Папки-передвижки

Профилактика суицидов в подростковой среде

Наталья Полотебнова
Профилактика суицидов в подростковой среде

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

Методические рекомендации

по предотвращению попыток суицидов среди обучающихся общеобразовательных организаций

Октябрь 2018 г.

Автор - составитель: Полотебнова Наталья Петровна, методист МБУ ДПО «ИМЦ».

Методические рекомендации предназначены для старших вожатых, классных руководителей, педагогов и родителей обучающихся образовательных организаций.

ВВЕДЕНИЕ

Публикация «Профилактика суицидов в подростковой среде» размещена в разделах

Самоубийство - одна из вечных проблем человечества, поскольку существует как явление практически столько же, сколько существует на Земле человек. Самоубийство, как считают исследователи, явление сугубо антропологическое. Считается, что случаи самоубийств животных, являются либо поэтическим вымыслом, либо неправильными выводами из поверхностных наблюдений за жизнью животных. Ни скорпион, вонзающий себе ядовитое жало в спину, если его окружить горящими углями, ни те животные, которые отказываются от пищи в неволе и погибают, не действуют сознательно, и это – главное отличие их поведения от поведения человека.

Суицид, как философская, общественно-социальная, религиозная и педагогическая проблема.

Сознательное самоубийство, составляющее достояние одного лишь человека, очевидно, не может считаться продуктом новейшей цивилизации. Известно, что в доисторические времена, когда только-только начинали образовываться крупные общинно-родовые союзы, самоубийство носило чисто прагматическую социальную функцию и помогало выживанию рода и племени в целом. Одно из самых первых, известных в истории человечества, самоубийств – самоубийства детей и стариков у первобытных племен в голодные годы.

На протяжении последующей истории человечества менялись и усложнялись мотивы и способы самоубийства. Периоды относительного спокойствия в том или ином регионе сменялись годами подлинных эпидемий самовольного ухода из жизни. Рост числа самоубийств мы видим и в настоящее время.

Величайшие умы человечества размышляли над этой проблемой, сотни философов, социологов, психологов, врачей изучали проблему самоубийства в самых различных аспектах.

Задолго до возникновения суициидологии как медицинской науки самоубийство изучалось философами. Начиная с античности до наших дней, огромное значение придает философия проблеме сознательного прекращения человеком собственной жизни.

Для философии проблема самоубийства никогда не была второстепенной, ибо от решения ее во многом зависит ответ на такие важные вопросы, как смысл жизни, свобода выбора и воли, проявление в целом свободы личности.

Свободен ли человек в своей жизни и свободен ли он также в выборе своей смерти? Казалось бы, здравый смысл подсказывает, что в руках самого человека решение вопросов, связанных если уж не со своей жизнью, то со своей смертью. Мы можем быть недовольны жизнью, жаловаться на нее, тяготиться ею и даже ненавидеть ее, но нашу смерть у нас никто не может отобрать. Монтень по этому поводу говорил: «Почему ты жалуешься на этот мир? Он тебя не удерживает, если ты живешь в муках, причиной тому твое малодушие: стоит тебе захотеть – и ты умрешь».

Наиболее подробно вопросы о взаимосвязи самоубийства и свободы воли, самоубийства и смысла жизни отражены в философских работах А. Шопенгауэра, В. Соловьева, А. Камю, З. Фрейда. Так, например, А. Камю – один из представителей школы экзистенциалистов - считал, что «есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема- проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, - значит ответить на фундаментальный вопрос философии. Все остальное – имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями – второстепенно». Датский философ Серен Кьеркегор проблему самоубийства относил к вершинам жизненной мудрости. Горькой иронией проникнуты его слова: «Повесься – ты пожалеешь об этом; не повесься – ты и об этом пожалеешь; в том и другом случае ты пожалеешь об этом. Таково, милостивые государи, резюме всей жизненной мудрости…»

Итак, самоубийство в философии рассматривается, как чрезвычайно сложное, комплексное проявление бытия человека во всей его многоплановости. Самоубийство, если дать ему краткое определение, есть сознательное, самостоятельное лишение себя жизни. В двух основных дефинициях заключается его коренное отличие от убийства, в котором по понятным соображениям, отсутствует элемент самостоятельности и доминирует случайность.

Однако, не касаясь спорных вопросов, коих немало в любой науке, можно констатировать, что в настоящее время принято рассматривать самоубийство в рамках комплексной проблемы суицидального поведения, которое включает в себя суицидальные приготовления, суицидальные попытки и собственно акт суицида.

Многим философия представляется сугубо теоретической наукой, отвлеченной и в практической жизни малопригодной. Но в кризисные минуты только она дает человеку совет и опору. В эти минуты оказываются никчемными и мелкими многие цели, казавшиеся главными в жизни, и выходят на первый план вопросы, которыми в обычные дни задаваться как-то не принято, - о смысле жизни, сущности человека, добре и зле. …В переломные моменты от решения этих вопросов, в прямом смысле слова, зависит сама жизнь.

В медицине самоубийство изучается главным образом в рамках психиатрии (частью которой является суицидология, медицинской психологии и судебной медицины.

Психиатрию, собственно, интересует несколько вопросов: является ли самоубийство результатом психического расстройства или оно возможно у совершенно здорового в психическом отношении человека, подлежат ли в соответствии с этим лица, пытающиеся покончить жизнь самоубийством, какому-либо лечению и каковы должны быть методы и формы профилактики самоубийств? Мнения, что самоубийство является результатом психического заболевания, длительное время придерживались сторонники психопатологической концепции, которая однозначно рассматривала самоубийство как выражение и результат психического заболевания.

Эскироль однозначно считал, что только в состоянии безумия человек способен покончить с собой, и все самоубийцы – душевнобольные. В дальнейшем с помощью статистических методов было установлено, что только двадцать пять – тридцать процентов самоубийц страдали какими-либо психическими заболеваниями. Выдающиеся русские психиатры С. С. Корсаков, И. А. Сикорский, Н. И. Баженов, С. А. Суханов, В. Ф. Чиж, Ф. В. Рыбаков и другие в своих работах также отрицали абсолютное тождество самоубийства и душевного заболевания.

С точки зрения теории, которую можно охарактеризовать как анатомо-антропологическую, самоубийство есть следствие наследственной анатомической дегенерации, о чем якобы свидетельствует наличие у самоубийц таких признаков вырождения, как преждевременное зарастание черепных костей, вдавлений и неровностей черепа, образование выпуклостей на его основании и др.

Широкое распространение, в связи с влиянием на медицину, психологию и культуру в целом идей Зигмунда Фрейда, получила психоаналитическая концепция, трактующая суицид как следствие нарушения психосексуального развития личности. По мнению Фрейда и его школы, влечение к самоубийству у подростков развивается в связи с аутоэротизмом, удовлетворяемым онанистическими эксцессами, которые рассматриваются в то же время как унизительный акт, угрожаемый тяжелыми последствиями, и отсюда возникают ущемленные комплексы и влечение к самоубийству.

В соответствии с современными отечественными концепциями, самоубийство рассматривается как следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемых ею микроконфликтов. Согласно теории, самоубийство представляет собой один из вариантов поведения человека в экстремальной ситуации. Суицидогенный конфликт и самоубийство могут быть вызваны реальными причинами (у здоровых лиц, базироваться на определенных патологических чертах характера или являться результатом психического заболевания. При субъективном ощущении нерешимости конфликта обычными способами, избирается самоубийство.

Что касается остальных случаев, то уместно, видимо, вспомнить высказывание великого русского психиатра В. Х. Кандинского, который сам страдал тяжелым психическим заболеванием и который считал, что «душа от того, что она заболевает, не перестает быть душой».

С позиции права основным, пожалуй, является вопрос – преступно ли самоубийство? Иначе говоря – преступник ли человек, лишивший себя жизни?

Только соображение, что самоубийство не является нарушением прав государства, так как человеческая личность не может быть предметом собственности, в том числе и государства, так как она свободна по своей сути, что преступлением называется нарушение чужих прав, а человек не может находиться в правоотношениях к самому себе и что, наконец, вообще исполнение наказания возможно только над живыми, привело к повсеместному в цивилизованных государствах исключению самоубийства из разряда преступлений.

Социологическая теория самоубийства, предложенная Дюркгеймом рассматривает самоубийство как результат разрыва интерперсональных связей личности, отчуждения индивидуума от той социальной группы, к которой он принадлежит.

С помощью социологических исследований удалось установить влияние на общее количество случаев самоубийства таких факторов, как климат, время года, место проживания, национальность, возраст, пол, вероисповедание, уровень экономической жизни, политическая ситуация и т. д. Определенные статистические закономерности установлены в отношении общественно – профессиональных и социально-экономических факторов.

Что касается религии, то отношение основных конфессий к вопросу самоубийства выглядит следующим образом. Для буддизма прекращение жизни в нирване – совершенно особая форма самоубийства, несущая в себе глубокий философский и религиозный смысл.

Христианство в этом отношении следует заветам иудаизма, очень сурово относится к самоубийству и самоубийцам. Самоубийц не отпевают в церкви, не хоронят на церковном кладбище. Однако в христианстве возможно исключение из этих строгих правил, когда речь идет о людях, защищающих свою честь или лишивших себя жизни, «защищая святую веру», тем самым «прославляя имя божье».

Ислам отрицает даже саму возможность покушения правоверного мусульманина на свою жизнь. Верующий мусульманин следует своей судьбе, предназначенной ему Аллахом, и сама мысль о возможности с помощью самоубийства как-то избавиться от этих тягот судьбы настолько кощунственна, что видимо, даже не должна приходить в голову мусульманину.

Интерес к проблеме самоубийства специалистов различных областей, попытки рассмотреть саиоубийствов самых различных точек зрения самым непосредственным образом готовили почву для последующего становления суицидологии как самостоятельной науки. Исследовались причины самоубийств, их статистика, влияние самых различных социальных, демографических, экономических, политических и других факторов. Имеются даже отдельные исследования, посвященные письмам самоубийц.

Многие современные авторы подчеркивают, что суицидология – наука молодая, развивающаяся. Во всем мире интерес к этой проблеме не угасает. Ежегодно выпускаются специальные суицидологические журналы, проходят международные симпозиумы, создана международная ассоциация по предупреждению самоубийств.

Сегодня очевидно, что самоубийство – проблема междисциплинарная и должна изучаться специалистами самого различного профиля. Врачи, философы, юристы, социологи, психологи, педагоги изучают эту проблему специфическими методами своих наук, расширяя наши знания по отдельным ее аспектам. Несомненно, что синтез научных результатов, их комплексное осмысление позволит со временем выйти каждой из наук на новой виток своего развития, а всем вместе продвинуться вперед к изучению человека.

Подростковый суицид.

По данным Всемирной организации здоровья, в 1983 году в мире покончили жизнь самоубийством более 500000 человек, а 15 лет спустя в (1998 г.) – 820 000 человек из них 20% приходится на подростковый и юношеский возраст. За последние 15 лет число самоубийств в возрастной группе 15-24 года увеличилось в 2 раза и в ряду причин смертности во многих экономически развитых странах стоит на 2-3 месте.

Причины: 1) конфликтные семьи;

2) семьи с насилием над детьми;

3) депрессия, вызванная потерей объекта любви;

4) депрессия, вызванная отсутствием мотивации к решению насущных жизненных задач: а) через правонарушение, б) употребление наркотиков, в) беспорядочные сексуальные связи;

для многих, склонных к самоубийству характерны внушаемость и стремление к подражанию;

5) результат душевной болезни (чувство вины, страха, враждебности, девушкам кажется, что они беременны)

Виды суицида :

- монологический;

- демонстративно-шантажный;

-суицидальное поведение.

Если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы:

- словесные;

- поведенческие;

- ситуационные.

Словесные признаки:

1) Прямо и ясно говорить о смерти;

2) Косвенно намекать о своем намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придется обо мне волноваться»

3)Много шутить на тему самоубийства;

4) Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

Поведенческие признаки:

1) Раздавать другим вещи, имеющие особую значимость;

2) Демонстрировать радикальные перемены в поведении:

-есть слишком мало или слишком много

- спать слишком мало или много

- стать неряшливым

- пропускать занятия в школе, не делать уроки, проявлять раздражительность, угрюмость, избегать общения;

- замкнуться от семьи, друзей;

- быть чрезмерно деятельным или наоборот безразличным к окружающим, ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступ отчаяния;

3) Проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.

Ситуационные признаки:

Человек может решиться на самоубийство если:

1) Социально изолирован;

2) Живет в нестабильном окружении (семьи);

3) Ощущает себя жертвой насилия (физического, сексуального или эмоционального)

4) Предпринимал раньше попытки самоубийства;

5) Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, членов семьи;

6) Перенес тяжелую потерю;

7) Слишком критически настроен по отношению к себе.

Методы и средства психологической помощи в данных условиях должны быть ориентированы на самих подростков, старшеклассников в условиях профориентационного самоопределения (избежание возникновения стрессовых ситуаций). Педагогам следует отказаться от авторитарного стиля педагогического воздействия, строить партнерские отношения, создавать ситуации успеха, помогать в определении трудностей в обучении, осуществлять индивидуальный подход, оказывать посильную педагогическую поддержку. Администрации школы необходимо учитывать наличие многих стрессогенных факторов, снижение дополнительных нагрузок, более равномерное их распределение в течение учебной недели. Школьному психологу следует осуществлять психологическую поддержку и обучение навыкам саморегуляции в процессе индивидуальных консультаций и групповых тренингов.

Признаки и меры профилактики суицида.

Совокупность трех градаций – мысли + намерения + убеждения + действия (когда к мысли присоединяется время, место – называется намерение) = пресуицид. Приблизительный рецидив 3. Статистика: среди подростков на 1 завершенный суицид – 100 попыток. Среди мальчиков завершенных больше, среди девочек чаще демонтративно-шантажный и суицидальное поведение.

Возраст: до 11 лет, как правило, нет; девочки 11-13 лет; как правило, мальчики в 14 лет, критический возраст 14-15 лет.

Суицидальная активность – ноябрь- апрель.

Признаки (при совокупности) суицидальной угрозы.

Как заметить надвигающийся суицид :

Внешний вид и поведение:

• Тоскливое выражение лица (скорбная мимика)

• Гипомимия

• Амимия поведение

• Тихий монотонный голос

• Замедленная речь

• Краткость ответов

• Отсутствие ответов

• Ускоренная экспрессивная речь

• Патетические интонации

• Причитания

• Склонность к нытью

• Общая двигательная заторможенность

• Бездеятельность, адинамия

• Двигательное возбуждение

Эмоциональные нарушения :

• Скука

• Грусть

• Уныние

• Угнетенность

• Мрачная угрюмость

• Злобность

• Раздражительность

• Ворчливость

• Брюзжание

• Неприязненное, враждебное отношение к окружающим

• Чувство ненависти к благополучию окружающих

• Чувство физического недовольства

• Безразличное отношение к себе, окружающим

• Чувство бесчувствия

• Тревога беспредметная (немотивированная)

• Тревога предметная (мотивированная)

• Ожидание непоправимой беды

• Страх немотивированный

• Страх мотивированный

• Тоска как постоянный фон настроения

• Чувство отчаяния, безысходности

• Углубление мрачного настроения при радостных событиях вокруг

Оценка собственной жизни

• Пессимистическая оценка своего прошлого

• Избирательное воспоминание неприятных событий прошлого

• Пессимистическая оценка своего нынешнего состояния

• Отсутствие перспектив в будущем

Взаимодействие с окружающими :

• Нелюдимость, избегание контактов с окружающими

• Стремление к контакту с окружающими, поиски сочувствия, апелляция к врачу за помощью

• Склонность к нытью, капризность

• Эгоцентрическая направленность на свои страдания

Вегетативные нарушения :

• Слезливость

• Расширение зрачков

• Сухость во рту ("симптомы сухого языка")

• Тахикардия

• Повышенное АД

• Ощущение стесненного дыхания, нехватки воздуха

• Ощущение комка в горле

• Головные боли

• Бессонница

• Повышенная сонливость

• Нарушение ритма сна, отсутствие чувства сна

• Чувство физической тяжести, душевной боли в груди

• То же в других частях тела (голове, животе)

• Запоры

• Снижение веса тела

• Повышение веса тела

• Снижение аппетита

• Пища ощущается безвкусной

• Снижение либидо

• Нарушение менструального цикла (задержка)

Динамика состояния в течение суток :

• Улучшение состояния к вечеру

• Ухудшение состояния к вечеру

Меры профилактики :

- первичная (аннулируются факторы, связанные с насилием ранее выявленных отклонений);

- вторичная – организация социальной среды (сеть социальной среды);

- третичная – лечение, реабилитация (когда уже сформированы 3 критерия)

Употребление наркотиков:

Информирование о действиях наркотиков запугивающего характера следует говорить до 14 лет, акцент надо делать на последствия употребления наркотиков, информация должна быть доступной, и информатор быть авторитетным в подростковой среде. Главное – активное обучение социально важным навыкам. Центром подросткового возраста является общение.

Бытовой терроризм

Агрессия (открытая неприязнь, вызывающая враждебность).

Факторы, провоцирующие агрессивность:

- дискомфорт (расписание);

- отношения с педагогами;

- молодежная субкультура;

Основные задачи при профилактике агрессии :

- помогать ребенку сконцентрироваться на решении проблемы, а не уйти от нее;

- контакт с реальностью;

- выслушать, не давая оценок;

- оценить способность ребенка рассуждать и анализировать, по возможности продемонстрировать образцы поведения для выбора;

- предоставить информацию по проблеме;

- защищать права ребенка, быть посредником.

Раннюю агрессию в семье можно не замечать (она сойдет на нет). В более позднем возрасте – агрессивные предпосылки могут быть подкреплены. Должна быть не жесткость наказания, а его неизбежность, за один и тот же проступок один раз наказать, а потом не наказывать.

Заключение

Суицид – психологическое явление и, чтобы понять его, нужно понять душевное состояние человека, который решил покончить с собой. Самоубийство совершается в особую, исключительную минуту жизни, когда черные волны заливают душу и теряется всякий луч надежды. Психология самоубийства есть, прежде всего, психология безнадежности.

Основными задачами как родителей, так и педагогов-предотвратить попытки суицида, проводя профилактическую работу, замечая изменения в поведении ребенка. Вовремя принятые меры помогут спасти жизнь подростка, не дадут ему совершить непоправимое, ведь жизнь бесценный дар.

Литература и источники:

1. Аракелова Г. Г. Учителям и родителям о психологии подростков. М. 1988

2. Бирюшев P.P. Некоторые аспекты исследования агрессивного и делинквентного поведения подростков. Алматы, Менеджмент в образовании. 1997, №3

3. Бердяев Н. О самоубийстве. - М., 1992.

4. Дюркгейм Э. Самоубийство. СПб., 1998

5. Райе Ф Психология подросткового и юношеского возраста. — М., 2000.

6. Холмогорова А. Б., Воликова С. В. Основные итоги исследований факторов суицидального риска у подростков на основе психосоциальной многофакторной модели расстройств аффективного спектра. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2012. N 2. URL : https:// medpsy.ru

7. Шатохина С. А., Профилактика суицида

8. Юрьева Л. Н., Кризисные состояния

Публикации по теме:

Интегрированная деятельность в национальной образовательной среде Цель: - Изучение культурного наследия татарского народа, которое содержит педагогические ценные идеи и веками проверенный опыт воспитания,.

Развивающее общение в предметно-развивающей среде Одной из важнейших задач младшего возраста является развитие речи и общение детей. Условием развития коммуникативных способностей детей.

Феноменология разных форм психологического насилия в подростковой среде Феноменология разных форм психологического насилия в подростковой средеМолодежное насилие является актуальной проблемой в современном мировом.

Место педагога в развивающей среде В последнее время возрастает активная роль педагогики в поиске путей совершенствования среды, как условия формирования личности. Формирование.

Отчет по предметно-развивающей среде в средней группеОтчет по предметно-развивающей среде в средней группе Образовательную деятельность в нашей группе я веду по программе нашего детского сада, основанной на программе «От рождения до школы» в соответствии.

Патриотическое воспитание в предметно-окружающей среде. Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Задачи: - воспитание у ребенка.

Требования к предметно-развивающей среде Требования к развивающей предметно-пространственной среде. 1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию.

Проект по профилактике детской безнадзорности, подростковой преступности и социального сиротства «Неблагополучные семьи» Аннотация Проект разработан и выполняется социальным педагогом средней общеобразовательной школы №5» И. Н. Нестеренко. при поддержке администрации.

Ширма-элемент в предметно-развивающей средеШирма-элемент в предметно-развивающей среде Ширма- элемент предметно-развивающей среды. Наш детский сад небольшой, места немного, в одной группе совмещена и спальня, и столовая, и.

Консультация «Экология в среде» На сегодняшний день, у детей, впрочем, как и у взрослых преобладает потребительский подход к природе, что, на мой взгляд, обуславливается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Профилактика суицидов в подростковой среде
Опубликовано: 26 декабря 2018 в 08:38
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД