МААМ-картинки

Интегрированная деятельность в национальной образовательной среде

Айгуль Шайдуллина
Интегрированная деятельность в национальной образовательной среде

Цель:

- Изучение культурного наследия татарского народа, которое содержит педагогические ценные идеи и веками проверенный опыт воспитания, которые, развиваясь, обогащают мировую педагогическую мысль.

- Отбор эффективных средств национальной культуры.

- Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры наиболее успешным, отвечающим потребностям современного общества.

Задачи:

- Способствовать приобщению детей дошкольного возраста к культуре татарского народа, его духовным, материальным ценностям;

Публикация «Интегрированная деятельность в национальной образовательной среде» размещена в разделах

- Развивать творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

- Знакомство с народными играми татарской национальности;

- Разучивание фольклорных песен, танцев, игр татарского народа;

- Создать условия для ознакомления детей и родителей с национальными праздниками, формирования нравственных ценностей и духовных традиций татарского народа;

- Приобщать детей к наионалному фольклору, увлечь народными сюжетами.

- Обогащать чувства детей, воображение и речь.

- Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству.

- Систематизировать работу ДОУ по ознакомлению детей, родителей, педагогов с историко-культурным наследием Республики Татарстан.

Актуальность:

Данная тема важна нам, так как дети с ранних лет, должны знать, сохранять и передавать ценности свой культуры. Актуальность данной темы, привить детям дошкольного образования ценность татарского фольклора для сохранения и передаче традиций. Успехи воспитанников в знании татарского фольклора обеспечивают в будущем сохранению культуры, привитию ценностей и стремления детей узнать истоки отечественной культуры, обычаи татарского народа, которые возникли в далеком прошлом, ведь не даром говорят «у народа, который не знает своего прошлого не может быть будущего».Практика показала, что дети больше любят творческое ознакомление с процессом познания, участия в играх и мероприятиях. Наша задача в том, чтобы дети показали отношение к тому, что они видели, что им больше показалось интересным, что их в большей мере заинтересовало и какие выводы они сдали для себя.

Основные направления:

- изучение психолого-педагогической литературы;

- разработка программно-методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса;

- проектная и исследовательская деятельность;

- анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности воспитанников;

- планомерное и систематическое совершенствование методов воспитательно-образовательного процесса.

Источники:

- Специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная);

- Интернет; медиа-информация на различных носителях;

- Семинары, конференции, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, выставки.

- курсы повышения квалификации.

Предполагаемый результат:

- создание методической разработки;

- мастер-класс

- представление результатов педагогической деятельности

- участие в педсоветах, семинарах, в работе КМО педагогов ДОУ

- умение оказать практическую помощь коллегам.

Форма работы:

- индивидуальная – через индивидуальный план;

- групповая – через участие в методических объединений воспитателей, а также через участие в жизни ДОУ.

Форма отчета по проделанной работе:

- выступление на региональном семинаре, участие в профессиональных конкурсах.

Этапы работы над темой

Этапы Содержание работы Сроки Форма результатов

Диагностический

Изучение литературы и информационно- коммуникативных источников по проблеме и имеющегося опыта 2014 год Изучение ФГОС ДО.

В течении межаттестационного периода Курсы повышения квалификации воспитателей ДОУ.

Изучение ФГОС дошкольного образования.

Совершенствование знаний в области классической и современной психологии и педагогики.

Изучение нормативно-правового обеспечения образовательной деятельности и нормативных документов по педагогической аттестации.

3. Обзор в Интернете информации по инновационным технологиям. 2014- 2019г. 1. Поиск новых технологий, и методик (игровых, проблемных, проектных, исследовательских, опытно-экспериментальных, информационно-коммуникативных технологий).

Освоение новых компьютерных программ и ТСО (интерактивная доска, компьютер).

Освоение сайта «Электронное образование в РТ»,

Создание личного сайта.

Прогностический

Прогнозирование результатов Участие в мероприятиях направленных на повышение собственного профессионального уровня. 2014-2019г.

2018 год.

По мере организации

1. Посещение образовательной деятельности других ДОУ.

2. Прохождение курсов повышения квалификации.

3. Посещение тренингов личностного роста

4. Посещение научно-практических конференций, семинаров и практикумов.

Практический

Разработка программно-методического обеспечения

Формирование методического комплекса.

Корректировка работы 2014-2019 г. 1. Составления комплексно-тематического планирования и написание планов воспитательно - образовательной работы.

2. Организация проектно-исследовательской деятельности воспитанников.

3. Разработка методических и дидактических материалов.

4. Разработка пакета

материала в электронном виде.

Обобщающий

Подведение итогов Оформление результатов работы В течение 2014-2019 годов. 1. Выступление на педагогических советах ДОУ.

2. Проведение открытых мероприятий, мастер-классов.

3. Выступление на заседании КМО с презентациями опыта работы.

4. Выступление на региональных семинарах-практикумах.

5. Создание методической разработки

Внедренческий

Распространение опыта работы Публикации и презентации опыта работы. 2014-2019 1. Участие в конкурсах.

2. Публикации на интернет сайтах, брошюрах и журналах.

3. Выступление на семинарах, конференциях,

Вывод по окончанию работы:

- Базовый процесс «вращивания» ребенка в культуру в дошкольном возрасте определяет изучение форм и содержания родной культуры, помогает ребенку-дошкольнику познать самого себя, гордиться своей страной, осознавая ценность, а главное, необходимость своей жизни не только для самого себя, но и общества в целом.

- Условиями эффективной реализации приобщения дошкольников к истокам национальной культуры являются следующие:

• определение базовых направлений в работе с детьми, раскрывающих окружение ребёнка предметами национального характера, использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д., народные праздники и традиции, ознакомление детей с народной декоративной росписью, увлечение их национальным изобразительным искусством.

совместная деятельность родителей и педагогов, реализующая требования

• целостного педагогического процесса, где затрагиваются стороны развития ребенка, способствующие гармонизации его личности;

• использование разнообразных технологий организации деятельности детей на занятиях, в игре, свободной деятельности с помощью разнообразных средств (общение с представителями разных национальностей; устное народное творчество; художественную литературу; игру, народную игрушку и национальную куклу; декоративно-прикладное искусство, живопись; музыку; этнические мини-музеи).

План работы на 2015-2016 г.

Срок Тема Содержание работы Практический выход

Пальчиковые игры на основе татарских народных потешек. Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».

Октябрь

2015 г Татарский орнамент. Научить детей различать орнамент татарской культуры. Рисование с детьми татарский орнамент

Знакомство с закличками, потешками. Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»

Ноябрь

2015г. Татарские народные пословицы Помочь детям понять смысл татарских народных пословиц а так применять их в жизни. Консультация для родителей, что бы они рассказали детям пословицу, и нарисовали.

Декабрь

2015 г. Татарская народная сказка «Кем нрсярата?» Научить детей тому, чтобы узнать, что все животные питаются по-разному (различной пищей). В природе между животными не должно быть ссор, они должны жить дружно. Пополнять и активизировать словарный запас детей. Показ родителем видео сказки «Кем нрсярата?»(с участием детей)

Март

2016 г. Татарские народные

загадки Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей.

Тематическое занятие «В мире загадок»

Совместное творчество детей и родителей. Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»

Апрель

2016г. Татарские Народные колыбельные Объяснить детям сущность татарской колыбельной песни. Что бы дети поняли, что все держится на семье, изучение татарских слов. Информационный стенд для родителей

Выявление знаний у родителей. Анкетирование родителей. «Устное народное творчество в жизни вашего ребенка»

Консультация для воспитателей «Влияние татарского народного творчества на развитие речи детей»

Май

2016 г. Праздник «Сабантуй» Объяснить детям что после весеннее-полевых работ, для работников сельского хозяйства устраивается праздник «Сабантуй». Этот праздник показывает традиции татарского народа. Развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей. Показ некоторые игры «Сабантуя»

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. Выступление на педсовете.

План работы на 2017г.

Тема

Цель

Содержание работы

Моя семья Семейное дерево Ознакомление с предметным миром. История женской и мужской одежды. Быт и основное занятие татар. Формировать представление о себе, национальности родителей; Формировать представление о семье и своей принадлежности к ее членам; о значимости и красоте обычаев, праздников, семейных традиций. Воспитывать бережное отношение к семейным реликвиям.

Моя семья Семейное дерево Ознакомление с предметным миром Сюжетно-ролевая игра Национальный праздник с родителями. «Дом - начало всех начал: любви, добра, труда и света!» Экскурсия в мини музей. Мастерим печь. Знакомить детей с крестьянской избой и домашней утварью (печь, ухват, чугунок, колыбель, прялка); учить отгадывать загадки о предметах быта; продолжать знакомство с профессиями (строитель, печник). Познакомить детей с жилищем татарского народа: дать представление о строительстве татарской избы; о профессии плотника, инструментах плотника.

Устное народное творчество Ознакомление с предметным миром Устное народное творчество Вечер загадок и отгадок. Закрепить и уточнить знания детей о домашних животных; знать внешние признаки животных, чем питаются, как голос подают, где живут, какую пользу приносят; знать названия детенышей и семью. Вызвать интерес детей к театрализованной деятельности, создать условия для ее показа, учить выражать характер героев сказки; развивать речь детей.

Коллективная лепка из соленого теста Ознакомление с предметным миром Коллективная лепка из соленого теста. Татарская подвижная игра. Продолжить развивать интерес к лепке из соленого теста, лепке национальных блюд;

стимулировать и поддерживать самостоятельное определение замысла; развивать творчество инициативу

Декоративно-прикладное искусство Ознакомление с предметным миром Декоративно-прикладное искусство Музыкальный фольклор Разучивание колыбельной. Познакомить детей с историей страны на примере народной игрушки, воспитывать интерес к народным промыслам, развивать воображение, художественный вкус. Продолжить знакомство детей с элементами национальной культуры; поощрять детскую инициативу, самостоятельность, умение начатое дело доводить до конца. Формировать представление о колыбели, как о предмете русского народного быта. Продолжать знакомить детей с малыми устными фольклорными формами (колыбельные песни) Формировать эстетический вкус, интерес к устному народному творчеству; умение имитировать выразительные движения - укачивание куклы. Учить ставить игровые цели, выполнять соответствующие игровые действия, ходить в окружающей обстановке предметы, необходимые для игры

Декоративно-прикладное искусство Устное народное творчество Ознакомление с предметным миром Загадки об игрушках Милебай. Развлечение «Вечер подвижных игр». Закрепить и уточнить знания детей об игрушках; проявлять интерес к малым фольклорным жанрам; развивать память. Познакомить с татарскими народными играми; развивать в подвижных играх такие двигательные качества как ловкость, быстрота, общая выносливость. Закреплять использовать в самостоятельной деятельности разнообразные по содержанию игры татар; развивать в подвижных играх двигательную активность; развивать интерес к народным играм.

Музыкальной фольклор Музыкальный фольклор Совместная деятельность с родителями Устное народноое творчество Ознакомление с предметным миром Хороводная игра. Познакомить детей с татарским народным творчеством; расширить представление детей о природных явлениях, временах года; расширить словарный запас слов. Продолжить знакомство детей с татарским народным творчеством; развивать умение петь на родном языке; развивать артистические способности.

Ознакомление с предметным миром Рисование полотенца. Способствовать творческому применению сформированных умений и навыков по декоративному искусству на предметах быта (полотенце); разнообразию используемых элементов национального орнамента. Познакомить с загадками татарского народа; формировать у детей интереса к живой и неживой природе; развивать и обогащение образной памяти, логического мышления, развивать такие качества, как благородство, сострадание, доброта Рассмотреть несколько видов различных круп; познакомить детей с блюдами татарской кухни из них.

Устное народное творчество Декоративно прикладное искусство Самостоятельная деятельность. Татарская народная сказка «Глупый волк». Изготовление бус из глины. Рассматривание сундука с разного рода принадлежностями (одежда, обереги, пояса и т. д.). Продолжать объяснять доступные детям жанровые особенности татарских сказок; побуждать рассказыванию о восприятии поступка сказочного героя,помогать понять скрытые мотивы поведения. Приобщать детей к декоративной деятельности : показать способы рисования.

План работы на 2018г.

Тема

Цель

Содержание работы

Народные костюмы Ознакомление с предметным миром. Познакомить детей с историей народного костюма, его элементами, с особенностями внешнего вида татарского народного костюма; способствовать развитию речи; воспитывать интерес и уважение к татарской народной культуре. Познакомить детей с названием русских костюмов, названием тканей; расширять представление об истории татарского народа, учить описывать, делать элементарные умозаключения, вызывать эстетическое переживание и гордость за свою страну.

Наша дружная семья Ознакомление с предметным миром Сюжетно-ролевая игра Учить ставить игровые цели, выполнять соответствующие игровые действия, ходить в окружающей обстановке предметы, необходимые для игры ( роли: хозяин, хозяйка, печник, подмастерья). Продолжить знакомство детей с традициями татарского народа; развивать интерес к татарской музыке, поддерживать желание ее слушать; создать веселое настроение у детей и родителей.

Устное народное творчество Вечер загадок и отгадок. Познакомить основными признаками сказки; развивать стремление понять прочитанное, оценить действия и поступки героев сказки, придумать свои версии происходящего. Вызвать интерес детей к театрализованной деятельности, создать условия для ее показа, учить выражать характер героев сказки; развивать речь детей.

Коллективная лепка из соленого теста Ознакомление с татарскими народными играми Познакомить с татарскими народными играми; развивать умение соблюдать правила игры, развивать речь детей. Приобщать к устному народному творчеству, формировать запас литературных впечатлений; продолжать объяснять доступные детям жанровые особенности сказок

Декоративно-прикладное искусство Ознакомление с предметным миром, декоративно-прикладным искусством Учить ставить игровые цели, выполнять соответствующие игровые действия, ходить в окружающей обстановке предметы, необходимые для игры.

Декоративно-прикладное искусство Ознакомление с предметным миром Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Музыкальный фольклор. Совместная деятельность с родителями. Устное народное творчество Ознакомление с предметным миром Представить дошкольникам особенности народных праздников; воспроизвести яркие обрядовые моменты праздника; воспитывать гуманизм, человеческое достоинство, гражданскую позицию. Вызвать у детей интерес к небольшим фольклорным произведениям: закличкам; развивать интерес к татарскому языку; заложить основы правильного звукопроизношения.

Ознакомление с предметным миром Продолжать знакомить детей с национальным праздником наших предков, с его историей и значением в жизни народа. Развивать интерес к национальному быту и культуре татарского народа. Воспитывать толератность.

Отчёт по теме самообразования.

Тема самообразования «Знакомство детей дошкольного образования с татарским фольклором и с их ценностью в дальнейшей жизни» выбрана мною не случайно. Для того чтобы достичь мастерства в педагогической деятельности, нужно много учиться, познавать детскую психику, возрастные особенности развития детей, изучать литературу.

- Дошкольный возраст – период активной социализации ребёнка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности. Духовность – основополагающее условие для развития творческой инициативной личности. Результаты формирования духовности, нравственности, целомудрия укореняется в ребёнке при реализации комплексного подхода к воспитанию. Примером такого подхода является татарская культурная традиция, она невозможна без народного творчества, народных игр и праздников.

Детский фольклор – это особенная область устного народного творчества, куда входит материал из разных источников. Прежде всего, это произведения устного творчества, которые взрослые на протяжении многих лет создавали для детей. Существует большое количество жанров фольклора: это песни, традиции, праздники, сказки. Сюда также относят изделия мастеров: резьба по дереву, народные костюмы, народные промыслы. Одним из приоритетных направлений фольклора в дошкольном учреждении является знакомство детей с традиционными и обрядовыми праздниками, их важной чертой является взаимосвязь с трудом и различными сторонами общественной жизни человека, особенностями времён года, погодными изменениями, поведеньем птиц, насекомых, растений. Свою работу мы планируем, учитывая эти особенности и в соответствии с возрастом детей, начиная с младшего дошкольного возраста.

С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо с народной культурой. Как жили татары, как работали и как отдыхали, как они соблюдали обычаи, чем украшали свой быт. Для этого мы обратились к истокам татарской народной культуры и, в первую очередь к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, духовный мир, чувства наших предков.

Народные игры в детском саду не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Играя, ребёнок познаёт окружающий мир. Разучивая и используя в играх, хороводах фольклорные песни, он наполняет их конкретным содержанием применительно к игровым ситуациям. Познаёт ценности и символы культуры своего народа.

Народные игры, песни, хороводы, уходящие своими корнями в древность, помогают детям прикоснуться к великому народному искусству, почувствовать глубину и красоту татарских обычаев и обрядов.

Не обойтись без теоретической базы при изучении данного вопроса. Помощниками в изучении этой темы стала следующая литература;

полезной оказалась информация на следующих сайтах: MAAM.RU, Социальная сеть работников образования, Педразвитие.

Изучение литературы

Автор Название книги, статьи

Закирова К. Ф “ Балачак аланы: балаларбакчасытрбиячелреhмти – нилрчен хрестоматия». – Казан: РИЦ, 2011

Мурланова Ф. Н. Книга «Балаларны татар халкыны мднияте м традициялре белн таныштыру» Барда, 2002

Жуковская Р. И. Книга «Родной край».Пособие для воспитателей детских садов, Просвещение,1980

Газизов Р. Книга «Татар халык фольклоры», Казань, 1999

Н. Исанбет «Татарские народные пословицы». Казань, 2010

Ф. Хасьянова, Т. Шакирова, Р. Харис «Татарские народные сказки». Казань, 2011

Т. Шакирова “Загадки». Казань, 2010

Ф. Хасьянова, Т. Шакирова, Р. Харис “Татарские народные сказки». Казань, 2011 г.

Гарантина Т. П. «Семейные традиции и их роль в воспитании детей»,-1983

Жуковская Р. И. «Родной край»-пособие для воспитателей детских садов, Просвещение, 1980

Борhанова Р. А. “ Туган як табигатебелнтаныштыру: балаларбакчаларытрбиячелреченкулланма». Казань ИУУ РТ. 1997

Закирова В. К. «Золотой ключик» Хрестоматия для воспитателей детских садов», «Идел-Пресс», 2000

Асадуллин А. Ш «Татарская поэзия и фольклор в детском саду. Казань. Тат. книжное из-во,1982

К. Ф Закирова «Красноречие». Казань, 2012

Бабынина Т. Ф. «Традиции национальных культур». Казань: РИЦ «Школа», 2003

Ф. Н. Мурланова; «Балаларны татар халык мдниятемтрадициялребелнтаныштыру», Идел-Пресс, 2000

К. В. Закирова, Л. Р. Мортазина «Балачак- уйнап-клеп ср чак» - Казан- РИЦ 2012

Публикации по теме:

Музыкально-игровая деятельность детей на музыкальных занятиях и в музыкальной предметно-развивающей среде детского садаМузыкально-игровая деятельность детей на музыкальных занятиях и в музыкальной предметно-развивающей среде детского сада МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ТЕМЕ «МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ И В МУЗЫКАЛЬНОЙ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ.

Интегрированная непосредственно образовательная деятельность «Путешествие по родному городу» Цель: Расширить представления детей о России, как о родной стране, нашем общем большом доме. Систематизировать представление о том, что.

Интегрированная образовательная деятельность «Мы любим музыку» для детей 6–7 лет Цель: выявить уровень развития музыкальных способностей детей через совместную музыкально-игровую и коммуникативную деятельность с использованием.

Интегрированная образовательная деятельность в старшей группе «Чтоб кусался зубок»Интегрированная образовательная деятельность в старшей группе «Чтоб кусался зубок» Цель: воспитывать культурно-гигиенические навыки, продолжать знакомить с основами правильного питания и ухода за зубами; совершенствовать.

Интегрированная образовательная деятельность в старшей группе «Откуда хлеб пришёл?» Интегрированная образовательная деятельность в старшей группе. Тема: «Откуда хлеб пришёл?» Цель: формирование представления детей о процессе.

Интегрированная образовательная деятельность «Вестники весны» Интегрированное образовательная деятельность в группе детей 5-6 лет "Вестники весны". Интегрированные образовательные области: речевое развитие,.

Мастер-класс для воспитателей «Музыкально-игровая деятельность в предметно-развивающей среде» Известно, что музыкальное развитие ребенка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать.

Информационные таблички для родителей в образовательной средеИнформационные таблички для родителей в образовательной среде Вот такие таблички, необходимые и незаменимые были "внедрены и апробированы" в нашей группе Как же быть родителям, которые неожиданно.

Пояснительная записка к программе «Тьюторское сопровождение детей-инвалидов в дошкольной образовательной среде» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖЕНИЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Преобразования, происходящие.

Интегрированная непосредственная образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию «В гости к сказке» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 39» Интегрированная непосредственная образовательная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интегрированная деятельность в национальной образовательной среде
Опубликовано: 2 октября 2018 в 20:59
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД