опыта. Поэтому активное взаимодействие, консультирование, просвещение родителей, с целью повышения уровня родительской компетенции в вопросах воспитания и взаимоотношений с детьми, играет огромную роль в профилактике девиантного поведения.