Бубнова Елена
Профилактика психофизического утомления детей
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОФИЛАКТИКА ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО УТОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ
Одним из главных условий, без которых невозможно сохранить здоровье детей в течение учебного года, является соответствие режима учебных занятий, методов преподавания, насыщенности учебных программ, условий обучения возрастным психофизиологическим возможностям обучающихся. Известно, что работоспособность также во многом зависит от функционального состояния организма и внешних условий.
Публикация «Профилактика психофизического утомления детей» размещена в разделах
Основные закономерности динамики умственной работоспособности человека должны использоваться учителем при организации педагогического процесса для построения на их основе урока, учебного дня, недели, года.
В начале работы происходят постепенное повышение показателей умственной работоспособности, вегетативных показателей, обеспечивающих врабатывание, т. е. приспособление к новому виду деятельности (1—2 уроки). Затем наступает период оптимума. Наиболее высокой, устойчивой работоспособности (3—4 уроки, а затем начинают проявляться признаки утомления, выражающиеся в снижении внимания, темпа работы, двигательном беспокойстве или заторможенности. Это легко заметить. Одновременно повышается напряжение некоторых физиологических функций (внешне это не проявляется, хотя иногда отмечается повышенная потливость, покраснение лица). Кроме того, одним из признаков наступления утомления является нарушение координации движений, изменение почерка или его резкое ухудшение, Ребенок жалуется на усталость, головную боль, раздражительность, капризность. Если в этот момент не откорректировать величину нагрузки и продолжить работу с той же интенсивностью, то развивается переутомление с резким снижением работоспособности. Понятия трудность урока и утомительность урока отличаются друг от друга. Трудность это объективное свойство урока, включающее конкретный объем знаний, умений и навыков, которые должен усвоить ученик, интенсивность работы. Утомительность — это субъективный индивидуальный показатель, характеризующий функциональную стоимость» урока для каждого ученика. В то же время специальные гигиенические исследования показали, что степень утомления школьников определяется не каким-либо одним фактором (объемом, насыщенностью, сложностью, использованием ТСО, интенсивностью, эмоциональность и т, п., а их совокупностью и неблагоприятным сочетанием. Нужно отметить, что утомление обладает двойным биологическим действием: с одной стороны, оно является защитной охранительной реакцией от чрезмерного истощения организма; с другой — утомление стимулирует восстановительные процессы, раздвигает границы функ циональных возможностей, и при тренировке та же самая нагрузка будет
Оптимальной можно считать такую организацию процесса обучения, при которой максимальный педагогический эффект достигается при сохранении благоприятной динамики работоспособности. В то же время все изменения в организме, связанные с утомлением, носят временной характер и исчезают при смене вида деятельности или в процессе отдыха. Учебный процесс не должен исключать утомления, но должен строиться таким образом, чтобы отдалить его наступление и, самое главное, предупредить возникновение переутомления. Отрицательное воздействие переутомления, особенно хронического, длительно действующего, как правило, сказывается на росте, развитииребенка, состоянии его здоровья. В конечном счете, все отрицательные последствия обучения в виде нарушений процессов роста, развития, ухудшения психологического здоровья детей, в основе своей имеют перегрузку и, как следствие, переутомление. Именно поэтому рекомендации по организации всего учебного процесса с учетом возрастных физиологических закономерностей и динамики работоспособности ребенка — насущная необходимость здоровьесберегающей системы обучения.
Двигательная активность — самый эффективный способ предупреждения и своевременного снятия утомления. Надо учитывать, что с началом систематического обучения двигательная активность детей снижается на 50%, даже если используются все имеющиеся возможности ее повышения в виде «малых форм физической культуры» — гимнастики до занятий, физкультурных пауз на уроках, подвижных игр на переменах, на спортивном часе, все равно это обеспечит только около 60 0/0 требуемого объема движений. Переключение со статической нагрузки на динамическую позволяет повысить работоспособность, «отодвинуть» утомление, поскольку помогают предупредить неблагоприятные сдвиги в деятельности ряда функциональных систем и оказывают благоприятное влияние на функционирование всего организма.
Для того, чтобы обеспечить оптимальный объем двигательной ак-
тивности, школьник должен ежедневно делать 23—30 тысяч шагов, По данным Российских ученых, 51 % детей вообще не имеют двигатель-
ной нагрузки на открытом воздухе по возвращении из школы; 73% школьников — не устраивают перерывов при приготовлении уроков; 30—400/0 детей _имеют избыточный вес, Сегодня у 13-летних подростков повышение давления до 130/80 -- распространенное явление. У людей, не занимающихся спортом, частота пульса на 200/0 выше. Все это приводит к быстрому изнашиванию сердца, По статистике медиков, из 100 родившихся детей у 20-ти с течением времени развивается плоскостопие, связанное чаще всего ср слабостью мышц стопы принедостаточных динамических нагрузках. По мнению многих специалистов, возраст от одного года до 15 лет гораздо важнее для сохранения будущего здоровья, чем возраст от 15 до 60 лет. Поэтому в процессе обучения необходима как систематическая работа педагогов и родителей, так и работа по формированию у самих детей навыков профилактики и коррекции утомления, повышения умственной и физической работоспособности.
Использование в режиме учебного дня весьма разнообразных по двигательному содержанию <<малых форм>> физической культуры должно обеспечить профилактику психофизического утомления, а также повышение работоспособности и двигательной активности.
Оздоровительные минутки — это один из компонентов системы здоровьесберегающих технологий в школе. Систематическое использование оздоровительных минуток приводит к улучшению психоэмоционального состояния учащихся всех возрастов, к изменению отношения к своему здоровью, умению управлять своим состоянием и работоспособностью.
Оздоровительные минутки рекомендуется проводить всем учителям на своих уроках, как самому, так и с помощью подготовленных учащихся — инструкторов; можно предоставить возможность учащимся самим проявить инициативу в их проведении. Вместе с тем, необходимо помнить об обязательном проветривание помещения перед выполнением оздоровительных минут, а также о правильном подборе упражнений. Они должны воздействовать на мышцы-антагонисты по сравнению с активно работавшими мышцами. Например, при выполнении письменной работы (сидя) у ученика были наиболее напряжены сгибательные мышцы-сгибатели кисти и предплечья, а также туловища и ног. Следовательно, при подборе упражнений для оздоровительных минуток необходимо дать нагрузку на мышцы-разгибатели указанных сегментов тела. Согласно правилу активного отдыха, сформулированного И. М. Сеченовым, именно этот принцип при подборе упражнений обеспечивает наиболее быстрое восстановление работоспособности. Поскольку они выполняются в повседневной одежде, не позволяющей делать амплитудные движении в крупных суставах (плечевых, тазобедренных, то при подборе упражнений следует обратить внимание на движения средней и малой амплитуды, ритмические задания, упражнения. Фактором, повышающим эффективность использования оздоровительных минуток, является заинтеРесованность учащихся в сохранении собственного здоровья (мотивация) при помощи осмысленного выбора и использования различных Физических упражнений для коррекции самочувствия и повышения работоспособности,
Для проведения оздоровительных минуток можно использовать Различные предметы и подручные средства, которые позволят сделать их интересными и разнообразными. К таким предметам можно отнести книгу, карандаш, ластик, газету, комочки ваты, платок, бумажный мяч,пластиковый стаканчик,пакет и т. д.