МААМ-картинки

Профилактика нарушения фонематического восприятия в младшем дошкольном возрасте

Галина Сокольникова
Профилактика нарушения фонематического восприятия в младшем дошкольном возрасте

Галина Сокольникова

Профилактика нарушения фонематического восприятия в младшем дошкольном возрасте. На примере одной из тем недели "Дикие и домашние животные".

У детей с нарушенным фонематическим восприятием страдает не только звукопроизношение, но и само понимание речи, тем самым в дальнейшем от этого страдает навык письма и чтения. Чтобы правильно произносить звуки, необходимо уметь их чётко различать.

Публикация «Профилактика нарушения фонематического восприятия в младшем дошкольном возрасте» размещена в разделах

В работе Филичевой Т. Б., Чевелевой Н. А. формирование фонематического восприятия происходит в шесть этапов. Эти этапы были взяты за основу отбора заданий по формированию фонематического слуха, анализа и синтеза. Каждый этап содержит в себе последовательность заданий, с учётом принципа «от простого к сложному».

1. Узнавание неречевых звуков

2. Различение одинаковых звуко-комплексов по высоте, силе, тембру.

3. Различение слов, близких по звуковому составу.

4. Дифференциация слогов.

5. Дифференциация фонем.

6. Развитие навыков элементарного звукового анализа.

Причиной недостаточности фонематических процессов может выступать и отсутствие внимания к этому аспекту развития детей со стороны взрослых. Мы видим, что первый из этапов, это узнавание неречевых звуков, как раз тот этап, который можно сформировать и профилактировать уже в младшем дошкольном возрасте.

Я углубилась в проблему развития фонематического восприятия с целью предупреждения речевого недоразвития воспитания общеобразовательных групп, а также решение проблемы в изучении русского языка в будущем. Развитие фонематического восприятия, это один из первых важных этапов работы над формированием речи дошкольников. Это фундамент, основа речевого развития. И именно поэтому, в данной статье будут предложены специальные дидактические игры, направленные на развитие фонематического восприятия, ведь именно через игру дети усваивают информацию с большим интересом, весело, без принуждения, мобилизуя весь мотивационный потенциал.

Моя работа строится «от простого к сложному». Для начала я подготовила дидактические пособия для игры (картинки с дикими и домашними животными, а так же создала диск со звуками этих животных). В групповом помещении создала «уголок», в котором поместила весь необходимый материал для развития фонематического воспитания (магнитофон, диски с записями различных звуков, музыкальные инструменты, ширму, различный инвентарь для игр).

Подготовила картотеку игр к этой теме недели:

Картотека игр по фонетико-фонематическому восприятию неречевых звуков для второй младшей группы

Дидактическая игра «Догадайся, что звучит»

Цель: Познакомить детей со звуками окружающего мира (неречевыми звуками, их вычленять и узнавать. Воспитывать желание прислушаться, развивать слуховое восприятие и внимание.

Ход: Воспитатель показывает предметы поочередно и демонстрирует, как они звучат. Затем после нескольких 2-3 занятий, воспитатель предлагает отгадать включает звуки на носителе информации, а дети распознают, каким животным принадлежат разные звуки. Дети угадывают звук и находят соответствующую картинку. Объясняет, что звуков в мире много и все звучат по-своему.

Дидактическая игра «Где их дом?»

Цель: Развивать речевое внимание детей.

Ход: Первые два занятия можно не делить, все дети изображают заданного и услышанного животного. Далее, после усвоения, где живут дикие, а где домашние животные воспитатель делит детей на две группы: это дикие и домашние животные. Объясняет, что дикие (это первая команда) бегут в лес, домашние (это вторая команда) на лужайку рядом с домом. Можно поставить небольшие макеты дома и леса. Ребятишки слушают звук, чья команда слышит свой звук, бежит в свой домик, при этом можно добавить имитацию повадков этих животных, или показывать их части тела (например, рога) и т. д., а также могут повторять этот звук.

Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

Дидактическая игра «Покормим детеныша»

Цель: Развивать речевой аппарат детей. Слушать внимательно заданный звук, воспроизвести его правильно.

Ход: делим детей на две группы (мама животного и их детёныши). Детеныши веселые, они прыгают, бегают, издают свои звуки. Пошла мама детёныша за вкусным кормом для своих деток, а детёныши весело прыгают или бегают. Пришла мама, громко кричит свой звук и кормит своих деток (дети приседают, поднимают головы вверх, детёныши широко открывают ротик, им хочется вкусного корма). Воспитатель добивается, что бы дети пошире открывали рот. Игра повторяется 2-3 раза. Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

Дидактическая игра «Узнай по голосу»

Цель: Уточнить и закреплять правильное произношение звуков.

Ход: Воспитатель показывает игрушки или картинки и спрашивает, кто это, просит произнести, как оно кричит. Закрывает ширму и одна подгруппа детей берет игрушки и поочередно говорит каждый звук своего животного за ширмой. Другая группа отгадывает, кто кричал. Находит картинку этого животного и показывают.

Дидактическая игра «Где позвали?»

Цель. Учить детей определять направление звука. Развитие направленности слухового внимания.

Подготовительная работа. Взрослый готовит изображения нужных звуков.

Ход: Дети садятся в кружок. Взрослый выбирает водящего, который становится в центре круга. По сигналу водящий закрывает глаза. Затем воспитатель дает кому-нибудь из детей изображение животного и предлагает произнести. Водящий, не открывая глаз, должен рукой указать направление, откуда доносится звук. Если он укажет правильно, взрослый говорит: «Пора» — и водящий открывает глаза, а тот, кто произносил звук, поднимает и показывает картинку. Если водящий ошибся, он отгадывает еще раз, затем назначают другого водящего.

Методические указания. Игру повторяют 4-5 раз. Нужно следить, чтобы водящий во время игры не открывал глаза. Указывая направление звука, водящий поворачивается лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звуки произносить надо не очень громко.

Дидактическая игра «Будь внимательным»

Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.

Ход: Воспитатель: у меня разные картинки, если я покажу картинку, где нарисовано животное, вы должны покричать так, как оно кричит, и поднять синий кружок. Если я покажу музыкальный или строительный инструмент, вы поднимаете красный кружок и называете игрушку.

На первом этапе подготовительном я знакомила детей с животными, рассматривали картинки. По мере изучения животных включала им звуки этого животного.

На втором этапе мы непосредственно начинаем отрабатывать, закреплять и совершенствовать знания. Мы непосредственно переходим к играм с этими звуками.

На первом этапе, к сожалению лишь единицы правильно соотносили картинку со звуком. Но 4-5 занятий достаточно, что бы увидеть положительный результат. Таким же образом, у меня подобран материал для таких тем недели, как: дикие и домашние птицы, воздушный, наземный, водный транспорт, строительный инструменты, насекомые, музыкальные инструменты, звуки природы, звуки предметов.

Благодаря таким играм дети с удовольствием знакомятся с неречевыми звуками, а так же в комплексе знакомятся и с темами недели. С лёгкостью соотносят звуки с изображениями на картинках. А так же такие игры воспитывают желание прислушиваться, быть более внимательными и усидчивыми, развивают слуховое восприятие и внимание.

Огромный плюс в том, что работа проходит со всеми детьми, даже плохо говорящими, что очень важно в работе с детьми раннего возраста. Такие ребятишки слушают звук и показывают соответствующую картинку, тем самым мы понимаем, что ребёнок правильно овладевает фонематическими процессами, и на дальнейших этапах формирования фонематического восприятия слов дети не будут испытывать трудностей.

Публикации по теме:

Профилактика нарушений осанки у детей на физкультурных занятиях в младшем дошкольном возрасте Здоровый позвоночник,правильная осанка, хорошо сформированная грудная клетка, а также симметрично и достаточно развитые мышцы являются.

Трудовое воспитание в младшем дошкольном возрасте В. А. Сухомлинский писал: «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, даёт радость дружбы и товарищества,.

Фотоотчет о рисовании зимних пейзажей в младшем дошкольном возрастеФотоотчет о рисовании зимних пейзажей в младшем дошкольном возрасте Зима - очень красивое время года. Сколько всего интересного зимой – и снеговики, и деревья в инее, и снегопад и т. д. Как же это все запечатлеть?.

Картотека прогулок в младшем дошкольном возрасте *ЗИМА* НАБЛЮДЕНИЕ: В ненастную погоду наблюдение из окна: идет дождь, гулять нельзя. Дождь мокрый, капает на землю, на растения, все сырое.

Картотека прогулок в младшем дошкольном возрасте Прогулка - является очень важным режимным моментом жизнедеятельности детей в ДОУ. Цель прогулки – укрепление здоровья, профилактика утомления,.

Презентация «Комнатные растения в младшем дошкольном возрасте» Фикус Температура: предпочтительно умеренная, не ниже 18 °С. Любят "держать ноги в тепле" - не ставьте горшок с фикусом на холодный подоконник,.

Нетрадиционные техники рисования в младшем дошкольном возрастеНетрадиционные техники рисования в младшем дошкольном возрасте В младшем дошкольном возрасте большой интерес вызывают нетрадиционные техники рисования, так как они помогают детям открыть творческие способности,.

Особенности развития речи в младшем дошкольном возрасте В наше время нормы развития речи у ребёнка носят условный характер. Несомненно, умение правильно говорить – это один из важнейших компонентов.

Тактильные ощущения у детей в младшем дошкольном возрасте Дошкольный возраст- особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время познания окружающего, ребенок в этом возрасте.

Театрализованная деятельность в младшем дошкольном возрасте в ДОУ Актуальность темы Младший дошкольный возраст - это самый подходящий период для всестороннего развития человека. В 3-4 года у детей начинают.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Профилактика нарушения фонематического восприятия в младшем дошкольном возрасте
Опубликовано: 18 марта 2019 в 20:21
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД