Наталья Сипайлова
Профилактика эмоционального напряжения прфессонального выгорания воспитателя ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Введение.
Общеизвестно, что профессия педагога — одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. Стрессогенность заложена уже в самой природе педагогического труда. Переход современного образования на личностно-ориентированную модель обусловливает повышение требований со стороны общества к личности педагога, его роли в образовательном учреждении. В практике учреждений возникает проблема профессиональной деформации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих устойчивые отрицательные состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний.
Публикация «Профилактика эмоционального напряжения прфессонального выгорания воспитателя ДОУ» размещена в разделах
- Психогимнастика, релаксация. Снятие эмоционального напряжения
- Эмоциональное и профессиональное выгорание. Тренинги
- Темочки
Часть I
За годы работы в ДОУ у воспитателя накапливается множество психологических проблем, решить которые он не в состоянии, что приводит зачастую к разочарованию в своей профессии, профессиональному выгоранию.
Авторы учебно-методического пособия «Сохранение здоровья детей и педагогв в условиях детского сада» Е. А. Чекунова и Т. П. Колодяжная отмечают по определению Н. К. Смирнова, что синдром профессионального выгорания выражается в состоянии физического утомления и разочарования, истощения и износа, котрое происходит в результате сильно завышенных требований к собственным ресурсам и силам и которое возникает в профессиональных сферах «человек — человек».
Ученый Н. К. Смирнов выделяет следующие симптомы эмоционального выгорания :
снижение работоспособности, продуктивности, желания работать;
непроходящее чувство усталости, истощения;
«трудоголизм» - тотальное посвящение себя работе, когда работа фактически становится заменителем нормальной жизни;
чувство невостребованности, ощущение неспособности изменить свою судьбу;
частые головные боли, бессоница и нарушения сна, расстройства ЖКТ, изменение веса (снижение или увеличение);
рост ролевых и эмоциональных конфликтов;
обида, разочарование, легко возникающие приступы гнева и раздражительности, подсознательное чувство вины;
стремление сократить или формализовать взаимодействие с другими людьми;
постоянное ожидание не вознаграждения от выполняемой работы, а наказания, уличения в недостаточной компетенции;
разнообразные поведенческие изменения, в частности появления ригидности, что создает закрытость к изменениям, потому что они требуют энергии и риска, являясь большой угрозой для истощения личности.
Часть II
Рассмотренные нами симптомы, стадии и причины возникновения профессионального выгорания позволяют организовать работу с воспитателями ДОУ по профилактике эмоционального напряжения и профессионального выгорания.
Данное мероприятие будет носить название - Дни психологической разгрузки для педагогов ДОУ.
Цель мероприятия: Создание условий для профилактики возникновения профессионального выгорания у педагогов.
Задачи:
1. Формировать умение правильно ориентироваться в собственных психических состояниях;
2. Адекватно оценивать их и эффективно управлять собой для сохранения и укрепления собственного психического здоровья;
3. Формировать самопринятие, позитивное отношение к себе, позитивного отношения к возможностям своего развития.
Адресат: педагоги, специалисты ДОУ.
Частота проведения: 2 раза в год (осень, весна).
Осень
Название
Структура занятия
Игры, упражнения
День первый
Приветствие
Практические упражнения
Рефлексия, прощание
Приветствие в кругу, определение правил работы в группе.
Упражнение «Возьми салфетки».
Упражнение «Разговор со сменой позиций».
Упражнение «Впечатления»
Упражнение «Групповое рисование по кругу».
Рефлексия, прощание.
День второй
Приветствие
Практические упражнения
Рефлексия, прощание
Приветствие в кругу.
Упражнение «Огонь-лед».
Игра «Замороженный и реаниматор».
Упражнение «Звуковая гимнастика».
Рефлексия, прощание.
День третий
Приветствие
Практические упражнения
Рефлексия, прощание
Приветствие в кругу.
Упражнение — энергизатор.
Упражнение «Назови свое имя».
Дискуссия «Мозговой штурм».
Игра «Карусель».
Прощание, рефлексия.
День четвертый
Приветствие
Практические упражнения
Рефлексия, прощание
Приветствие в кругу.
Упражнение «Я подарок для человечества».
Работа в группах.
Методика «Щит».
Упражнение «Главное-второстепенное».
Групповой коллаж «Мы вместе».
Прощание, рефлексия.
Весна
Название
Структура занятия
Игры, упражнения
День первый
Приветствие
Практические упражнения
Рефлексия, прощание
Приветствие в кругу, определение правил работы в группе.
Упражнение «Приветствие».
Упражнение «Мои роли, интересы, возможности».
Медитативное рисование «Мои чувства».
Упражнение «Почувствуй эмоции».
Рефлексия, прощание.
День второй
Приветствие
Практические упражнения
Рефлексия, прощание
Приветствие в кругу.
Упражнение «Что больше всего меня раздражает в других».
Упражнение «Рисование вдвоем».
Музыкальное упражнение «Танец вдвоем».
Рефлексия, прощание.
День третий
Приветствие
Практические упражнения
Рефлексия, прощание
Приветствие в кругу.
Упражнение «Мои недостатки».
Упражнение «Я люблю себя».
Упражнение «Личность педагога».
Упражнение «Это классно!»
Прощание, рефлексия.
День четвертый
Приветствие
Практические упражнения
Рефлексия, прощание
Приветствие в кругу.
Упражнение «Трамвайчик».
Упражнение «Двери».
Упражнение «Мое педагогическое кредо».
Медитация «Создание выразительного образа Я».
Групповой коллаж «Мы вместе».
Прощание, рефлексия.
Список используемой литературы:
1. Е. А. Чекунова, Т. П. Колодяжная Сохранение здоровья детей и педагогов в условиях детского сада. / учебно-методическое пособие. М. 2010.
2. Е. В. Шитова Практические семинары и тренинги для педагогов. / Воспитатель и ребенок : эффективное взаимодействие. Волгоград. 2013.
3. Н. А. Рогалева Дни психологической разгрузки для педагогов ДОУ. / Справочник педагога-психолога. 01.2012.
4. В. М. Чернышова, С. Ю. Лифанова Инновационные подходы к профилактике профессиональной деформации педагога. / Справочник педагога-психолога. 03.2011.
5. Самоукина Н. В. Игры в школе и дома (психотехнические упражнения; коррекционные программы)./ М. 1995.
6. Т. Н. Сташкова Занятие-тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания». / Справочник педагога-психолога 02.2011.
Приложение 1.
Памятка для педагога.
Как снизить воспитателю риск синдрома выгорания.
1. Необходимо оценить ситуацию, ответив на вопрос: как изменилось за последнее время отношение к работе? Если мысль о работе вызывает раздражение и усталость, необходимо принимать меры. При этом не пытайтесь спрятаться от реальности за фразу: «Да ничего, просто переутомилась».
2. Постараться создать комфортные условия для работы. Даже «милые пустячки» : фото на столе, несколько сувениров от близких людей, пуфик под ногами и т. д. - помогут избавиться от формализма, свойственного многим образовательным учреждениям.
3. Предоставить себе возможность регулярно расслабляться, эмоционально раскрепощаться, сделать что-либо приятное для себя и получить удовольствие от этого.
4. Уходя с работы, постараться не оставлять дела в хаотическом беспорядке (когда утром вы придете на работу, это снова погрузит вас в состояние дискомфорта).
5. Разговаривать с людьми (близкими, друзьями, коллегами и др.) «по пустякам» - возможность просто поболтать на отвлеченные темы — тоже лекарство от стресса.
6. Избавиться от боязни ошибиться — достичь полного совершенства все равно не получится, а пробовать разные варианты необходимо. Задайте себе вопрос: что будет, если я сделаю ошибку, - случится мировая катастрофа?
7. Стать заменимыми: пусть руководитель заблаговременно готовит тех, кто при необходимости сможет на достойном уровне выполнить эту же работу. Надо избавиться от иллюзии, что без вас процесс остановится. Необходимо помнить, что сочетание ответственности с незаменимостью — путь к выгоранию.
8. Готовить пути отступления: как только период влюбленности в очередную работу проходит, следует подумать о потенциальной перемене, хотя бы для того, чтобы избавиться от ощущения мышеловки.
9. Синдром выгорания хорош тем, что дает повод задуматься: на своем ли вы месте, не затормозилась ли ваша жизнь?
Приложение 2
Упражнение на развитие позитивного мышления
«Именно сегодня»
1. Именно сегодня у меня будет спокойный день, и я буду счастлива. Счастье — это внутреннее состояние каждого человека. Счастье не зависит от внешних обстоятельств. Мое счастье заключено внутри меня. Каждый человек счастлив настолько, насколько он хочет быть счастливым.
2. Именно сегодня я включусь в ту жизнь, которая окружает меня, и не буду пытаться приспособить ее к своим желаниям. Я приму моего ребенка, мою семью, мою работу и обстоятельства моей жизни такими, какие они есть, и постараюсь полностью им соответствовать.
3. Именно сегодня я позабочусь о своем здоровье. Я сделаю зарядку, буду ухаживать за своим телом, избегать вредных для здоровья привычек и мыслей.
4. Именно сегодня я уделю внимание своему общему развитию. Я займусь полезным делом. Я не буду лениться и заставлю работать свой ум.
5. Именно сегодня я продолжу свое нравственное самосовершенствование. Я буду полезной и нужной своему ребенку, семье, себе самой.
6. Именно сегодня я буду доброжелательна ко всем. Я буду выглядеть как можно лучше, буду любезной и щедрой на похвалы. Я не буду придираться к людям и пытаться их исправить.