галина кузнецова
Профилактика и коррекция нарушений двигательной сферы у детей дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
Кузнецова Галина Алексеевна, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 472 комбинированного вида г. Челябинска (МБДОУ ДС № 472)
В последнее время увеличилось количество дошкольников, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата. Сегодня мы все чаще слышим слово «гиподинамия», что означает «недостаток движения». Но это не совсем верно. Гиподинамия – своеобразная болезнь, которая звучит угрожающе: нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности. За этим понятием скрываются мышечная недостаточность, нарушения осанки, сколиозы, масса функциональных нарушений со стороны важнейших органов и систем. В МБДОУ ДС № 472 с 1993 года функционируют группы для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА).
Публикация «Профилактика и коррекция нарушений двигательной сферы у детей дошкольного возраста,» размещена в разделах
В настоящее время это группы детей компенсирующей направленности, которые вошли в состав интегрированных групп. Интегрированные группы формируются из воспитанников на основании заключения врача-ортопеда и по решению ПМПК района, с согласия родителей (законных представителей). В нашем детском саду функционирует 4 группы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Возраст детей - от 4-х до 7 лет. Концепция интеграции основана на принципе равных прав и возможностей в получении комплексной государственной услуги с учетом интересов и потребностей детей.
Поэтому, задача педагогов и родителей — создать условия для правильного физического развития ребенка, обеспечить оптимальный режим двигательной активности, способствующий своевременному развитию моторных функций, правильному формированию важнейших органов в соответствии с возрастными особенностями дошкольников, с учетом сенситивных периодов для развития определенных двигательных умений.
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом внедрить здоровьесберегающие технологии в условиях МБДОУ ДС № 472 правильно? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность заниматься физической культурой и спортом.
В рамках ФГТ система коррекции – это комплексная помощь и сопровождение семьям, детям, находящимся в сложном социальном развитии, а профилактика – совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепления состояния здоровья, порядка. Поэтому важно определиться с организационной формой, моделью коррекционной интеграции и простроить вертикаль управления в рамках внедрения консолидации усилий участников коррекционно–развивающего, образовательного процесса в сфере сопровождения детей со специальными потребностями. Следовательно, возникла необходимость для создания такой системы работы, при которой происходила бы эффективная интеграция оздоровительной деятельности в образовательную. А это в конечном итоге способствовало сохранению и укреплению физического здоровья ребенка и формированию привычки здорового образа жизни. Поэтому, мы остановились на модели социально-образовательной интеграции.
Структура многокомпонентной модели социально-образовательной интеграции в системе работы по направлению коррекции в МБДОУ детский сад № 472, которая состоит из 4 интегрированных блоков. В рамках блоков создана система работы по профилактике, сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста, которая ведется по 4 направлениям: физическое, психическое, валеологическое, нравственное здоровье.
1. Блок. Психолого-медико-педагогическогое сопровождения осуществляется по разработанным консультациям специалистов (психолого-медико-педагогического консилиума) МБДОУ ДС № 472 и предусматривает психологическую, педагогическую, медицинскую, социально-педагогическую и коррекционную помощь, нуждающихся в ней детей и консультирование семей. Эффективность психолого- медико-педагогического сопровождения возможна лишь при организации таких важнейших направлений, как диагностико-консультативное, коррекционно-развивающее и лечебно-профилактическое. Наша важнейшая задача - вырастить крепких, здоровых детей. И решается она совместными усилиями педагогов, медицинских работников и семьи.
2. Развивающий блок реализуется через систему дополнительного образовании. При этом создаются условия взаимодействия детей с нарушениями развития и их нормально развивающимися сверстни-ками. Для успешной работы и для достижения положительных результатов соблюдаются следующие принципы: эмоциональный настрой; индивидуальный подход к детям по дозировке нагрузки. Яркие впечатления дети получают на праздниках и развлечениях. Радостное звучание музыки, костюмы, оформление и другие факторы влияют на эмоциональный заряд детей. В работе используются здоровьесберегающие технологии. Это позволяет развивать социально значимые интегрированные качества у детей : настойчивость, любознательность, активность, эмоциональность, отзывчивость и другие качества, необходимые для развития ребенка, как субъекта двигательной деятельности. Таким образом, оздоровительную направленность имеют не только физкультурные мероприятия, но и в целом вся организация образовательного процесса в детском саду, в том числе культурно – массовые мероприятия.
3. Общеобразовательный блок. В настоящее время главным вопросом является вопрос планирования и содержания образовательного процесса в возрастных, интегрированных группах в соответствии ФГТ. В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предъявляются общие требования, которые обеспечивают охрану и укрепление здоровья детей, их всестороннее развитие через интеграцию всех образовательных областей. Содержание образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье» «Безопасность» направлены на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья. Они являются главными в укреплении здоровья у детей и в интеграции образовательных областей. Новые представления о содержании и организации дошкольного образования, предложенные в ФГТ, переносятся на формирование культуры здоровья, где приоритетным направлением становится здоровье ребенка. Решать поставленные цели и задачи предлагается с помощью построения образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учётом интеграции образовательных областей; в совместной деятельности взрослого и детей и в самостоятельной деятельности детей. Общий объем обязательной части основной общеобразовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья рассчитывается с учетом направленности программы: в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования. Время, отведенное на образовательную деятельность (игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, включает квалифицированную коррекцию недостатков в физическом развитии детей. Работа учитывает тесную связь между медицинским персоналом и педагогическим коллективом МБДОУ ДС № 472.
4. Специальный (коррекционный) блок предназначен для коррекции нарушений у воспитанников. Решаем мы эти задачи совместными усилиями: МБДОУ ДС № 472, семья, МБУЗ № 3, ПМПК района. (Внешняя интеграция) Такое партнерство требует четких и открытых связей, обмена информации и совместных планов на будущее. Совместная работа с детской городской поликлиникой № 3 позволяет осуществлять совместное планирование оздоровительно-профилактических мероприятий. Лечение дефектов осанки и деформаций опорно-двигательного аппарата носит комплексный характер и предусматривает широкое использование лечебной физической культуры, плавания, массажа, закаливания, сауны и фиточая в режиме МБДОУ ДС № 472. В настоящее время в деятельности МБДОУ № 472 успешно внедрены следующие здоровьесберегающие технологии для детей с НОДА : технологии сохранения и стимулирования здоровья, технологии обучения здоровому образу жизни, коррекционные технологии, технологии музыкального воздействия.
Таким образом, создана система работы по профилактике, сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста. В данной системе собрана вся необходимая для организации оздоровительной деятельности информация и определены ее стратегические направления и механизмы реализации, она является основой моделирования физкультурно-оздоровительной деятельности дошкольного учреждения в конкретный период его функционирования.
Литература
1 СанПиН 2.4.1.2791 -10. / Утв. пост. Глав. гос. сан. врача Р. Ф. от 20.12. 2010.- № 164.- (Измен. № 1 к СанПиН 2.4.1.2660 -10)
2. Приказ Минобрнауки РФ.»Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования «от 23. 11. 2009г. - № 655.
3. Авдеева Н. Н., Князева О. Л. Основы безопасности детей дошкольного возраста : программа. - М. : Просвещение, 2000. - 140с.
4. Береснева, З. И. Здоровый малыш: программа оздоровления детей в ДОУ/ под ред. З. И. Бересневой. - М. : Сфера, 2005. – 31с.
5. Волошина, Л. Н. Играйте на здоровье. – М: Просвещение, 2003. – 87с.
6. Волошина, Л. Н. Игры с элементами спорта для детей 3-4 лет : программа. - М. : Просвещение, 2005. – 71с.
7. Играйте на здоровье и ее технология применения в ДОУ: учеб. метод. пособие /Л. Н. Волошина, Т. Н. Курилова – М: ГНОМ и Д. – 2004. -112с.
8. Методическое письмо об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии дошкольных образовательных учреждениях / Минобразования Р. Ф. от 16 января 2002г.
9. Стратегия развития муниципальной образовательной системы специального (коррекционного) образования на период до 20 года. / Управление образованием администрации. – Челябинск, 2008. - [Электронный ресурс. ]