Приложение МААМ

Опыт работы «Профилактика дорожно-транспортного травматизма среди дошкольников»

Наталья Труфанова
Опыт работы «Профилактика дорожно-транспортного травматизма среди дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Рост количества машин на улицах нашего города, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков, растущие пробки на автодорогах являются одной из причин дорожно-транспортных происшествий. Никого не оставляют равнодушным неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети. Поэтому обеспечение безопасности движения на дороге становится все более важной задачей. Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в нашем детском саду.

Публикация «Опыт работы „Профилактика дорожно-транспортного травматизма среди дошкольников“» размещена в разделах

Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека.

Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях.

Для реализации практических задач сохранения здоровья и жизни детей, предупреждения дорожно-транспортных происшествий с их участием, существенное значение имеет своевременная и качественная подготовка ребенка к условиям безопасного дорожного движения.

Дошкольное образовательное учреждение осуществляет партнерское взаимодействие с социальными организациями города (Музеи, библиотеки, Средняя общеобразовательная школа № 9,Автогородок). Дети часто выходят за пределы детского сада на экскурсии, целевые прогулки, и это требует от них определенных знаний и навыков по соблюдению безопасного поведения на улицах города. (Приложение №1)

В ДОУ создан долгосрочный проект по теме: «Дети на дороге. Мы за них в ответе»

Цель проекта: создание условий для интенсификации работы с семьей на основе двухстороннего взаимодействия, направленные на усвоение и закрепление знаний детей и их родителей о правилах дорожного движения.

Задачи проекта:

1. С помощью разнообразных методов и приемов оптимизировать работу с родителями детей дошкольного возраста для полноценного развития личности ребенка и закреплению знаний о правилах дорожного движения;

2. Создать условия для формирования социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности с родителями и взаимной помощи;

3. Активизировать пропагандическую деятельность среди родителей ДОУ по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге;

4. Выработать систему воспитательно-образовательной работы по формированию навыков безопасного поведения на дорогах.

Этапы реализации проекта:

I этап – 2 младшая группа (дети 3-4 лет);

II этап – средняя группа (дети 4-5 лет);

III этап – старшая группа (дети 5-6 лет);

IV этап – подготовительная группа (дети 6-7 лет).

Участники проекта:

дети; педагоги; старший воспитатель; музыкальный руководитель; физинструктор;

инспектор ГИБДД; родители.

Основные направления работы с детьми :

диагностика (определение уровня умения и знания детей по правилам безопасности поведения на улице);

организованные формы обучения на занятиях;

совместная деятельность взрослого и ребенка;

самостоятельная деятельность ребенка.

Основная идея - формирование понимания ценности здоровья и жизни человека через разумный образ жизни проходит через все виды деятельности. В работе соблюдается принцип последовательности: формирование навыков поведения на дорогах состоит в том, что любая новая ступень в обучении ребенка опирается на уже освоенное в предыдущем опыте, обучение включается в контекст повседневной жизни.

В каждой возрастной группе имеются перспективные планы по изучению ПДД, уголки дорожного движения. Подобрана детская литература на тему дорожного движения, альбомы с загадками и стихами о ПДД, маршрутные листы следования ребенка из дома в д/с (для детей старшей и подготовительной группы, дидактические и настольно-печатные игры, атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Шоферы», «Автобус», «ГАИ и дорога» и др.

Реализация проекта:

В ДОУ обобщен и систематизирован педагогический опыт по обучению детей ПДД, подобран методический инструментарий:

· картотека подвижных игр по ПДД;

· картотека дидактических игр по ПДД «Дорожная игротека»;

· подборка художественной литературы по ознакомлению детей с ПДД;

· конспекты занятий, бесед, досугов и развлечений;

· цикл наблюдений по ПДД, экскурсий, целевых прогулок по улице, к остановке, к перекрестку;

Наша задача, как педагогов, научить каждого ребенка свободно ориентироваться в потоке уличного движения. Правильное поведение должно войти в их привычку.

Основными целями изучения правил дорожного движения, и поведения на улице являются:

1. Сохранение здоровья и жизни детей.

2. Предупреждение дорожно-транспортного травматизма.

3. Поиск новых направлений совместной деятельности с ГИБДД, родителями, общественными организациями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

4. Расширение кругозора детей в области изучения правил дорожного движения.

Только в содружестве детского сада и семьи можно выработать у детей необходимые навыки культуры поведения на улице. В этих целях мы используем информацию на стендах для родителей, папки-передвижки; совместные праздники и развлечения, выпуск стенгазеты для родителей, посвященной профилактике дорожно-транспортного травматизма. Инновационным в этой работе стало размещение информации на сайте Доу и в соцсетях.

Работе с родителями в детском саду уделяется огромное внимание, ведь именно они каждый день не раз переходят с ребятишками дорогу и несут за них ответственность. Однако иногда случается, что сами дети знают значительно больше родителей и даже поправляют их поведение на дороге.

Активизируем работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей через разнообразные формы.

В начале учебного года во всех группах проводится анкетирование родителей: «Безопасность на дороге», «Какой Вы пешеход», «Знаете ли Вы правила дорожного движения. Это помогает определить уровень знаний родителей и подобрать наиболее эффективные методы подачи дорожной грамотности, выбрать формы общения.

В работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма используются различные формы взаимодействия с родителями:

-памятки и листовки-обращения к родителям о необходимости соблюдения ПДД;

-папки-передвижки, в которых содержится материал о правилах дорожного движения, необходимый для усвоения, как детьми, так и взрослыми;

-консультационный материал «Дошкольник и дорога».

Традицией стало проведение встреч-бесед родителей с инспектором ГИБДД, на которых он консультирует родителей по интересующим их вопросам, помогает решить проблемные дорожные ситуации : «Роль семьи в профилактике дорожного травматизма», «Типичные ошибки детей при переходе улиц и дорог».

Конкурсы, викторины и развлечения по ПДД с участием педагогов, детей и родителей дают положительный результат в усвоении детьми знаний по правилам дорожного движения и сближают всех участников воспитательно-образовательного процесса.

Традиционный конкурс семейных газет «Безопасная дорога» выявляет таланты не только художников - родителей, но и поэтов, сочинителей рассказов.

Увлекательна и интересна новая форма работы «Семейный мастер – класс», которая позволяет знакомить родителей с игровыми технологиями по обучению детей с основами безопасного поведения на улице и обмениваться опытом семейного воспитания по данной проблеме. (Приложение № 4).

В информационных стендах для родителей систематически появляется информация, которая знакомит родителей с методами формирования дорожной культуры у детей, сознательного выполнения правил дорожного движения самими взрослыми. Рекомендованный материал вызывает большой интерес и отклик у родителей. (Приложение № 5)

Все это позволяет педагогам комплексно решать задачи обучения детей безопасному поведению в дорожной среде, учитывая возрастные особенности детей уровень их психического и физического развития, воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортной среде. Проблема безопасности дорожного движения очень высока и мы решаем её при консолидации усилий ДОУ и других социальных структур нашего города. В детском саду частые гости инспектора ГИБДД. Наши педагоги, дети, родители – постоянные участники смотров-конкурсов, которые проводит ДОУ, отдел образования совместно с Госавтоинспекцией.

Таким образом, систематическая работа педагогов и родителей детского сада помогает нашим детям быть уверенными на дороге и избежать травматизма.

В детском саду на протяжении ряда лет ведется целенаправленная, систематическая работа по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма. Коллективом созданы оптимальные условия для обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах :

Дорога вокруг сада имеет дорожную разметку, светофор, дорожные знаки;

«чудо» - коврики (с перекрестками, домами, с различными видами дорог);

• транспорт функционального различного назначения (грузовые, легковые машины, автобусы, пожарная машина, скорая помощь и т. д.);

• самокаты;

• в каждой группе детского сада имеются уголки по обучению дошкольников правилам дорожного движения.

Исходные условия успешной работы – знание педагогами программы работы с детьми по привитию им навыков дорожной безопасности. В этих целях с педагогами детского сада систематически организуется работа по повышению профессионального мастерства в вопросах обучения детей правилам дорожного движения и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.

Наш детский сад работает в тесном взаимодействии с органами ГИБДД и ставит перед собой следующие задачи совместной работы :

• Реализовать единую линию предупреждения дорожно-транспортного травматизма детей на этапах дошкольного детства, придав педагогическому процессу познавательный и здоровье сберегающий характер.

• Организовать пропаганду и всеобуч родителей по профилактике дорожно-транспортного травматизма детей дошкольного возраста.

Взаимодействие педагогов и работников ГИБДД осуществляется в разных формах:

• посещение инспекторами ДОУ с целью оказания методической помощи в определении наиболее практически значимых тем по основам безопасности дорожного движения;

• обследование территории, прилегающей к учреждению, на предмет наличия (отсутствия) и соответствия (несоответствия) Гостам необходимых дорожных знаков, дорожных разметок, светофоров и т. д;

разработка схем безопасных маршрутов в дошкольное учреждение;

• оказание помощи в разработке информационных «Уголков безопасности» по пропаганде безопасности дорожного движения;

• чтение лекций и проведение профилактических бесед с родителями на родительских собраниях, в повседневной жизни;

• проведение бесед с детьми;

• участие в праздниках и развлечениях;

• организация смотров-конкурсов.

Чтобы добиться успеха в освоении правил дорожного движения воспитатели ДОУ № 30 осуществляют связь между всеми разделами программы.

Обучения правилам дорожного движения, правилам поведения на улице, проводится в непосредственной образовательной деятельности по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром, по развитию элементарных математических представлений, изодеятельности,, конструирования, на музыке и физкультуре.

В непосредственной образовательной деятельности по развитию речи и ознакомлению с окружающим воспитатели дают детям представления о различных видах транспорта через рассматривание картин («Транспорт», «Улица нашего города», «Дети и дорога», просмотр диафильмов, беседы, разучивание стихотворений, чтение рассказов.

В непосредственной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений педагоги дают понятия «левая, правая сторона», т. е. ориентируют в окружающем пространстве.

В непосредственной образовательной деятельности по изобразительной деятельности ребят мы учим рисовать, лепить, изображать в аппликации различные виды транспорта.

В непосредственной образовательной деятельности по конструированию у детей формирует интерес к созданию разнообразных зданий и сооружений из строительного материала (мост для пешеходов, мост для транспорта). Учим создавать различные модели (здания, самолеты, поезда) по рисунку, собственному замыслу.

На физкультуре дети продолжают развивать координацию движений и ориентировку в пространстве. Инструктор по физическому воспитанию учит детей ездить на велосипеде, самокате. По прямой, по кругу, змейкой, тормозить. учат двигаться в определенном направлении – вперед, назад. Проводит подвижные игры: «Поезд», «Трамвай», «Воробушки и автомобили», «Найди свой цвет»

На музыке наши воспитанники принимают активное участие в театрализованных представлениях, праздниках, развлечениях по теме «Дорожная азбука».

С правилами дорожного движения воспитатели ДОУ знакомят детей систематически и последовательно, усложняя программные требования от группы к группе. В младшей и средней группах во время целевых прогулок, в непосредственной образовательной деятельности, в играх воспитатели направляют внимание детей на движение пешеходов, транспорта, называют цвета светофора, знакомят с улицей, со словами: «светофор», «тротуар», «пешеход», «переход», «машина». Они уточняют название частей автомобиля: кабина, колеса, двери и т. д.

Таким образом, у детей накапливается опыт движения по улице, обогащается их словарный запас, повышается уровень пространственной ориентировки. В старшей и подготовительной группах разрозненные сведения о правилах дорожного движения воспитатели связывают в последовательную и стройную систему представлений. Дети этих групп четко знают и практически используют имеющиеся знания правил дорожного движения на улице, знают дорожные знаки, знают о работе сотрудников ГИБДД. Воспитатели старших групп обыгрывают правила дорожного движения в различных играх. Все дети подготовительной группы умеют практически переходить улицу, четко знают дорогу от дома до школы.

В ДОУ ежедневно проводятся минутки безопасности, где педагоги вместе с детьми повторяют дорожную азбуку, придумывают сказки, загадки, частушки. Организуя занятия и беседы, педагоги исходят из того, что в этом возрасте дети лучше воспринимают материал, преподнесенный в виде игры, экскурсии, соревнования, т. е. при активном участии самого ребенка.

Знания, приобретенные детьми во время экскурсий, прогулок по улицам города, наблюдения за движением пешеходов, транспорта затем уточняются, дополняются во время разнообразных игр и занятий: например, дети выполняют аппликацию «Светофор», рассматривают и рисуют картину «Улица города», строят улицы для кукол. Воспитатели ДОУ стремятся, чтобы дети сами называли уже знакомые слова и выражения, соотносили их с данной дорожной ситуацией.

В течение года проводятся выставки рисунков детей старших групп: «Такие разные автомобили», «Я и дорога» и др. Ребята совместно с воспитателями изготавливают атрибуты к подвижным и сюжетно-ролевым играм.

Наряду с традиционными формами и средствами работы по обучению детей ПДД, используются и новые интерактивные формы работы, среди которых – выступление агитбригады. Агитбригада помогает детям лучше изучить и усвоить правила дорожного движения. Да и членам агитбригады очень нравится выступать перед детьми и родителями.

Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, так как на этом примере ребенок учится законам дороги, у него формируются привычки вести себя в соответствии с правилами дорожного движения.

Умение применять правила дорожного движения, воспитывается у детей на основе методической литературы имеющейся в ДОУ. Воспитатели используют в своей работе имеющиеся в методическом кабинете большой выбор дидактических игр по правилам дорожного движения.

В своей работе воспитатели используют имеющиеся в детском саду картины по правилам дорожного движения и иллюстрированные пособия.

Используя художественную литературу, рассматривая с детьми картины, воспитатели ДОУ помнят и знают, что правильное восприятие художественного произведения зависит от уровня детского представления. Например, чтение и рассматривание книги В. Владимирова и Н. Карповской «Крючок» возможно, только после того, как дети усвоили правила дорожного движения, осознали опасность игры шалостей на проезжей части дороги. В противном случае чтение этой книги вызывает у детей повторить поступок детей Вити и Пети. Ведь интересно и заманчиво проехаться на коньках, уцепившись крючком за кузов автомашины. Материал развивающей среды пополняется и обновляется в течение всего учебного года. Дети самостоятельно играют в знакомые игры и рассматривают иллюстрации без вмешательства взрослых.

Для улучшения работы с детьми воспитатели собственными руками изготовили макеты улиц с перекрестками, дорожными знаками, светофорами. В ДОУ систематически 1 раз в месяц ведется инструктаж с детьми по правилам дорожного движения в игровой форме. Для каждого инструктажа разработаны инструкции, которые утверждены на педагогическом совете. В течение года воспитатели знакомят детей с художественной литературой по правилам дорожного движения.

В сентябре и мае проводится диагностика знания детьми правил дорожного движения. Исходя из полученных данных, мы корректируем дальнейшую работу, на что следует обратить больше внимания, какие задачи поставить, какие методы и приемы следует выбрать для успешного освоения детьми дорожной безопасности.

Значительное место отведено практическим формам обучения: наблюдению, экскурсиям, целевым прогулкам, во время которых дети изучают на практике правила для пешеходов, наблюдают дорожное движение, закрепляют ранее полученные знания.

Проводя целевые прогулки и экскурсии с детьми по улицам в разное время года, наблюдая, как взаимодействуют пешеходы и транспорт, как работают светофоры, ямы всегда обращаем внимание детей на такие важные моменты для безопасности движения: как освещение, погодные условия, состояние дороги, количество пешеходов, их двигательная активность (гуляют, или спешат, перебегают дорогу или спокойно идут по переходу).

Зимой обращаем внимание на скользкую дорогу : можно поскользнуться и упасть; водителю трудно остановить машину (даже после того как он нажмет на тормоз, машина скользит и проезжает еще несколько метров).

После таких экскурсий и прогулок мы предлагаем детям нарисовать рисунки.

При рассказе о своем рисунке дети объясняют, что в этой ситуации опасно на дороге.

Большую трудность представляет переход перекрестков, как регулируемых, так и нерегулируемых. После неоднократных наблюдений в группе смоделировали и обсудили с детьми опасные ситуации, на перекрестке. При обсуждении дорожных ситуаций постоянно упражняем детей в приобретении трех групп навыков: сенсорных, мыслительных и двигательных.

Обучение, проверка и закрепление знаний по правилам безопасного поведения эффективно осуществляются в игровой форме. Выбор игры зависит от возможностей, но наилучшего результата можно достичь, сочетая интеллектуальные и ролевые игры. Первые требуют умения сосредоточиться, провести необходимый логический анализ ситуаций, наметить пути достижения цели и реализовать их. А сюжетно-ролевые игры позволяют моделировать типовые варианты дорожной обстановки и реализовать возможность разнообразного участия ребенка в игре. При этом мы стремимся максимально, приблизить условия игры к реальной дорожной действительности.

Дети—это будущие первоклассники, которым придется вскоре самостоятельно переходить улицу. Чтобы знания, полученные на занятиях, прогулках и экскурсиях, стали прочными и успешно применялись будущими школьниками, они должны органически сочетаться с реальным окружением детей.

Важную роль в ознакомлении детей с правилами дорожного движения играет тесная взаимосвязь нашего ДОУ с родителями. Воспитатели ведут большую работу по правилам дорожного движения с родителями, знакомят их с программными требованиями, привлекают к изготовлению материала для проведения занятий, игр, выполнению различных заданий с детьми. Например, родители вместе с детьми выполнили работы по рисованию и аппликации в домашних условиях, а в ДОУ была организована выставка работ по правилам дорожного движения.

С родителями в группах проводятся различные консультации по правилам дорожного движения, в родительских уголках оформляются наглядно-информационные стенды на данную тематику. ДОУ совместно со школой № 9 проводили викторину: «Уважаемый светофор!», игры-соревнования «Пешеходы и водители».

В конце учебного года воспитателями всех возрастных групп ДОУ проводится изучение уровня усвоения детьми программного материала по правилам дорожного движения по специально разработанным критериям, что дает возможность выявить уровень усвоения материала детьми и наметить задачи работы с детьми в летний оздоровительный период. Осуществляя работу по ознакомлению детей с правилами дорожного движения, воспитатели уверены, что знания и навыки движения по улице, полученные в ДОУ, служат фундаментом для подготовки ребенка к обучению в школе, обеспечивают самостоятельность и культуру поведения на улице наших выпускников. Необходимо отметить, что воспитанники ДОУ приходят в школу с определенными навыками правильного поведения на улицах. Это отмечают и учителя школ. Роль ДОУ в предупреждении дорожно-транспортного травматизма велика, так как систематическая, целенаправленная, правильная воспитательная работа с дошкольниками создает прочный навык поведения детей на улице, помогает сохранить жизнь и здоровье ребенка, обеспечивает самостоятельность и осознанность поведения детей на улице. В ДОУ собрано много разнообразного дидактического материала по обучению детей правилам дорожного движения. В летний период проходят праздники, досуги, развлечения по данной теме. Воспитатели ищут новые современные формы работы с детьми по правилам дорожного движения, и это у них получается.

В заключении хотелось бы отметить, что работа педагогического коллектива МБДОУ № 30 «Ручеек» на этом не заканчивается. Каждый год к нам приходят малыши, и наша задача подготовить их к жизни в социуме, предостеречь от опасности на дорогах. Интерес к «дорожной проблеме» у воспитанников нашего ДОУ и их родителей возрастает, потому что мы, педагоги, к этому неравнодушны.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма»Фотоотчёт «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма» У нас в саду прошло общее родительское собрание на тему "Профилактика дорожно-транспортного травматизма".Наряду с концертом, который показали.

Фотоотчёт «Опыт работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма»Фотоотчёт «Опыт работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма» Сохранение жизни и здоровья детей — это главная цель нашего общества. Работу по воспитанию и обучению Правилам дорожного движения в детском.

Консультация для родителей «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма» Проблема детского дорожно-транспортного травматизма стоит в современном обществе остро. Увеличение количества дорожно-транспортных происшествий.

Консультация для воспитателей «Системный подход как профилактика детского дорожно-транспортного травматизма» .

Обучение детей правилам дорожного движения и профилактика детского дорожно-транспортного травматизмаОбучение детей правилам дорожного движения и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма .

Отчет о месячнике «Профилактика дорожно-транспортного травматизма» в старшей группеОтчет о месячнике «Профилактика дорожно-транспортного травматизма» в старшей группе Цель: Расширять знания детей о правилах поведения на дороге и умение применять полученные знания о правилах дорожного движения в играх,.

Отчёт об информации из опыта работы по профилактики детского дорожно — транспортного травматизма в старшей группеОтчёт об информации из опыта работы по профилактики детского дорожно — транспортного травматизма в старшей группе С 4 февраля по 11 февраля 2020г. в группе «Подсолнух» проводилась работа по профилактики детского дорожно – транспортного травматизма.

Педагогическая работа с воспитанниками по профилактике дорожно-транспортного травматизма Все мы - педагоги, родители – пытаемся ответить на вопрос : «Как обеспечить безопасность жизни нашим детям? Как оградить их от дорожно.

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и безопасности дорожного движения в младшей группеПрофилактика детского дорожно-транспортного травматизма и безопасности дорожного движения в младшей группе Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и безопасности дорожного движения в младшей группе «Наш друг — светофор» Цель:.

Программа «Светофорчик» (профилактика детского дорожно-транспортного травматизма) ПРОГРАММА «СВЕТОФОРЧИК» (ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОГО ДОРОЖНО – ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА) Пояснительная записка. Ежегодно на дорогах России.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Профилактика дорожно-транспортного травматизма среди дошкольников»
Опубликовано: 5 сентября 2021 в 16:24
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Профилактика дорожно-транспортного травматизма среди дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Труфанова (УИ 587209) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД