Получи документы

Профилактика синдрома профессионального «выгорания»

Елена Мигунова
Профилактика синдрома профессионального «выгорания»

Одним из направлений работы педагога - психолога является взаимодействие с педагогами. Профессия педагога требует высокого эмоционального напряжения. В результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них, педагог может испытывать чувство опустошенности и усталости. Одной из наиболее распространенной проблемой к профессионализму, творчеству и самореализации педагога является возникновение синдрома профессионального выгорания.

Публикация «Профилактика синдрома профессионального „выгорания“» размещена в разделах

Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. С одной стороны педагогическая деятельность предъявляет достаточно много требований к человеку, профессия педагога сочетает в себе множество ролей, что позволяет педагогу развиваться, изменяться и открывать новые грани своей личности, но с другой стороны такая разноплановость способствует развитию стресса.

Необходимо осознавать, что стресс может играть как конструктивную роль в жизни человека, мобилизуя его энергию в сложной ситуации, так и деструктивную, снижая эффективность его деятельности.

Поэтому важно оценить ситуацию, что бы было время спокойно подумать, о том, как сделать работу более комфортной. Чтобы она приносила радость и была эффективной.

В настоящее время синдром профессионального выгорания включает более 100 симптомов и его развитие имеет свои стадии:

Первая стадия – эмоциональное истощение.

Связана с возникновением чувства эмоционального опустошения, чувства усталости «как я от всего устала», «надоело все», постепенное развитие негативных установок в отношении себя, работы, с кем приходится работать: ученики, воспитанники, клиенты и др. Важным проявлением является постепенное нарастание недовольства собой, уменьшение чувства личной успешности, развивающееся безразличие и апатия.

Вторая стадия – деперсонализация.

Деперсонализация проявляется в деформации отношений с другими людьми. Возникает нарушение взаимоотношений с людьми. Появляющиеся негативные установки могут вначале иметь скрытый характер и проявляться во внутреннем сдерживаемом раздражении, которое временами вырывается наружу в виде вспышек раздражения или конфликтных ситуаций. Следует отметить, что определенный уровень деперсонализации является необходимым механизмом психологической защиты.

Третья стадия – редукция личных достижений или сокращенная профессиональная реализация.

Проявляется в чувстве снижения собственной компетентности в своей работе, негативном самовосприятии, уменьшении ценности своей деятельности, некомпетентности. Следует учитывать возраст и этап становления педагога в профессии. Начальный период профессиональной адаптации неизбежно связан с осознанием молодого специалиста некоторой недостаточности своих знаний и умений. Это естественно, обуславливает определенную напряженность (психологический стресс) в рабочих ситуациях профессиональной деятельности. У сформировавшихся специалистов на этапе зрелости и поздней зрелости, что свидетельствует о сниженной самооценке значимости действительно достигнутых результатов и вторичном снижении продуктивности.

Приоритетом профилактики синдрома профессионального выгорания является создание системы позитивной профилактики, которая ориентируется не на проблему и ее последствия, а на защищающий от возникновения проблем потенциал психологического здоровья – освоение и раскрытие ресурсов личности, поддержку и помощь в самореализации собственного жизненного предназначения.

В психологической профилактике «выгорания» можно выделить два основных направления: просвещение и тренинги, направленные на развитие личностных ресурсов противодействия «выгоранию» которые я использую в работе с педагогическим составом ДОУ, а также провожу опрос с помощью «Опросника на выгорание MBI, адаптированного Н. Е. Водопьяновой».

В целях сохранения и укрепления физического и психического здоровья коллектива ДОУ были проведены следующие мероприятия:

- Консультация для педагогов ДОУ: «Психологический климат в коллективе»

- Беседа для педагогов ДОУ: «Многоликий стресс»

- Практическое занятие: «Хорошее настроение – залог здоровья»

- Мастер-класс: «Уроки здоровья – БОС»

- Тренинг: «Позаботьтесь о себе».

Качества, помогающие избегать профессионального выгорания

• Хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (занятия спортом, здоровый образ жизни)

• Высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях

• Высокая мобильность

• Открытость

• Общительность

• Самостоятельность

• Способность формировать и поддерживать в себе позитивные оптимистичные установки и ценности – как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще

Рекомендации:

• Определение краткосрочных и долгосрочных целей;

• Использование «тайм-аутов»

Профессиональное развитие и самосовершенствование;

• Уход от ненужной конкуренции;

• Эмоционально-личностное общение;

• Поддержание хорошей физической формы;

• Умение распределять свою нагрузку;

• Возможность переключаться с одного вида деятельности на другой;

• Овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, положительный настрой, самовнушение)

Упражнения и техники самоуправления эмоциональным состоянием:

• Упражнение «Стратегия самопомощи»

• Упражнение «обещание самому себе»

• Самоприказ

• Самопрограмирование

• Самоодобрение

• Саморегуляция

Способы:

• Смех, улыбка, юмор

• Размышления о хорошем и приятном

• Различные движения типа потягивания, расслабления мышц

• Наблюдение за пейзажем за окном

• Рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных и дорогих для человека веще

• Мысленное обращение к высшим силам (Бог, Вселенная, Великие идеи)

• Купание (реальное или мысленное) в солнечных лучах

• Вдыхание свежего воздуха

• Чтение стихов

• Высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

• Хобби

Памятка для педагогов «Формула на сегодня»

• Именно сегодня!

• Я постараюсь приспособиться к той жизни, которая меня окружает

• Я позабочусь о своем организме

• Я постараюсь уделить внимание развитию своего ума

• Я ко всему буду доброжелательно настроен

• Я намечу программу своих дел

• Я буду любить и верить, что те, кого люблю я, любят меня

Итак, Ваш лучший день сегодня!

Литература:

1. Вачков И. В. Окна в мир тренинга. Методологические основы субъективного подхода к групповой работе / И. В. Вачков, С. Д. Дерябко. - СПб. : Речь, 2004.

2. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учебное пособие / И. В. Вачков. – М. : Ось-89, 2003.

3. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания : диагностика и профилактика

/Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. – СПб: Питер, 2005.

4. Психотерапевтическая энцеклопедия/под ред. Б. Д. Карварского. – СПб: Питер, 2000.

5. Психология здоровья: учебник для вузов /под ред. Г. С. Никифорова. СПб: Питер, 2003.

6. Семенова Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: учебное пособие /Е. М. Семенова. – М. : Изд-во Инта психотерапии, 2002.

7. Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения /К. Фопель. – М. : Генезис, 2002.

Публикации по теме:

Анализ диагностики профессионального выгорания педагогов МБДОУ Цель исследования: выявить степень выраженности синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов МБДОУ «Детский.

Групповая консультация педагогов по профилактике профессионального выгорания (в рамках педагогического совета)Групповая консультация педагогов по профилактике профессионального выгорания (в рамках педагогического совета) Групповая консультация педагогов по профилактике профессионального выгорания (в рамках педагогического совета) Добрый день, уважаемые коллеги.

Конспект мастер-класса «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в педагогической деятельности»Конспект мастер-класса «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в педагогической деятельности» Цель: - проработать актуальное состояние педагогов - профилактика эмоционального выгорания; - развитие эмоциональной гибкости; - гармонизировать.

Помоги себе сам. Профилактика эмоционального выгорания педагога. Уважаемые коллеги, в последнее время остро стоит проблема сохранения психического здоровья педагога. Исследователи выявили, что педагоги.

Предотвращение профессионального выгорания Самооценка относится к наиболее устойчивым психологическим характеристикам человеческой личности. Ее трудно изменить. Она складывается в.

Психологический тренинг-семинар «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель: создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания Задачи: - Познакомить педагогов с понятием эмоциональное выгорание;.

Синдром профессионального выгорания педагога Синдром профессионального выгорания относится к числу феноменов личностной деформации и является неблагоприятной реакцией на рабочие стрессы,.

Тренинг для педагогов и специалистов ДОУ «Профилактика профессионального выгорания»Тренинг для педагогов и специалистов ДОУ «Профилактика профессионального выгорания» Тренинг для педагогов и специалистов ДОУ «Профилактика эмоционального выгорания»Цель: профилактика эмоционального выгорания, ознакомление.

Тренинг для педагогов «Профилактика профессионального выгорания» Тренинг "Профилактика профессионального выгорания" Обучающие цели семинара: — знакомство с синдромом профессионального выгорания; — выявление.

Тренинговое занятие с воспитателями по профилактике синдрома эмоционального выгоранияТренинговое занятие с воспитателями по профилактике синдрома эмоционального выгорания Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов. Задачи: познакомить воспитателей с понятием «синдром эмоционального выгорания»,.

Автор публикации:
Профилактика синдрома профессионального «выгорания»
Опубликовано: 11 сентября 2021 в 18:30
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД